В скором времени ребятам предстоит выбор своего жизненного пути. Как не ошибиться в своем выборе, что необходимо для того, чтобы до
Главная цель и задачи мероприятия - научить учащихся четко и ясно излагать свои мысли, отстаивать свои убеждения, не нарушая этических норм поведения, прислушиваться к мнению товарищей.
Диспут (от латинского «disputare» - рассуждаю, спорю) представляет собой активное обсуждение проблем, остро интересующих его участников. Желание как можно обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах, как правило, порождает горячий спор. А в споре, как известно, и рождается истина.
На подобных мероприятиях не должно быть равнодушных и пассивных. Каждый из присутствующих втягивается в дискуссию: высказывает свою точку зрения, одобряет или не одобряет позицию выступающего, задает или отвечает на возникший вопрос, отстаивает свои убеждения или просто внутренне переживает, принимая или отвергая точку зрения выступающих.
Чтобы планируемое мероприятие прошло успешно, необходимо знать следующее:
- важен выбор темы. Формулировка темы должна быть актуальной, предполагающей ответы различного характера;
- заранее продуманные вопросы (не больше пяти) должны исчерпывать основную проблему диспута и подаваться в такой формулировке, чтобы чувствовалась возможность различных точек зрения и различных ответов.
Тема диспута объявляется заранее. Целесообразен выпуск школьной (классной) стенгазеты с краткой памяткой и правилами проведения данного мероприятия, а также рекомендуется список литературы, если в этом есть необходимость.
Основные правила проведения диспута
1. Выступления должны проходить в соответствии с выбранным регламентом.
(В начале диспута обговаривается время выступления, например выступающему дается пять минут. Если выступление интересное, то по согласованию время продляется. Это дисциплинирует выступающих, учит четкому изложению мыслей и собранности.)
2. Диспут должен проходить в миролюбивой обстановке. Непозволительны грубость и резкость суждений. Приветствуется тактичность и деликатность.
3. Каждый из присутствующих имеет право на свою точку зрения и может высказать ее, как и возразить выступающему.
4. Каждое выступление должно находиться во взаимосвязи с предыдущим и являться его дополнением или продолжением.
(Темы освещаются с разных сторон. Целесообразен последовательный ход обсуждений, то есть логический переход от одного вопроса к другому. Ведущий подводит краткий итог рассмотрению каждого вопроса, выражая сложившееся у большинства мнение?)
Подготовительная работа
Первым этапом в ходе подготовки к предстоящему мероприятию является выбор темы и ее проработка: вопросы предполагаемых обсуждений; план проведения диспута; подбор специальной литературы. Далее устанавливается точная дата проведения. После этого, как было уже сказано выше, необходимо заранее оповестить учащихся о предстоящем мероприятии. Желательно силами редколлегии подготовить специальный выпуск газеты, посвященный предстоящему диспуту.
Следующим этапом в подготовке диспута является выбор ведущего. Мероприятие может вести как один, так и несколько ведущих. С ним (или с ними) обговаривается план проведения предстоящего диспута.
Одному или двум учащимся необходимо заранее подготовить свои выступления на предложенную тему. Делается это во избежание возникновения нежелательной паузы или заминок после выступления ведущего. Как правило, ребята не сразу решаются на откровенный разговор, вначале чувствуются неуверенность и некоторое замешательство среди присутствующих. Поэтому заранее подготовленные выступления ребят не только помогут привлечь к теме разговора остальных школьников, но и осветят обсуждаемую проблему.
Темы выступлений:
1. «Главное в человеке, чтобы «...костюмчик на нем сидел».
2. «По одежке встречают, по уму провожают».
3. «Мысли соизмеряются поступками».
1. Вступительное слово ведущего.
Тема нашего диспута: «Что в человеке главное». Ответить на столь глубокомысленный вопрос довольно непросто, но тем он и интересен. Сейчас мы общими силами, коллективно, попытаемся выяснить, что является движущей силой человека, что помогает ему добиваться намеченных целей, способствует его благополучию и процветанию.
Каждый из присутствующих может и должен принять участие в раскрытии данной темы: высказать свою точку зрения, согласиться или не согласиться с суждениями выступающих, попытаться в споре отстоять свои убеждения, если таковые у вас имеются.
Приветствуются искренний и честный спор, а также аргументированные выступления. Выкрики с мест, жесты и тому подобное в качестве аргументов неприемлемы. Каждому выступающему отводится не более пяти минут.
Итак, перейдем к основным вопросам нашего диспута.
2. Выступления участников диспута.
Ведущий приглашают первого выступающего, считающего, что в человеке главное, чтобы «...костюмчик на нем сидел».
В современном обществе, особенно в молодежной среде, никому нет дела до духовных запросов личности или каких-либо отличительных качеств характера. Мерилом всех ценностей является наличие толстого кошелька, крепких связей «где надо» и «прикида получше». Человек, не обремененный материальными проблемами, выглядит жизнерадостно и уверенно, на него окружающие смотрят иначе, с уважением. Как и деньги, вернее, их наличие, внешность также играет большую роль в жизни любого человека. Если ты привлекателен и к тому же неплохо одет, ты никогда не затеряешься в безликой, серой массе. Одежда помогает человеку чувствовать себя увереннее, обрести чувство собственной значимости, подчеркивает его стиль и индивидуальность.
Ведущий спрашивает у участников диспута, согласны ли они с данной точкой зрения, дает слово желающим высказаться. Далее присутствующие заслушивают следующих выступающих, имеющих полярное мнение по поводу освещаемого вопроса.
Недаром в народе говорят: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Довольно часто некоторые пытаются броской и модной одеждой компенсировать серость своего ума. Не умея как-то иначе самовыразиться и самоутвердиться в глазах окружающих, они пытаются показать свою индивидуальность доступными их воображению средствами. Не стоит зацикливаться только на материальном благополучии и заботе о красивой внешности и одежде. Не всегда обладание всем этим делает человека счастливым. Человек прекрасен не только одеждой, лицом и своим «толстым кошельком», но и, как писал великий русский писатель Антон Павлович Чехов, «душой и мыслями».
Последующие выступления участников диспута развивают и дополняют данную тему. Ребята говорят о таких важных и неотъемлемых качествах человека, как совесть, чуткость, целеустремленность, готовность к самопожертвованию во имя общей идеи. Приводятся примеры из жизни, из произведений классиков, цитируются высказывания известных деятелей и т. д.
3. 3аключительное слово ведущего.
В заключение диспута ведущий озвучивает мнение большинства его членов.
Главное в человеке - это его мысли. Любая наша мысль сопряжена с нашими действиями и поступками. Очень важно направить свои мысли на созидание, процветание, самосовершенствование, гармоническое единство с окружающим тебя миром и Вселенной и подчиняться ее законам, законам любви и всепрощения. Человек должен быть прекрасен не только внешне, но и внутренне. Внутренняя красота, духовность являются основополагающими факторами в становлении личности человека.
Автор: Арсенина Елена Николаевна
Классный час «История появления письма», 8 класс
Классный час «Малые и большие города», 8 класс
Перцева Анжелика # 1 декабря 2017 в 18:27 0 |
Интересный, актуальный, своевременный выбор темы. Объёмно представлены обсуждения всех сторон. Правильно подобрана форма общения " Обсуждение -диалог".Каждый может высказать свою точку зрения, отстаивать её. В споре рождается истина. Интересный материал. |
Зарина Александровна Кантеева # 26 июня 2018 в 00:36 0 | ||
|
Мария Николаевна Литвинова # 17 апреля 2019 в 18:46 0 | ||
|