Викторина с ответами для школьников 8 класса по теме Космос

Викторина с ответами для школьников 8 класса по теме Космос

Ракета-носитель

(Примерный ответ. Ракета-носитель вывела на орбиту первый спутник Земли 4 октября 1957 года, развив скорость 8 км/с, взлетела вертикально. Автоматические устройства по заданной программе управляли движением ракеты. Она, пройдя 200 км, постепенно приняла горизонтальное направление, легла на курс и отправила в путь блестящий шар из алюминиевых сплавов диаметром 58 см, массой 84 кг, с четырьмя двухметровыми усами-антеннами.)

Скафандр

(Примерный ответ. Скафандр (от греч. скафе - лодка, ладья и андрос - человек) - это индивидуальное снаряжение для человека, который работает в условиях, отличных от нормальных. В комплект снаряжения входят оболочка, шлем, перчатки, ботинки. Первоначально гак называли одежду водолаза, который опускается на большую глубину. Позднее, когда человек стал активно осваивать космос, скафандром стали называть и одежду космонавта.

Как и в кабине космического корабля, в скафандре для человека создается микроклимат - трубки с дыхательной смесью обеспечивают нормальное дыхание, специальная система терморегуляции создает нормальную для тела температуру. Костюм космонавта имеет резиновые камеры, наполняющиеся при перезагрузке сжатым воздухом и обжимающие тело. Скафандр, как и кабина корабля, защищает от пониженного давления, от излучений. Кабина связана с Землей, и скафандр снабжен микрофоном и датчиками аппаратуры, находящейся на наблюдательном пункте на Земле. Скафандр выполняет те же функции, что и кабина.

Работа в скафандре, а тем более в условиях открытого космического пространства не из легких. Она требует специальной подготовки, тренировки. Многие операции, которые приходится выполнять космонавтам, требуют точных движений, определенных усилий, и выполнить их надо успеть, пока станция или орбитальный комплекс находятся на освещенной части орбиты. Случалось, что пот заливал глаза, намокало белье, и система охлаждения скафандра не справлялась с этим режимом. В сеансах связи слышалось тяжелое дыхание космонавтов, телеметрическая информация показывала учащенный пульс и растущую температуру.

На освещенной стороне станции металлические поручни, за которые приходится держаться космонавтам, нагреваются до температуры 100-105 °С. Порез или прокол скафандра чреват опасными последствиями. Чтобы не произошло каких-либо осложнений, экипаж должен ни на секунду не забывать о возможных «сюрпризах» космоса.)

Транспортный корабль

(Примерный ответ. Транспортные корабли периодически доставляют на станции необходимые грузы. Экипаж после выполнения своего задания на орбитальной станции возвращается на Землю, его сменяет новый. Для этого нужны транспортные корабли.)

Уфолог

(Примерный ответ. Ученые-уфологи занимаются неопознанными летающими объектами (HJIO, или УФО). Гипотеза о посещении Земли пришельцами имеет право на существование, но множество фактов, приводимых в ее пользу, часто оказываются фантазиями энтузиастов или ошибками наблюдателей.)

Фотосфера

(Примерный ответ. Самый нижний слой атмосферы Солнца является источником энергии, которая наблюдается в видимой части спектра Солнца. Этот слой называют фотосферой, он дает яркий свет и образует видимую поверхность. Фотосфера постепенно переходит в хромосферу - внешний слой Солнца.)

Хвост кометы

(Примерный ответ. В строении кометы различают голову, состоящую из ядра и оболочки, и хвост, конец которого размыт и теряется на фоне ночного неба. Плотность хвоста настолько мала, что через него просвечивают даже слабые звезды. Самой яркой частью головы кометы является ее ядро, состоящее из обычного льда, смерзшихся газов и твердых частиц. При приближении кометы к Солнцу возникает светящаяся газовая оболочка, поток частиц которой называют «солнечный ветер». Он оказывает действие на хвост кометы, удлиняя его и делая более ярким при приближении к Солнцу. Хвосты комет могут простираться на миллионы километров: хвост кометы 1811 года превышал расстояние от Земли до Солнца!)

Циолковский Константин Эдуардович

(Примерный ответ. Ровно за сто лет до того, как над Землей появился первый искусственный спутник, в сентябре 1857 года родился Константин Эдуардович Циолковский. Работая учителем правительственной школы, в свободное время он читал, думал, вычислял, фантазировал, мечтал о покорении человеком космоса. Своим мысленным взором он смотрел сквозь целое столетие и видел и многоступенчатые ракеты, автоматическое управление космическими кораблями, Солнечную систему, ориентации межпланетного корабля в космическом пространстве.

Он высказал предположение о мыслящих существах в иных мирах. Очень много интересных идей выдвинул скромный учитель из Калуги. Им придуманы газовые рули для управления ракетой в космосе и атмосфере. Работами Циолковского интересовались ученые всего мира. Ученики Циолковского и его последователи создали первые в мире космические корабли. Циолковский теоретически обосновал межпланетные путешествия и страстно верил, что его мечту осуществят другие.

До Циолковского некоторые изобретатели предлагали использовать ракеты для воздухоплавания. Циолковский «научил» ракеты летать в космос. Причина движения ракеты заложена в ней самой: ее приводят в движение вытекающие из нее газы. Какую скорость должна развивать ракета, чтобы преодолеть земное тяготение и вырваться в космическое пространство? Около 8 км/с должен иметь снаряд или ракета, чтобы никогда не упасть на Землю, а стать ее искусственным спутником. При скорости 11,2 км/с ракета уйдет из поля тяготения Земли и улетит в межпланетное пространство, станет спутником Солнца.

Циолковский рассчитал, сколько нужно ракете топлива. Она должна поднять себя, поднять запас топлива, грузы, приборы, людей, она должна развить необходимую скорость для отрыва от Земли. Циолковский изобрел ракетный поезд - многоступенчатую ракету. В передней ракете находятся приборы и экипаж. Ступени ракеты работают поочередно: когда топливо в одной ступени выгорит, она сбрасывается, ракета становится легче. Начинает работать вторая ступень и т. д. Передняя ракета, как по эстафете, получает скорость, набранную предыдущими ракетами. Многоступенчатые ракеты, придуманные Циолковским, работали, совершенствовались, с их полетами воплотилась в жизнь мечта гениального ученого.)

Челнок

(Примерный ответ. Крылатый орбитальный корабль многоразового использования называют челноком. Он предназначен для выведения на орбиту вокруг Земли различных космических аппаратов, для доставки элементов межпланетных комплексов и для сборки на орбите крупногабаритных сооружений (радиотелескопов, антенн, солнечных батарей и т. д.). Возвращаемый с орбиты на Землю корабль - челнок - приносит с собой неисправные или отслужившие свой срок спутники, грузы, оборудование. Выполняя рейсы по маршруту Земля - космос - Земля, многоразовый корабль дает значительную экономию средств, так как космические аппараты очень дороги и, как правило, по стоимости изготовления дороже средств выведения, т. е. ракет-носителей. Поэтому выгодно продлевать срок службы космических аппаратов за счет их обслуживания на орбите или возвращения на Землю с целью восстановления и ремонта.)

Шепард Алан

(Примерный ответ. Американский проект запуска человека в космос под названием «Меркурий» был осуществлен 5 мая 1961 года на корабле «Фридом-7» 37-летним капитаном Аланом Шепардом. Облетев земной шар, корабль на парашюте спустился в Атлантический океан недалеко от дежурившего в месте приводнения авианосца. Миллионы американцев гордились своим «космонавтом номер 1», которого наш Юрий Гагарин превзошел по скорости, по дальности и продолжительности полета.)

Эклиптика

(Примерный ответ. Путь, по которому Солнце перемещается среди звезд в течение года, называется эклиптикой.)

Юпитер

(Примерный ответ. Самая крупная планета носит имя верховного бога Олимпа. По объему Юпитер больше Земли в 1310 раз, а по массе - в 318 раз. По расстоянию от Солнца Юпитер на пятом месте, а по блеску он занимает на небе четвертое место после Солнца, Луны и Венеры. В телескоп видна сжатая у полюсов планета с заметным рядом темных и светлых полос, которые каждый год располагаются по-разному. Это не горы, а длинные ряды облаков и туч, которые не позволяют увидеть поверхность. Атмосфера Юпитера состоит из смеси газов водорода, гелия, метана, аммиака. Из-за огромного расстояния до Солнца температура атмосферы Юпитера около -140 °С. Странность этой планеты в наличии знаменитого Красного Пятна - гигантского газового образования овальной формы, по размерам превышающего земной шар. В атмосфере Юпитера возникают и долго сохраняются вихревые движения. Большое Красное Пятно - это, по-видимому, один из долго живущих вихрей. Красное Пятно перемещается относительно окружающих газовых масс. Вращения атмосферы Юпитера и вращение всей планеты происходит быстро: полный оборот Юпитер совершает за 9 часов 55 минут, т. е. быстрее любой другой планеты Солнечной системы. Загадочным является то, что иногда газовые массы Юпитера движутся навстречу вращению самой планеты.

Еще странная загадка: активные процессы в атмосфере Юпитера нельзя объяснить тепловым потоком Солнца - очень велико расстояние. Значит, энергия исходит из недр самой планеты. Непонятное явление на Юпитере — «горячие тени». Радиоизмерения показали, что там, где на Юпитер падает тень его спутников, температура заметно повышается. Как мы знаем, на Земле, да и на Луне, температура в тени всегда ниже, чем на освещенном Солнцем месте.

Юпитер обладает мощным магнитным полем, является источником довольно интенсивного радиоизлучения. Как и другие планеты-гиганты, Юпитер имеет среднюю плотность, ненамного выше, чем плотность воды. «Приземлиться» на Юпитере невозможно. Центральная часть планеты — ядро, возможно, состоит из сжиженных под большим давлением водорода и гелия с примесями силикатов, железа, никеля. Теоретические расчеты, проводимые астрофизиками нашей страны, подтвердились наблюдениями американских автоматических станций «Пионер-10» и «Пионер-11», пролетевших недалеко от поверхности Юпитера.

Еще в 1960 году профессор Сергей Константинович Всехсвят- ский высказал предположение о том, что все большие планеты, в том числе и Юпитер, окружены кольцами из мелких камней и пыли. В 1979 году аппаратами «Вояджер-1» и «Вояджер-2» было сфотографировано тонкое кольцо Юпитера. Оно всегда обращено к Земле ребром, поэтому с Земли не видно.)

Ядро Земли

(Примерный ответ. Земной шар имеет послойное строение: внешний слой - земная кора, или почва, центр - ядро, между ним и земной корой находится мантия. Ядро состоит из двух частей: внешнее ядро, которое имеет свойства тягучей тяжелой жидкости, и внутреннее ядро, обладающее свойствами твердого тела. Температура ядра оценивается учеными в пределах 8000-9000 °С.)

Рекомендуем посмотреть:

Кроссворд по теме Космос

Методическая разработка информационного классного часа «Как это было. О первом космонавте России». Классный час, посвященный Дню Космонавтики.

День космонавтики классный час

О празднике День космонавтики для детей

День космонавтики. Сценарий для школьников 3-4 классов

Страницы: 1 2
Наталья Шелихова # 18 декабря 2013 в 14:22 0
Очень грамотная разработка. Видно, что проделана кропотливая работа и сделано с душой. Спасибо!
Александра Алексеевна Мазурова # 25 декабря 2013 в 17:20 0
Очень интересный материал. Спасибо. При проведении викторины можно ребят немного заинтриговать: предлагать им вытягивать карточки или с буквами или с напечатаными словами.
Татьяна Сергеевна Потерюха # 19 февраля 2014 в 10:18 0
Потрясающий материал и очень актуальный - не за горами 12 апреля! Очень полезная разработка! Спасибо! Очень понравилась также идея Александры Алексеевны!!!
Валентина Михайловна Жданова # 1 марта 2016 в 17:27 0
Эту викторину, предназначенную для 8 класса, можно проводить и в 5, 6, 7 классе, отобрав вопросы соответствующие уровню знаний класса. Очень интересный и разнообразный материал. Спасибо за материал.Данную викторину можно оформить презентацией.