Цель: создать условия для:
1. Ознакомления учащихся с особенностями оформления интерьера, сервировки праздничного стола, правилами приёма гостей, элементами этикета.
2. Обучения учащихся различным способам складывания салфеток в технике «оригами» и «киригами», расширения и закрепления круга ЗУН в области раздела «Культура дома».
3. Развития у учащихся трудовых навыков и исполнительских умений (культуры труда и аккуратности).
4. Воспитания у учащихся внимательности, эстетического вкуса, уважения и доброжелательности.
Оборудование: макеты интерьера жилого дома (гостиной), плакаты, фотографии, иллюстрации, книги, журналы, скатерти, подсвечники, свечи, салфетки (бумажные или полотняные), столовая посуда и приборы, листы бумаги, клей, ножницы, линейка, карандаш, образцы выполнения поделок в технике «оригами» и «киригами».
Подготовительная работа: сформулировать тему конференции и её задачи, направив усилия учащихся на подготовку вопросов самостоятельно (опора на личный опыт по данному вопросу).
• Интерьер дома.
• Сервировка праздничного стола.
• Правила приёма гостей.
• Этикет.
1. Постановка задач.
Учитель. Хозяюшка - это женщина, которая умеет всё. Она должна владеть знаниями, умениями и навыками повара-кулинара, официанта, экономиста, швеи, дизайнера и т.п.
От хозяйки требуется высокая квалификация по многим профессиям. Умелое ведение домашнего хозяйства - это целое искусство, это профессия каждого человека. Но где получить такую профессию? Ей нигде не обучают. Рано или поздно, но и к вам придут гости: мало или много, ваши друзья или родственники, неожиданно или на традиционный праздник. И вам придётся заняться приготовлением к их приходу. А как превратить их приход в нечто необычное, чтобы гости почувствовали себя комфортно у вас? Это всё в ваших руках.
Новый год - праздник исключительный, а уж на новогоднем столе чего только нет. К нему загодя готовятся.
Прежде чем я предоставлю слово участникам конференции для выступлений, хочу обратить внимание на правила, которых мы все должны придерживаться:
• фантазия приветствуется;
• критикуй, да знай меру;
• предложи свою идею.
2. Выступления учащихся - генерирование идей.
На этом этапе учитель должен руководить ходом конференции, тактично направляя выступления учащихся по теме, задавая им наводящие вопросы, обобщая коллективную мысль, заполняя паузы.
Учитель. Итак, первый вопрос нашей конференции посвящен интерьеру дома. Что означает это слово? Как можно оформить гостиную? Что можно использовать для украшения помещения?
Примерные выступления учащихся:
1-я ученица. В переводе с французского «интерьер» означает «внутренний». Это внутренний мир дома. Он включает в себя расположение и взаимосвязь всех помещений, находящихся в доме, мебели, декоративное убранство и различное оборудование. Стилевое решение, убранство помещений может быть единым или же, наоборот, показывает их разнообразие.
Основные качества интерьера:
• функциональность,
• гигиеничность,
• эстетика.
Функциональность жилища способствует нормальным условиям жизни. Каждая комната служит своему назначению. Рациональная планировка комнат, удобно расставленная мебель делают жильё более комфортным.
Гигиенические качества - это совокупность таких качеств, которые учитываются при строительстве: звукоизоляция, воздухообмен, теплозащитные качества, санитарно-гигиеническое оборудование и т. д.
Эстетические качества - это гармония вещей и пространства, их целостность и согласованность.
Композиция интерьера, зонирование и декоративное убранство зависят от индивидуальности жильцов, их вкуса и самобытности.
Учитель. А кто дополнит ответ? На этом этапе учащиеся дополняют ответы, а учитель стимулирует их активность.
2-я ученица. Сервировка стола - это подготовка и оформление стола для приёма пищи. Предварительная сервировка создает не только приятную обстановку, но и определённый порядок на столе. Красиво убранный стол вызывает приятное чувство, повышает аппетит.
При сервировке стола поверх клеёнки накрывают скатерть светлых тонов. Она должна быть тщательно отутюжена. Цветы, еловые ветви ставят в низкие вазы, чтобы они не мешали гостям видеть друг друга. Посуду и приборы подбирают в зависимости от блюд, входящих в меню, и количества гостей. По числу приглашённых на стол ставят подставные тарелки, а на них закусочные.
Если вы пригласили гостей и накрывается праздничный стол, то для этого есть свои правила:
В центре ставят мясное блюдо.
Справа и слева от него - закуски.
Ближе к середине ставят судки с приправами.
Между ними напитки, соки, коктейли.
Если гостей очень много, то блюда лучше разносить.
Если еда уже разложена на тарелки, то их разносят справа от сидящего, а если, например, мясо на общем блюде и каждый должен взять его, то слева.
Приборы располагают следующим образом: ближе к тарелке кладут прибор для закуски, а за ним прибор для второго горячего блюда; прибор для десерта кладут за тарелкой. Тарелку ставят на расстоянии 2 см от края стола.
И последний штрих в убранстве любого стола - салфетки, сложенные с фантазией. Это отражает умение хозяев создавать приятную атмосферу праздничного стола.
Если салфетки из ткани, то их кладут на закусочную тарелку или справа от неё. Бумажные салфетки ставят в специальный стакан (салфетницу).
3-я ученица. Салфетки - совершенно необходимая принадлежность красиво накрытого стола. Они предназначены не только для вполне определённой цели, но и для украшения. Хотя в наше время чаще принято использовать бумажные салфетки, сложенные «квадратом», «треугольником» или «трубочкой». Стилизованные цветы, птицы и другие фантазийные образы «художника» изготавливали индивидуально для каждого гостя. Красиво сложенные салфетки очень эффектно украшают стол.
Салфетки можно складывать различными способами в технике «оригами» и «киригами»: «веер», «колпачок», «любовное послание», «шляпка», «утёс», «шлейф», «конверт для столовых приборов», «сумочка», «вентилятор», «песочные часы», «блуза», «смокинг» и т. д.
Учитель. Если все желающие поделились основными идеями по первым двум вопросам, то переходим к следующим вопросам: этикет, правила приёма гостей.
Примерные выступления учащихся:
4-я ученица.
Этикет (в переводе с французского) - установленный порядок поведения чего-либо.
Гостеприимство - одно из распространённых требований этикета.
Чаще всего у нас принято приглашать в гости на квартиру по самым разнообразным поводам: по случаю Нового года, праздников, дней рождения, свадьбы и т. п.
Существуют правила этикета по приёму гостей.
5-я ученица. Приглашать гостей следует за несколько дней, чтобы они имели время подготовиться (купить подарок, привести в порядок костюм). Приглашения обычно исходят от хозяйки и передаются при личной встрече или по телефону. Приглашённых следует предупредить как о характере предстоящей встречи, так и о лицах, которые приглашены. Все приготовления к приходу гостей нужно закончить до их прихода. Они сводятся в основном к сервировке стола: его накрывают белой накрахмаленной скатертью и кладут салфетки под каждый прибор.
6-я ученица. Законы гостеприимства требуют от хозяев, какими бы они ни были уставшими, не подавать вида, что их утомили хлопоты по приёму гостей. Они должны быть: приветливыми, доброжелательными и жизнерадостными.
Гостей, пришедших первыми, встречают хозяйка и хозяин вместе, а далее один хозяин или взрослые дети; хозяева подают руку, предлагают пройти в гостиную и устроиться поудобнее.
7-я ученица. Хозяин и хозяйка представляют своих гостей друг другу - мужчину женщине, а более молодых - тем, кто постарше по возрасту. Проявлять внимание одному гостю, а другому не уделять - недопустимо.
Во время приёма гостей тон задаёт хозяйка. Она первая садится за стол, приглашая последовать её примеру других, угощает гостей; следит, чтобы никто не скучал, разговор за столом был общим.
8-я ученица. Если вы сами идёте в гости, то, прежде всего, не опаздывайте.
С первым словом приветствия обращайтесь к хозяйке.
Если вы хотите подарить подарок, то его выбирайте заранее, обдуманно, помня об интересах этого человека. Не делайте слишком дорогих подарков, чтобы не ставить в затруднительное положение тех, кому такие подарки не по карману.
Цветы дарят, также подбирая, кому они предназначены. Молодой девушке дарят цветы светлой окраски и в бутонах, женщине дарят распустившиеся цветы; матери, сестре можно подарить ярко- красные цветы. Пожилым людям можно подарить цветущие горшечные растения. Цветы дарят без упаковки.
Если хозяйке вручают цветы, то она тут же ставит их в вазу на видное место. Приняв подарок, лучше сразу же развернуть его, похвалить, не показывая ни своего разочарования, ни восторга.
3. Этап отбора наиболее значимых идей.
На этом этапе критика допускается, идеи поощряются.
Учитель. Давайте из нашего сегодняшнего разговора выберем основные идеи, которые возьмём на вооружение.
Основные правила, которые надо соблюдать при украшении интерьера, стола:
1. Удобство. 2. Комфорт. 3. Эстетика.
Украсим гостиную и праздничный стол: нарядим ёлку (ветками сосны или пихтой) новогодними игрушками, мишурой, гирляндами. Расстелим накрахмаленную скатерть. Расставим столовую посуду и приборы. Оформим стол цветами в вазах, свечами в подсвечниках, салфетками в салфетницах, настольными карточками (не только для информации о меню и указания мест, но и послужат они привлекательным декоративным элементом на столе, а затем их можно подарить гостям как сувенир).
«Красиво, вкусно, внешний вид — вот что рождает аппетит!».
Учитель. Мы подошли к главному вопросу нашей темы: угостить и удивить гостей.
«Умел в гости звать - умей и встречать». «Гостю - почёт, хозяину - честь». «Гость - доволен, хозяин - рад».
Предложите свои идеи об угощении гостей.
Учитель. Умелая хозяйка готовит пироги с мясом и рыбой, холодные закуски, изысканно и искусно приготовленные: студень, поросёнок с хреном, курица или индейка с ароматной поджаристой корочкой, буженина, рыба белая, красная, икра осетровая.
Печёт блины, а с ними вместе - печенье и всякие вкусности из теста. А хозяин заботится о напитках.
В ожидании Нового года каждый заботится о подарке заранее. Л теперь поговорим о подарках: Примерные выступления учащихся:
Подарки от всего сердца: ручная вышивка на новогодних мешочках и сапожках, салфетки, прихватки в лоскутной технике мягкие игрушки, открытки-приглашения, сувениры.
А после вручения подарков можно и развлечь своих гостей Ваши идеи?
Примерные выступления учащихся:
Можно предложить: игры, загадки, шутливые вопросы и тесты гороскопы и др., посвященные новогоднему празднику.
Учитель. Предлагаем поиграть. За правильный ответ - 1 очко; победителю - сюрприз-сувенир.
1. 3агадки.
1) Какая красавица один раз в год наряжается? (Ёлка.)
2) Бел, да не сахар, нет ног, а ходит? (Снег.)
3) Схватил за щёки кончик носа,
Разрисовал окно без спроса,
Но кто же это - вот вопрос –
Всё это делает... (Мороз.)
4) Кто вам ёлочку принёс –
Добрый, старый... (Дед Мороз.)
5) С Дедом резвая девчурка
И зовут её... (Снегурка.)
2. Танец-игра «Если нравится тебе, то делай так...».
4. Подведение итогов. Выставление оценок.
Учитель. Выделим основные правила гостеприимства:
1. Удобство.
2. Опрятность.
3. Приятный вид стола.
4. Доброжелательность и приветливость хозяев.
5. Угощения.
6. Развлечения.
Заключительное слово учителя.
Итак, от того, сколько вы вложите своей фантазии, умения, терпения при подготовке и проведению Нового года, будет зависеть, как долго будут помнить ваши гости вечер, проведённый с вами.
«Пусть ум и руки Ваши родят лишь чудеса,
И мир станет прекрасней от мудрости Творца!».
Классный час на тему Россия в 6, 7 классе
Разработка классного часа в 6-7 классе «Воспитание лояльного отношения к беженцам»
Классный час в 6, 7 классе по теме: Тайна имени
Кристина Игоревна Мохова # 10 июня 2016 в 19:30 +1 |
Аминат Юсуповна Омарова # 3 сентября 2016 в 23:05 +1 |
Инна Алексеевна Юдина # 17 мая 2017 в 20:22 0 | ||
|