Автор: Сучкова Наталья Васильевна, учитель биологии МОУ СОШ №22 пос. Дубовая роща, Раменского района, Московской области
Описание работы: предлагаю Вашему вниманию конспект внеклассного занятия для старшеклассников, классных руководителей, воспитателей родителей. Предложенный материал поможет выпускникам школы определиться с выбором будущей профессии.
Задачи:
1 Знакомство с профессиями на рынке труда, формирование информационного пространства.
2 Выявление склонности учащихся к различным видам человеческой деятельности.
3 Определение готовности к профессиональному самоопределению.
Оборудование:
Мультимедийная установка.
Подготовительная работа: сбор материала о профессиях, анкетирование учащихся и родителей, обработка результатов анкет, создание презентации.
План:
1 Вступление.
2 Советы о подходе к выбору профессии: «Хочу + Могу + Надо = Правильный выбор».
3 Данные анкетирования старшеклассников.
4 Парад профессий : социальный педагог, логопед, психолог ( выступления учителей), косметолог, инженер – эколог, фармацевт ( знакомство с профессиональными особенностями), радиолог, медсестра – геронтолог (о редких профессиях).
5 Пантомима «Молчаливый парад профессий»: шофёр, учитель, секретарь, стюардесса, инспектор ГИБДД, дирижёр.
6 Советы психолога: факторы, влияющие на выбор профессии.
7 Типичные ошибки при выборе профессии.
8 Слово молодым: «Наш разбег в 21 век».
9 Советы родителям и выпускникам.
10 Итоги конференции (рефлексия).
Вводная часть.
Наша встреча называется «Парад профессиональных предпочтений». В зале зрители, участники парада, официальные лица, почётные гости и родители, группа комментаторов, освещающих ход события и на отдельной трибуне – экспертная группа.
Парад в переводе с французского - это торжественное прохождение с пафосной радостью.
Колонны участников парада сформированы старшеклассниками. В отдельные ряды выделяются наиболее популярные профессии названные учениками школы, есть колонны самых редких, экзотических профессий, не менее важных и интересных.
Прямой репортаж с места событий с необходимыми пояснениями и пожеланиями транслируется на весь актовый зал специально подготовленной группой репортёров (это участники конференции). Совет дела, проведя предварительный опрос участников парада, помог составить общую картину профессиональных интересов и предпочтений школьников. Поэтому задачи нашего парада профессиональных предпочтений следующие:
1 Знакомство с профессиями на рынке труда, формирование информационного пространства.
2 Выявление склонности учащихся к различным видам человеческой деятельности.
3 Определение готовности к профессиональному самоопределению.
Парад открывают ведущие.
Ведущий 1. Жизнь человека – череда многочисленных выборов: серьёзных, от которых зависит будущее ( например выбор спутника жизни) и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин–запеканку или пюре с котлетами). Выбор профессии–самый сложный, ведь мы выбираем не только способ, каким будем зарабатывать на жизнь, но и образ жизни. Легкомысленный выбор профессии (друг пошёл и я за ним) – это эксперимент, который может обойтись очень дорого не только вам, но и окружающим. А ответственность ляжет только на ваши плечи.
Ведущий 2. Готовых решений по выбору профессии ни для кого нет. В мире существует около 40 000 профессии, в России более 6000. Очень трудно выбрать профессию, которая будет нравиться всю жизнь. Ежегодно 25 млн. человек в мире меняют своё место работы, 12% из них – возвращаются обратно. Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, то есть была и по душе, и материально выгодна.
Любое серьёзное решение должно строиться продуманно на объективной информации, которая и будет представлена на сегодняшнем параде профессий. Учитывая все советы, двигайтесь в пространстве профессий не на ощупь и не наугад, а именно в нужном направлении.
«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека).
«Могу + Хочу + Надо = Правильный выбор».
Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться в трёх вещах.
- Определить каковы ваши профессиональные интересы и склонности, то есть желания человека, побуждения, потребности в определённых видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность работы, интерес к ней. Склонности условно обозначают выражением «Я хочу».
- Оценить ваши способности, то есть такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности (например, темперамент). Способности условно выражают словами « Я могу».
- Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня
«Надо».
В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным.
Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:
· является интересной и привлекательной для вас,
· соответствует вашим способностям,
· пользуется спросом на рынке труда.
Результаты анкетирования:
Вопросы анкеты для учащихся.
Выступления учителей:
- Социальный педагог,
- Логопед,
- Психолог.
Рассказы учащихся о профессиональных особенностях косметолога, инженера – эколога, фармацевта; о редких профессиях медсестры - геронтолога, радиолога.
Молчаливый парад профессий (пантомима).
По сцене проходят учащиеся, показывающие представителей разных профессий.
Факторы, влияющие на выбор профессии. (Советы от психолога). Для принятия правильного решения важно учитывать основные факторы влияющие на выбор профессии, восемь из них были описаны известным российским психологом Е. В. Климовым.
1. Знания о профессиях и их востребованность, то есть рынок труда. Здесь уже говорили о том, что в России более 6000 профессий. Все их изучить, конечно, невозможно, но для выбора своей, надо познакомиться с множеством других : из журналов, газет, телепередач, выставок, кино, встреч с различными специалистами.
2. Мнение родителей, семьи – немаловажно. Обычно близкие люди принимают активное участие в нашем выборе.
3. Старшеклассникам полезно учесть мнение учителей, классного руководителя, психолога, врачей.
4. Уровень притязания и самооценка - важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и в планировании карьеры. Например, девочка хочет быть актрисой, как бабушка, но при этом она не любит читать, учить наизусть, не умеет петь и так далее.
5. Личный профессиональный план – это то, чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Надо самому себе ответить на вопрос. Для чего мне это нужно? И нужно ли вообще? Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности психического, материального или физического плана .
6. Одного интереса к профессии мало, нужны определённые способности. Например, чтобы играть на скрипке мало одной любви к музыке, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух.
7. Склонности (это интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе.
8. Мнение сверстников, друзей, одноклассников тоже важно. Порой им со стороны виднее, какой вы. Их советы могут помочь, но, учитывая всё, выбирать должны только вы.
Ведущий 1
- отношение к выбору профессии.
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. Не бойтесь поменять профессию, освоение новой специальности сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности.
Ведущий 2
- бытующее мнение о престижности профессии. Экономист или психолог не менее полезен для общества, чем мусорщик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться – но после учёта ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть «модной, но не приносящей удовольствия специальностью.
В 1
- выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Вася хочет освоить опасную работу пожарного (он – человек способный на риск), вам эта профессия может не подойти ( вы ведь очень осторожны и рассудительны).
В 2
- перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию (если вас восхищает душевность учителя по химии – это не значит, что вам нравится химия сама по себе).
В 1
- «романтичная» или « интеллигентная» профессия. Не старайтесь получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, артиста. Для успешной реализации себя в этих профессиях, приходится совершать массу неромантичных и иногда даже неинтеллигентных действий. Типичный пример : ежегодно один только ВГИК выпускает несколько десятков кинорежиссёров. Имена кинорежиссёров, творения которых доходят до зрителя, можно пересчитать по пальцам. Журналисты не всегда выступают в телепередачах, чаще они перелопачивают массу информации, роются в архивах, разговаривают с десятками людей – прежде, чем подготовят минутное сообщение для диктора на телевидении .
В 2
- профессия, обещающая большие деньги …….Но она и требует немалого: бешеной работоспособности, риска, толстокожей неуязвимости и готовности отказаться от многих важных для человека вещей. К примеру биржевые игроки должны постоянно держать «руку на пульсе» … Итог: преждевременная седина, заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы …
В 1
- отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Важно иметь в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов.
В 2
- устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Во всех профессиях, прежде всего в рабочих, появляется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется абсолютно во все сферы деятельности – вплоть до животноводства .
В 1
- неумение и нежелание разбираться в своих личностных качествах ( склонностях, способностях).
В 2
- незнание и недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
Наш разбег в 21 век.( сценка ).
Действующие лица:
Ирина Андрей Олег
Андрей: В наши дни молодые люди точно так же, как и в прошлые столетия стоят перед главным выбором – выбором профессии.
Олег: Мы должны решить для себя не только кем стать, но и какими стать!
Ирина: Хотим поделиться с вами не опытом, его ещё не так много, а установочными правилами которые, быть может, направят наши устремления в поисках основного жизненного пути.
Андрей: Правило №1 «Надо уметь мечтать!»
Мечты провоцируют желание. Желание даёт необходимые силы, чтобы жить, а не волочиться по жизни.
Олег: Правило №2 «Умейте быстро выбирать».
Порой невыносимо больно жертвовать сном, развлечениями, спокойной жизнью только ради выбранной цели. Мир не приостановится в своём развитии, чтобы дать вам возможность оглядеться, присмотреться – наш век стремительных скоростей и быстрых решений.
Ирина: Правило №3 «Только вперёд»!
Для осуществления выбранной цели требуется одержимость. Малейшее малодушие ставит под вопрос достижение цели. Меняйтесь, чтобы выжить, не сдавайтесь при неудачах. Мечта не простит предательства .
Андрей: Правило №4 «Ты - главный».
Слушать только себя, Ищите « фишку» в себе. Либо вы наблюдаете то, что происходит, либо определяете то, что происходит.
Олег: Правило №5 «Скажите «Нет!» своим страхам».
Известно только одно: не победив себя – не поднимешься на пик намеченной вершины.
Ирина: Правило №6 « Постоянно думать».
«Что я смогу сегодня сделать реально?», « Что я могу?» Эти вопросы надо задавать себе каждый час, каждый день, месяц, год и всю жизнь.
Как можно побеждать подобных себе, за счёт, каких преимуществ? Умнее, быстрее, сообразительнее, больше воли и решительности. А если ничего нет, то и не надо грустить – живите в « болоте» с завистью, страхами и апатией.
Звёзды притягивают звёзд, к неудачникам тянутся неудачники. Всё, что вокруг, достойно нас, и мы в нём, как в зеркале, отражаемся, потому что всё, что вокруг, - это мы.
Советы родителям и детям при выборе места будущей учёбы.
1. Выбирайте институты с государственной аккредитацией.
2. Не постесняйтесь узнать о преподавательском составе.
3. Помните! В настоящий момент ваши дети могут одновременно поступать в несколько университетов и институтов.
4. Постарайтесь быть на экзаменах, вдруг понадобится апелляция.
5. На новых факультетах всегда меньше проходной балл.
6. Не расстраивайтесь, если ваш ребёнок не поступил. Впереди у него много возможностей .
7. Переговорите с теми, кто закончил ВУЗ, в который поступает ваш ребёнок.
8. Дайте право выбора своему ребёнку.
Заключение:
Если вы сегодня задумались о будущей профессии, значит для вас этот вопрос, актуален. Любое серьёзное решение должно строиться продуманно на объективной информации. Мы надеемся, что информация, полученная сегодня, вам пригодиться.
Поднимите руки те, кто считает так же. Удачи вам на всех экзаменах при выборе профессии.
Спасибо за внимание.
Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов. Тема: Этикет
Внеклассное мероприятие для 8, 9 классов. Экономическая игра для школьников
Внеклассное мероприятие по профориентации 9 класс
Внеклассное мероприятие по профориентации для старшеклассников
Конспект внеклассного мероприятия для детей 9-12 лет «Интуиция. Круг профессий»
Валентина Васильевна Прокопенко # 16 февраля 2014 в 12:23 +1 | ||
|
Ольга Николаевна Гордеева # 7 января 2015 в 20:02 0 | ||
|
Елена Викторова Сибирева # 4 ноября 2015 в 23:30 0 | ||
|