Конкурсы

Классный час «Пожары», 8 класс

Конспект классного часа по пожарной безопасности на тему: «Пожары»

Цель: изучить с учащимися причины, классификацию, условия возникновения пожаров.

Ход занятия

I. Вводная часть.

Повторение пройденного материала по вопросам:

- Какие техногенные катастрофы и аварии могут возникнуть в нашем районе?

- Перечислите основные причины возникновения аварий.

Сообщение темы и цели занятия.

II. Изложение материала по теме.

1. Исторические сведения.

Учитель. Статистика говорит, что в нашей стране пожары вспыхивают каждые 2-3 минуты, в них ежегодно погибает около 20 тысяч человек.

Пожары приводят к большим материальным потерям:

• превращают в пепел жилые и промышленные здания;

• уничтожают лесные массивы;

• уничтожают урожаи сельскохозяйственных культур.

Приведу примеры некоторых исторических фактов, подтверждающих тяжкие последствия, нанесенные пожарами:

1470 г. - пожар в Москве (осталось только 3 двора);

1493 г. - пожар в Кремле (сгорела вся Москва);

1812 г. - пожар, вызванный бесчинством мародеров (уничтожено 2/3 города);

1972 г. - торфяные пожары в Подмосковье (всю Москву заволокло дымом);

2003 г. - пожар в одном из корпусов общежития Российского университета дружбы народов. (Погибло 44 студента, 180 пострадало.)

2007 г. - пожар в доме престарелых в городе Ейске на Кубани. (В результате пожара погибли 62 человека, пострадало-34.)

2009 г. - ПОЖАР в ночном клубе «ХРОМАЛ ЛОШАДЬ» в историческом центре Перми. (В результате пожара погиб 101 человек, еще 134 пострадали.)

2018 г. – Пожар в торгово-развлекательном комплексе «Зимняя вишня» в городе Кемерово (В результате погибло 60 человек, из них 37 детей)

2. Беседа по вопросам:

- На каких объектах наиболее часто возникают пожары?

- Как вы думаете, какие предприятия нашего города, района наиболее пожароопасные?

3. Определение понятий «пожар», «горение».

Учитель. Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.

Горение - это процесс превращения горючих веществ в продукты сгорания.

Оно сопровождается:

• интенсивным выделением тепла;

• выделением дыма;

• световым излучением.

Для возникновения горения необходимы три условия:

1) наличие горючего вещества; к горючим веществам относятся:

• дерево;

• бумага;

• бензин;

• керосин;

• газ и др.;

2) наличие окислителя, к которому относятся следующие вещества:

• кислород воздуха;

• селитра;

• азотная кислота;

• окислы азота;

3) источник воспламенения, которым может послужить:

• искра;

• пламя костра;

• непогашенный окурок и др.

Рассмотрите зависимость всех трех условий возникновения пожара между собой на схеме.

Как вы думаете, если не будет одного из этих условий, что произойдет? (Ответы учащихся.)

Схема 1

Отсутствие одного из элементов делает невозможным возникновение пожара.

На скорость распространения пожара влияет огнестойкость строительных конструкций и возгораемость материалов, которые делятся на:

• горючие;

• трудногорючие;

• негорючие.

Компоненты возгорания различных групп материалов и их характеристика представлены в схеме. Ознакомьтесь с этой схемой.

Схема 2

Чаще всего причиной гибели людей является не огонь, а удушающий газ, выделяемый при горении пластмасс, применяемых при отделке зданий.

По интенсивности пожары подразделяются:

• на отдельные (то есть пожары в отдельном здании);

• массовые (отдельные пожары, охватившие 25 % территории застройки).

Ведение спасательных работ в зоне массового пожара практически исключено.

Условиями возникновения такого пожара являются:

• массовая застройка;

• лесной массив;

• большое скопление горючих материалов;

• огненный шторм (пожар охватывает в городах 90 % зданий), который характеризуется подъемом вверх продуктов сгорания и нагретого воздуха, а также притоком с ураганной скоростью со всех сторон свежего воздуха.

- Распространение пожаров в городах и населенных пунктах зависит от следующих факторов:

• огнестойкости зданий;

• плотности застройки;

• характера местности;

• условий погоды.

Как вы думаете, какие здания вероятнее всего подлежат истреблению во время огненной стихии? Какие населенные пункты представляют наибольшую опасность при возникновении пожара? (Наибольшую опасность представляют населенные пункты с деревянными застройками.)

Вспомните статистику о случаях с пожарами. Где чаще всего происходят пожары с наибольшим количеством жертв? (Ответы учащихся.)

Учитель (обобщает). Наибольшее число жертв бывает в зданиях с массовым пребыванием людей:

• гостиницы;

• спортивные сооружения;

• магазины;

• образовательные учреждения;

• театры и др.

Уместно привести примеры последних сведений из хроники пожаров, показать видеосюжеты.

При горении нефтепродуктов в резервуарах возможны вытекание нефтепродуктов и взрывы, приводящие к выбросам горящей жидкости.

Как остановить горение? (Ответы учащихся.)

Учитель (дополняет). Горение может быть прекращено:

• охлаждением водой;

• специальными растворами;

• углекислотой и другими средствами;

• разбавлением реагирующих в процессе горения веществ водным напором, углекислым газом, азотом;

• изоляцией зоны горения пенами, порошками, грунтом;

• химическим торможением реакции горения специальными веществами (бромэтил, фреоны).

Существуют различные способы тушения пожаров, которые применяются и эффективны в каждом конкретном случае с пожарами.

Рассмотрим эти способы тушения пожаров:

• первичные очаги возгорания тушат огнетушителем, засыпают песком и другими подручными средствами;

• отдельные очаги горения оставляют для догорания горючего материала;

• массовые пожары разбиваются на отдельные участки.

Пожары в зданиях и сооружениях характеризуются:

• быстрым повышением температуры;

• задымлением помещений;

• распространением огня открытым путем;

• потерей конструкциями несущей способности.

Вам необходимо знать признаки развития обстановки на пожаре:

• закрытые оконные проемы свидетельствуют об отсутствии людей или их нахождении в бессознательном состоянии;

- сильное пламя, выбивающееся из окон, - признак интенсивного горения внутренних помещений здания;

• резкое падение высоты пламени из окон - признак разрушения конструкций, может последовать разрушение;

• отсутствие выбросов пламени из окон - признак быстрого распространения огня по внутренним конструкциям;

• большое количество густого дыма - признак горения при недостатке кислорода в воздухе.

Что необходимо предпринять для тушения пожаров в городах? (Для тушения пожаров в городах на первом этапе необходимо использовать подручные средства и позвонить «01».)

Особое внимание должно уделяться своевременному оповещению людей о возникновении признаков пожара - дыма.

Для оповещения используется (должен использоваться) пожарный извещатель.

Закон об установке пожарных извещателей принят правительством в 1999 году.

III. Итог занятия.

Беседа по вопросам:

- Перечислите основные способы прекращения горения.

- Охарактеризуйте процесс горения.

- Что влияет на способ распространения горения?

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Как действовать при пожаре дома в школе»

Игры по пожарной безопасности для школьников, 5-9 класс

Конспект внеурочного занятия по пожарной безопасности на тему «Взрывы», 7 класс

Классный час «Причины возникновения пожара», 5 класс

Классный час «Средства пожаротушения», 6-7 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!