Чтец 2.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь,
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
Чтец 1.
О край дождей и непогоды,
Кочующая тишина,
Ковригой хлебною под сводом
Надломленная луна.
За перепаханною нивой
Малиновая лебеда.
На ветке облака, как слива,
Златится спелая звезда.
Чтец 2.
Поет зима - аукает.
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная,
Красавица весна.
Ведущий-искусствовед. Художник Валентин Серов очень любил русский неброский пейзаж. Любил ходить по лесу, по полям, проселочным дорогам. В названиях его картин отразилась эта влюбленность в родную природу - «Стог сена», «Баба в телеге», «Октябрь». Давайте задержимся у картины «Октябрь». (Показывает рукой на репродукцию картины.) Над побуревшей травой нависает хмурое небо. На траве сидит пастушок. По выгону разбрелись лошади и овцы. От сей картины веет тихой осенней грустью и раздумьем. Глаз отдыхает на спокойных, приглушенных красках увядающей природы.
Ведущий 1. Когда я смотрю на картину Серова «Октябрь», я вспоминаю слова замечательного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского, который говорил: «Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата? Не только за это мы любим родные места. Мы любим их еще и за то, что даже небогатые, они для нас прекрасны».
Ведущий 2. Да, с этим нельзя не согласиться. А еще восхищает талант наших художников, поэтов, писателей-прозаиков, так тонко умеющих передать в слове, в красках волнующую красоту русского пейзажа. Вот послушайте отрывки из произведений Александра Ивановича Куприна и Ивана Алексеевича Бунина.
«Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад. Окна в сад открыты, и оттуда веет бодрой, осенней прохладой. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая. Каждый звук гулко раздается в пустом, сыром и свежем саду». (И.А. Бунин)
Ведущий 1. «Солнце село. Запад пылал целым пожаром ярко-пурпурных и огненно-золотых красок. Немного выше эти горячие тона переходили в дымно-красные, желтые и оранжевые оттенки, и только извилистые края прихотливых облаков отливали расплавленным серебром, еще выше смугло-розовое небо незаметно переходило в нежный, зеленоватый, почти в бирюзовый цвет». (А.И. Куприн)
Ведущий-искусствовед. Когда мы говорим о русском пейзаже, нельзя не вспомнить имя замечательного живописца Василия Дмитриевича Поленова. С весны до поздней осени бродил он с мольбертом по одному из живописнейших мест Средней России, усадьбе Абрамцево, и рисовал с натуры широкие речные разливы Оки, золотые песчаные пляжи, строгую красоту лесов в палитре осенних красок. Всемирной известностью пользуются картины «Золотая осень», «Разлив на Оке», «Осень в Абрамцеве», «Ранний снег». Сколько в них русской красоты, сколько поэзии и глубокой правды! (Показывает указкой или рукой на перечисленные картины.)
Ведущий 2. Федор Иванович Тютчев был одним из самых одухотворенных русских поэтов. Он любил все земное, все русское: и весеннюю грозу, и сиянье снегов, и таинственную тишину осенних сумерек. Вот послушайте!
Чтец 1 (читает стихотворение «Осенний вечер»).
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!
Чтец 2.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
Чтец 1.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят,
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят.
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!
Ведущий 2. Это стихотворение Ф.И. Тютчева о наступлении весны, без сомнения, знают все. Поэт призывает суетливых людей остановиться и увидеть вокруг себя вечную красоту мироздания. Небо высоко. Поле чисто. Река спокойна и державна. Земля пропитана жизнью, лаской и любовью. Чьи-то слышны голоса, невнятные и тем не менее ясные. Голоса тех, кто одухотворил эту землю. Кто любил и любовь свою оставил нам, растворив ее в воздухе.
Ведущий-искусствовед. В одном из залов Третьяковской галереи висит небольшая скромная картина, но возле нее всегда есть люди, притихшие, задумчивые, просветленные. Написал ее художник Алексей Кондратьевич Саврасов, и называется она «Грачи прилетели». Преуспевающий живописец и академик часто бывал недоволен собою: пейзажи у него получались красивые, гладкие, но не было в них чего-то своего, родного, русского, что до боли в сердце любил Саврасов. Однажды он все бросил и уехал на Волгу, здесь и родился его знаменитый весенний пейзаж. Здесь он искал великую тайну русской природы, ее светлую душу. Перед нами все обычное, привычное, даже будничное. Деревянные заборы, старые церковь и колокольня с выщербленными облупленными стенами, тихие неказистые домики, дымок из трубы, грязный сырой снег, даже березы не стройные белоствольные красавицы, а скрюченные, кривые...
Ведущий 1. Что же тогда заставляет людей уже второе столетие подряд подолгу стоять перед этой картиной, вглядываясь в такой простой непритязательный пейзаж?
Ведущий-искусствовед. Говорят, что у него есть душа. Художник И.Н. Крамской писал своему другу: «Пейзаж Саврасова "Грачи прилетели" есть лучший, и он действительно прекрасный... На других картинах мы видим деревья, воду и даже воздух, а душа есть только в Грачах».
Делают картину одухотворенной прежде всего сами грачи - вестники весны, которые деловито обсели верхушки деревьев, перепархивая с ветки на ветку, обламывая старые сухие веточки и роняя их на подталый снег. Они суетятся над своими разлапистыми гнездами, кружат в небе, радуясь возвращению на родину и началу новой жизни. Пусть еще холодно, но уже совсем близко теплые дни, молодая трава и первые почки. Не зря в народе говорят: «Грач зиму расклевывает».
Людмила Ивановна Васильева # 19 сентября 2014 в 23:33 0 | ||
|