Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК

Снег под кривыми березками усеян сучками и веточками, испещрен следами птичьих лапок. Он сырой, грязный, но не мертвый, а живой, потому что под ним чувствуется движение жизни - талой, набирающей силу воды, которая вот-вот умчится бурными потоками по пробуждающей земле. Кое-где она пробралась сквозь наст, образовала рыжие проталины и бурые лужицы. Маленький прудик уже освободился от снега, и березы окунули в воду свои стволы, отразившись в ней молодо и радостно. Вода холодна, но скоро она согреется и понесет в тела берез теплый березовый сок. Солнца нет, но оно здесь, рядом, где-то за светлым, жемчужно-перламутровым облаком, и лучи его ласкают и освещают озябшие деревья; тянутся от них по снегу бледно-лиловые тени... Солнышком высвечены и старая покосившаяся церквушка с колоколенкой, и деревянный забор; солнце пронизывает и сизый уютный дымок, вьющийся над трубой дома. Оно во всем, и даже в неясных далях, расстилающихся за простеньким деревенским пейзажем.

Родным, знакомым и близким веет от этого пейзажа, и не может не вздрогнуть от него русское сердце. Скромные, неяркие краски проникают в него дивной мелодией, напевной, протяжной, чуть печальной, такой, от которой слезы наворачиваются на глаза - слезы любви и благодарности...

Веселый гомон грачей, звон капели, журчание талой воды, шелест весеннего ветра в голых ветках, хруст тающего снежного наста, тихий благовест с деревенской колокольни. Все эти звуки органично сливаются в единую мелодию весны - мелодию обновления и возрождения, ожидания счастья и новых надежд.

Чтец 1.

Как на нашу родную сторонушку

Прилетели птицы весенние,

На своих да быстрых крылышках

Приносили весну-красавицу,

А во крепких клювах во сереньких

Лучи солнышка животворного.

От лучей стал снег подтаивать,

Снеговой водой становиться.

Автор: Народная песня

Чтец 2.

А на птиц колокольня любуется,

Хоть и старая, да красивая,

Словно снова на свет народилася,

Молодыми надеждами полная.

Далеко глядит в дали сизые,

Видит будто луга зеленые,

Речки синие да широкие,

Внешним солнцем щедро согретые.

Автор: Народная песня

Чтец 3.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя.

Грохочет в небе голубом.

 

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

 

С горы бежит поток проворный.

В лесу не молкнет птичий гам.

И гам лесной, и гам нагорный –

Все вторит весело громам...

Автор: Ф. Тютчев

Ведущий-искусствовед. В Ялте художник Федор Васильев задумывает написать новую картину. В ней он хочет выразить не только чувства, но и всю любовь к родному краю, к неброской прелести русской природы. Там не будет ни могучих гор, ни кипарисов, ни пышных южных цветов, ни лазурного неба. Там будет лишь омытый дождем мокрый луг под огромным небом, да несколько деревьев вдали, да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.

Когда Крамской увидел присланную в Петербург картину «Мокрый луг», он был потрясен. Все в ней: и весенняя чистая зелень, и летучий свет, и неслышный ветерок, зарябивший воду в зарастающем русле реки, и невиданные капли дождя на влажной листве деревьев - все говорило о необыкновенном таланте художника.

Чтец 1.

Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый,

Подорожника твердый клинок.

 

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

 

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод.

 

Жизнь потоком святящейся пыли

Все текла бы, текла сквозь листы,

И туманные звезды светили,

Заливая лучами кусты.

 

И, внимая весеннему шуму

Посреди очаровательных трав,

Все лежал бы и думал я думу

Беспредельных полей и дубрав.

Автор: Н. Заболоцкий

Ведущий 2. Среди рассказов С.И. Шмелева о природе особой глубиной и пронзительностью выделяется «Последний выстрел». Небольшое произведение с нехитрым сюжетом, разворачивающимся на фоне величественного соснового бора, за которым угадывается Россия, а за ней - весь мир, превращается в монументальное живописно-эпическое полотно, где главным героем становится человек и природа.

Ведущий 1. Вспомним, как описывается сосновый бор в рассказе Шмелева.

Он полон «ароматом смолы, звоном вершин, стуком дятла и серебряным выкриком ястребов», на его опушке кутается в туман озеро, в ветвях деревьев звенят иволги и малиновки, бор, умытый свежей росой, светится яркими красками лета.

Ведущий-искусствовед. Сравните эти описания с картинами Шишкина - непревзойденного мастера лесного пейзажа.

Его лес так же величествен, светел, позолочен ласковым солнцем; кажется, мы чувствуем запах хвои, слышим поскрипывание старых сосен и веселый шум ветра в вершинах. Как легко дышится среди этих могучих деревьев, как хочется жить и радоваться красоте мира!

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».

Чтец 2.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Автор: Ф. Тютчев

Ведущий 1. Великие творения русских поэтов и художников объединяет любовь к родине, к жизни, умение в самом простом и привычном находить свет души, открывать его людям, заставляя их вслушиваться и всматриваться в «прелесть застенчивой русской природы» и любить ее нежно и трепетно, как любят мать, семью, родных...

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов. Тема: Этикет

Внеклассное мероприятие 6, 7 класс

Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий

День здоровья в школе. Сценарий

Спортивный праздник для школьников 6, 7, 8 класса. Сценарий

Страницы: 1 2 3
Людмила Ивановна Васильева # 19 сентября 2014 в 23:33 0
Сценарий насыщенный, объёмный. Я бы рекомендовала его разделить на 4 времени года. Назвать можно было вы "Четыре вечера-встречи с прекрасным". А так спасибо. Можно многое взять!