Сценарий правовой игры для 9-10-11 классов
Автор: Попогребская Ирина Валерьевна, заместитель директора по УВР МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества №1», г. Старый Оскол
Описание материала: данная разработка правовой игры предназначена для обучающихся 9-11 классов, членов Клубов будущих избирателей. Может быть использована при проведении Недели молодого избирателя либо как творческое мероприятие в рамках работы КБИ.
Цель: формирование правовой культуры будущих избирателей.
Задачи: активизировать деятельность членов КБИ; разнообразить формы работы по правовому воспитанию школьников.
Атрибуты и оборудование: мультимедийное и компьютерное оборудование, звукоусилительная аппаратура, карточки с заданиями, бланки для жюри, декорации для конкурса «Ситуации».
Звучат фанфары – позывные к началу игры
(Слайды: Заставка - Название игры и проекта на фоне триколора)
Выходят ведущие – мальчик, девочка, взрослый (педагог или член Избирательной комиссии)
Мальчик. - Здравствуйте, уважаемые гости и участники правовой интеллектуальной игры «Я и мои права».
Девочка. - Игра проходит в рамках проекта для Клубов будущих избирателей «Наше время» и приурочена к 20-летию подписания Конвенции ООН о правах ребёнка и 5-летию празднования в России Дня молодого избирателя.
Взрослый. - Сегодня от активной гражданской позиции молодёжи и взрослых людей, от отношения каждого к своей стране зависит настоящее и будущее нашей Родины – великой России!
М. - Под Гимн Российской Федерации смирно!
Звучит Гимн РФ
Взр. – В образовательных учреждениях Старооскольского городского округа созданы и активно работают 40 Клубов будущих избирателей, деятельность которых интересна и разнообразна - это просветительская и агитационная работа, проведение социологических опросов и исследований проблем электоральной активности молодёжи, организация выборов ученического самоуправления и органов детского самоуправления в летних оздоровительных лагерях. (Слайды: фото КБИ, с конкурсов КБИ)
М., - Сегодня в этом зале собрались юные старооскольцы, члены клубов будущих избирателей – победители первого тура игры «Я и мои права»: (Слайды: Заставка)
Д. - КБИ «Я - россиянин», лицей №3
М. - школа №5, КБИ «Энергия»,
Д. - КБИ «Форум», школа № 40
М. - школа №34, КБИ «Россия молодая»,
Д. - КБИ «Твой голос», Шаталовская школа
М. - Дмитриевская школа, КБИ «Молодой избиратель»
Взр. - На нашем мероприятии присутствуют: и председатели и секретари избирательных комиссий муниципальных районов и городских округов Белгородской области.
Исп. песня «Россия»
(Слайды: российские пейзажи)
(Слайды: молодёжь и выборы)
Взр. - Будучи патриотом своей страны, нельзя не интересоваться её политической жизнью. Пройдёт несколько лет, и вы, ребята, будете иметь право участвовать в выборах. Это потребует от вас политических знаний и правовой культуры. Многое из того, что пригодится во взрослой жизни, вы постигаете сегодня – на уроках, в Клубе будущих избирателей, опыт и знания вы приобретаете, участвуя в разнообразных проектах, конкурсах, интеллектуальных играх.
Д. - Игра «Я и мои права» - одна из возможностей продемонстрировать свои знания в области избирательного права. (Слайды: Фото Я и мои права)
М. - В отборочном туре игры приняли участие 22 команды Клубов будущих избирателей. 6 команд сегодня вступают в интеллектуальный бой за звание абсолютного победителя игры «Я и мои права».
Взр. – Разрешите представить жюри финальной игры:
- _____________________________________________________________
- ______________________________________________________________
- _____________________________________________________________
Взр. – Итак, наш первый конкурс - домашнее задание «Визитная карточка» на тему «Избирательное право – право каждого».
I этап. Домашнее задание.
Визитная карточка. Приветствие команды на тему «Избирательное право – право каждого». Представляется в любой творческой форме. Время выступления – до 3 минут.
Взр. – 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций была принята Конвенция о правах ребёнка – первый, наиболее полный документ, в котором права ребёнка приобрели силу норм международного права.
М. - 26 января 1990 года Конвенцию подписала 61 страна, а 13 июля 1990 года этот важный документ вступил в силу и в нашем государстве. (Слайды: о Конвенции)
Д. - 2010-2011 учебный год для старооскольских школьников начался с урока правовых знаний, посвящённого 20-летию подписания Конвенции ООН о правах ребёнка. (Слайды: школьные уроки)
Взр. – Мы переходим ко второму этапу нашей игры, где команды продемонстрируют свои знания Конвенции.
II этап. Конвенция ООН о правах ребёнка.
Команды выполняют задания на знание Статей Конвенции ООН о правах ребёнка.
Задание №1.
Взр. - Безусловно, Конвенция ООН о правах ребёнка – серьёзный и важный документ. Однако у детей на него свой взгляд. Именно так называется издание, иллюстрированное самими детьми – «Конвенция о правах ребёнка (детский взгляд)». Сейчас на экране для каждой команды будет представлено по 1 иллюстрации к статьям Конвенции. Ваша задача – обсудить в течении 10 секунд своё задание и ответить, какая статья документа изображена на экране ( о чём эта статья).
Лицей №3 – Ст.33 «Государства-участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ»
Школа №5 – Ст.4 «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции»
Школа №40 – Ст.7 «Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства…»
Школа №34 – Ст.9 «Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию» или Ст.5 «Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей (или их законных представителей) должным образом управлять и руководить ребенком в соответствии с его развивающимися способностями ребенка»
Шаталовская школа – Ст.17 «Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к такой информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка»
Дмитриевская школа – Ст.28 «Государства-участники признают право ребенка на бесплатное и обязательное начальное образование»
Взр. – Мы ещё раз убедились, что самым главным и незыблемым правом каждого ребёнка является право на жизнь, право на заботу взрослых.
Исп. песня «Дети Земли»
(Слайды: Дети)
Д. – В 15 статье Конвенции ООН о правах ребёнка говорится о праве детей на участие в детских объединениях и организациях.
М. - Это первый шаг к участию в выборах. Сначала это выборы в рамках деловых игр в школах и летних лагерях, а потом - это участие в государственных выборах и референдумах. (Слайды: выборы в школах и лагерях)
Взр. - Мы переходим к третьему этапу нашей игры «Избирательное право».
III этап. Избирательное право.
(Слайды: о выборах и референдумах)
Задание № 2 «Пойми меня»
Взр. – Уважаемые капитаны, следующий конкурс для вас. Выберите карточки с терминами и понятиями, относящимися к теме выборов и избирательного права. Вы должны объяснить каждый из терминов своей команде со сцены, не употребляя сам термин и его однокоренные слова. Объяснение продолжается до момента, пока команда громко не произнесёт слово. Задача команды – отгадать как можно быстрее 2 слова. Победитель определяется по времени, т.е., чем меньше команда потратила времени на отгадывание, тем ближе она к победе в этом конкурсе. Вопросы есть? Задание понятно?
ТЕРМИНЫ и ПОНЯТИЯ:
1) Предвыборная агитация, избирательный округ
2) Конституция, референдум
3) Наблюдатели, паспорт
4) Президент, Избирательный участок
5) Избирательный бюллетень, Закон
6) Кабина для голосования, Центральная избирательная комиссия РФ
Задание № 3 «Ситуации»
Взр. – Дорогие ребята! Наверняка, каждый из вас попадал в неординарную жизненную ситуацию, требующую не только быстрого, но и правильного решения. Такие ситуации встречаются и на избирательных участках в день голосования. И вам, как будущим избирателям, важно знать, как разрешить ту или иную ситуацию.
Сейчас капитаны команд выберут задания. Задача команды разыграть предложенную ситуацию, а потом дать краткий комментарий. Вам даётся 5 минут на подготовку этого задания.
М. – Уважаемые гости, 15 апреля в нашем городском округе состоялся традиционный конкурс школьных социально-ориентированных агитбригад «Россию строить молодым!» (Слайды: фото Агитбригады)
Д. - Старый Оскол по праву заслужил звание молодёжного города. Мы гордимся молодыми спортсменами, победителями всероссийских школьных олимпиад, инициаторами многих социальных акций и проектов.
М. - Приглашаем на сцену победителей конкурса - агитбригаду «Авангард+», школа №34
Выступление агитбригады
На сцену выставляется оборудование
Взр. – Итак, наш последний конкурс «Ситуации»
1) Явка на избирательный участок без паспорта. Какой документ может быть предъявлен? (Действия избирателя и избирательной комиссии)
2) При голосовании вы поняли, что испортили бюллетень, например, поставили отметку не в ту графу и хотите исправить. (Действия избирателя и избирательной комиссии)
3) Избиратель зашёл на избирательный участок за 30 секунд до окончания голосования. (Действия избирателя и избирательной комиссии)
4) На дом к избирателю пришли члены избирательной комиссии для проведения голосования по месту жительства избирателя. Другой член семьи обратился к избирательной комиссии с просьбой предоставить ему возможность проголосовать на дому. (Действия избирателя и избирательной комиссии)
5) По состоянию здоровья (травма, заболевание) избиратель, пришедший на избирательный участок, не может заполнить бюллетень. (Действия избирателя и избирательной комиссии)
6) В день выборов вы по состоянию здоровья не имеете возможности прийти на избирательный участок (Действия избирателя и избирательной комиссии)
(Слайды: соответственно ситуации)
(Слайды: Заставка - Название игры на фоне триколора)
Д. – Вот и подошла к концу наша игра. Она была интересной, яркой, интригующей. Мы убедились, что в этом зале собрались настоящие знатоки Избирательного права, готовые к активному участию в выборах.
Взр. – Уважаемые члены жюри, вам предоставляется время для подсчёта баллов и подведения итогов игры
М. – Вопрос гостям.
М. – Для награждения победителей интеллектуальной правовой игры «Я и мои права» и конкурса школьных социально-ориентированных агитбригад «Россию строить молодым!» на сцену приглашается…
Награждение победителей игры
Взр. – Дорогие друзья, уважаемые гости! Всем нам Конституцией Российской Федерации гарантированы права на жизнь, образование, свободу, право на труд и на отдых, право участвовать в выборах и референдумах…
Д - Но все мы должны помнить, не только права есть у граждан, есть и обязанности.
М. - И главная обязанность всех россиян – быть достойными гражданами своей страны, делать всё для благополучия и процветания России. Кто, если не мы, сделает Россию сильным, экономически развитым правовым государством?!
Исп. песня «Кто, если не мы?!»
Рекомендуем посмотреть:
Интеллектуальная игра для студентов колледжа по немецкому языку «Полиглот»
Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе для старшеклассников «Что? Где? Когда?»
Игровой интеллектуальный метапредметный конкурс «Россия и мир» для 9 - 11 классов
Интеллектуальные игры для детей школьного возраста
Интеллектуальная игра для старшеклассников к 23 февраля