Цели и задачи:
- способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, любви к музыке, правил культуры поведения;
- способствовать у учащихся интереса к жизни и творчеству известных композиторов;
- проводить дальнейшую работу по формированию коллектива.
Звучит музыка.
Ведущий: В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревенском доме умирал больной старик - бывший повар графини Тун. Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка 18 лет. Единственным богатством Марии был клавесин. Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубашку, старик сказал:
- Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.
- Что же делать? - испуганно спросила девушка.
- Выйди на улицу, - сказал старик, - и попроси первого встреч- н°го в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.
- Наша улица так пустынна! Но накинула платок и вышла.
Она побежала через сад, с трудом открыла заржавевшую калитку и остановилась. Улица была пуста. Ветер нес по ней листья, а с темного неба падали холодные капли дождя. Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль ограды идет и насвистывает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула. Человек остановился и спросил:
- Кто здесь?
Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу умирающего отца. Они вошли в дом. Незнакомец был молод. Наклонившись над стариком, он произнес:
- Говорите! Может быть властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.
Умирающий рассказал о том, что всю жизнь он работал, пока не ослеп. Когда заболела чахоткой его жена - ее звали Мартой - и лекарь прописал ей разные лекарства, приказал кормить сливками и винными ягодами, поить сладким вином, он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. Незнакомец успокоил умирающего.
- Вы невинны перед людьми, - сказал он. - То, что Вы совершили, не есть грех, а, наоборот, может быть зачтено Вам, как подвиг любви.
Незнакомец предложил умирающему сказать его последнюю
- Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.
- Я сделаю это. А еще чего Вы хотите?
- Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой ее я встретил в молодости. У видеть солнце и этот старый сад, когда он зацветает весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь что-то совсем сбила меня с толку.
- Хорошо, - сказал незнакомец и встал.
- Хорошо, - повторил он, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет.
- Хорошо! - громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звонкий звук рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.
- Слушайте, - сказал незнакомец.
- Слушайте и смотрите.
Он заиграл. Клавесин наполнил своими звуками не только сторожку, но и весь сад вокруг дома.
- Я вижу дом, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась.
Старик прислушался к журчанию музыки.
- Смотрите, - быстро сказал незнакомец, не переставая играть. - Ночь из черной сделалась синей, а потом голубой, и теплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках деревьев распускаются белые цветы.
- Я вижу все это! - крикнул старик.
Мария открыла оконце. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно. Старик упал на подушку, жадно дыша , шарил по одеялу руками.
Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.
Старик крикнул, задыхаясь:
- Я видел все так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать ... Имя! Имя!
- Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт.
Мария низко склонилась перед великим музыкантом.
Ведущий: Попробуйте представить себе привычный окружающий нас мир, потерявший краски: все стало серым - синее небо и море, зеленые листья и трава, первые цветы. Очень неинтересно было бы жить в таком мире. Ведь неслучайно мы радуемся приходу весны. с нею возвращаются на землю яркие краски, просыпается, оживает природа.
Живые краски жизни передают на своих полотнах художники. Живопись есть «живое полотно» - письмо красками. У каждого искусства есть свои выразительные средства. У художника-это краски, у композитора - музыкальные звуки.
Музыка сопровождает человека всю его жизнь. В ней он находит выражение самых высоких чувств и самых тонких душевных переживаний и в горе, и в радости, в труде и на воздухе - музыка всегда с человеком. С помощью волшебного языка музыки можно в мгновение ока очутиться в изумительно таинственном и чудесном мире красоты и вдохновения.
Ведущий: Вальс! Как велика его слава, как радостно раскрывается навстречу ему человеческое сердце. Юноши и девушки, мужчины и женщины разных стран и эпох щедро дарили и дарят ему свою благосклонность. Они выбрали и отличили его среди множества других танцев и сделали королем танцев.
Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского.
Ведущий: История вальса восходит к XVIII веку, веку камзолов и пудреных париков. Родиной вальса считается Вена. Именно в ней австрийско-немецкий народный сельский танец лендлер принял ту форму вальса, в какой он затем распространился по всем странам. Лендлер был занесен в Вену простыми деревенскими музыкантами, которые стали исполнять этот танец в кафе, на открытом воздухе городских площадей, перекрестках улиц, в местах народных гуляний.
Вальс - один из очень выразительных и поэтичесих танцев. Он противопоставил чопорности и жеманности аристократических танцев простоту, непринужденность и естественность движений, оживленность и свободу обращения.
В аристократические салоны и бальные залы пришел, как нежданный и непрошенный гость. Именно потому, что вальс в аристократических кругах казался пришельцем из другого мира - «вульгарного», «низкого», - его продвижение встречало препятствия и преграды во всех странах.
В России при Павле I вальс преследовался как танец низкий и оскорбляющий дворянское достоинство, а германские кайзеры допустили его на свои придворные балы только в XX веке.
Ведущий: Шло время и вальс входил в моду. Говорят, что он распространился по Европе подобно эпидемии насморка. К концу XIX века в Германии, Франции, Австрии и других европейских странах вальс уже танцуют повсюду: на городских балах, в садах и ресторанах.
Гаснет свет. Идет показ портретов Шумана, Шопена, Шуберта. В это время звучит голос ведущего.
Ведущий: Вальс, ставший очень популярным в народном быту, занял значительное место в творчестве немецкого композитора Шумана, польского - Шопена и австрийского композитора Франца Шуберта. Франц Шуберт сочинил свои вальсы непосредственно на танцевальных вечерах, карнавалах. Его танцы немедленно, тут же входили в жизнь. Шуберт написал более 200 вальсов, лендлеров.
Звучит музыка вальса ля-бемоль Шуберта.
Каждый ресторан австрийской столицы содержал небольшой струнный оркестр. Именно в таком оркестре начал музыкальную карьеру родоначальник венского вальса Йозеф Лайнер и Иоганн Штраус-отец.
Демонстрируются портреты.
Ведущий: Королем венского вальса стал Иоганн Штраус-сын. Отец решил посвятить его жизнь коммерции, а жизнь второго, Йозефа - военной службе. Но у молодых людей была огромная страсть к музыке. Однажды отец услышал звуки скрипки, доносившиеся из детской. Подойдя к двери, он был поражен: Иоганн, в праздничном костюме, стоя перед зеркалом, играл один из вальсов отца, в точности подражая его манере вести себя на эстраде, дирижировать, раскланиваться. Оказалось, что сын давно уже берет уроки игры на скрипке.
Штраус-сын объявил о своих самостоятельных концертах, когда отцу только исполнилось 40 лет и он находился на вершине славы. Иоганн Штраус-сын покорил Вену с первого же концерта. По требованию публики его вальс был повторен 4 раза. Трижды сыграли за ним польку, тоже собственного сочинения. Заключительный «Аллегорический вальс» повторили 19 раз! Дебют оказался триумфальным. Публика неистовствовала. Даже в творческой биографии отца никогда не было такого успеха.
Успех Штрауса, вспыхнув, подобно фейерверку, заблистал на долгие годы.
Звучит вальс «Весенние голоса».
Ведущий: Теперь уже не маленький ресторанчик, а огромный зал становится ареной для оркестра Штрауса. Его ансамбль был на расхват. По традиции каждое выступление оркестра Штрауса Должно было отличаться исполнением нового произведения композитора. Молодой музыкант не ощущал недостатка ни в таланте, ни в трудолюбии. По свидетельству современников, нотной записью покрывались скатерти, манжеты и даже ночные сорочки, если он не находил под рукой нотной бумаги.
Ведущий: Однажды на рассвете, после утомительного ночного концерта к Иоганну подошел один из организаторов назначенного на тот же день бала с просьбой передать ему законченный вальс. Штраус забыл об этом заказе, но другого выхода не было, как сочинить вальс здесь же, и он написал его на смятом листочке ресторанного меню.
Вскоре в жизни И. Штрауса началась полоса заграничных концертов, которые закрепили ему мировую славу и способствовали повсеместному распостранению венского вальса. Штраус был глубоко тронут горячим приемом, оказанным ему в русской столице. Он написал много произведений на тему, связанных с его пребыванием в России: «Прощание с Петербургом», вальс-фантазия «Русская деревня», полька «Нева» и другие.
Ведущий: Наступает рассвет гения. Он пишет ряд вальсов, каждый из которых сам по себе мог бы сделать бессмертным его имя: «Сказки Венского леса», «Голубой Дунай», «Жизнь артиста» и др. Трудно сказать, какой из них лучше. Прошло ни одно поколение, но и сейчас все эти мелодии вызывают у нас совершенно точные художественные представления.
На фоне вальса «Голубой Дунай».
Ведущий: Голубой Дунай. Фантазию Штрауса воспламенили его частые прогулки по берегам величественного Дуная. Действительно, мелодия, вылившаяся из-под его пера, своими движениями вначале плавными и спокойными, а затем взволнованными и бурными напоминает течение голубого Дуная, всплески его волн. Музыка словно рисует картину утреннего пробуждения прибрежной природы над лучами восходящего солнца.
«Голубому Дунаю» была оказана достойная встреча в Париже на международной выставке в 1837 году. Он пленил сердца парижан. При первом же исполнении аккорды, завершающие 1-ю часть вальса, утонули в буре восторженных аплодисментов.
Издатель Штрауса не успевал удовлетворять нахлынувшую лавину заказов. При обычном тираже в 5-10 тысяч экземпляров, тира# «Голубого Дуная» в короткий срок достиг фантастической цифры' 1 миллион экземпляров. Другим же шедевром этого периода стали «Сказки Венского леса». С первых же аккордов перед взорами слушателей предстают венский лес, зеленые поляны, где под тенью вековых дубов весело танцуют пары, звучит радостный смех. Пронизанная солнечным теплом и светом, яркая и сочная музыка вальса звучит как гимн юности и любви.
«Сказкам Венского леса» более ста лет, но и сегодня они сохраняют свою неповторимую прелесть и кажутся такими же прекрасными, как и при их создании.
(Звучит вальс).
Ведущий: Люди с любовью произносят имя Иоганна Штрауса. Его произведения часто исполняются в различных концертных залах. Вальсы Штрауса - это музыка, любимая миллионами, музыка, живущая до сих пор среди нас, музыка, заставляющая «сверкать наши глаза и души» (Дунаевский).
Ведущий: А вальсы в балетах П. И. Чайковского! Они словно прекрасные фантастические цветы, созданные волшебством гения. В них - яркие поэтические цветы, открывающие мир сказочных образов.
Вальс из «Лебединого озера».
Ведущий: Знаком ли вам медленный вальс-бостон? В его музыке паузы похожи на вздохи. Родина этого вальса - США. Он и называется так по имени американского города Бостона. Его начали танцевать в конце прошлого века. Танцуют и в наши дни.
Ведущий: Ритмы вальса живут и в вокальной музыке. Вальс поет юная Джульета в опере Гуно «Ромео и Джульета», вальсы для голоса звучат в опереттах Штрауса и Кальмана.
Вальс вошел в музыку как часть симфоний, сюит, как самостоятельное оркестровое или инструментальное произведение.
Начинает звучать вальс Глинки.
Ведущий: Вальс нечто большее, чем танец или музыкальная форма. Это настроение, порыв, особое ощущение импульса жизни.
Выступление танцевальных пар.
Нет комментариев. Ваш будет первым!