Автор-составитель: Глинская Елена Александровна, прпеодаватель ГБОУ СПО Пензенской области «Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательства»
Мероприятие проводилось в рамках декады математических и естественно-научных дисциплин.
Данное внеклассное мероприятие способствует возникновению интереса к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе нашей страны; необходимо обратить внимание обучающихся и студентов на М.В. Ломоносова в качестве примера для подражания.
Разработка предназначена для преподавателей, студентов и обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования.
В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы ученого в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Он разработал проекты переустройства Петербургской академии наук. Автор идеи и инициатор вместе с И.И. Шуваловым открытия Московского университета. Многогранен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве».
Цель: воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М. В. Ломоносова.
Задачи: раскрыть масштабность личности М. В. Ломоносова как сына Отечества: представить энциклопедичность его таланта; показать актуальность и востребованность идей ученого в современном обществе; пробудить желание познавать, расширять свой кругозор.
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный комплекс.
Поморье - родина великого ученого. Географическое положение и своеобразие культурно-исторического развития региона. Поморы: особенности быта и труда. Поморская народная педагогика. Поморская семья, её традиции. Поморский характер. Родители М. В. Ломоносова Ломоносовский род. Север и формирование личности М. В. Ломоносова.
Становление будущего академика. Годы учебы М. В. Ломоносова в Московкой Славяно-греко-латинской академии. Формирование интереса к естественным наукам. Отъезд из Москвы в Петербургскую академию наук. Учеба и личная жизнь в Германии. Ученые – учителя М. В. Ломоносова.
Открытия М. В. Ломоносова в области химии, физики, астрономии. Естественно-научные взгляды М. В. Ломоносова. Корпускулярная теория материи. Достижения в области химии: разработка понятия о химическом элементе; организация первой в России химической лаборатории; открытие новой области естествознания – физической химии. М. В. Ломоносов о взаимосвязи химии, математики и физики. достижения в области физики и астрономии: теория строения материи; закон сохранения и движения материи; механическая теория теплоты; работы в области электричества, оптики – усовершенствование микроскопа и телескопа. создание новых мореходных и оптических приборов; атмосферы на Венере; вклад в развитие метеорологии.
М. В. ломоносов и развитие отечественной литературы и языка. Тема Родины, науки и мира в торжественных одах М. В. Ломоносова. Отражение русского национального характера в оде М. В. Ломоносова 1762 г., посвященной восхождению на престол Екатерины II.
Организатор российской системы образования. Идея демократизации отечественного образования, учреждения сети начальных школ и гимназий (1760 г.), развитие высшего образования в стране. Основание Московского университета. Последние годы жизни ученого.
1 Ведущий: (обращает внимание зрителей на портрет М. В. Ломоносова) Скоро сам узнаешь ты, // Как архангельский мужик // По своей и божьей воле // Стал разумен и велик. (Н. А. Некрасов).
2 Ведущий: Наше мероприятие пройдёт сегодня в виде конференции, на которой мы рассмотрим следующие вопросы: во-первых обратим внимание Поморью – родине великого учёного.
1 Ведущий: Во-вторых окунёмся в годы учёбы великого учёного.
2 Ведущий: В третьих рассмотрим естественно-научные взгляды Михаила Васильевича Ломоносова.
1 Ведущий: Четвёртый вопрос , который мы рассмотрим будет посвящён развитию отечественной литературы и языка.
2 Ведущий: И закончим конференцию рассмотрением вопроса об организации российской системы образования.
1 Ведущий: История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест следует поставить Михаила Васильевича Ломоносова.
2 Ведущий: В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII в. Невозможно назвать область науки, техники, культуры, куда бы он внес свой вклад.
1 Ведущий: Теплота и тяготение, оптика и электричество, химия и история, астрономия и метеорология, геология и искусство, география и металлургия, философия и литература, приборостроение и развитие образования – вот далеко не полный перечень областей, в которых он оставил свой след.
2 Ведущий: Прошло уже много лет с тех пор, как в деревне Мишанинской Холмогорского уезда родился Михаил Васильевич Ломоносов. «Историк, ритор, математик, химик, минералог, художник, стихотворец, он все испытал, во все проник», - говорил о нем А. С. Пушкин. Он шел впереди века, обгоняя его в своих открытиях на многие десятилетия. Деятельность М. в. Ломоносова была столь обширна и многогранна, что его самого называют первым русским университетом.
1 Ведущий: Итак, приступаем к рассмотрению первого вопроса «Поморье – родина великого ученого».
1 обучающийся: В ноябре 1711г. в маленькой северной деревне Мишанинской, на одном из островов Северной Двины, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны родился сын Михаил.
2 обучающийся: Поморы – самоназвание потомков древних русских поселенцев, преимущественно из Норвежской земли, заселявших с XII по XVII вв. юго-восточное побережье Белого моря (Поморский и Летний берега). Поморы издавна занимались морскими промыслами – добычей морского зверя и ловом рыбы, торговым мореплаванием и судостроением. На парусных судах они посещали далекие полярные острова, впервые достигли Шпицбергена.
3 обучающийся: Поморы оказывали прогрессивное влияние на местные северные народности – корелов, саамов, ненцев и др. Для поморов были характерны северо-русские комплексы культуры в архитектуре жилищ, одежде, обычаях и северо-русский говор, а для устного народного творчества – былины.
1 обучающийся: Михайло любил природу и очень радовался, что цветы, трава и деревья – не только сено и дрова, но и наука, которой интересно заниматься. Недалеко от Холмогор крестьяне издавна умели строить морские суда. Здесь Михайло узнал, что и корабли бегучие строятся, и мельницы стоячие ходят, и материна самопрялка кружится не так просто, а по законам науки – механики и физики. Юноша пристрастился делать модели кораблей и мельниц, придумал хитрые замки к амбару и житнике, смастерил стенные часы с боем. Это увлечение сменилось страстью к стихотворству.
2 обучающийся: Отец, занятый промысловыми заботами и расчетами, сквозь пальцы смотрел на игрушки сына, да и матушка всем покрывала. Но вот «маменька родимая, свеча неугасимая, горела, да растаяла. Жалела, да оставила»… Василий Дорофеевич женился на другой. Мачеха, как зверь, ощетинилась на Михайловы книжки да игрушки. Мальчик стал прятаться по соседям, читать ночью в бане, при свете лучины. Мачеха ругалась: «Вырастил книжника! Целую зиму на книге лежит! Ни по воду, ни по дрова. Дармоедина!» Наедине отец пенял сыну: «Горе на меня твоя грамота! Она попам нужна, чтобы в службах не сбиться, а деловому человеку при здравом уме и твердой памяти грамота – все одно что костыли при здоровых ногах».
3 обучающийся: Михайло терял сон и еду, пока не получал на руки какой-нибудь полюбившейся книги: «Книга моя беседует мне: разумей читать книгу природы, живую грамоту. Подивися, как из малого семени вырастает великий дуб. Поразмысли чудное устройство тела твоего, орган тончайшего хрупкого стекла, безопасно прибран в чашу костяную. И ресницами от пыли загорожен, и бровями от пота защищен».
Михайле исполнилось 19 лет. Управя морские промыслы, осенью 1730г. он упал отцу в ноги: « Государь мой тятенька, пусти в Москву учиться!» Той же зимой он ушел из дома. Мимо шел на Москву рыбный обоз. Миша ушел с обозом. Снес на себе шубу да кафтан, да три рубля денег. В архиве холмогоровского воеводы сохранился документ: «7 декабря 1730 года с дозволенья отца своего отпущен к Москве Михайло Васильевич сын Ломоносова. О чем выдан ему пашпорт». С помощью обозников отыскал в Москве Михайло рыбного старосту, холмогорца. Земляк, выслушав юношу, умилился и прослезился: «Неслыханно! Отрок из одной только жажды знания, презирая тысячи препятствий, за тысячу верст бежит в Москву».
1 Ведущий: Вот мы и познакомились с вами с географическим положением и своеобразием культурно-исторического развития региона. Узнали поморскую семью и её традиции, а так же формирование личности Михаила Васильевича Ломоносова.
2 Ведущий: Переходим ко второму вопросу плана конференции: «Становление будущего академика»
4 обучающийся: Славяно-греко-римская академия учреждена была в XVIIв. при Заиконоспасском монастыре. Сюда земляк и привел Мишу. Удивился и ректор академии – отец архимандрит: «У нас ребята от учения как от заразы, бегают. Дубьем не можем приневолить, а этот ради наук с Белого моря прибежал!..» Принятый в академию, Михайло ног не чуял от радости. Начальные классы он прошел за один год, научился сочинять стихи. Был первым в философии, в красноречии, поэзии. Но в Москве не оказалось тех наук, ради которых он сюда прибежал. Ни физика, ни механика, ни астрономия, ни другие науки, объясняющие природу и её явления, в школе не преподавались.
5 обучающийся: Житьё-бытьё в академии было скудное и суровое. Пища грубая, посты строгие: кроме хлеба – звено рыбы, чаша квасу. Отец все время в письмах звал домой, сытой, богатой жизнью соблазнял, да сын наук не бросил…
Петербургская академия наук и при ней университет с гимназией были основаны Петром Первым для распространения и умножения в России нового образования. С набором учеников дело худо клеилось, а преподаватели были заграничные. Ломоносов был рекомендован как «юноша чрезвычайного остроумия». В Петербург Михайло устремился с большим желанием, надеясь найти новых учителей, новые науки. Но преподаватели немецкие по-русски не понимали, да и наплевать им было, что их не понимает ученик. Михайло переводил ночами учебники, сидя со словарем.
6 обучающийся: Уж несколько лет правительство отыскивало подходящих, знающих людей для научно-поисковой экспедиции в Сибирь. Не было химика, понимающего горное дело. Единственный знаток горного дела, профессор Генкель из Германии, посоветовал: «Пошлите ко мне студента посмышленее, и я обучу горному делу и металлургии. То вам будет свое добро – дома.»
4 обучающийся: Михайло отправился за границу в 1736г. Но для поступления к Генкелю требовалось совершенное знание математики, физики, механики. Поэтому сначала Ломоносову предписано было прослушать лекции знаменитого физика Вольфа в Магдебурге.
5 обучающийся: В июне 1741г. Ломоносов возвратился в Петербург, ему дали чин и должность при Петербургской академии наук, и вся дальнейшая деятельность ученого проходила в стенах Академии. При университете он устроил физическую и химическую лаборатории. Не было приборов, не было посуды для опытов по химии, физике – Ломоносов учредил стекольный завод с особой мастерской, где сам выдувал колбы и шлифовал оптическое стекло. В своем доме ученый устроил кабинет для электрических опытов.
6 обучающийся: Ломоносов учреждает мозаичную мастерскую. Лучшая из его мозаичных работ – «Полтавская баталия», картина из цветного стекла на медном листе во всю стену. Ломоносов был художником с большим вкусом. Современники вспоминали о нем как о человеке «великого разума, высокого духа и глубокого учения, отмечали, что нрав имел веселый, говорил коротко и остроумно, к отечеству и друзьям был верен».
Ольга Владимировна Кайсина # 13 марта 2014 в 05:27 0 |