Конкурсы

Клубный час в 1 классе. Тема: Русская матрёшка

Клубный час в ГПД

Клубный час на тему "Русская матрешка" (1 класс)

Автор: Борисова Марина Анатольевна

Воспитатель ГПД 1 квалификационной категории, МБОУ «Гимназия №3», Чистополь

Цель занятия:

Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве.

Познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой.

Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Привить интерес к народному творчеству.

Обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.

Учить создавать рисунки с помощью тампонов.

Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.

Программные задачи:

- учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры; учить создавать рисунки с помощью тампонов;

- развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, творческие способности детей, развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов;

- воспитывать умение работать в группе, воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.

Оборудование:  силуэты матрёшек, краски, ватные палочки, баночки для воды, палитра, салфетки, косынки для детей, иллюстрация с изображением матрёшки.

Ход занятия

1 часть. Введение в игровую ситуацию

1 матрешка (ученица):

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки – невелички.

Как пойдем плясать и петь,

Вам  за нами не успеть!

(Звучит музыка русская народная музыка.)

Ведущий:- Здравствуйте ребята.

Весёлая матрёшка пришла к вам в гости. Какие вы все красивые, нарядные. Посмотрите, какой у неё красивый костюм.

А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбан и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

(на доске новые слова: ЯРМАРКА, ЧУРБАНОК, поговорить о значении этих слов)

ЯРМАРКА – большая распродажа товаров с развлечениями и угощениями.

ЧУРБАН – обрубок дерева, бревна.

Ведущий: - Вот так ребята родилась матрёшка. Но проблема, ребята, в том, что порой  традиции русского искусства забываются. И поэтому, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с декоративно-прикладным искусством. Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки. Итак, откроем наш волшебный сундучок. Я вижу там замечательную игрушку, угадайте, какую?

2 матрешка (ученица):

Алый, шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может 3, а может 6.

Разрумянилась немножко

Наша русская  ( матрешка)

Из волшебного сундучка ведущий достает деревянные матрешки.

(дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)

- А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (матрёшка)

- Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек

- Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

- Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

- Из чего сделана матрешка? (из дерева)

- Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Я покажу.

- Вы заметили, что матрёшки разные? (самая большая, большая, маленькая, ещё меньше, самая маленькая).

2 часть. Дидактическая игра "Весёлые матрёшки"

Ведущий: - Давайте поиграем в интересную игру: "Весёлые матрёшки"

(играют в игру).

- Для этого разделимся на две команды. У каждого из вас есть цветные платочки, 1 команда – красные, 2 команда - желтые. Сейчас вы наденете эти платочки и будете матрешками.

- У меня есть два волшебных конверта: красный и жёлтый. Желтый - жёлтым матрёшкам, красный - красным матрёшкам. Посмотрим что там.

(дети высыпают содержимое из конвертов)

- Каждой команде нужно собрать картинку из этих фигур. Кто быстрее справится с заданием?

- И что же получилось? (матрёшка).

- Какая замечательная музыка. Так и хочется потанцевать. А вам? Дети встают в круг и танцуют под веселую танцевальную музыку русский народный танец с ученицами – матрешками.

3 часть. Расписывание матрёшек. Практическая работа

Ведущий: - Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.

(дети садятся за столы)

- Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка.

- Что у неё на голове? (косынка)

- На туловище? (сарафан)

- Чем украшен сарафан? (цветами)

- Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.

- У каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек - зелёной краской, промакиваем палочку в краске и украшаем платочек. А теперь также и сарафан. (работа учеников)

- Ой, какие матрёшки получились красивые. Какие хорошие мастера.

4 часть. Итог занятия. Рефлексия

- Что нового вы узнали, какие знания получили на занятии?

- Сегодня я узнал на занятии….

- Понравилась ли тебе практическая часть занятия?

- Я научился…….

- Какие полученные знания ты можешь использовать в жизни?

- Продолжи фразу: Как я сегодня работал на занятии (самооценка)?

- Сегодня я работал на занятии….

- У меня получилось…

- Что больше тебе понравилось на занятии?

Дети выходят с рисунками к доске, образуя хоровод матрешек.

В конце занятия чаепитие с матрешками.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии

Роспись разделочной доски. Мастер-класс

Осенний праздник в начальной школе

Конкурсная программа для младших школьников

Загадки про игрушки для девочек

Оксана Александровна Хомутская # 8 января 2014 в 18:35 0
Матрешка – русское достояние! Каждый ребенок должен знать историю этой куклы. В своем объединении «Юный дизайнер» я использую материал про матрешку. Вместе со своими учениками мы создаем работы в различных техниках бумагопластики: оригами, квиллинг и др. Я считаю, что Матрешка - неиссякаемый источник для вдохновения.
Непрокина София # 10 января 2014 в 15:38 0
Очень умно все сделано. Внимание детей 1 класса достаточно тяжело удержать. Но мероприятие по данной разработке, думаю, захватит первоклассников надолго. Интересный рассказ учителя, игры, творчество, частая смена видов деятельности - все присутствует.
Марина Мартынова # 11 января 2014 в 14:23 0
Очень интересное мероприятие. Ведь в 1 классе дети такие любознательные и знакомство их с декоративно-прикладным творчеством - это познание нового и интерессного.Большое спасибо.
Елена Валерьевна Пластинина # 21 февраля 2014 в 17:11 0
В 1 классе мы работали над проектом о русской матрёшке. Лепили, клеили, рисовали, изучали, но вот праздника - не проводили. Спасибо за материал! Используем при подготовке к празднику Русской матрёшки.
Лариса Петровна Диденко # 26 июня 2014 в 22:59 0
Очень полезное мероприятие. Дети знакомятся с традициями русского народа. Сейчас это актуально. Спасибо.
Наталья Сорокина # 23 июля 2014 в 00:21 0
В силу своей профессии, работая с детьми в дополнительном образовании, мы часто обращаемся к теме народного творчества. Ведь наша земля богата мастерами и умельцами, поэтому необходимо знакомить подрастающее поколение с народным достоянием, развивать интерес и желание творить своими руками то, что делали наши предки. В мероприятии мне понравился рассказ педагога о появлении игрушки на Руси. Спасибо.
Галина Викторовна Мордовина # 9 августа 2014 в 12:23 0
Спасибо за сценарий мероприятия. Я им воспользуюсь в своей работе.
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Дайнеп Шаеховна Ратегова # 31 января 2015 в 14:58 0
Спасибо за материал Очень интересно. Развитие творчества в детях это здорово! Всё занятно и интересно и необходимо для работы с детьми. Спасибо!
Юлия Владимировна Малышева # 21 апреля 2015 в 22:17 0
Интересное мероприятие. Очень познавательный материал. В ходе занятия проделана практическая работа. Это очень заинтересует их. Они смогут попробовать свои силы.
Наталья Владимировна Король # 30 октября 2016 в 16:56 0
Спасибо за интересный познавательный "удобный" для работы материал. Вся информация изложена в доступной для понимания детьми форме. Я знаю, чем буду заниматься с детьми на занятиях творчеством. Спасибо.
Ирина Ивановна Косушкина # 18 ноября 2016 в 10:04 0
Очень нужное и интересное в плане подачи материала мероприятие. Матрёшка является одним из нетрадиционных символов России. Знакомство с матрёшкой в такой интересной игровой форме способствует патриотическому воспитанию детей. Спасибо!
Анна Николаевна Галицына # 10 января 2018 в 22:33 0
Эта разработка увлекательно знакомит ребят о народном промысле в России.