Конкурсы

Сценарий внеклассного мероприятия для студентов и учащихся СПО и НПО

1 Ведущий: Вот и прошли так годы учёбы великого учёного, где и произошло его формирование к естественным наукам.

2 Ведущий: Переходим к третьему вопросу «Открытия Михаила  Васильевича Ломоносова в области химии, физики, астрономии».

7 обучающийся: Возвратившись в Россию с большими планами, Ломоносов натолкнулся в Академии на враждебное отношение некоторых иностранцев. С этими «неприятелями наук российских» он боролся всю жизнь. Одной из первых работ молодого ученого, появившейся вскоре  по возвращению в Петербург, стал  перевод статьи академика  Крафта «О сохранении здравия». В статье утверждалось, что сохранению здоровья способствует правильный образ жизни, и давались рекомендации, как его организовать. Ломоносов считал, что развитие медицины невозможно без достижений естественных наук и искал средства, помогающие сохранить здоровье людей в экстремальных условиях.

8 обучающийся: В 1745г. Ломоносов становится профессором химии. Весьма плодотворна была его деятельность в области физики. Совместно с академиком  Рихманом Ломоносов начинает изучать  атмосферное электричество. В 1748 г. был сформулирован закон сохранения энергии: «… так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте (…) сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело движущееся своей силой другое, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает». В середине XVIIIв.  на природу теплоты существовало два взгляда. Согласно первому, теплота рассматривалась как «тонкая невесомая материя», согласно второму, причина теплоты – в движении мельчайших частиц-атомов, из которых состоят тела.

9 обучающийся: Большинство ученых в XVIII в. придерживалось первой точки зрения, и только немногие выступали в защиту второй точки зрения. Среди последних был Михаил  Васильевич  Ломоносов, который в своих работах заложил основы кинетической теории теплоты и газов. Он использовал термин «нечувствительные частицы». Следует отметить заслуги Ломоносова в области астрономии и астрономической оптики.  Он усовершенствовал телескоп Ньютона, и теперь «ночезрительная труба» позволяла рассматривать объекты даже при недостаточном освещении. С помощью изобретенных им приборов для наблюдений за звездным небом Ломоносов установил, например, что планета Венера имеет атмосферу. 

1 Ведущий: Вот мы и узнали естественно-научные взгляды Михаила Васильевича Ломоносова. Познакомились с его достижениями в области химии и узнали об великих открытиях в физике.

2 Ведущий: А сейчас мы с вами узнаем какое же влияние оказал Михаил Васильевич Ломоносов на развитие отечественной литературы и языка.

10 обучающийся: Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины. Тем же пафосом просвещения проникнута его филологическая и поэтическая деятельность. Ученый стремился проникнуть и в тайны языка, и в загадки стихотворства. Прошло почти три века – во многом устарел язык, непривычною кажется манера, забыты конкретные события, адресаты стихотворений также мало кому известны.

11 обучающийся: Нынче, если заходит речь о поэзии Ломоносова, чаще вспоминают: «…О, ваши дни благословенны!» // Дерзайте ныне ободрены // Раченьем вашим показать, // Что может собственных Платонов // И быстрых разумом Невтоном // Российская земля рождать». Между тем в  XVIII в. оды  Ломоносова гремели на всю Россию.

12 обучающийся: Поэзия для Ломоносова – патриотическая, гражданская деятельность. тема могущества России сочеталась с прославлением Петра I. Основной лирический тон произведений – торжественный. Похвала Елизавете превращается в общенациональный наказ: воззри на горы превысоки, // Воззри в поля свои широки, // Где Волга, Днепр, где Обь течет; // Богатство в оных потаенно,  // Наукой будет откровенно, // Что щедростью твоей цветет.

Иначе говоря, развивай науки, дай простор национальной культуре, разрабатывай недра, готовь своих ученых, всячески способствуй просвещению и промышленному прогрессу. Ломоносова волнует настоящее и будущее России, а не заслуги царицы.

10 обучающийся: Главной преобразовательной силой Ломоносов считал человеческий разум, мысль, мышление, которым все подвластно.

Встретились вместе два Астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;

Другой, что Солнце все с собой планеты водит:

Один Коперник был, другой слыл Птолемей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»

Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,

Я правду докажу, на Солнце  не бывав,

Кто видел простака из поваров такого,

Который бы вертел очаг кругом жаркого?»

1 Ведущий: Михаил Васильевич Ломоносов воспевал в своих одах тему Родины, науки и мира, а так же отражал в них русский национальный характер.

2 Ведущий: Переходим к последнему вопросу конференции «Ломоносов -организатор российской системы образования».

13 обучающийся: Одним из славных деяний Ломоносова было основание и устройство университета в Москве. Ломоносов и план начертил, и кирпич сортировал, и за кладкой следил, создал образцовый университетский устав, указал профессоров, экзаменовал студентов. Для подготовки юношества устроил две гимназии, надеясь, что, может, и в последующем положении начнет понемногу вспыхивать талант? Ведь преодолел же отец будущего ученого свойственный его земляком консерватизм, недоверие к петровскому указу строить морские суда на новоевропейский манер.

1 Ведущий: А теперь мы бы хотели проверить ваши знания, полученные на конференции и хотим провести с вами викторину.

2 Ведущий: Назовите дату рождения Михаила Васильевича Ломоносова (8 ноября 1711 года).

1 Ведущий: Ломоносов обосновал идею Северного морского пути. Приведите в подтверждение его слова об этом («Напрасно строгая природа от вас скрывает место входа. С брегов вечерних на восток. Я вижу умными очами. Колумб российский между льдами. Спешит и презирает рок»).

2 Ведущий: Какой вывод сделал Михаил Васильевич ломоносов после проведения эксперимента по прокаливанию металлов? (Закон сохранения массы вещества).

1 Ведущий: Какую существенную ошибку при проведении подобных опытов допустил Р.Бойль? (Перед взвешиванием отбивал конец реторы, что вызывало увеличение массы продуктов реакции за счёт воздуха).

2 Ведущий: Какие слова Михаила Васильевича Ломоносова о химии являются крылатыми? («Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие»).

1 Ведущий: В какой поэме, написанной Ломоносовым, речь идёт о стекле? («Слово о пользе стекла»).

2 Ведущий: Кто назвал М.В.Ломоносова «первым нашим русским университетом»? (А.С.Пушкин).

1 Ведущий: Что Ломоносов писал о пользе эксперимента? («Химик требуется не такой, который лишь из одного чтения книг понял сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся»).

2 Ведущий: Какие мозаичные картины выполнил М.В.Ломоносов? («Полтавская баталия», «Пётр I»).

1 Ведущий: Кто является основоположником стекольной промышленности в России? (М.В.Ломоносов).

2 Ведущий: Кто открыл атмосферу на Венере? (М. В. Ломоносов).

1 Ведущий: Какое высшее учебное заведение и когда было утверждено в России по инициативе М.В.Ломоносова? (1755 год, университет в Москве).

2 Ведущий: В каком году М.В.Ломоносов стал профессором химии Петербургской академии наук? (В 1745 году).

1 Ведущий: Почётным членом какой русской академии был избран Ломоносов в 1763 году? (академии художеств).

2 Ведущий: Членом каких зарубежных академий наук был избран М.В.Ломоносов? (Шведской и почётным членом Болонской Академии наук).

1 Ведущий: Какой русский поэт и в каком стихотворении говорит о Ломоносове как об архангельском мужике, который «стал разумен и велик»? (Н.А.Некрасов, «Школьник»).

2 Ведущий: Какой минерал назван в честь Ломоносова? (Ломоносовит).

1 Ведущий: Какие хребты названы в честь Ломоносова? ( Хребты на острове Новая Зеландия и Шлицберген).

2 Ведущий: В каком документе Ломоносов сформулировал закон сохранения массы и энергии? (в письме к выдающемуся математику Эйлеру).

1 Ведущий: Кто является основоположником русской научной терминалогии? Назовите несколько слов, введённых учёным в русский язык. (М.В.Ломоносов, «термометр, формула, упругость»).

2 Ведущий: Какой метод защиты от молний предложил Ломоносов? (молниеотвод).

1 Ведущий: Какой прибор был изобретён Ломоносовым для измерения времени на начальном меридиане? («морские часы»).

14 обучающийся: Годы лишений, переживаний и борьбы подкосили здоровье Михаила Васильевича. Он стал рассеянным, а с весны 1764 года из-за болезни ног прекратил бывать в академии. Михаил Васильевич весной 1765г. простудился и 4 апреля умер. Перед смертью он говорил своему другу: «Я пожил, потерпел и помираю спокойно. Жалею только, что не смог завершить все, что делал для родины, для блага науки в России, для славы Академии. Не тужу  о смерти, дети отечества вспомнят обо мне..».

15 обучающийся: На родине Ломоносова, на том месте, где стоял дом его родителей, выстроили вместо монумента школу. Теперь тут мемориальный музей.

1 Ведущий: Многие десятилетия научные труды Михаила Васильевича Ломоносова по естествознанию не были широко известны. Просвещённые современники знали только его поэтический талант. Впервые несколько строк, не лишённых курьёза, написал о нём французский историк химии Ф.Хойфер: «Среди русских химиков, которые стали известными химиками, мы упомянем Михаила Ломоносова, которого не надо смешивать с поэтом того же имени».

2 Ведущий: Идеи Ломоносова восторжествовали благодаря исследованиям прежде всего, профессора физической химии Меншуткина. Сегодня несколько географических объектов на Земле, кратеры на Луне и Марсе носят имя Михаила Васильевича Ломоносова.

1 Ведущий: Я думаю, что прослушав сообщения на нашей конференции вы так же можете с уверенностью сказать, что Михаил Васильевич Ломоносов – первый российский академик и наш русский университет. Спасибо всем за внимание, наша конференция о великом учёном подошла к концу.

Заключение.

Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в развитии отечественной и мировой науки и культуры. Неизмерима масштабность личности М.В. Ломоносова как первого российского академика, ученого-энциклопедиста, сына Отечества. Разработанные им проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе.

Литература.

1. Блудов М. И. Беседы по физике. М.: Просвещение, 2008 г.

2. Лев Ф. Г. Из чего  - все. М.: Детская литература, 2010 г.

3.  Меншуткин Б. Н. Михайло Васильевич Ломоносов. Жизнеописание. СПб.: Имперская Академия Наук, 2011 г.

4. Куликовкий П. Г. М. В. Ломоносов – астроном и астрофизик. М.: Наука, гл. ред. ФМЛ, 2009 г.

5. Билярский П. С. Материалы для биографии Ломоносова. – СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 2008 г.

6. Карпеев Э. П. Михаил Васильевич Ломоносов. Кн. Для учащихся. М.: Просвещение, 2009 г.

7. Ломоносов М. в. Физико-химические работы./ Под ред. и с прим. Б. Н. Меншуткина. – М. – Л. .: Госиздат, 2008 г.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия для колледжа

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Страницы: 1 2
Ольга Владимировна Кайсина # 13 марта 2014 в 05:27 0
Интересный сценарий! Может быть использован для проведения в Предметную неделю. В нашем учреждении подобное мероприятие проходило под лозунгом "Неизвестное об известном". Очень хороша и интересна форма - конференция. Для студентов, обучающихся по новым стандартам, основанных на создании различных творческих проектов, эта форма весьма актуальна.