Автор-составитель: Мирошкина Елена Викторовна, учитель МОУ СОШ с. Пушанина Белинского района Пензенской области
Проведение данного внеклассного мероприятия формирует научное мировоззрение, связь с актуальными проблемами экологии, вносит элементы трудового и эстетического воспитания школьников. Формирует потребность общения с природой, стремление к активному её сохранения и оказания посильной помощи.
Задача: формировать экологическую культуру школьников
Цель:
Образовательная:
⇒ расширить знания учащихся о плодовых деревьях на примере яблони и подробнее познакомить их с сезонными изменениями в жизни дерева, раскрыть роль И.В. Мичурина в отечественном садоводстве.
Воспитательная:
⇒ приобретение полезных умений и навыков, необходимых в будущей практической работе, любви к природе
Развивающая:
⇒ развитие личности школьника;
⇒ развитие творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
Оборудование: мультимедийный комплекс, для показа презентации при проведении классного часа, яблочный пирог, яблоки, портрет И.В.Мичурина
1. Загадки о яблоне.
2. Яблони в легендах и мифах.
3. Жизнь и работы И.В.Мичурина.
4. Сезонные изменения в жизни яблони.
5. Витамины на ветках.
6. Фруктовое меню. ( в гостях у бабушки)
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы поговорим об очень интересном и всем известной плодовой культуре. Сейчас вы отгадаете загадки и скажите, о какой культуре мы будем говорить.
Загадки:
1. Хоть прячется Алёнка
За веточкой зелёной,
Но красная щека
Видна издалека. (Яблоко)
2. Весной повисло,
Всё лето кисло:
А сладко стало –
На землю упало. (Яблоко)
3.Сучок –старичок,
А кормит лучше молодого. (плодовый побег яблони)
4. Внутри плода растёт звезда
С пятью лучами.
Поперёк разрежь,
Посмотри и ешь! (Завязь в яблоке)
А Таня Столярова прочитает стихотворение.
«Осенние яблоки»
Осень кисточку достала,
Листья красить принялась,
Но, раскрасив щедро клены,
Все равно не унялась.
Забрела, гуляя, осень
В облетевшие сады –
На ветвях в прозрачных кронах
Яблоки как фонари.
Осень даже растерялась –
Хватит ли её на все:
Очень много поздних яблок,
Мало красок у нее.
Поразмыслила немного,
И решила не мудрить,
Да на яблоках зеленых
Щечки красным окропить.
Тем, что с желтыми плодами –
Гуще сделала тона,
А бордовым (как «китайка»)
Фиолетовый дала.
Долго осень рисовала,
Краски выложила все,
Но теперь плодам осенним
Не откажешь в красоте.
Итак, о чём пойдёт сегодня речь? Правильно, о яблоках и яблоне. Давным-давно люди складывали об этой культуре легенды и мифы. У вас было задание: найти легенды и мифы, где упоминается яблоко или яблоня.
Учащийся 1: Вам уже известна притча об Адаме и Еве. Весьма знаменательно, что местожительством наших прародителей Библия называет райские сады, в которых росли великолепные плоды, сыгравшие роковую роль в судьбе наших предков. Поддавшись уговорам лукавого змея, Ева надкусила запретный плод и склонила к тому Адама. «И увидела жена, что дерево хорошо для жизни и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому своему, и он ел … и открывались глаза у них, и узнали они, что наги, и сшили себе одежду …» И сказал бог Адаму: «За то, что ты послушал голоса жены своей и ел плод с запретного дерева, проклята земля для тебя … И теперь как бы он не простер руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно».
Учитель: О чудесном яблоке упоминается и во многих легендах Древней Греции. А вы знаете, из-за чего развязалась Троянская война?
Учащийся 2: На свадебном перу Пелея и Фетиды шумно веселились боги Олимпа. Одна лишь богиня раздора Эрида не участвовала в свадебном пире. Одиноко бродила она вокруг пещеры, затаив в сердце обиду, что ее не позвали на пир. И она придумала, как отомстить богам. Взяв золотое яблоко из садов Гесперид, написала одно лишь слово «Прекраснейшей». Она тихо подошла и бросила яблоко на стол. Тотчас возник спор между тремя богинями: женой Зевса Герой, воительницей Афиной и богиней любви Афродитой. Спор решал сын царя Трои Приама – Парис. Тогда каждая богиня стала убеждать отдать яблоко ей. Гера посулила власть над всей Азией, Афина – военную славу и победы. Афродита обещала в жены прекраснейшую из смертных женщин, Елену, дочь громовержца Зевса и Леды. Недолго думал Парис и отдал яблоко Афродите. С тех пор Парис стал любимцем Афродиты, а Гера и Афина возненавидели его, Трою и всех троянцев и решили погубить город и весь народ. Вот из – за чего развязалась Троянская война, которая продолжалась 10 лет.
Учитель: В каких ещё сказаниях вы встретились с этим прекрасным деревом?
Ученица 3: В мифологических сказаниях об Одиссее, относимых примерно ко времени 1200 лет да нашей эры, изображают яблони в садах на остров Карцир (о.Корфу) у царя Алкиноя. «Поразило Одиссея богатство города, еще больше он был поражен богатством дворца Алкиноя … Но чудеснее всего был сад, находившийся при дворце. Росло там много дерев плодоносных, ветвистых, широковершинных яблонь, груш, гранат … Видим мы на ветвях плоды, постоянно там таял теплый зефир, зарождая одни, наливая другие: груша за грушей, за яблоком яблоко».
Учитель: О предках яблони мы выяснили, а сейчас следующая страница нашего журнала: И.В. Мичурин. Кто из вас слышал что-нибудь об этой фамилии?
Да, это человек, которому природа позволила вмешаться в процесс возникновения, изменения и развития всего живого в природе. В этом году Ивану Владимировичу Мичурину исполнилось 155 лет со дня рождения. Родился И.В. Мичурин в небольшом селе Рязанского уезда. А когда ему исполнилось 17 лет, семья переехал в город Козлов. Работа в саду с юных лет была его любимым делом. Он поставил цель своей жизни обогатить сады России новыми сортами и добился осуществления этой мечты, несмотря на невероятные трудности и лишения. В 1872 году он закладывает первый селекционный питомник. Он создал свыше 300 ценнейших сортов разнообразных плодовых растений, некоторые из них хорошо распространились в различных климатических условиях нашей страны. Создавая новые сорта, Мичурин заранее намечал те свойства растения, которые хотел получить, и добивался успеха. Он создал растение церападус, которого не существует в природе. Это гибрид степной вишни и черёмухи Мака.
Всю свою жизнь Мичурин посвятил изучению природе, раскрытию её тайн.
«Мои юные друзья, мы живём в такое время, когда высшее призвание человека состоит в том, чтобы не только объяснить, но и изменить мир, сделать его лучшим… 60 лет я работаю над улучшением растения. Говорят, что я много сделал. А я бы сказал, что не так уж и много, по крайней мере, в сравнении с тем, что можно и надо ещё сделать. Много придётся сделать следующим поколениям, в частности вам, мои дорогие юные друзья…», так говорил Мичурин незадолго до своей смерти в обращении к молодёжи.
Жизнь И.В. Мичурина – яркое доказательство того, как упорный труд и понимание важности своего дела, ломают все преграды на своём пути.
Не случайно на знамени науки начертан девиз И.В. Мичурина: «Мы не можем ждать милости от природы, взять их у неё – наша задача»
Учитель: Перевернём следующую страницу нашего журнала.
А теперь ответьте мне на вопрос: круглый год ли яблоня плодоносит?
Учащиеся: яблоня плодоносит лето и осень. Зимой она отдыхает, а с наступлением весны снова «просыпается» и так происходит каждый год.
Учитель: Зимой яблоня набирается сил, поэтому после плодоношения наступает период покоя. Все процессы в яблоне затормаживаются, а зимой прекращаются. А что происходит с ней зимой?
Учащийся: Морозы повреждают древесину. Существует выражение «трескучие морозы». При сильных морозах кора не выдерживает низких температур и лопается, создавая треск, а на стволе остаются глубокие трещины.
А как вы думаете, а будет ли плодоносить яблоня круглый год, если её поместить в теплицу?
Учитель: Нет не будет, т.к. после плодоношения наступает период покоя. И этот процесс – смена одного периода другим – не изменён.
Учащийся: Что же происходит с яблоней весной? Сад просыпается от зимней спячки, у растения происходит сокодвижение, набухание почек, распускание листьев, цветение. В конце весны яблоневый сад зацветает весь, мы можем видеть прекрасное зрелище, которое продолжается от 1,5 до 3 недель в зависимости от температуры воздуха. Важнейшими органами цветка являются тычинки, в которых созревает пыльца, и пестик, на который переносится пыльца. В пестике происходит процесс оплодотворения и образуется завязь, а из неё плод. Бывают года слишком урожайные, когда на дереве так много яблок, что ветки «обламываются» от плодов. Но это истощает дерево и на следующий год оно практически не даёт плоды.
Учитель: А сейчас мы узнаем, полезны ли яблоки для организма человека. Об этом наша следующая страница журнала.
Учащийся: Яблоки среди фруктов занимают такое же место, как картофель среди овощей. В них содержится 0,4% белка. 1,3% клетчатки, 0,2 % жира, 87% воды. Богаты яблочной, лимонной кислотами, сахарами – глюкозой, фруктозой, сахарозой, витаминами А, В, С. Яблоки содержат полезные минеральные вещества. В народной медицине яблоки используют при малокровии. Исследования доказали, что сок Антоновки губительно действует на микробы, вызывающие дизентерию. Яблоки имеют энергетическую ценность – 49 ккал, что позволяет включать их в диету при ожирении. Яблоки полезны для людей, занимающихся умственным трудом и ведущих малоподвижный образ жизни. Кусочки яблок прикладывают при ожогах и обморожениях. Для нормальной жизнедеятельности организма человеку необходимо в день по 2-3 яблока. Недаром в сказках яблоки называли «молодильными».
Учитель: Листаем страницу нашего журнала дальше. И я хочу вас спросить: а в каком виде едят яблоки? Какие блюда можно приготовить из яблок?
А в гости сегодня к нам пришла бабушка Шулёпиной Алёны, что бы рассказать о том, что можно приготовить из яблок.
(Бабушка делится рецептами приготовления яблочного пирога)
Учитель: А теперь я предлагаю вам всем попробовать блюда, приготовленные с помощью яблок. Приятного аппетита! А сейчас я раздам вам несколько рецептов блюд, которые вы передадите мамам или бабушкам и вместе с ними попытаетесь приготовить эти блюда.
На
Тесто: Растопленное сливочное масло смешать с яичными желтками,
добавить 1ст.ложку холодного молока, муку, 1 стакан сахара, ½ ч.ложки соли, развести оставшимся молоком, положить взбитые в густую пену яичные белки и слегка перемешать снизу вверх, чтобы белки не осели.
Яблоки очистить от кожуры и сердцевины, нарезать ровные кружочки толщиной ½ см, посыпать сахаром и дать постоять 30 минут. На смазанную сковороду выкладывать обмоченные в тесте яблоки. Поджарить и поставить в духовку на 5 минут.
Участник конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка»
Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК
Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов
Внеклассное мероприятие 6, 7 класс
магдеева гульнара эньверьевна # 24 декабря 2013 в 00:59 0 |
насыщенный сценарий , много исторических справок, сведений .развивает у детей мотивацию к изучению данной темы.а в конце ещё можно и вкусить плоды. замечательно, желаю успехов |