Цели: обогатить кругозор учащихся знанием истории своего края, казачества, России; воспитывать патриотизм, любовь к родному краю, его истории.
Оборудование зала:
- герб, флаг, гимн России;
- плакат с названием композиции;
- плакаты, изображающие жизнь казаков;
- казачьи рушники, предметы казачьего быта;
- реквизит для сцен;
- географический атлас;
- магнитофон, аудиокассеты.
* * *
... Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.
А. С. Пушкин
Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал. Этим словам почти два века. И принадлежат они Пушкину.
Казак - это «гремучая смесь» романтики и прозы, нежности и жестокости. Находясь в гармонии с природой, любимой им и им же оберегаемой, он был ею защищён и сбережён. Широта. Простор. Мощь. Сила. Прорыв. Мятежность.
Л. Гумилёв
...вся история России сделана казаками.
Л. Толстой
Казак, - а, мн. - аки, - ов.
1. В старину на Украине и в России:
член военно-земледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства, активно участвовавших в защите и расширении государственных границ.
2. Вольный казак (разг.) - о свободном, ни от кого не зависящем человеке.
С. И. Ожегов. Словарь
Исторический край бесконечной борьбы,
Край казачества, вольности, славы!
Подвергался не раз ты ударам судьбы,
Сын свободный великой державы...
Ты героев гнездо, где родился Ермак,
Где явился граф Платов, Бакланов,
Богатырь-чародей, нагоняющий страх
На чеченцев и гордых османов!
А. Чулков
Ход мероприятия
Звучит запись гимна России.
Слово библиотекаря. Дон и Волга... Волга и Дон. Две великие русские реки. Как брат и сестра, протекают они почти параллельно друг другу по одной территории, то приближаясь, то удаляясь друг от друга. Наша Волгоградская земля - единственная, по которой протекают обе эти реки.
Дон и Волга... Они были известны грекам задолго до Рождества Христова. Греки называли Дон Танаисом, а Волгу - Святой рекой. В переводе с татарского Вол - га «большая вода».
Много красивых легенд сложено об обеих реках. От низовьев Дона шли большие торговые пути на восток, к Волге, а потом за Волгу - в Азию. Кто бы ни шёл с востока на запад, он прежде всего вступал в донские степи, и потому здесь неустанно бились за право жизни. Скифы и сарматы оберегали свои стада от натиска других народов, надвигавшихся с востока. Они боролись страшным, смертным боем в широкой донской степи, называвшейся тогда просто Полем. Да это и было боевое Поле!
В этом охотничьем раздолье искали спасения люди, боровшиеся за свою вольную жизнь.
Задолго до Рождества Христова скифов вытеснили, истребили и поработили пришедшие из Азии хазары. Они построили на Дону свои городки и крепости.
Прошли ещё годы, века. Хазар истребили печенеги, смешались с ними. Печенегов затем потеснили половцы. В диком Поле шла вечная, неустанная борьба за право жизни.
В это же время к западу от Дона и Волги славяне создают своё государство - Русь. Русские князья заходят за Дон и сражаются в Поле с печенегами, нападавшие на мирных русичей.
Во время владычества татар, примерно двести с лишним лет назад, на Дон и Волгу идут поодиночке смелые русские люди, селятся там, получают название «казаки». Это случилось приблизительно в 1500 г. после Рождества Христова. С этого года в русских летописях появляется упоминание о донских казаках.
А кто же жил здесь ещё раньше скифов и сарматов? Точно это неизвестно.
Ну, а мы подробнее поговорим о казачестве. Так кто же такие казаки? Кто дал им основание?
Звучит запись песни «Ах, ты степь широкая...» в исполнении ансамбля «Раздолье».
1-й ведущий. Для борьбы с татарами, для покорения других русских княжеств московскому князю нужно было войско. Раньше это войско составляли приближённые к князю люди - дружинники. Их было немного. Основную часть войска составляли люди крестьянского сословия.
Князья награждали своих дружинников за храбрость, за верную службу землями, дарили им сёла вместе с живущими в них крестьянами. Но за это они требовали, чтобы каждый дружинник, или, как их стали называть при московских князьях, боярин, по первому призыву своего князя являлся «людным, конным и оружным». То есть являлся бы сам на коне и приводил с собою конных вооружённых людей.
2-й ведущий. Сначала крестьянам разрешено было переходить с места на место, от одного боярина к другому. Они были свободны. Но бояре оставались в неравных условиях: количество крестьян у них было неодинаковым. И чтобы исправить это, крестьян закрепили за боярами и их землями. Они утратили свободу и стали крепостными.
Но у одного помещика им жилось хорошо, привольно, а у другого - как в рабстве. И вот тогда наиболее сильные, мужественные, свободолюбивые стали уходить из своих деревень. Они шли искать счастья на юг, в Диком Поле, в вечной борьбе с врагами.
1-й ведущий. «Лучше смерть на воле, - говорили они, - нежели жизнь в плену». Именно эти русские люди встретились в Поле с остатками смелых хазар, печенегов и половцев, скрывавшихся от татар в дремучих лесах, в раздолье степей, соединились, сдружились с ними и положили основание донскому казачеству.
2-й ведущий. Днём и ночью шли русские люди за линию московских засек и сторожевых башен, шли искать себе боевого счастья на тихом Дону.
И всех Дон принимал, и всем находил место. Чем же жили эти люди? Ответ на это находим в донской песне.
1-й чтец.
Степью широкою,
Степью необъятной!..
Там!.. - на воле, на тихом Дону!
Скучно станет - на Волгу пойдём,
2-й чтец.
Бедно станет - денег найдём,
Волга-матушка всех приютит,
Всех приласкает и всех одарит...
1-й ведущий. Итак, вольные люди жили набегами. Жили войною, добычей. Этих людей стали называть казаками.
По-татарски и по-турецки гозак (или гузак) значит легко вооружённый конный воин, воин без доспехов, без кольчуги, без шлема. Таковыми и были первые казаки.
2-й ведущий. Слово «казак» тюркского происхождения и означает «вольный человек», как считают одни. Другие полагают, что оно берёт начало в монгольском языке, где слово «ко» означало «броня», «латы». А слово «зах» - «межа», «граница», «рубеж», то есть «козах» - «защитник границы».
Русским синонимом этого термина долгое время было слово молодец.
1-й ведущий. Каждая станица, или ватага, выбирала себе старшего, которого, по образцу северных моряков, ходивших и по русским рекам, называли ват-маном; отсюда потом произошло название атаман.
Первые казаки землю не пахали, хлеба не сеяли, а жили добычей. И этот образ жизни тоже вошёл в песню.
3-й чтец.
У нас, на Дону, живут не по-вашему,
Не ткут, не прядут, не сеют, не жнут,
А хорошо живут...
2-й ведущий. От такой жизни люди делались лёгкими, смелыми, предприимчивыми. Шли казаки на Дон, селились главным образом по самому Дону и его притокам.
Живя по-братски, донские казаки думали о своих делах «думушку единую». И опять это вошло в песню.
4-й чтец.
Собирались казаки-други, люди вольные,
Собирались они, братцы, во единый круг,
Они думали думушку всё единую.
1-й ведущий. Казаки были верующими людьми. Обязательно строили у себя в городке или станице часовню или храм, а если их не было, то выносили образ Спаса или Николая Чудотворца и, поставив его на аналой, становились вокруг него и молились.
2-й ведущий. В казаки принимали всякого. Нужно было только непременное условие - «вера во Христа». Какая - всё равно. Этого не спрашивали. Принимали и смелых татар, и турок, и греков, даже немцы попадали в казаки, быстро принимали все казачьи обычаи и становились настоящими казаками. За измену было обычное наказание: в куль да в воду!
1-й ведущий. Отсюда и пошли по Дону фамилии казаков: Грековы - от греков, Татариновы - от татар, Турченковы, Турчаниновы - от турок, Грузиновы - от грузин, Персияновы - от персов, Черкесовы - от черкес, Сербиновы, Себряковы - от сербов, Миллеровы - от немцев, Калмыковы - от калмыков, Мещеряковы - от мещерских татар, Поляковы - от поляков.
2-й ведущий. Все они стали настоящими казаками, и только прозвания их напоминают, кто первый из их рода пришёл на Дон.
Свободно, но и тяжело жилось казакам. В ту пору сложилась поговорка: «Хоть жизнь собачья, так слава казачья». И гордились казаки этой славой. «Все земли нашему казачьему житью завидуют», - говорили они.
Звучит песня «Вы, казачки, казачки...».
1-й чтец.
Как у нас было на Тихом Дону,
Там живут-то, живут люди вольные, казаки.
Как поставили себе казаки крепостицу,
По углам её стоят башенки высокие.
2-й чтец.
На этих-то башенках, на их маковках
Караулы были везде поставлены.
С караула казак бежит,
Он кричит громким голосом:
3-й чтец.
«Ой, ты, батюшка, наш атаманушка,
Славный ты Ермак, сын Тимофеевич!
Как на море у нас,
Зачернелись все кораблики турецкие».
4-й чтец.
Отвечал им Ермак, сын Тимофеевич:
- Братцы мои, казаченьки,
Садитесь поскорее в свои лодочки,
Догоняйте вы кораблики турецкие.
5-й чтец.
Не берите вы со злых турок злата-серебра,
Снимайте вы с них буйные головушки.
1-й ведущий. Так пелось про героев-казаков, но чаще всего вспоминали в песнях про удалого атамана Ермака Тимофеевича. Песню пели хором, немного в нос, как пела тогда вся Русь, научившаяся хоровым песням у греков.
2-й ведущий. Казаки были воинами. Доблесть воинская выше всего славилась на Дону. Храбрость, неутомимость, меткая стрельба, умение владеть оружием ценились дороже богатства. За них выбирали в атаманы, таких людей славили в песнях, и молва об их подвигах шла далеко по Дону и Волге, в чужие земли.
Так, после взятия Казани при Иване Грозном все узнали о Ермаке Тимофеевиче.
Звучит песня «Как на речке на Камышенке».
Слово библиотекаря. Ермак (Ермолай) Тимофеевич - кличка Токмак. Ермак... Не правда ли, имя странное, редкое, непривычное? В то далёкое время оно встречалось нечасто.
По словарю В. Даля, ермак - это «малый жернов для ручных крестьянских мельниц». По летописным сведениям, Ермака в обиходе называли «Токмак». Диалектное слово «токмачить» означало в разных местностях «толочь», «толкать», «бить», «колотить».
Такое прозвище мог носить человек физически очень сильный. Крепость мышц, косая сажень в плечах - всё это ценилось у казаков. Неспроста в народных преданиях называют атамана младшим братом Ильи Муромца.
Нет точных сведений о месте и дате рождения Ермака, как нет и его портрета. Родился приблизительно в 1540 году или на Урале в имении Строгановых, или в старинном русском городке Борок Архангельской губернии на реке Двине. Окончил жизнь в волнах Иртыша 5 августа 1584 года.
Есть данные, где Ермак о себе написал, откуда рождение его. Дед его был Афанасий Григорьевич Аленин, посадский человек, из Суздаля. Оставил после себя двух сыновей - Родиона и Тимофея, которые переселились в имение Строгановых на Урал. Трое сыновей было у Тимофея, и самый способный - Василий.
Он выделялся среди разбойников, и выбрали его атаманом, а прозвали Ермаком (по-волжски - жерновой меленец ручной).
В 1580-1581 гг. Ермак переволокой Иловля - Камышинка прошёл по земле камышинской, но крепости тогда ещё не было. И далее Ермак прошёл по реке Каме в Сибирь (по-татарски - «чаща»).
1-й ведущий. Однажды на сходе Ермак Тимофеевич воскликнул:
- Любо или не любо, атаманы-молодцы?! - И дальше он предложил казакам пойти на Каспийское море.
2-й ведущий. Зашумел казачий круг, заволновался. Но решили идти на Каспий. Пошли. Много набрали добычи на море. Но настала осень. И, спасаясь от холода, пристали они к неведомому им берегу. Увидели горы. Это был Кавказ. В горах казаки зазимовали. Потом перешли на реку Терек. И стали они называться терскими казаками.
1-й ведущий. Поселились они и по Волге, близ Астрахани, и назвали себя волжскими казаками.
2-й ведущий. Пошли они с Волги на восток. Дошли до реки Урал, которая тогда называлась Ликом. Понравились им уральские степи, обилие рыбы. Остались они здесь. И стали называть себя яицкими казаками.
1-й ведущий. А вскоре донским казакам суждено было совершить новый великий подвиг - присоединить к Российской земле царство Сибирское и основать Сибирское казачье войско. А подвиг этот принадлежит Ермаку Тимофеевичу и его казакам.
1-й чтец.
К славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой.
2-й чтец.
Товарищи его трудов,
Побед и громозвучной славы
Среди раскинутых шатров
Беспечно спали близ дубравы.
3-й чтец.
Вам нужен отдых: сладкий сон
И в бурю храбрых успокоит,
В мечтах напомнит славу он
И силы ратников удвоит.
4-й чтец.
Кто жизни не щадил своей,
Опасность в сечах презирая,
Тот думать будет ли о ней,
За Русь святую погибая?..
5-й чтец.
... Нам смерть не может быть страшна;
Своё мы дело совершили:
Сибирь царю покорена,
О, мы не праздно в мире жили!
К. Рылеев
2-й ведущий. Не забыли Ермака благодарные потомки. По велению императора Николая I в Западной Сибири, в Тобольске, в 1838 году поставлен ему памятник с надписью: «Покорителю Сибири Ермаку». А другой был поставлен в 1904 году в г. Новочеркасске на пожертвования донцов, и надпись есть на нём: «Ермаку донцы».
1-й ведущий. Наступил 1614 год. Царь Михаил Фёдорович Романов признал казаков, но запретил им заниматься набегами на Волге и «ходить» под Азов.
В 1637 году казаки всё-таки взяли крепость Азов. Свободным стало Азовское море. Но царь не принял Азова от казаков, и они оставили его в 1643 году.
2-й ведущий. В 1644 году казаки основали свою первую столицу - г. Черкасск. Сто шестьдесят один год (до основания Новочеркасска) Черкасск был столицей войска Донского.
1-й ведущий. Шли годы. На престол Московских государей вступил сын Михаила Фёдоровича - царь Алексей Михайлович. Он принял государство от отца «успокоенным».
2-й ведущий. Но в июле 1645 года крымцы совершили набег на Черкасск, но казаки их отбили. За мужество и храбрость царь жаловал войску Донскому первое знамя.
1-й ведущий. Победным кличем донцов становилось уже: «С нами Бог! За веру православную, за царя и за Русь!»
2-й ведущий. Вольность казачья на этом закончилась. Войско Донское стало частью Русского государства, подчинённой царю.
И поняли это казаки. Поняли, что им против царя и родины их России - не быть.
1-й ведущий. Поняли, но не все! И долго ещё, нет-нет да и появлялись на Дону казаки-«гулебщики», которые шли на убийство ради личной славы.
Звучит песня «Из-за острова на стрежень», муз. народная, сл. Д. Садовникова (2 куплета).
2-й ведущий. В 1667 году по Дону, в самом Черкасске раздался давно забытый клич: «На Волгу-матушку рыбку ловить, на Чёрное море за ясырями, на Хвалынское - за добычей! Атаманы-молодцы, послушайте!».
1-й ведущий. То кричал статный и видный казак с окладистой русой бородой и длинными вьющимися вокруг лба кудрями - Черкасской станицы казак Степан Разин. Его знала вся голь кабацкая.
2-й ведущий. Все бездомовные, голутвенные казаки, знали и любили его. С ними он проводил всё время, мечтая быть на Дону атаманом. Но на сборе одержал верх казак Корнилий Яковлев.
1-й ведущий. И тогда в отчаянной голове Разина зародилась смелая мысль: добыть атаманство славою, добыть его силою. Стать, как Ермак, князем. Царить и властвовать над людьми безгранично. Он думал только о себе. На тех, кто шёл к нему, он смотрел как на рабов, глубоко презирая их...
2-й ведущий. Ещё не было у Разина решительных планов войны с боярской властью. Тем не менее, 7 мая 1667 года Степан Разин, казак донской станицы Зимовейской, поднявшись со своим войском на стругах с Дона вверх по Иловле, вышел на Волгу и укрепился на реке Камышинке.
1-й ведущий. «Сарынь, на кичку!» Это означало: «Гребцы, на нос!». С этим лихим возгласом удальцы Разина грабили караваны и занимали города на Волге. Так они дошли до Каспия, победили персов. Упоённый победами и славой, Разин задумал поход на Москву.
2-й ведущий. Но слава Разина как воровского атамана поблекла. Он и его казаки стали подобны зверям. По всей Руси Разин разослал письма, призывавшие бедняков к мятежу и убийству помещиков и бояр. Царь Алексей Михайлович подавил этот мятеж.
1-й ведущий. 6 июня 1671 года Разина привезли в Кремль, судили и казнили. Казнь его, то, как по-казачьи глядел он в очи смерти, - это было рассказано во многочисленных песнях. Всё- таки слава старинного донского охотничьего атамана и смелого начальника оказалась выше совершённых им преступлений против царя. Вот одна из них.
1-й чтец.
Ах, туманы, вы мои, туманушки,
Вы туманы мои, непроглядные,
Как печаль, тоска ненавистные!
Не подняться вам, туманушки,
С синя моря долой!
2-й чтец.
Не отстать тебе, кручинушка,
От ретива сердца прочь.
Ты возмой, возмой, туча грозная,
Ты пролей, пролей, част, крупен дождичек,
Ты размой, размой земляну тюрьму,
Чтоб тюремщички, братцы, разбежалися,
В тёмном бы лесу собиралися!..
3-й чтец.
Ты взойди, взойди, красно солнышко,
Над горой взойди над высокою,
Над дубравушкой над зелёною,
Над урочищем добра молодца,
Что Степана свет Тимофеевича,
По прозванию Стеньки Разина!
4-й чтец.
Ты взойди, взойди, красно солнышко,
Обогрей ты нас, людей бедных,
Добрых молодцев, людей беглых.
5-й чтец.
Мы не воры, не разбойнички,
Стеньки Разина работнички,
Есауловы все помощнички!
2-й ведущий. Помянул добрым словом «атамана-казака» Пётр Великий. Когда Пётр осаждал Азов, ему доложили, что Стенька Разин бывал под ним трижды. И когда казак Морковкин (как очевидец и участник разинских походов) по просьбе государя Петра I всё подробно ему рассказал, выслушал его рассказ Пётр I сказал: «Жалко, что не сумели тогда из Степана Разина сделать великую государеву пользу, и жалко, что он был не в моё время».
1-й чтец.
Что пониже города было Саратова,
А повыше было города Царицына,
Протекала, пролегала мать Камышенка-река,
Как собой она вела круты, красны берега,
2-й чтец.
Круты, красны берега и зелёные луга;
Она устьицем впадала в Волгу-матушку реку;
Что по той ли быстрине, по Камышенке-реке,
Как плывут, тут выплывают два снарядные стружка,
3-й чтец.
Хорошо были стружочки изукрашены,
Они копьями, знаменны, будто лесом, поросли;
На стружках сидят гребцы, удалые молодцы,
Удалые молодцы, все донские казаки,
4-й чтец.
Да ещё же гребенские, запорожские;
На них шапочки собольи, верхи бархатные,
Ещё смурые кафтаны кумачом подложены,
Астраханские кушаки полушёлковые,
5-й чтец.
Пестрядинные рубашки с золотым галуном,
Что зелен сафьян, сапожки, кривые каблуки,
И с зачёсами чулки, да всё гарусные;
Они вёслами гребут, сами песенки поют;
Они хвалят, величают православного царя...
2-й ведущий. Так пели казаки о славном городе Камышине при Петре Великом. На землю камышинскую Пётр I ступил 15 июня 1722 года. Его величество изволил осмотреть город и, побыв часа два, на парусах отбыл в сторону Царицына. Петра I сопровождали Екатерина, жена, Ф. М. Апраксин и советник Петра, молдавский учёный и политический деятель князь Дмитрий Кантемир. Пётр I тщательно осмотрел крепость, её вооружение, оценил обороноспособность.
1-й ведущий. При Петре Великом закончилась самостоятельная, вольная жизнь донских казаков. С этого времени героями Дона становятся не вольные атаманы донских дружин, а донские генералы и офицеры. Но в это время, как и раньше, больше всего отличались казаки на войне. Военная, боевая слава почиталась ими выше всего.
2-й ведущий. Боевыми рыцарями они были, боевыми рыцарями и остались. Не было похода, в котором не участвовали бы донцы. Не было войны, где бы они ни отличались, не было сражения, где бы они ни проливали кровь свою за императора и родную Россию.
1-й ведущий. Слава былого вольного казачьего общества преобразилась во славу великого войска Донского и прокатилась волною от берегов Атлантического до берегов Тихого океана.
Звучит «Гимн донских казаков».
2-й ведущий. И снова бунт. Теперь из-за налога на соль в 1701 году. В Бахмутском городке вступился за казаков станичный атаман Кондратий Булавин. И разгорелось на Дону восстание. Булавин отправил навстречу Петровым войскам в 20 000 человек 15 000 своих бунтовщиков. Но мятежники дрались робко. Вскоре они разбежались, а Булавин, видя конец восстанию, застрелился.
1-й ведущий. Рядом с войском Донским, к востоку от него, захватывая нынешнюю Астраханскую губернию, располагалось Волжское казачье войско. Теперь его больше нет, и бывшие волжские казаки составили Астраханское казачье войско. Известия из Петербурга в эту далёкую окраину тогдашней России доходили медленно.
2-й ведущий. Когда по Дону начали волноваться казаки, боясь, что их станут «писать в регулярство», то есть сделают солдатами, на Дон пришли известия о смуте в Яицком войске, явились подстрекатели от виновника этой смуты, донского казака, земляка Степана Разина, тоже уроженца станицы Зимовейской Емельяна Пугачёва.
Звучит песня «Тулупчик заячий» в исполнении группы «Любэ».
1-й ведущий. Пугачёв был казаком смышленым, хоть и неграмотным. Он видал виды и во время прусской войны, кое-чему тогда научился. Слышал он рассказы про убийство царя Петра III.
Вот и решил объявить себя царём. Разделил своё войско на полки. Каждому полку дал знамя. Посылал повсюду грамоты. С этим войском двинулся вверх по Волге. Кто не признавал в нём «императора», уничтожал жестоко. Всем говорил, что он идёт за старую веру и за свободу крестьян.
2-й ведущий. Овладев Саратовым, Пугачёв двинулся к Царицыну. А 13 августа 1774 года он без боя занял город Камышин (тогда Дмитриевский). Восставшие крепостного гарнизона казнили коменданта крепости Дмитриевска К. Меллина. Они же хлебом-солью встречали «царя-батюшку» Пугачёва.
1-й ведущий. А в это время Екатерина II с русско-турецкого фронта в Москву отозвала полководца Александра Васильевича Суворова. Здесь ему было приказано явиться к генералу, графу П. И. Панину. Панин «сидел» в Симбирске (теперь Ульяновск), командовал воинскими соединениями, двигавшимися на Нижнюю Волгу.
2-й ведущий. И Суворов, не имея «большого конвоя», поскакал в почтовой тележке на юг. Оставив позади Саратов, тележка Суворова достигла камышинских мест.
В Камышин А. В. Суворов мчался по западной дороге. Проскакав Камышинку, он въехал в крепость, которая была пуста, но в ней он застал исполнявшего обязанности коменданта Максима Чеберёва. А дальше... Пугачёва пленили его же сообщники и доставили в Москву, где он был вскоре казнён.
1-й ведущий. А Суворова после пребывания в этих краях ждали великие дела: штурм и взятие Измаила, Итальянский и Швейцарский походы, знаменитый переход с донскими казаками через Альпы. Ждала Суворова всемирная слава.
1-й чтец.
Учил Суворов в лихих боях
Держать во славе российский флаг.
Отцом и братом Суворов был,
Сухарь последний с бойцом делил.
2-й чтец.
В дыму походов, в огне боёв
Ковал победу, громил врагов.
Он на Очаков, на Измаил
Победно войско своё водил.
3-й чтец.
Учил Суворов вперёд глядеть,
Уж если встали - стоять насмерть.
4-й чтец.
Суворов, братцы, - пример для нас,
Он не терялся в тяжёлый час.
5-й чтец.
За честь Отчизны я постою,
В ученье трудно - легко в бою!
Выходит юноша в образе Суворова.
Суворов. Родился я в Москве 13 ноября 1730 года. В продолжение всей своей боевой деятельности был окружён донскими казаками. Моя «Наука побеждать» сложилась отчасти благодаря казакам. В казаках я видел всегдашний порыв вперёд, желание наступать и завоёвывать. После Семилетней войны я познакомился с донскими казаками. Часто им говорил: «Тяжело в ученье - легко в походе, легко в ученье - тяжело в походе. Солдаты, вы должны помнить о своём долге - защищать Отечество наше. С нами Бог, государыня наша, матушка Екатерина. Любите Россию так, как я люблю её. Горжусь, что я русский. Одно моё желание - закончить Высочайшую службу с оружием в руках. С вами вместе, солдаты, мы всё преодолеем».
2-й ведущий. Так говорил великий генералиссимус Суворов, который не знал поражений. Много песен сложили казаки про Суворова, вспоминая его смелые походы.
1-й ведущий. Но вот подошёл 1812 год. Война с Наполеоном. Слава победителей ждала казаков Платова, Сысоева, Иловайского, ученика Суворова фельдмаршала Кутузова.
Звучит песня «Ай ты, Россия».
2-й ведущий. А после победы над французами славу казачью продолжил генерал-лейтенант Яков Петрович Бакланов, гроза чеченцев. Храбро в XIX веке сражались донцы на Кавказе.
1-й ведущий. И в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. прославились донцы. Героем той военной кампании стал генерал Скобелев.
2-й ведущий. Храбро воевали казаки в русско-японской войне 1904-1905 гг. Не раз донские казаки отстаивали Россию от внешних и внутренних врагов.
1-й ведущий. Всюду и везде они наступали, повсюду несли победу и веру христианскую, и перед именем их трепетали все окружающие их народы.
2-й ведущий. Заслуги их перед Россией неисчислимы. Они участвовали во всех войнах. Умные, отлично образованные донцы стали основателями русского флота и русской конницы.
1-й ведущий. Быть донским казаком! Какое великое это счастье! Но для этого мало родиться на Дону, нужно стать казаком. Что значит быть казаком нам показал великий русский писатель Михаил Александрович Шолохов в своём творчестве. И в этом Шолохову, лауреату Нобелевской премии, нет равных.
2-й ведущий. Ещё не остыла на окраине только что потрясённой и пробуждённой революцией крестьянской России донская земля. Не потухли зарева Гражданской войны, и свежи были следы копыт казачьих коней, а ратные могилы, исхолмившие степь между курганами разинских, пугачёвских времён, не успели одеться полынью.
1-й ведущий. Но уже раздался над казачьей степью голос певца, окидывающего её с самого высокого кургана взором, исполненным скорби, любви и надежды.
Звучит песня «Гуляет по Дону казак молодой...» (2 куплета). Под затихающую мелодию этой песни выходит юноша в образе молодого Шолохова (в гимнастёрке, портупее, сапогах, брюках- галифе, военной фуражке).
Шолохов. Моя мать - из простых и мудрых женщин, из черниговских полуказачек, полуукраинок, она горячо любила меня, своего единственного сына. Отец, торговый служащий, выходец из бывшей Рязанской губернии, владел богатой личной библиотекой. В основе взаимоотношений моих родителей лежало глубокое романтическое чувство. Но отец мой рано ушёл из жизни. Матери со мной, мальцом, пришлось очень нелегко. Жизнь не баловала меня. Подростком я попал в такую «коловерть», прошёл такую закалку, которая в те годы выпадала на долю немногим.
Мне было 15 лет, когда я с товарищами гонял белые банды в степях Верхнего Дона. Пришлось однажды самому батьке Махно в глаза глядеть. Когда махновцы уже вели меня на расстрел, они решили вначале отвести меня, подростка, к батьке Махно.
И тот, увидев меня, мальца, пожалел и велел отпустить с наказом больше не попадаться на глаза. Знал бы тогда батька Нестор Махно, что из меня вырастет, наверное, не отпустил бы меня. И взялся я вскоре за перо, стал писать потихоньку. Ещё лилась в донской степи кровь, когда я написал первые свои книги - «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Всё, что я в них описал, было увидено мною, попробовано на ощупь, пропущено через сердце.
Тогда же я задумал роман «Тихий Дон». Скажете, рано, не по возрасту? Да, тогда моё поколение рано взрослело. Тогда люди в 20-25 лет уже командовали дивизиями, армиями, фронтами. Всё, что вы потом прочтёте и в «Тихом Доне», и в «Поднятой целине», властно вошло в моё сердце из казачьей жизни. А между этими романами потом, в годы Великой Отечественной войны, появились первые главы романа «Они сражались за Родину» и рассказ «Судьба человека».
Главы романа «Они сражались за Родину» я начал писать в славном городе Камышине. Здесь, на легендарной Сталинградской земле, в 1942-1943 годах решалась судьба страны Советов, судьба всего человечества. Мне часто приходилось выезжать из Камышина, куда я перевёз свою семью, на фронт. Многое видел своими глазами. Приходилось отвечать на солдатские письма. Тогда сложился рассказ «Наука ненависти»...
Ну, а сейчас я представлю вам дорогих моему сердцу героев романа «Тихий Дон» - Григория и Аксинью. Выходите сюда к нам, пожалуйста.
Выходят юноша (Григорий Мелехов) и девушка (Аксинья Астахова) с поклоном к зрителям. Одеты соответственно в казачьи наряды. Аксинья с коромыслом и вёдрами.
Шолохов (продолжает). Вот такими они были в начале романа - молодыми, красивыми. Судьба Григория - судьба казака начала XX века. Война 1914 года, революция 1917 года, Гражданская война, «белые», «красные», свои, чужие - всё пришлось испытать Григорию. Любовь к замужней Аксинье, женитьба на Наталье, затем потеря родных, близких. Григория я оставляю в живых и думаю, что в Великой Отечественной войне он бы храбро воевал, если бы я продолжил роман. А вот Аксинье, дорогой моей героине, не довелось дожить до мирных дней. Ну, что ж, такова правда жизни. А сейчас не будем о грустном. Вам слово, мои герои.
Звучит приглушённо песня «Гуляет по Дону казак молодой...». Григорий и Аксинья ведут диалог «Знакомство на берегу Дона» из романа «Тихий Дон».
После этой сцены снова выходит Шолохов.
Шолохов (продолжает). Теперь познакомьтесь с героями романа «Поднятая целина». Роман о судьбе донского казачества, но уже о мирной жизни после Гражданской войны, о создании первых колхозов. Герои «Поднятой целины» - тоже казаки, но один из главных героев Семён Давыдов - питерский слесарь, из моряков.
Выходит юноша в образе Давыдова. Одет в гражданский костюм, косоворотку, под косовороткой — тельняшка, на голове — кепка.
Шолохов. Макар Нагульнов - революционный казак, мечтающий о мировой революции и для этого изучающий по ночам английский язык.
Выходит юноша в образе Нагульнова. Он в военной форме, гимнастёрке, на нем брюки-галифе, сапоги, портупея, на груди - орден, на голове - папаха.
Давыдов и Нагульнов ведут диалог из главы XXV романа «Поднятая целина» (книга первая). Можно подобрать любой другой диалог на усмотрение постановщика композиции.
Шолохов. Не всех героев «Поднятой целины» я представил. Их много. Но без этого героя мой роман «Поднятая целина» был бы, как наша степь донская без травы.
Выходи, «чудик» ты наш, дед Щукарь, и доложи всем, отчего у тебя, пожилого казака, такое смешное прозвище.
Выходит юноша в образе Щукаря и произносит монолог из главы XXXIромана «Поднятая целина» (книга первая). Монолог о происхождении прозвища «Щукарь». Исполнитель роли Щукаря должен быть соответственно одет и загримирован.
Шолохов. Вот такой он, смешной человек, Щукарь!
Таковы мои герои. Происхождением своим они обязаны моей собственной судьбе, судьбе моей родни, истории моих современников, уходящей в далёкое прошлое, их устным и письменным свидетельствам и, конечно же, языку казачьего края - языку необозримой красоты, мудрости, всё запечатлевающей музыки национальной души.
Ну, а какими получились мои герои, судить вам, дорогие мои читатели. Вот и всё. Прощайте.
Шолохов уходит за кулисы. Звучит казачья песня.
2-й ведущий. Вот мыс вами и познакомились, пусть очень кратко, с почти четырёхсотлетней историей российского казачества. Странная судьба... Страшная судьба казачества... К казачеству относятся по-разному.
1-й ведущий. Казачество в структуре сословий Российской империи занимало своё чётко очерченное место. Сегодня с возрождением казачества связывают надежду на возрождение России. Кто-то боится казаков, кто-то их ненавидит.
2-й ведущий. Но нельзя сегодня сбросить со счетов истории России казачество как пласт политический, экономический, социальный и военный. И, конечно же, целый пласт самобытной культуры, выросшей на смеси нескольких этносов народов.
Смело можно сказать: казачество и Россия - две части одного целого.
Звучит песня «Есаул молоденький» в исполнении А. Розен- баума (1 куплет).
Слово библиотекаря. У современных казаков новые казачьи заповеди, но их смысл прежний:
• Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе её.
• Люби Дон, ибо он колыбель твоей свободы.
• Люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека.
• Все, кто идёт против Отчизны твоей, - враги.
• Только в борьбе за счастье Родины ты обретёшь своё утерянное право.
• Веруй твёрдо в правоту своего дела, ибо вера - единственный камень, на котором ты построишь новую Отчизну.
• Люби всё, что с ранних лет ты впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей Родины.
• Зови всех свободных и сильных вперёд.
• Мир, красота, любовь и правда - вот лозунги на твоём знамени на пути к новой России.
Трудно что-либо добавить к этому. И, тем не менее, хочу обратить ваше внимание на вещие строки А. Пушкина: «Там русский дух... там Русью пахнет!». Помните их все, наверное, с детства. Это из пролога к поэме «Руслан и Людмила». Интересен тот факт, что сама поэма написана в 1820 году, а гениальный пролог о Лукоморье - в 1828 году. Почему? Что произошло тогда? У гениев случайных строк не бывает. Кроме прямого смысла, здесь что-то зашифровано. Можно только догадываться об этом.
Может быть, А. С. Пушкин написал эти строки потому, что 1825 год изменил отношение к русской армии, был принижен её боевой национальный дух. В том числе принижена была роль казачества. За яркими красками мифологических образов Лукоморья просматривается основа духовной сущности русского народа.
«Там русский дух ... там Русью пахнет!» Этими строчками А. С. Пушкин причислил себя к боевому духу русского народа, подчёркивая своё родство с ним, с народом, который никогда и ни перед кем не стоял на коленях.
Звучит песня «Едут по Берлину казаки» братьев Покрасс (2 куплета). Выходят все участники композиции.
1-й ведущий. С праздником всех!
2-й ведущий. С Днём Победы!
Звучит песня «Провожают казаков в армию служить».
Литература
1. Безотосный, В. Вольное племя [Текст] / В. Безотосный // Родина. - 1993. -№ 7. -С. 12-17.
2. Безотосный, В. «Дуванный» дух [Текст] / В. Безотосный // Родина. - 1999. - № 3. - С. 50-54.
3. Безотосный, В. Казаки-гвардейцы. [Текст] / В. Безотосный, С. Самонин // Родина. - 1998. - № 3. - С. 61-66.
4. Воробьёв, Ю. Казачество: Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и её ближайших соседей. Часть 1. От древних славян до Петра Великого [Текст] / Ю. Воробьёв. - М.: Аванта+, 1977.-С. 644-655.
5. Где истоки Дона? Беседа с атаманом Центрального казачьего войска Борисом Игнатьевым // Красная звезда. - 2001. - 15 сентября.
6. Изюмов, А. И. География казачества [Текст] / А. И. Изюмов // География в школе. - 2000. - № 1. - С. 15-19.
7. Изюмов, А. И. Казачество в «Полном географическом описании нашего Отечества» П. П.Семёнова [Текст] / А. И. Изюмов // География в школе. - 2001. - № 5. - С. 35-43.
8. Калинин, А. Время «Тихого Дона»: статьи [Текст] / А. Калинин. -М.: Современник, 1979. - 189 с.
9. Камышин. Страницы истории [Текст]. - Волгоград, 1994. - 96 е.: ил.
10. Картины былого Тихого Дона: краткий очерк истории войска Донского. Т. 1,2.- М.: Граница, 1992.
11. Колесниченко, В. С. Родная земля волгоградская: учебное пособие по краеведению для уч-ся 7-10 кл. - 2-е изд. [Текст] /
B. С. Колесниченко. - Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1983. - 192 с.
12. Коробков, Г. Я. Когда казаки поют [Текст] / Г. Я. Коробков. - Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1985. - 128 с.
13. Люби и знай свой край: учебное пособие о г. Камышине. - Камышин, 1993,- 144 с.
14. Мамонтов, В. На своём берегу: литературные тропинки отчей стороны [Текст] / В. Мамонтов. - Камышин, 1998. - 160 с.
15. Моложавенко, В. С. От Иван-озера до Азовского моря: путешествие по Дону [Текст] / В. С Моложавенко. - М.: Про- физдат, 1982.-240 с.
16. Никитин, Н. И. Вольное казачество в истории России XVII века [Текст] / Н. И. Никитин // Преподавание истории в школе. - 1999. - № 7 - С. 10-16.
17. Отчий край [Текст]: журн. - 1996. -№ 3.
18. Отчий край [Текст]: журн. - 2000. - № 3.
19. Песни донских казаков [Текст] / сост. Б. П. Екимов. - Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1982. -256 с.
20. Рябов, С. И. Пётр I в Царицыне и на Среднем Дону [Текст] /
C. И. Рябов, Г. П. Самойлов, В. И. Супрун. - Волгоград: Перемена, 1994.- 174 с.
21. Слава тебе, господи, что мы - казаки [Текст] // Роман- газета. - 1993. - № 9-10.
22. Толстой, Л. Н. Казаки [Текст] / Л. Н. Толстой. - М.: Художественная литература, 1992.
23. Хорошунов, Е. Камышин далёкий и близкий: записки краеведа [Текст] / Е. Хорошунов. - Камышин, 2000. - 358 с.
24. Шолохов, М. А. Поднятая целина [Текст] / М. А. Шолохов. -М.: Знание, 1970.
25. Шолохов, М. А. Тихий Дон [Текст] / М. А. Шолохов. - М.: Художественная литература, 1985.
26. Юдин, В. Н. Слава отчего края: очерки [Текст] / В. Н. Юдин - Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1987. - 256 с.
Сценарий рыцарского турнира для старшеклассников
Внеклассное мероприятие для 10, 11 класса. Тема: Экология
Урок мужества в школе. Память экипажа подводной лодки «Курск»
Внеклассное мероприятие для старшеклассников 11 класса
Развлекательно-познавательная программа «Культурные традиции народов Сибири»
Анатолий Дмитриевич Бабухин # 20 марта 2017 в 09:04 +2 |
Олеся Игоревна Глинская # 14 января 2018 в 12:38 0 |