Викторина с ответами для школьников 8 класса по теме Космос

Викторина с ответами для школьников 8 класса по теме Космос

Эту викторину можно провести 12 апреля ко Дню космонавтики.

Викторина по теме «Космическая азбука»

Цель: расширение знаний учащихся о космосе.

Подготовка

Учащиеся дома учат все о космосе.

Описание викторины: ведущий (учитель) называет слово в порядке алфавита. Задача учащихся - дать определение слову или рассказать о явлении, связанном с космосом.

Ход мероприятия

Атмосфера

(Примерный ответ. Атмосфера - воздушная оболочка Земли, совершенно бесцветный газ. Если смотреть через слой воздуха толщиной в несколько метров, то мы не увидим его совсем. Если толщина слоя достигает нескольких километров, мы видим воздушную дымку, которая затягивает удаленные предметы. Вся же атмосфера целиком создает светлый голубой купол небосвода. И происходит это благодаря ее огромной толщине.)

Байконур

(Примерный ответ. Байконур - главный космодром начала космической эры, целый комплекс, удивительный научно- технический город. Задуман в 1953 году для запуска целого ряда реактивных аппаратов, созданных под руководством Сергея Королева. 15 мая 1957 года отсюда был произведен первый старт межконтинентальной баллистической ракеты. Космодром - это полигон передовой инженерной мысли. Здесь проводятся все виды наземных и летных испытаний ракетно-космической техники. Здесь же располагаются хранилища для ракет-носителей, заводы по производству криогенного топлива, сложные контрольные системы оборудования и т. д. На космодроме работают метеослужба, расчетный центр, служба безопасности, химическая, аэродромная, автомобильная, медицинская службы.)

«Восход-2»

(Примерный ответ. 18 марта 1965 года начался полет корабля «Восход-2», командиром которого был летчик-космонавт Павел Иванович Беляев, а вторым пилотом летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов. С борта корабля велась телевизионная передача о первом выходе человека в открытый космос, был снят фильм «В скафандре над планетой». Алексей Леонов 10 минут провел за бортом корабля и показал, что в космосе можно работать.)

Гравитация

(Примерный ответ. Силы тяготения действуют на все тела во Вселенной. Любая масса притягивает к себе другую массу тем сильнее, чем меньше расстояние между ними, причем никаким способом нельзя изменить это притяжение. Поэтому разные части достаточно большого и массивного тела первоначально произвольной формы стремятся занять такие положения, при которых они находились как можно ближе друг к другу. Это стремление и приводит к тому, что тело принимает форму, близкую к форме шара. К телам привычных для нас размеров это не относится, так как действуют другие силы природы, более мощные, чем гравитационные.

Гравитационные силы направлены к центру Земли, их действие придает всем небесным телам шарообразную форму.)

Двойные звезды

(Примерный ответ. Двойные звезды многие из нас видят как одну. Звезда Мицар при наблюдении в телескоп оказывается двойной - состоит из двух очень близких звезд. Ученые в настоящее время изучили более 70 ООО тысяч двойных звезд и пришли к выводу, что в природе двойные звезды встречаются чаще, чем одиночные. Помимо звездных пар в природе существуют тройные и кратные звезды. Если число компонентов звезды превышает десять, то такие звездные системы называются звездными скоплениями.)

Европа (спутник)

(Примерный ответ. Спутник Юпитера наряду с другими - По, Ганимед и Каллисто - называется Галилеевым. Спутники были открыты еще в 1610 году и видны даже в бинокль. Это самые крупные спутники Юпитера.)

Звездная карта

(Примерный ответ. Графическое изображение неба с фигурами созвездий. В Росси в 1699 году Илья Федорович Копиевский по указанию Петра I издал первую русскую звездную карту, которая показывает северное полушарие небесной сферы. Карта снабжена координатной сеткой. В Англии в 1729 году Джоном Флемстидом, первым директором Гринвичской обсерватории, издана знаменитая высокоточная звездная карта, которой многие ученые и астрономы пользуются до сих пор.)

Искусственный спутник Земли

(Примерный ответ. Первый запуск космического искусственного спутника Земли осуществлен 4 октября 1957 года. Его вывела на орбиту ракета-носитель, которая, развив скорость 8 км/с, взлетела вертикально и отправила в путь блестящий шар из алюминиевых сплавов диаметром 58 см, массой 84 кг, с четырьмя двухметровыми усами-антеннами. Спутник может вращаться вокруг Земли годами, но в конце концов снизится, войдет в плотный слой атмосферы, сгорит и рассыплется. Запуск спутников дает возможность изучать строение нашей планеты, обнаружить скрытые в ее недрах полезные ископаемые, разведать радиационную опасность, прогнозировать погоду.)

Королев Сергей Павлович

(Примерный ответ. Сергей Павлович Королев - генеральный конструктор космических кораблей, человек необычайной энергии, творческого и организационного таланта, координировавший работу крупнейших коллективов, создавших ракетно-космические системы. Он родился в 1906 году. Занимался в Киевском политехническом институте. Затем продолжил учебу в Москве в Высшем техническом училище им. Баумана и в 1929 году закончил факультет аэродинамики. С именем Королева связаны все наши достижения в завоевании космоса: первый искусственный спутник, ракета, доставившая вымпел на Луну, автоматическая станция, сфотографировавшая ее обратную сторону, пилотируемые космические корабли.

За 60 лет жизни замечательный ученый Королев много успел сделать не только для нашей родины, но и для всего человечества. Обладая необыкновенным умом, смелостью, он горячо верил в беспредельные возможности человека, в то, что освоение космоса принесет людям благо и счастье.

В создании ракетно-космической техники участвуют тысячи ученых, инженеров, рабочих, масштабы работ требуют объединения усилий людей многих областей науки и техники. Генеральный конструктор Сергей Королев умел находить способных, талантливых специалистов, создать творческую обстановку. Работавшие с ним заражались его энергией и все силы отдавали общему делу. Всех, кто участвовал в том или ином эксперименте, Королев объединял понятием «мы». При решении сложных, а порой совершенно новых вопросов Сергею Павловичу помогала смелая фантазия, неистребимый оптимизм и разумная осторожность. Он умел и любил рисковать, но никогда не забывал о ценности человеческой жизни, вернее, ее бесценности, так как дороже человека ничего нет.)

Леонов Алексей Архипович

(Примерный ответ. 18 марта 1965 года начался полет корабля «Восход-2», командиром которого был летчик-космонавт Павел Иванович Беляев, а вторым пилотом - летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов. С борта корабля велась телевизионная передача о первом выходе человека в открытый космос, был снят фильм под названием «В скафандре над планетой».

На земле с напряженным вниманием следили за «Восхо- дом-2». Алексей Леонов вспоминал: «Земля казалась плоской. Я видел яркие облака, лазурь Черного моря, кромку побережья, Кавказский хребет, Новороссийскую бухту... Я довольно энергично подтянулся, взявшись за фал (трос-страховка, связывающий космонавта с кораблем), и был вынужден руками обороняться от начавшего стремительно надвигаться на меня корабля. Подлетев к шлюзу, я самортизировал руками удар». Обследовав наружную часть корабля, космонавт Алексей Леонов продолжил визуальное наблюдение Земли и космического пространства с помощью видеокамеры. Затем возвратился в кабину корабля.

Над землей на высоте почти 500 км, со скоростью 2800 км/ч в открытом космическом пространстве летел человек, который стал на 10 минут спутником Земли. Впервые не через стекла иллюминатора, впервые не стесненный размерами корабля, человек смотрел на Землю - свой космический дом. Первый выход человека в космос - это событие в космических исследованиях очень крупное, потому что оно открыло путь большому направлению в разработке космической техники и в космических исследованиях.)

Метагалактика

(Примерный ответ. Метагалактикой называют видимую часть Вселенной - те объекты, которые можно наблюдать с помощью оптических телефонов и радиотелескопов. По приблизительной оценке ученых, в обозримом пространстве Вселенной около 100 млрд галактик.)

Небесный экватор

(Примерный ответ. Небесный экватор - линия, перпендикулярная оси мира и делящая небесную сферу на два полушария - Северное и Южное.)

Орбита

(Примерный ответ. Можно сказать о законах жизни планет, если иметь в виду, что жизнь - это движение. Если бы планеты остановились, прекратили бы по каким-то причинам свой бег по круговым орбитам, то упали бы на Солнце. Немецкий ученый Иоганн Кеплер (1581-1630) открыл законы движения планет. Путем вычислений он доказал, что планеты движутся не по окружностям, как думали Галилей, Коперник, а по эллипсам - замкнутым кривым, форма которых несколько отличается от круга.)

Пулковская обсерватория

(Примерный ответ. Василию Яковлевичу Струве - выдающемуся русскому ученому-астроному было оказано доверие построить, открыть и возглавить центральную обсерваторию, соответствующую современным требованиям науки. Он был первым ее директором до конца 1861 года, когда его сменил сын - Отто Васильевич Струве. Место для строительства было выбрано на Пулковской горе вблизи Царского Села. Здание обсерватории было построено архитектором Александром Павловичем Брюлловым по эскизу самого Василия Струве. Все было учтено: постановка инструментов, расположение кабинетов и залов, жилых помещений обеспечивали наименьшую потерю времени для работающих. Обсерватория была торжественно заложена 2 июля 1835 года, а открыта 17 августа 1839 года.

В Пулково Струве изучал двойные звезды, исследовал строение нашей звездной системы - Галактики. Он первым сделал предположения о форме и размерах Млечного Пути, о распределении в нем звезд и о положении Солнца. Струве первым указал на существование в нашей звездной системе облаков темного рассеянного вещества, ослабляющих свет находящихся за ним звезд. Впоследствии, уже после смерти Струве, существование межзвездного поглощения было окончательно подтверждено другими учеными. Струве был замечательным педагогом, бесконечно преданным науке. В Пулково приезжали из Европы и Америки крупнейшие астрономы для заимствования опыта работы. Поэтому созданную Струве обсерваторию по праву называли «астрономической столицей мира».)

Страницы: 1 2

Наталья Шелихова # 18 декабря 2013 в 14:22 0
Очень грамотная разработка. Видно, что проделана кропотливая работа и сделано с душой. Спасибо!
Александра Алексеевна Мазурова # 25 декабря 2013 в 17:20 0
Очень интересный материал. Спасибо. При проведении викторины можно ребят немного заинтриговать: предлагать им вытягивать карточки или с буквами или с напечатаными словами.
Татьяна Сергеевна Потерюха # 19 февраля 2014 в 10:18 0
Потрясающий материал и очень актуальный - не за горами 12 апреля! Очень полезная разработка! Спасибо! Очень понравилась также идея Александры Алексеевны!!!
Валентина Михайловна Жданова # 1 марта 2016 в 17:27 0
Эту викторину, предназначенную для 8 класса, можно проводить и в 5, 6, 7 классе, отобрав вопросы соответствующие уровню знаний класса. Очень интересный и разнообразный материал. Спасибо за материал.Данную викторину можно оформить презентацией.