Интеллектуальные игры для детей школьного возраста

Интеллектуальные игры для школьников

«Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться…»

Интеллектуальные и развивающие игры помогают закрепить и дополнить знания учащихся по предмету, дают более живое представление об изучаемой теме, учат ребят самостоятельному поиску информации, формируют навыки межличностного общения в классе, в коллективе.

Что такое интеллектуальные игры? Фактически это те же викторины. То есть они построены по тому же принципу: вопрос—ответ. Но викторины ассоциируются с чем-то скучным, уныло серьезным, давно набившим оскомину. Другое дело интеллектуальная игра. Это и звучит как-то солиднее, да и правильно организованная игра более динамична, она увлекает, захватывает и участников, и зрителей. К ней интереснее готовиться, в ней интереснее участвовать. А значит, и знания усвоятся лучше. Да и само по себе приятно проведенное время тоже дорого стоит.

Основные правила проведения интеллектуальных игр

Итак, что необходимо в первую очередь, чтобы игра удалась, чтобы не превратилась в очередное заорганизованное и нудное мероприятие?

1. Это должно быть представление. Шоу. Непременно должен быть привкус праздника: костюмы, призы, болельщики, неожиданности.

О призах. Конечно, дети, как и взрослые, предпочитают подарки более весомые. Но, увы, не всегда есть возможность наградить юных эрудитов поездкой, допустим, в европейскую страну. Хотя организовать для отличившегося класса экскурсию по городу либо стране или поход вполне по силам и средствам. Призы могут быть шуточными или символическими. Обычная шариковая ручка, врученная «главному интеллектуалу класса», может стать предметом гордости. Ею можно похвастаться перед родителями, знакомыми. А если еще сделать предварительно соответствующие надписи...

Естественно, главному победителю должен достаться и приз посущественнее, чем прочим. Для остальных — чем больше различных номинаций и мелких сувениров, тем лучше. Если игра проводится учителем по его предмету, работа ребят, их знания должны быть поощрены и дополнительными высокими баллами в журнале.

Чем зрелищнее мероприятие, тем оно, конечно, интереснее. При этом желательно не напрягать родителей изготовлением суперсложных и дорогих костюмов и декораций. Лучше потратить пару классных часов или пару занятий по труду на совместное изготовление их из подручных материалов,

2. Вопросы не должны быть слишком сложными или слишком легкими, чтобы дети не заскучали сразу. Если игра будет состоять из нескольких туров, разумно подбирать вопросы, постепенно усложняя их от тура к туру.

3. Игра не должна быть слишком затянутой. Лучше меньше, но лучше.

4. При подборе материалов не пытайтесь объять необъятное. Есть море специальной литературы, в которой легко закопаться. Достаточно пары-тройки пособий.

5. Больше самостоятельности. Если команд как минимум две, лучше поручить им самим подобрать вопросы для соперников, а потом просто их просмотреть, чтобы исключить неудачные и повторяющиеся.

6. Желательно, чтобы вопросы были интересными, чтобы они в себе несли какую-то новую информацию, запоминались. Они не должны быть сухим материалом из заумного учебника для студентов либо аспирантов.

7. Если вопросы выходят за рамки школьной программы, должны быть подсказки либо ответ может быть получен в результате логических рассуждений.

8. Обязательное условие: на игре должно быть весело. Должен быть азарт. Азарт создается присутствием зрителей, болельщиков. В перерыве между вопросами уместны шутки, творческие вставки. Все, что подскажет ваша фантазия.

9. Игра проходит более живо, напряженно, если есть острое противоборство: например, команды не просто набирают баллы, а после каждого раунда происходит отсев слабых, ничем не проявивших себя игроков.

10. Используйте игровые атрибуты: колесо рулетки, волчок, черный ящик, жеребьевку и т. п. Они вводят в игру важнейшее действующее лицо — Его Величество Случай. Эти атрибуты помогают до предела заострить интригу, резко повысить интерес к игре как у игроков, так и у болельщиков.

ВИДЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР

Игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Как правило, игра состоит из нескольких туров. Играет несколько команд. Задаются вопросы, отвечает команда, первая подавшая знак, что готова к ответу. Если ответ неверный, у нее высчитывается балл, а право ответа переходит к другой команде.

Спокойный вариант игры — команды просто набирают очки, выигрывает та команда, что набрала больше. Более динамичный вариант, более азартный — игра на выбывание, т. е. после каждого тура удаляется одна команда-аутсайдер.

КВН

В последние годы даже на телевидении конкурсы КВН все чаще состоят из одних домашних заданий. Импровизация становится редкостью. Конечно, провести такой КВН значительно легче — главное, написать и разучить сценарий. Никаких неожиданностей, но и никаких сюрпризов. А ведь от игры ждешь именно сюрприза! В такой игре оценивается сценарий и мастерство исполнителей. Причем смысл игры полностью теряется. Где же тут веселые и находчивые? Какой интерес озвучивать отрепетированные заранее шутки? Конечно, придумывать остроумные реплики на ходу может не каждый. Но именно это и есть находчивость — способность ответить сразу и по существу!

Сейчас проводится много КВНов по биологии, физике, информатике и т. д. И часто организаторы путают КВН с викториной либо конкурсом знатоков. КВН — это конкурс не столько знаний, сколько остроумия. Поэтому и должны быть вопросы подходящие и ответы соответствующие. Если в конкурсе знатоков уместно спросить, допустим, в каком году был написан «Пигмалион» Бернарда Шоу, то в КВН уместнее вопрос типа: «Бернарда Шоу спросила поклонница, почему, по его мнению, бог первым создал мужчину, а не женщину. Шоу ответил: чтобы женщина не мешала советами в процессе создания мужчины. А как бы ответили вы?»

Игра «Своя игра»

В викторине принимают участие три-четыре команды, количество игроков значения не имеет.

Составляется таблица с темами вопросов и их «стоимостью». Она может быть примерно такого плана:

История России

10

20

30

40

История США

10

20

30

40

История Франции

10

20

30

40

История Англии

10

20

30

40

Каждый вопрос оценивается в зависимости от его сложности. Первую тему объявляет ведущий, а следующую выбирает команда, правильно ответившая на предыдущий вопрос.

Право первого ответа принадлежит команде, первой подавшей знак, что она готова отвечать, либо по жребию. Если команда ответила неправильно, право ответа переходит к другой команде.

За правильный ответ команде начисляется соответствующее количество баллов, за неправильный — это количество снимается со счета команды.

При многоэтапной игре команда начинает следующие туры уже с заработанными баллами на своем счету.

Сценарии интеллектуальных игр Вы найдёте в данном разделе

Рекомендуем посмотреть:

Викторина «Своя игра», 9-11 класс

Интеллектуальные игры для школьников

Интеллектуальная игра для школьников «Аукцион знаний»

Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников

Интеллектуальные игры для школьников

Нет комментариев. Ваш будет первым!