Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК

Чтец 2.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

 

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь,

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

 

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Чтец 1.

О край дождей и непогоды,

Кочующая тишина,

Ковригой хлебною под сводом

Надломленная луна.

 

За перепаханною нивой

Малиновая лебеда.

На ветке облака, как слива,

Златится спелая звезда.

Чтец 2.

Поет зима - аукает.

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

 

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

 

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

 

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная,

Красавица весна.

Ведущий-искусствовед. Художник Валентин Серов очень любил русский неброский пейзаж. Любил ходить по лесу, по полям, проселочным дорогам. В названиях его картин отразилась эта влюбленность в родную природу - «Стог сена», «Баба в телеге», «Октябрь». Давайте задержимся у картины «Октябрь». (Показывает рукой на репродукцию картины.) Над побуревшей травой нависает хмурое небо. На траве сидит пастушок. По выгону разбрелись лошади и овцы. От сей картины веет тихой осенней грустью и раздумьем. Глаз отдыхает на спокойных, приглушенных красках увядающей природы.

Ведущий 1. Когда я смотрю на картину Серова «Октябрь», я вспоминаю слова замечательного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского, который говорил: «Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата? Не только за это мы любим родные места. Мы любим их еще и за то, что даже небогатые, они для нас прекрасны».

Ведущий 2. Да, с этим нельзя не согласиться. А еще восхищает талант наших художников, поэтов, писателей-прозаиков, так тонко умеющих передать в слове, в красках волнующую красоту русского пейзажа. Вот послушайте отрывки из произведений Александра Ивановича Куприна и Ивана Алексеевича Бунина.

«Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад. Окна в сад открыты, и оттуда веет бодрой, осенней прохладой. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая. Каждый звук гулко раздается в пустом, сыром и свежем саду». (И.А. Бунин)

Ведущий 1. «Солнце село. Запад пылал целым пожаром ярко-пурпурных и огненно-золотых красок. Немного выше эти горячие тона переходили в дымно-красные, желтые и оранжевые оттенки, и только извилистые края прихотливых облаков отливали расплавленным серебром, еще выше смугло-розовое небо незаметно переходило в нежный, зеленоватый, почти в бирюзовый цвет». (А.И. Куприн)

Ведущий-искусствовед. Когда мы говорим о русском пейзаже, нельзя не вспомнить имя замечательного живописца Василия Дмитриевича Поленова. С весны до поздней осени бродил он с мольбертом по одному из живописнейших мест Средней России, усадьбе Абрамцево, и рисовал с натуры широкие речные разливы Оки, золотые песчаные пляжи, строгую красоту лесов в палитре осенних красок. Всемирной известностью пользуются картины «Золотая осень», «Разлив на Оке», «Осень в Абрамцеве», «Ранний снег». Сколько в них русской красоты, сколько поэзии и глубокой правды! (Показывает указкой или рукой на перечисленные картины.)

Ведущий 2. Федор Иванович Тютчев был одним из самых одухотворенных русских поэтов. Он любил все земное, все русское: и весеннюю грозу, и сиянье снегов, и таинственную тишину осенних сумерек. Вот послушайте!

Чтец 1 (читает стихотворение «Осенний вечер»).

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!

Чтец 2.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

Чтец 1.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят,

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят.

 

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

 

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!

Ведущий 2. Это стихотворение Ф.И. Тютчева о наступлении весны, без сомнения, знают все. Поэт призывает суетливых людей остановиться и увидеть вокруг себя вечную красоту мироздания. Небо высоко. Поле чисто. Река спокойна и державна. Земля пропитана жизнью, лаской и любовью. Чьи-то слышны голоса, невнятные и тем не менее ясные. Голоса тех, кто одухотворил эту землю. Кто любил и любовь свою оставил нам, растворив ее в воздухе.

Ведущий-искусствовед. В одном из залов Третьяковской галереи висит небольшая скромная картина, но возле нее всегда есть люди, притихшие, задумчивые, просветленные. Написал ее художник Алексей Кондратьевич Саврасов, и называется она «Грачи прилетели». Преуспевающий живописец и академик часто бывал недоволен собою: пейзажи у него получались красивые, гладкие, но не было в них чего-то своего, родного, русского, что до боли в сердце любил Саврасов. Однажды он все бросил и уехал на Волгу, здесь и родился его знаменитый весенний пейзаж. Здесь он искал великую тайну русской природы, ее светлую душу. Перед нами все обычное, привычное, даже будничное. Деревянные заборы, старые церковь и колокольня с выщербленными облупленными стенами, тихие неказистые домики, дымок из трубы, грязный сырой снег, даже березы не стройные белоствольные красавицы, а скрюченные, кривые...

Ведущий 1. Что же тогда заставляет людей уже второе столетие подряд подолгу стоять перед этой картиной, вглядываясь в такой простой непритязательный пейзаж?

Ведущий-искусствовед. Говорят, что у него есть душа. Художник И.Н. Крамской писал своему другу: «Пейзаж Саврасова "Грачи прилетели" есть лучший, и он действительно прекрасный... На других картинах мы видим деревья, воду и даже воздух, а душа есть только в Грачах».

Делают картину одухотворенной прежде всего сами грачи - вестники весны, которые деловито обсели верхушки деревьев, перепархивая с ветки на ветку, обламывая старые сухие веточки и роняя их на подталый снег. Они суетятся над своими разлапистыми гнездами, кружат в небе, радуясь возвращению на родину и началу новой жизни. Пусть еще холодно, но уже совсем близко теплые дни, молодая трава и первые почки. Не зря в народе говорят: «Грач зиму расклевывает».

Страницы: 1 2 3

Людмила Ивановна Васильева # 19 сентября 2014 в 23:33 0
Сценарий насыщенный, объёмный. Я бы рекомендовала его разделить на 4 времени года. Назвать можно было вы "Четыре вечера-встречи с прекрасным". А так спасибо. Можно многое взять!