Конкурсная программа для учащихся 5-7 классов. Тема: Басня

Конкурс эрудитов, 5-7 классы. Басня ложь, да в ней намек

Цель:

Формирование творческого сотрудничества, качеств лидера, адекватной самооценки; личностное становление.

Эпиграф (на доске).

Крылов! Это имя нам дорого с детства,

И знает Крылова любой человек, -

Дедушка нам оставил наследство,

Которое светит из века в век.

В. И. Лебедев-Кумач

Ход классного часа

Классный час проходит в форме конкурса эрудитов. Класс заранее разделен на четыре команды, каждая команда получает задания: оформить выставку иллюстраций, подготовить две басни на конкурс чтецов (по жребию) и одну басню инсценировать (на выбор). В конкурсе девять этапов, после каждого жюри подводит итоги, результаты на доске: красный жетон - «5», синий — «4», желтый — «3».

- Каждому приходилось слышать: «соловья баснями не кормят», «хватит басни рассказывать». Какой же смысл у слова «басня»? Легко догадаться: пустой рассказ, ложь, байка. Но это только одно значение слова. Есть и другое значение - литературное. Так ли уж безобидна и простодушна басня? Давайте выясним это.

Этап 1. Викторина.

- Что такое басня?

Басня - один из малых эпических жанров, краткий рассказ, чаще всего в стихах, сатирического характера, высмеивающий человеческие недостатки.

1. Кто был первым сочинителем басен? (Эзоп.)

2. Что вы о нем знаете? (Раб Эзоп жил в Древней Греции в VI веке до н.э. Герои его басен - звери.)

3. Чем басня похожа на сказку? (Героями басни чаще являются звери, происходят чудеса, есть вымысел.)

4. Чем басня похожа на притчу? (Поучает в иносказательной, аллегорической форме.)

5. Из каких частей состоит басня? (Повествовательной и поучительной.)

6. Что такое эзопов язык? (Вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками.)

7. Каких, кроме Эзопа, баснописцев вы знаете? (Учащиеся называют имена Лафонтена, В. К. Тредиаковского, А. Кантемира, А. Сумарокова, М. В. Ломоносова, И. А. Крылова, С. В. Михалкова.)

8. Что такое мораль басни? (Мораль - поучительная часть басни.)

9. Когда родился И. А. Крылов? (Крылов родился в 1769 году.)

Этап 2. Конкурс рисунков.

- Персонажи басен Крылова - забавные звери, птицы, даже растения. Каждая команда подготовила иллюстрации и оформила выставку.

Жюри подводит итоги.

Этап 3. Конкурс чтецов.

- Создать басню - очень нелегкое дело. Многие русские писатели брались за этот жанр, но прославился лишь один. Пускай же звучат бессмертные творения Крылова.

Каждая команда представляет своих чтецов, одновременно проходит обсуждение басен и словарная работа на доске.

1. Басня «Свинья под Дубом». Что высмеивает эта басня? (Невежество.)

2. «Мартышка и Очки». О чем же эта басня? (О хвастовстве.)

3. Где хвастовство, там и зависть. Басня «Лягушка и Вол».

4. Что высмеивает басня «Лисица и виноград», написанная на сюжет, созданный Эзопом? (Жадность и лживость.)

5. Пороки, изображенные в басне «Ларчик» и «Квартет», всегда там, где невежество, хвастовство. (Гпупость.)

6. Басня «Слон и Моська». О чем она? (О трусости, бахвальстве.)

1. Иногда героями басен становились и люди, и животные. Басня «Волк на псарне». Что высмеивает она? (Вражду.)

Этап 4. Словарная работа.

На доске во время конкурса чтецов записаны слова:

Невежество -                Жадность -

Хвастовство -               Лживость -

Глупость -                     Вражда -

Трусость -                     Грубость-

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать». Эти слова принадлежат Крылову. Что же они означают?

(Учащиеся отмечают, что писатель хочет высмеять человеческие пороки, ведь известно, что под видом зверей, птиц, растений Крылов в своих баснях выводил людей.)

- В басне можно доходчиво сказать, что дурно, что хорошо. Подберите к записанным словам, обозначающим отрицательные качества, антонимы.

По одному человеку от команды выполняют задание, одновременно проводится игра «Что? Где? Когда?».

Этап 5. «Что? Где? Когда?».

- Существуют произведения знаменитые, но доступные тому или иному возрасту, но таких, которые доступны и интересны людям всех возрастов, - немного. Среди них - басни Крылова. Их знают все, их можно узнать по одной детали.

Участники каждой команды угадывают, вынимая из «черного ящика», какой басне принадлежит каждый из предметов: Ларчик («Ларчик»), желуди («Свинья под Дубом»), бочонок («Две бочки»), очки («Мартышка и Очки»), зеркало («Зеркало и Обезьяна»), повозка («Лебедь, Щука и Рак»), скрипка («Квартет»), ложка («Демьянова уха»).

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва.

А в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский Этапы 6 и 7, работа с афоризмами, проходят одновременно.

Этап 6. Продолжи афоризм.

- На доске плакаты с началом афоризмов, участники команд продолжают, угадывают, из какой басни слова.

А ларчик (просто открывался). («Ларчик».)

У сильного всегда (бессильный виноват). («Волк и Ягненок».)

Ты виноват уж тем, (что хочется мне кушать). («Волк и Ягненок».)

Оглянуться не успела, (как зима катит в глаза). («Стрекоза и Муравей».)

Ты все пела? Это дело: (так поди же, попляши). («Стрекоза и Муравей».)

Беда, коль пироги начнет печи сапожник, (а сапоги тачать пирожник). («Щука и Кот».)

Избави бог и нас (от этаких судей). («Осел и Соловей».)

Чтоб музыкантом быть, (так надобно уменье). («Квартет».)

А вы, друзья, как ни садитесь, (все в музыканты не годитесь). («Квартет».)

Когда в товарищах согласья нет, (на лад их дело не пойдет). («Лебедь, Щука и Рак».)

Чем кумушек считать трудиться, (не лучше ль на себя, кума, оборотиться?) («Зеркало и Обезьяна».)

Хоть видит око, (да зуб неймет). («Лисица и виноград».)

Этап 7. Отгадай басню, подбери афоризм.

- Многие слова басен И. А. Крылова стали пословицами. Правильно ли вы их понимаете? В каких случаях вы употребляете следующие выражения?

А Васька слушает да ест.

Услужливый дурак опаснее врага.

Медвежья услуга.

От радости в зобу дыханье сперло.

Слона-то я и не приметил.

Вертится, как белка в колесе.

Наделала синица славы, а море не зажгла.

Так поди же попляши.

Какое крылатое выражение вы вспомните, если

• увидите, что человек занимается не своим делом? («Беда, коль пироги начнет печи сапожник».)

• вы не хотите есть, а вас настойчиво просят испробовать угощение? («Демьянова уха».)

• дело не двигается, стоит на месте, а вокруг него - пустые разговоры? («А воз и ныне там».)

• человек, радуясь чужой беде, сам попадает в трудное положение? («Вперед чужой беде не смейся, Голубок».)

Этап 8. Театральный.

Басня поучает незаметно, мудро, весело. Будто старый мудрый человек, стоящий за басенной строкой, говорит простодушно: «А ну-ка, дружок, примерь басню на себя, нет ли и у тебя такого недостатка?»

Учащиеся инсценируют басни «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Волк и Ягненок», «Лисица и Осел».

Этап 9. Отгадай героя и басню.

Крылов сказал однажды: «А за меня мои звери говорят». Им - слово. Каждая команда получает карточку, на которой записаны слова какого-либо персонажа крыловских басен.

Задание: выразительно прочитать, стараясь передать характер, отгадать, кому они принадлежат.

«Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой! / Что это там за рожа? / Какие у нее ужимки и прыжки! / Я удавилась бы с тоски, / Когда бы на нее хоть чуть была похожа. / А ведь, признайся, есть, / Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть: / Я даже их могу по пальцам перечесть». (Обезьяна, «Зеркало и Обезьяна».)

«Что за уха! Да как жирна: / Как будто янтарем подернулась она. / Поешь же, миленький дружочек! / Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! / Еще хоть ложечку!» (Демьян, «Демьяновауха».)

«Изрядно, - говорит, - сказать неложно, / Тебя без скуки слушать можно; / А жаль, что незнаком /Ты с нашим петухом: / Еще б ты боле навострился, / Когда бы у него немножко поучился». (Осел, «Осел и Соловей».)

«Ну, право, порют вздор. / Я не приметила богатства никакого: / Все только лишь навоз да сор; / А, кажется, уж не жалея рыла, я там изрыла / Весь задний двор». (Свинья, «Свинья».)

После девятого этапа подводятся общие итоги. Команды получают призы.

- Когда И. А. Крылов умер, ему открыли памятник, сооруженный на народные деньги: первый в Петербурге памятник писателю. Постамент памятника украшают звери - персонажи басен, - искусно созданные скульптором Клодтом. Прошло полтора века, но люди, к сожалению, не стали лучше. Поэтому вновь и вновь им нужно объяснять, что ученье - свет, а неученье — тьма, что плохо быть хвастливым и лживым. Умные и прекрасные басни И. А. Крылова могут сделать каждого лучше и добрее.

Домашнее задание. «Проба пера» (сочинить басню, можно как у Эзопа, в прозе. Для морали можно использовать любую пословицу).

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий

Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК

День здоровья в школе. Сценарий

Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов

Внеклассное мероприятие 6, 7 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!