Цели: познакомить учащихся с историей появления колокола на Руси; закрепить уже полученные ими знания о христианских весенних праздниках; научить детей изготавливать пасхальную открытку.
Для урока необходимы: колокольчики из различных материалов; иллюстрации с картин Б. М. Кустодиева «Масленица», «Вечерний звон».
Детям понадобятся: фрагменты художественных произведений с описанием колокольного звона, таблички с написанными названиями колоколов, шаблоны для выполнения открытки, цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы.
В качестве музыкального сопровождения можно использовать кассеты и диски с записью различных колокольных звонов: «Ростовские звоны», «Псковско-печерские звоны», «Благовест» - звон на Пасху, песня «Малиновый звон» в исполнении Н. Гнатюка.
Учитель. Ребята, давайте вспомним, о каких весенних праздниках в жизни наших предков мы говорили? (Пасха, Масленица.) Какой из них христианский, а какой языческий? (Пасха - христианский, Масленица - языческий.) Какой из этих праздников мы уже отметили, а какой еще ожидаем? Ребята, а куда христиане ходят на праздник? (В храм.)
Представьте себе, что мы не видим храма, едем ночью, как даже издали узнать, что недалеко находится храм? (Предполагается ответ: издалека можно услышать колокольный звон.) Множество на Руси храмов и колоколен: многие служили на русской земле давно, многие служат до сих пор. В Светлую Пасхальную седмицу (неделю), когда на колокольню допускаются все желающие, даже дети, весь день с колоколен несется радостный и нежный перезвон.
Па фоне звона «Благовест» учащийся зачитывает отрывок из детских воспоминаний А. И. Куприна.
Ученик. «Веселая, головокружительная пестрота внизу, под ногами. Небо страшно близко: вот-вот дотянешься рукой до белого пухлого ленивого облака. О, верх мальчишеского счастья - наконец-то в моих руках веревка от самого главного, самого большого колокола! Грушевидный язык его раскачиваешь. Ба-ам! Теперь уже больше ничего не видишь, не слышишь и не понимаешь. В ушах больно от мощных колебаний. Еще!., еще...»
Учитель. К колоколу на Руси с глубокой древности отношение было особенным. От наших предков нам достались сказки, предания и былины, загадки, песни о колокольном звоне. О свойствах колокольного звона говорили как о чудодейственном средстве, отводящем «дьявольские козни», болезни, бури и молнии. Говорили, что колокол «сам» начинал звонить, предрекая войны, голод, смерть государя. За неугодный звон по воле царя колокол «казнили»: перед народом били батогами (плетьми), отрубали «ухо», «язык» и отправляли в ссылку.
Ребята, а какие пословицы, поговорки, стихи, загадки о колоколах и колокольчиках приготовили вы? (Дети зачитывают пословицы и загадки, рассказывают приготовленные дома стихи.)
В чем же загадка колокола? Откуда в нем столько чудесных сил, рождающих в нас возвышенные чувства? История говорит нам о том, что древнейшими предками колокола являются бубенец и колокольчик (демонстрация). Ребята, рассмотрите внимательно их вид и устройство.
Анализируя историю использования бубенца и колокольчика в быту многих народов, ученые пришли к выводу, что они появились одновременно у египтян и евреев, этрусков и скифов. И хотя эти предметы принадлежали разным народам, по форме были очень похожи друг на друга.
В споре о происхождении колокола ряд ученых считают его родиной Китай, откуда по Великому шелковому пути он отправился в далекое путешествие по разным странам. Посмотрите на репродукцию: этот колокол звонил в Древнем Китае, давно нет Вавилона, а колокол до сих пор существует, а этот колокол в Древнем Риме будил рабов, а может, звал торговцев и покупателей на рынок.
И в средневековой Европе колоколу тоже нашлось много работы:
- в Германии звон колокола приглашал на уборку улиц,
- во Франции после звона колокола в городе тушили огонь,
- в Англии колокол сопровождал похоронные процессии,
- в Бельгии после удара колокола закрывались городские ворота,
- в Швейцарии прикрепленный к скале колокол оповещал о гибели судна в пребрежных водах.
Ну а на Русь колокол пришел с принятием христианства, и пока не существовало собственных мастеров по отливке колоколов, их привозили из-за границы и даже отвоевывали. Народ полюбил колокола и сочинил о нем множество загадок. Среди них встречаются, например: «Кричит без языка, поет без горла, радует и бедует, а сердце не чует», или такая: «Живой мертвого бьет, а мертвый вопиет».
Народ к колоколу относился с уважением, вниманием, потому и появились со временем мастера, которые научились отливать колокола. (Демонстрация схемы, на которой обозначены основные части колокола.)
Ребята, а что вам напоминает название его частей: ухо, язык, тулово, плечи? (Предполагается ответ: части тела человека.) Я думаю, что эти названия позволяют нам понять, насколько «живым» ощущали колокол наши предки. Среди многих характеристик колокола главным было, конечно, его звучание.
Звук колокола зависит от толщины стенок: она была неодинакова - к ушам толще, а к краю совсем тонкая. При таком соотношении звук мог быть очень разным. (Прослушивание фонограммы ростовских и псковско-печерских звонов.)
Названий колоколов существует великое множество. Как вы думаете, почему колокол могли назвать «пленным»? (Ответ: если его брали в плен во время войны.)
А «царским»? (Ответ: если он звучал во время войны - звал от имени царя вступиться за Отечество.)
А вот незнакомые для вас слова: «карнаухим» называли колокол, у которого отрывалось «ухо», «лыковым» - тот, который разбивался от звона и связывался лыковыми веревками. Некоторые колокола получали имя за свой звук. Так, колокол получал имя «лебедь» - за сильный и редкий звук, напоминавший громкий крик этой птицы, «Козел» или «баран» - за дребезжащий, неровный звук, а вот колокол «голодарь» получил такое имя потому, что вещал о наступлении Великого Поста.
Скоро и у нас закончится Великий Пост, и мы поздравим друг друга с праздником Пасхи. Я думаю, что каждому понравятся открытки с изображением колокола. Давайте сделаем их в подарок нашим близким.
Перед вами 2 шаблона: самой открытки и объемной формы. Сама открытка вырезается из картона, «объем» - из цветной бумаги. (Работа проходит под звучание песни «Малиновый звон».)
Выполнение работы и демонстрация лучших работ.
Учитель. Звонят звонари, врачуют звоном русскую землю в Великую Пасхальную ночь. Разольется колокольный звон по всей России, пусть он сердца ваши возрадует и возвестит приход в ваши семьи мира, счастья и любви.
Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов
Внеклассное мероприятие 6, 7 класс
Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК
Нет комментариев. Ваш будет первым!