Автор: Прохоренко Екатерина Григорьевна учитель географии МОАУ СОШ с. Томичи Белогорский район Амурская область
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект урока на тему «Вещества и смеси» по природоведению для 5 класса. Познавательный урок направленный на развитие исследовательской и опытнической грамотности обучающихся, обобщения и систематизации знаний по данной теме.Конспект соответствует программе и календарно-тематическому планированию по природоведению.
Тема: Вещества и смеси
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о смесях, веществах и их свойствах
Тип урока:
1) По дидактической цели – урок обобщения и систематизации знаний с элементами исследования.
2) По основному способу проведения – урок -практикум исследовательского типа.
3) По основным этапам учебного процесса – урок повторения и обобщения.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, частично поисковый, информационно-развивающий.
Оборудование: магнит, колбы разной формы, вода, железные опилки, сера, лист бумаги, карточки с предложениями.
Организационная форма урока: групповая
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о смесях, веществах и их свойствах
Задачи:
Образовательные: выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме: « Вещества и смеси»
Развивающие: развивать умения делать выводы и обобщения; устанавливать причинно-следственные связи. Продолжить обучение учащихся анализу, сравнению и обобщению полученных знаний.
Воспитательные: воспитывать умение работать в группе, развивать коммуникативные качества; прививать интерес к предмету
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, дети, улыбнитесь.
Земле нашей поклонитесь.
К солнцу дружно потянитесь.
И к соседу повернитесь.
Улыбкой с ним вы поделитесь
И на места свои садитесь.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: На прошлом уроке вы закончили изучение 7 параграфа.
Учитель: Как он назывался?
Ученики: Вещества и смеси.
Учитель: Откройте тетради и запишите тему урока: «Вещества и смеси».
Учитель: сегодня я предлагаю поработать вам лаборантами и выяснить, все ли тела состоят из веществ, а вещества при этом способны сохранить свои свойства(цель). Но перед тем как приступить к работе, необходимо вспомнить знания, полученные на прошлых уроках и технику безопасности при проведении опытов.
А) Индивидуальное задание на карточках: Опытным путем доказать, что жидкость сохраняет объем, но не способна сохранять форму.(ребята выполняют самостоятельно опыт, используя одинаковое количество воды, но разные по форме колбы. Инструктаж по технике безопасности.)
Б) Групповое. Блиц-опрос:
Учитель: Какими свойствами обладают твердые тела?(сохраняют форму и объем)
Какими свойствами обладают газы?( принимают форму сосуда в котором находятся, занимают весь объем)
Какие тела называют пластичными? Приведите примеры ? ( тела, которые меняют форму под действием других тел и сохраняют ее после окончания действия; пластилин, воск)
Учитель: Мы с вами вспомнили свойства тел, и газов, а из чего состоят тела?(из веществ)
А что можно получить, если смешать 2 вещества? (смесь)
3. Основной этап урока.
Учитель: Вы уже знаете, что нас повсюду окружают тела природы и предметы, сделанные человеком. Все они состоят из веществ, которые характеризуются определенными свойствами, которые отличаются друг от друга. В ваших мини-лабораториях находятся задания, но один из наших лаборантов запутался и не совсем правильно составил предложение в задании №1исправьте его.
Задание №1. Исправьте допущенные ошибки.
Предложение: Тела и Предметы Состоят из Свойств, а Свойства обладают разными Веществами.
(ребята вывешивают на доску свои исправленные предложения, и доказывают свою позицию).
Учитель: Хорошо все справились с заданиями, правильно определили последовательность слов в предложении. Каждый лаборант должен не только правильно читать информацию, но и уметь делать опыты и выводы. Перед вами 2 пробирки с разными веществами необходимо заполнить таблицу, охарактеризовав каждое из веществ по образцу, при необходимости провести опыты. И сделать вывод, сравнив характеристики двух веществ.
Задание №2. Заполните таблицу
Характеристика
|
Железные опилки
|
Сера
|
цвет
|
Серый с металлическим блеском
|
желтый
|
Взаимодействие с водой
|
тонет
|
Не тонет
|
Действие магнита
|
притягивается
|
Не притягивается
|
Вывод
|
Каждое вещество обладает определенными свойствами
|
Учитель: А что образуется, если смешать 2 эти вещества или несколько других? ( предположения учеников – образуется смесь, можно сделать какой-либо предмет)
Ученики должны сделать самостоятельный вывод о том, что тела и предметы могут состоять из 1 вещества, либо из смеси.
Учитель: Молодцы ребята, справились с заданием. Вы работали,работали. А теперь отдохнем «Физминутка»
Учитель:Мы решили закаляться, раз – два – раз – два! (приседания, с вытягиванием рук перед собой)
И водою обливаться, раз – два – раз – два! (поднять руки вверх, имитация обливания)
А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два!
Не забудем растереться, раз – два – раз – два! (имитация растирания полотенцем)
Учитель: А теперь наша работа лаборантов продолжается. Откройте страницу 37 в учебнике и сравните свои выводы с авторскими. Обратите внимание, что авторы утверждают, что вещества находясь в смеси способны сохранять свои свойства. А мы с вами можем это проверить? (предложения учеников) Что будем делать? (предположения). Обратимся к заданию №3. Докажите, что вещества находясь в смеси сохраняют свои свойства. (страница 39 в учебнике –опыт по алгоритму)
Алгоритм:
1. Смешайте серу и железные опилки. Что получилось?(смесь)
2. Какой цвет имеет …?(смесь имеет серо-желтый цвет)
3. Что происходит при действии магнита на смесь?( одно вещество притянулось к магниту, второе осталось лежать на листке)
4. Как взаимодействует смесь с водой(одно вещество тонет, а другое остается на поверхности)
5. Используя полученные данные и из задания №2 (таблица) сделайте вывод, записав его в тетрадь.
Учитель: Все лаборанты справились с заданиями, к какому выводу пришла каждая из групп.(ученики оглашают свои выводы: сера и железные опилки находясь в смеси сохранили свои свойства).
Учитель: Ребята давайте вспомним цель нашей работы. Смогли ли мы ее достигнуть, каковы наши результаты?(ученики озвучивают - тела могут состоять из 1 или нескольких веществ, при этом вещества в смеси сохраняют свои свойства, доказали это с помощью опытов).
Общий вывод по уроку: тела могут состоять из 1 или нескольких веществ, при этом вещества в смеси сохраняют свои свойства.
Рефлексия
Учитель: Какой была наша работа в качестве лаборантов? Продолжите фразу
Поработав лаборантом, я узнал(а)….
Поработав лаборантом ,я научился(научилась)…
Поработав лаборантом, я стал(а) лучше…
Урок не прошел даром, потому что….
Оценивание учащихся
Учитель: Спасибо за творческую работу. Желаю вам успехов в учебе.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока природоведения в 5 классе «Можно ли жить не питаясь»
Конспект урока по природоведению в 5 классе. Птицы осенью
Конспект урока природоведения в 5 классе. Строение цветковых растений