Конкурсы

Игры по пожарной безопасности для школьников, 5-9 класс

Игровое внеурочное занятие по ОБЖ. Тема: Запомнить нужно твердо нам - пожар не возникает сам!

Дидактические игры и упражнения

Цель: развивать практические навыки учащихся по локализации и тушению пожара; уметь определять, как выглядит опасность и почему она возникает; воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью.

Оборудование: игрушечные телефоны; таблицы, плакаты и рисунки «Опасность игры с огнем», «Новогодняя елка», «Первичные средства пожаротушения», «Пожар в лесу».

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

На классной доске записаны слова Владимира Маяковского:

Запомнить твердо нужно нам - пожар не возникает сам!

Учитель читает эти слова и задает вопросы:

- Как случаются пожары?

- Почему они происходят?

- Кто или что может быть виновником пожаров?

-Назовите причины пожаров.

Учащиеся называют причины возникновения пожара, а учитель записывает на доске:

1) неисправность электрических приборов;

2) забывчивость (забыли выключить электроприбор, отключить вовремя, закрыть-открыть дымоход и т. п.);

3) воспламенение от искры (печь, камин);

4) близость к огню легковоспламеняющихся предметов (мебель, обои, книги, одежда, пол);

5) игры со спичками, зажигалками, горючими смесями;

6) легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества - керосин, бензин, газ, порох, жидкости в аэрозольных баллончиках.

Учащиеся делают вывод: самые главные виновники пожаров - люди.

Учитель. Как защитить свой дом (квартиру) от проникновения дыма? Как защитить себя от дыма? Какой должна быть марлевая повязка?

III. Игра-соревнование «Лесной пожар».

Описание. Учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть рисунки и прочесть текст к ним (найти, соотнести рисунок с подходящим текстом). Затем учитель раскладывает на столе карточки с вопросами-заданиями, участники игры выбирают любую из них, отвечают. Зрители оценивают ответы участников и выбирают лучшего игрока в соревновании.

Текст к рисункам (сюжетным картинкам):

▲ Пожар в лесу - это опаснейшая чрезвычайная ситуация. Он может привести к гибели людей, животных, уничтожению больших участков леса, домов и поселков. Причиной таких пожаров бывают молнии или длительная засуха, но чаще всего виноваты люди. В 90 случаях из 100 лесные пожары вызваны неправильным обращением людей с огнем.

▲ Не разводи костров в лесу, парке, саду, особенно если рядом нет взрослых. Не играй с огнем в местах скопления тополиного пуха.

▲ Если возник пожар в лесной зоне, то спасаться от него лучше по открытым местам (полянам, просекам, дорогам, рвам, речным переправам), стараясь как можно быстрее покинуть горящий лес. Нос и рот закрой от дыма мокрым платком.

▲ Если возгорание небольшое, огонь только начинает разгораться, попытайся справиться с ним сам. Для этого залей его водой, засыпь песком или землей.

▲ Когда огонь приближается к домам, взрослые борются с ним - заливают водой, засыпают песком или землей, роют рвы и вырубают деревья. Ты тоже можешь им помочь, если уведешь малышей в безопасное место, где будешь заботиться о них.

Вопросы на карточках к игре-соревнованию «Лесной пожар».

1. Как потушить костер?

2. Каким путем ты будешь выходить из горящего леса?

3. Что может послужить причиной пожара в лесу?

4. Почему опасно поджигать тополиный пух?

5. Как защитить себя от дыма?

6. Какие природные явления могут быть причиной пожара?

7. Для чего во время лесного пожара роют рвы?

8. Почему из горящего леса выходят по открытым местам?

9. Какие меры нужно предпринимать, если пожар усиливается?

IV. Игра «Вызов по телефону пожарной команды».

Учитель.

Если вдруг пожар возник,

То звонить обязан вмиг,

Как и всякий гражданин,

В часть к пожарным «01».

Описание. Учащийся «звонит» по телефону в пожарную часть, докладывает диспетчеру пожарной части (службы спасения), что случилось: называет адрес; где горит; свой номер телефона; свою фамилию; на каком этаже горит; как лучше подъехать к дому; сколько подъездов в доме. Все сведения ученик должен сообщить четко, быстро, без запинок.

V. Рассказ учителя.

Пожар - стихийное распространение огня, вырвавшегося из-под контроля человека.

На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.

Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в горящую комнату, и в квартиру (пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть). Уходить из квартиры можно только, зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в ванных комнатах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома - помни об этой опасности. По задымленным коридорам пробирайся на четвереньках или ползком - внизу меньше дыма.

Если дым в подъезде, постарайся сначала выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно прикрой за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не пытайся спуститься ниже. Возвращайся в квартиру и звони «01». Если ты живешь в современном непрогораемом доме, закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, заткни вентиляционные отверстия и жди пожарных. Если в квартиру, несмотря на принятые меры, проник дым и пожар, остается еще возможность выйти на балкон и подавать знаки спасателям.

VI. Дидактическое упражнение «Пожар в школе, кинотеатре, на стадионе. Страх и паника».

Описание. Учитель предлагает учащимся ознакомиться со зрительным (рисунки, плакаты, сюжетные картинки по теме) и информационным (текстом к ним) рядами, проанализировать их возможное поведение в сложной ситуации.

Используя полученные знания, учащиеся должны ответить (в ходе игры-упражнения), как вести себя при пожаре в общественном месте и при возникновении паники.

Информационный (текстовой) ряд к рисункам:

▲ В местах, где собирается очень много людей, например в школе, кинотеатре, на стадионе, на аттракционах в парке и т. д., могут возникнуть очень опасные ситуации: пожары, аварии, взрывы. Чаще всего люди гибнут не от самой опасности, а от страха и паники, возникших в толпе. Об этом нужно всегда помнить и предвидеть возможную опасность. Для этого, входя в любое помещение, нужно обратить внимание на запасные и аварийные выходы, представить себе, как ты к ним доберешься.

▲ Помни, что самое опасное - быть зажатым и затоптанным в толпе! Люди в панике не замечают тех, кто рядом. Каждый думает о собственном спасении. Люди стремятся вперед, к выходу. Поэтому наибольшая давка бывает в дверях, перед сценой, около арены и т. д.

▲ Старайся не приближаться к ограждению, стенам, стеклянным дверям, к которым тебя могут прижать. Не держи руки в карманах. Старайся не упасть на пол. Если толпа тебя увлекла - не сопротивляйся ей! Глубоко вдохни, согни руки в локтях, приподними их, чтобы защитить грудь.

▲ Если тебя сбили с ног и ты упал на землю, постарайся свернуться клубком и защитить голову руками, прикрывая затылок.

Вопросы и задания к упражнению:

1. О чем нужно помнить, отправляясь в кино, цирк, на стадион?

2. Что нужно делать, чтобы не упасть в толпе?

3. Почему нельзя толпиться у дверей?

4. Что может послужить причиной паники?

5. Что нужно делать, если в толпе тебя сбили с ног?

6. Куда ты побежишь, если возникла паника?

7. Найди или вообрази план эвакуации с объяснением, куда идти.

8. Где бывает наибольшее скопление людей при эвакуации?

9. Чем опасны стены, ограждения, стеклянные двери?

10. Что нужно предпринять, если толпа тебя увлекла?

VII. Игра «Пожар в школе. Как действовать при пожаре».

Учитель. У меня в руке «чудесные» конверты, в них находятся различные предметы и средства, которые помогают людям потушить пожар. Каждый участник игры может выбрать любой конверт, достать из него рисунок предмета и объяснить, для чего он предназначен, в чем его назначение при пожаре, как его применять, как им действовать.

Комплект карточек с рисунками, которые учитель закладывает в «чудесные» конверты, представлены на рисунке.

VIII. Игра «Крестики-нолики» (работа в парах).

Учитель. Отметьте крестиком красного цвета причины опасности в квартире, в окружающей среде (проверку можно провести через проектор).

Объект

Причина

люди

техника

другие причины

утюг

печь

телевизор елочная гирлянда лес газ

густой дым на улице

 

 

 

IX. Графический диктант.

Работа проверяется по трем вариантам: I вариант - огонь; II вариант - вода; III вариант - газ.

Учитель читает утверждения - как бороться с возникшей опасностью. Учащиеся записывают ответы в виде графических символов.

- Набросить одеяло.

- Закрыть входную дверь.

- Завернуть вентиль.

- Кричать и махать полотенцем.

- Проветрить помещение.

- Пробираться ползком.

- Обратиться за помощью к соседям.

- Назвать свой адрес и телефон.

- Позвонить диспетчеру.

X. Проверочный тест.

1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия аварийных служб:

01                          газовая служба

03                          пожарная охрана (служба спасения)

04                          скорая помощь

2. Что необходимо сделать прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не сможешь потушить самостоятельно? Выбери правильный ответ:

а) убежать;

б) закричать, позвать на помощь;

в) вызвать пожарников по телефону «01».

3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать? Выбери правильный ответ:

а) нужно выйти и посмотреть, где и что горит;

б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;

в) не обращать внимания - ведь горит не в твоей квартире.

4. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал в квартире запах газа? Выбери правильный ответ:

а) открыть окно;

б) сразу из квартиры позвонить в газовую аварийную службу - 04;

в) зажечь спичку.

5. Что при пожаре главное? Выбери правильный ответ:

а) защита от дыма;

б) звать на помощь в открытое окно;

в) залить водой место возгорания.

XI. Итог занятия.

- Какие важнейшие правила безопасности при пожаре вы запомнили?

- Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?

- Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?

Автор: Г. П. Попова

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Причины возникновения пожара», 5 класс

Классный час «Как действовать при пожаре дома в школе»

Конспект внеурочного занятия по пожарной безопасности на тему «Взрывы», 7 класс

Классный час «Средства пожаротушения», 6-7 класс

Классный час «Пожары», 8 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!