Сценарий фольклорного путешествия для школьников 5-6 класса

Фольклорное путешествие для учащихся 5-6 классов «Сказка, песня и ... Любовь»

Маршрут путешествия: Нижний Новгород - Муром - Рязань - Москва - Владимир - Суздаль - Ярославль - Вологда

Ход мероприятия

Учащийся.

Есть у повести начало –

Это первая строка.

Начинается с причала

Путь по морю моряка.

У кручины есть причина,

У стихов завязка слов.

Начинается с зачина

Сказка, песня и ... любовь.

Собрались все вместе коли,

Как там бают: «чином - чин»,

Начинаем с хлеба-соли,

С доброй песни наш зачин!

Выносят хлеб-соль.

Ведущий. Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, в котором мы вспомним жанры фольклора, познакомимся с новыми.

Фольклор - устное народное творчество, народная мудрость. Произведения искусства слова передавались из уст в уста. Их помнили, их любили, по ним учились жить. Мы не знаем авторов произведений фольклора, но знаем, что это были талантливые люди.

Некоторые произведения фольклора пережили столетия, но есть и созданные только вчера. Произведения устного народного творчества бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Прибаутки, колыбельные, сказки, песни трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу.

Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале.

Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало - большая радость.

Ведущий. Нас приветствует машинист сказочного поезда Иван Иванович, вместе с которым нам придется проделать интересный путь. В поезде три вагона. У каждого вагона свое название.

«КОЛОБОК»

«ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ»

«САДКО»

Ребята, объясните почему вы дали такие названия своим вагонам.

Объясняют.

Иван Иванович. Первая остановка на нашем пути - Нижний Новгород.

Ведущий. В этом городе, как и во многих городах, селах нашей Родины очень любят частушки. «А кто их не любит?» - скажете вы. И будете правы.

Частушка появилась где-то в середине XIX века, поэтому в словаре Даля нет даже такого слова «частушка». Его ввел в литературный и научный обиход писатель Глеб Успенский в 1889 году. Он сам собирал частушки в деревнях неподалеку от нынешней границы между Новгородской и Ленинградской областями.

Удивительный этот жанр - частушка! Во-первых, он один из немногих живых жанров русского фольклора. Новых сказок, былин уже не возникает. А частушки и сегодня сочиняют и взрослые, и дети. Сочиняют как? Новое на основе старого.

Ребята исполняют частушки.

Молодцы, молодушки,

Озорные мужички,

Бабы-бабоньки, старушки

И старушек старички.

 

Друг, веди свою подружку.

Все, кто хочет выйти в рост,

Знает русскую частушку,

Знает местную частушку,

Выходите на помост.

 

И широкие, и узкие

Темы пусть любой берет.

Пой, народ, частушки русские,

Весели родной народ.

 

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться.

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

 

Ставьте ушки на макушку,

Слушайте внимательно.

Пропоем мы вам частушки

Очень замечательно!

 

Мы частушек много знаем

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

 

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

 

Перестройка, перестройка,

До чего ж ты довела –

Даже Алла Пугачева

Поросенка завела.

 

В магазине продавщица

Назвала меня свиньей.

Все подумали свинина,

Встали в очередь за мной.

 

Мы купили телевизор.

Называется «Зенит».

Он работает отлично,

Света нет, а он дымит.

 

На стене висит табличка:

«Гражданин, не плюй на пол!»

Гражданин прочел табличку,

Плюнул в стенку и пошел.

 

Бабка пенсию дала

Своей внучке Аллочке.

На нее она купила

Эскимо на палочке.

 

Обещал ребятам Павлик:

- Единицу я исправлю,

Я немножко подучу,

Сразу двойку получу.

 

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки башмаком,

Думала - подружки.

 

По деревне я шла

И Ванюшку видела.

Под кустом сидел и плакал:

Курица обидела.

 

Эх, топни, нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке.

 

Говорит старуха деду:

- Покупай скорей «Победу».

Коль не купишь мне «Победу»

Я уйду к другому деду.

 

Крошка-сын пришел к отцу,

И сказала кроха:

- Тыщу долларов на стол!

Или будет плохо!

 

Самовар блестит,

Чай в нем пенится!

Погляди-ка на себя –

Ну и отраженьице!

 

Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

 

Кто сказал - частушки, вроде,

В наши дни уже не в моде?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе?

 

Мы частушек много знаем,

Знаем целый миллион.

Приезжайте их послушать

Да в родимый наш район.

 

Хороши наши частушки,

И напев у них простой.

На сегодня петь кончаем –

Ставим точку с запятой.

Все (вместе).

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

 

Коль от Мурманска до Кушки

Весь народ поет частушки,

Значит, жив еще народ,

Ни за что не пропадет!

Иван Иванович. Следующая остановка - Муром.

Ведущий.

Из того ли из города из Мурома,

Из того ли села из Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец;

Он стоял заутреню во Муроме,

А к обеденке поспеть хотел во стольный Киев-град,

Да подъехал он ко славному ко городу,

Ко славному городу Чернигову;

У того ли то у города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно,

А и черным-черно, как черных воронов:

Как пехотою никто тут не прохаживает,

На добром коне никто тут не проезживает,

Птица черный ворон не пролетывает,

Серый зверь да не прорыскивает!

Как подъехал он ко силушке великой.

Как он стал ее конем топтать да стал копьем колоть,

А и побил он эту силу всю великую!

Кто же этот славный богатырь, богатырь былинный, защитник земли русской?

Ученики. Илья Муромец.

Ведущий. Герои былин - сильные и бесстрашные: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович...

Трудно представить человека, который не знал бы, что такое былины и не прочитал хотя бы одной из них.

Былины - это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения. Исполняли их народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков. Любители народного творчества, его собиратели оставили много воспоминаний о том, как исполнялись былины.

Вот одно из воспоминаний о Никифоре Прохорове, жившем в конце XIX века:

«...с улыбкой обвел взглядом всех присутствующих и, заметив в них нетерпеливое ожидание, еще раз быстро откашлянулся и начал петь.

Лицо старика-певца мало-помалу изменялось, исчезло все лукавое, детское и наивное. Что-то вдохновенное выступило в нем: голубые глаза расширились и разгорелись, ярко блестели в них две маленькие слезинки, румянец пробился сквозь смуглость щек, изредка нервно подергивалась шея. Он жил со своими любимцами-богатырями, жалел до слез немощного Илью Муромца, когда он сиднем сидел тридцать лет, торжествовал с ним победу его над Соловьем-разбойником. Иногда он прерывал себя, вставляя свои замечания. Жили с героем былины и все присутствующие. По временам возглас удивления невольно вырывался у кого-нибудь из них, по временам дружный смех гремел в комнате. Иного прошибала слеза, которую он тихонько смахивал с ресниц. Все сидели, не сводя глаз с певца, каждый звук этого монотонного, но чудесного, спокойного мотива ловили они».

Ведущий. Ребята, что такое былины? Какие былины вы знаете?

Учащиеся отвечают.

Ведущий. Молодцы. Правильно. Былины - прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Богатыри любят родную землю, они стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят они на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Нет ни одной героической былины, где бы богатырь-воин не победил врага. Главным персонажем былин и является богатырь. Он стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть. Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказители изображают его сражающимся в одиночку против вражьих сил, которых «черным- черно, как черных воронов...» Таков и Илья Муромец, таковы же и другие богатыри: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сать, Василий Казимирович, Михайло Данилович...

Иван Иванович. А поезд наш тем временем приближается к славному городу Рязани.

Ведущий. Мы подъехали к Рязани, но что-то испортилась погода. Это не беда! Ведь у русского народа существуют свои способы избавления от ненастья. Раньше, когда дожди «зарядят» надолго, закликали солнышко, просили радугу прекратить дождь,

Учащиеся.

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, прокатись,

Красное, нарядись.

Ведущий. Ну а если наоборот, было очень жарко, долго не было дождя, его вызывали.

Это вызывание дождя со временем превратилось в веселую игру детей, которые охотно выкрикивали заклинания, вступая в озорную беседу с дождем.

Учащиеся.

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка,

Дам и хлеба каравай,

Дождик, пуще поливай!

Дождик, дождик, посильней,

Чтобы было веселей.

Мои гуси дома,

Не боятся грома.

Дождик, дождик, посильней,

Загони моих свиней,

Мои свиньи дома –

Лежат на соломе.

Ведущий. Но нам надо отправляться в путь, а дождик все идет. Давайте попросим его перестать, пусть радуга нам поможет. Тогда солнышко будет сиять в течение всего пути.

Учащиеся.

Дождик, дождик, перестань,

Я поеду во Рязань

С ключиком, с замочком

С аленьким цветочком!

 

А ты, радуга-дуга,

Отворяй-ка ворота –

Ключиком, замочком,

Аленьким цветочком!

 

Дождик, дождик, перестань,

Куплю тебе сарафан!

Останутся деньги –

Куплю тебе серьги.

Останутся пятаки –

Куплю тебе башмаки!

 

Солнышко, снарядись!

Красное, покатись,

Выйди из-за тучи,

Дам орехов кучу!

Солнышко, солнышко,

Выгляни на бревнышко:

Дам тебе меду

Целую колоду!

Ведущий. В Москве жизнь бьет ключом; все куда-то спешат, все работают, успевают лишь советы давать друг другу. Наш фольклор тоже богат своими советами - пословицами. Давайте их вспомним. Я читаю первую часть пословиц и поговорок, а вы продолжаете:

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Старый друг лучше новых двух.

Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.

Под лежачий камень вода не течет.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

От добра добра не ищут.

Труд человека кормит, а лень портит.

Глаза боятся, а руки делают.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

Ум хорошо, а два лучше.

Лес рубят, щепки летят.

Что посеешь, то и пожнешь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Иван Иванович. Следующая остановка - город Владимир.

Ведущий. В этом городе очень любят разные небылицы, сказочки, перевертыши. Давайте послушаем небылицы - творения русского народа - и шуточные перевертыши.

Учащиеся.

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из подворотни лают ворота,

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

 

... Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариуме рыжие кошки,

Носки начинает вязать канарейка.

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет,

А рыбы читают веселые книжки,

Отняв потихоньку их у мальчишки.

Ведущий.

Небылицы в лицах

Сидят в светлицах,

Щелкают орешки,

Все творят насмешки.

Хотите знать, какие?

А вот такие...

Ребята разыгрывают небылицы.

ХОЗЯЙКА И ФЕДУЛ

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожег.

- Можно зашить?

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

ХОЗЯЙКА И ФОМА

- Фома, что из леса не идешь?

- Да медведя поймал.

- Так веди сюда!

- Да он не идет!

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает!

Хозяйка и сынок

- Сынок, сходи за водицей на речку!

- Брюхо болит!

- Сынок, иди кашу есть!

- Что ж, раз мать велит - надо идти!

Ведущий. Как ни популярны пословицы и поговорки, но среди малых жанров фольклора главное место принадлежит загадкам. Шутка и ирония, уважительный тон и удивление, радость и раскаяние — каких только настроений не найти в загадках, которые звучат в самых различных ситуациях.

- Я загадываю загадки, а вы, ребята, отгадывайте.

Белые мухи на поле сели. (Снег.)

Конь стальной овса не просит, а пашет и косит. (Трактор.)

Золотое решето черных домиков полно. (Подсолнух.)

Не часы, а время сказывает. (Петух.)

Белые хоромы, красные упоры. (Гусь.)

Плывет лебедь без крыльев. (Пароход.)

Зубасты, а не кусаются. (Грабли.)

Стоят казаки, на них белы колпаки. (Грибы.)

Висит сито, не руками свито. (Паутина.)

Кто над нами вверх ногами? (Муха.)

Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук.)

Одну меня не едят, а без меня редко едят. (Соль.)

Сами не едим, а людей кормим. (Ложки.)

Новая посудина, а вся в дырах. (Сито.)

Белый зайчик прыгает по черному полю. (Мел и доска.)

И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, а всех милей. (Хлеб.)

Иван Иванович. Остановка - город Ярославль.

Ведущий. В этом городе, как и по всей России, очень любят ярмарки. Веселые, шумные, со множеством товаров со всех концов земли русской. Давайте на несколько минут заглянем на ярмарку.

1-й скоморох.

Российские жители,

Товаров не хотите ли?

У нас товары дивны,

Доставайте гривны.

Купцы-голубчики,

Вынимайте рубчики.

Скупые, алтынники,

Где ваши полтинники?

Будем дело зачинать,

Ярмарку начинать!

2-й скоморох.

Жители провинциальные,

Ближние и дальние,

Немцы-лекари,

Латыши-аптекари,

Французы, итальянцы и американцы,

Российские баре,

Казанские татаре,

Подходи сюда, народ,

Масленица идет.

3-й скоморох.

Впереди дорог

Не давай зарок.

Как об пол горох,

Стучи, скоморох,

Научи варить горох,

Если не научишь,

По уху получишь.

Будем пиво-мед

Наливать в свой рот.

Будем петь, плясать,

Народ потешать!

4-й скоморох.

Весело-весело

Мастерит все село

Кружки, толкушки.

Веретена, игрушки.

Покупайте дружно,

Что кому нужно.

5-й скоморох.

Подходи скорее,

У нас лотерея:

Чайник без дна,

Только крышка одна.

Китайский фарфор

Был выкинут на двор.

Фонарь на свечах,

На трех кирпичах.

Сорок кадушек

Соленых лягушек.

Сорок амбаров

Сухих тараканов.

Играйте в лотерею!

Ведущий. Нет, наверное, друзья, поедем мы дальше. Не нужны нам сухие тараканы да соленые лягушки.

Иван Иванович. Поезд наш подошел к городу Вологде, сказочному городу.

Ведущий. Этот жанр фольклора все любят с раннего детства. Волшебные сказки. Герои сказок - добрые и злые, но все- таки всеми нами любимые: Марья Моревна, Василиса Прекрасная, сестрица Аленушка и братец Иванушка, Кощей Бессмертный, Баба Яга. Как мы бы не переживали, читая сказки, знаем, в них всегда побеждает добро.

Сейчас вы должны выполнить четыре задания.

1-е задание. Перечислите волшебные предметы из народных сказок.

(Ковер-самолет, скатерть-самобранка, молодильные яблоки, сапоги-скороходы, меч-кладенец и т. д.)

2-е задание. С какими злыми силами борются герои волшебных сказок,

(Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Чудо-Юдо, Баба Яга и т. д.)

3-е задание. Какие сказки о животных вы знаете?

4-е задание. Сейчас на дворе зима. Назовите сказки, связанные с зимой.

(«Морозко», «Мороз Иванович», «По щучьему велению...» и т. д.)

Иван Иванович. Наше путешествие подходит к концу. Ребята, что интересного и нового вы узнали за время путешествия? (Отвечают.) Я думаю, что оно было интересным и увлекательным, и если вы узнали что-нибудь новое, мы будем рады.

Учащиеся.

Путешествовали мы с вами,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: «До новых встреч!»

Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,

Самый светлый, самый ясный

Встречи нашей русский дух.

Посиделки, вечеринки,

Звезды в праздничной выси.

Это русские картинки

Жизни нашей на Руси.

Жизнь такая - не иная,

Не заморская, чужая.

Это наша сторона.

Все, что было, вспоминая,

Пусть живет страна родная,

Очень русская, земная

Все (вместе). В МИРЕ ЛУЧШАЯ СТРАНА!

Литература

1. Зайцева, О. В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе: популярное пособие для родителей и педагогов / О. В. Зайцева, Е. В. Карпова. - Ярославль: Академия развития, 1997.

2. Чичеров, В. И. Былины / В. И. Чичеров, П. Д. Ухов. - М.: Детская литература, 1969.

3. Шмаков, С. Нетрадиционные праздники в школе / С. Шмаков. - М.: Новая школа, 1997.

Автор: О. В. Чурзина

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов

Внеклассное мероприятие 6, 7 класс

День здоровья в школе. Сценарий

Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК

Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий

Виктория Александровна Лутковская # 3 апреля 2020 в 00:56 0
Очень интересное не обычное путешествие по "Золотому кольцу". Участники знакомятся не только с городами, но с различными фольклорными формами. Игровая атмосфера поддерживает интерес у участников. Рекомендую всем библиотекарям.