Цель: изучить с учащимися причины, классификацию, условия возникновения пожаров.
I. Вводная часть.
Повторение пройденного материала по вопросам:
- Какие техногенные катастрофы и аварии могут возникнуть в нашем районе?
- Перечислите основные причины возникновения аварий.
Сообщение темы и цели занятия.
II. Изложение материала по теме.
1. Исторические сведения.
Учитель. Статистика говорит, что в нашей стране пожары вспыхивают каждые 2-3 минуты, в них ежегодно погибает около 20 тысяч человек.
Пожары приводят к большим материальным потерям:
• превращают в пепел жилые и промышленные здания;
• уничтожают лесные массивы;
• уничтожают урожаи сельскохозяйственных культур.
Приведу примеры некоторых исторических фактов, подтверждающих тяжкие последствия, нанесенные пожарами:
1470 г. - пожар в Москве (осталось только 3 двора);
1493 г. - пожар в Кремле (сгорела вся Москва);
1812 г. - пожар, вызванный бесчинством мародеров (уничтожено 2/3 города);
1972 г. - торфяные пожары в Подмосковье (всю Москву заволокло дымом);
2003 г. - пожар в одном из корпусов общежития Российского университета дружбы народов. (Погибло 44 студента, 180 пострадало.)
2007 г. - пожар в доме престарелых в городе Ейске на Кубани. (В результате пожара погибли 62 человека, пострадало-34.)
2009 г. - ПОЖАР в ночном клубе «ХРОМАЛ ЛОШАДЬ» в историческом центре Перми. (В результате пожара погиб 101 человек, еще 134 пострадали.)
2018 г. – Пожар в торгово-развлекательном комплексе «Зимняя вишня» в городе Кемерово (В результате погибло 60 человек, из них 37 детей)
2. Беседа по вопросам:
- На каких объектах наиболее часто возникают пожары?
- Как вы думаете, какие предприятия нашего города, района наиболее пожароопасные?
3. Определение понятий «пожар», «горение».
Учитель. Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.
Горение - это процесс превращения горючих веществ в продукты сгорания.
Оно сопровождается:
• интенсивным выделением тепла;
• выделением дыма;
• световым излучением.
Для возникновения горения необходимы три условия:
1) наличие горючего вещества; к горючим веществам относятся:
• дерево;
• бумага;
• бензин;
• керосин;
• газ и др.;
2) наличие окислителя, к которому относятся следующие вещества:
• кислород воздуха;
• селитра;
• азотная кислота;
• окислы азота;
3) источник воспламенения, которым может послужить:
• искра;
• пламя костра;
• непогашенный окурок и др.
Рассмотрите зависимость всех трех условий возникновения пожара между собой на схеме.
Как вы думаете, если не будет одного из этих условий, что произойдет? (Ответы учащихся.)
Схема 1
Отсутствие одного из элементов делает невозможным возникновение пожара.
На скорость распространения пожара влияет огнестойкость строительных конструкций и возгораемость материалов, которые делятся на:
• горючие;
• трудногорючие;
• негорючие.
Компоненты возгорания различных групп материалов и их характеристика представлены в схеме. Ознакомьтесь с этой схемой.
Схема 2
Чаще всего причиной гибели людей является не огонь, а удушающий газ, выделяемый при горении пластмасс, применяемых при отделке зданий.
По интенсивности пожары подразделяются:
• на отдельные (то есть пожары в отдельном здании);
• массовые (отдельные пожары, охватившие 25 % территории застройки).
Ведение спасательных работ в зоне массового пожара практически исключено.
Условиями возникновения такого пожара являются:
• массовая застройка;
• лесной массив;
• большое скопление горючих материалов;
• огненный шторм (пожар охватывает в городах 90 % зданий), который характеризуется подъемом вверх продуктов сгорания и нагретого воздуха, а также притоком с ураганной скоростью со всех сторон свежего воздуха.
- Распространение пожаров в городах и населенных пунктах зависит от следующих факторов:
• огнестойкости зданий;
• плотности застройки;
• характера местности;
• условий погоды.
Как вы думаете, какие здания вероятнее всего подлежат истреблению во время огненной стихии? Какие населенные пункты представляют наибольшую опасность при возникновении пожара? (Наибольшую опасность представляют населенные пункты с деревянными застройками.)
Вспомните статистику о случаях с пожарами. Где чаще всего происходят пожары с наибольшим количеством жертв? (Ответы учащихся.)
Учитель (обобщает). Наибольшее число жертв бывает в зданиях с массовым пребыванием людей:
• гостиницы;
• спортивные сооружения;
• магазины;
• образовательные учреждения;
• театры и др.
Уместно привести примеры последних сведений из хроники пожаров, показать видеосюжеты.
При горении нефтепродуктов в резервуарах возможны вытекание нефтепродуктов и взрывы, приводящие к выбросам горящей жидкости.
Как остановить горение? (Ответы учащихся.)
Учитель (дополняет). Горение может быть прекращено:
• охлаждением водой;
• специальными растворами;
• углекислотой и другими средствами;
• разбавлением реагирующих в процессе горения веществ водным напором, углекислым газом, азотом;
• изоляцией зоны горения пенами, порошками, грунтом;
• химическим торможением реакции горения специальными веществами (бромэтил, фреоны).
Существуют различные способы тушения пожаров, которые применяются и эффективны в каждом конкретном случае с пожарами.
Рассмотрим эти способы тушения пожаров:
• первичные очаги возгорания тушат огнетушителем, засыпают песком и другими подручными средствами;
• отдельные очаги горения оставляют для догорания горючего материала;
• массовые пожары разбиваются на отдельные участки.
Пожары в зданиях и сооружениях характеризуются:
• быстрым повышением температуры;
• задымлением помещений;
• распространением огня открытым путем;
• потерей конструкциями несущей способности.
Вам необходимо знать признаки развития обстановки на пожаре:
• закрытые оконные проемы свидетельствуют об отсутствии людей или их нахождении в бессознательном состоянии;
- сильное пламя, выбивающееся из окон, - признак интенсивного горения внутренних помещений здания;
• резкое падение высоты пламени из окон - признак разрушения конструкций, может последовать разрушение;
• отсутствие выбросов пламени из окон - признак быстрого распространения огня по внутренним конструкциям;
• большое количество густого дыма - признак горения при недостатке кислорода в воздухе.
Что необходимо предпринять для тушения пожаров в городах? (Для тушения пожаров в городах на первом этапе необходимо использовать подручные средства и позвонить «01».)
Особое внимание должно уделяться своевременному оповещению людей о возникновении признаков пожара - дыма.
Для оповещения используется (должен использоваться) пожарный извещатель.
Закон об установке пожарных извещателей принят правительством в 1999 году.
III. Итог занятия.
Беседа по вопросам:
- Перечислите основные способы прекращения горения.
- Охарактеризуйте процесс горения.
- Что влияет на способ распространения горения?
Классный час «Как действовать при пожаре дома в школе»
Игры по пожарной безопасности для школьников, 5-9 класс
Конспект внеурочного занятия по пожарной безопасности на тему «Взрывы», 7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!