Внеклассное мероприятие «Права и обязанности», 6 класс

Сценарий внеклассного мероприятия «Ваши права и обязанности, дети!»

10 декабря - День прав человека

Из истории. Стремление стран к международному сотрудничеству в области защиты детей возникло еще в 20-е годы. В 1959 г. ООН приняла Декларацию прав ребенка, провозгласив, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В этом документе были сформулированы десять социальных принципов, касающихся защиты и благополучия детей. Декларация призывала родителей, педагогов, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. В Декларации также говорится, что детям должна быть обеспечена социальная защита и предоставлена возможность жить в здоровых и нормальных условиях, в условиях свободы и уважения к человеческому достоинству ребенка.

Международные документы о правах человека условно можно разделить на большие группы: декларации и конвенции. Декларация (высказывание, провозглашение) не имеет обязательной силы; это рекомендации, провозглашение принципов. Конвенция (договор, соглашение) - это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

20 ноября 1989 г. Генеральная ассамблея ООН отмечала тридцатилетие Декларации прав ребенка; в этот же день Ассамблея единодушно проголосовала за принятие Конвенции ООН о правах ребенка. (См. Приложение)

День семейного общения «взаимная любовь, взаимные обязанности»

(материалы для сценария)

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Слово учителя. На Земле, мы это можем увидеть на географической карте, существует много стран и государств. Есть богатые и бедные страны, у них есть правительства. Все они объединились в Организацию Объединенных Наций. Часто они спорят между собой. Несмотря на это, они хотят сотрудничать по важным вопросам и разговаривать друг с другом.

Однажды, поговорив о детях этой Земли, они приняли Конвенцию о правах детей. И каждое правительство, которое от имени сообщества всех взрослых своей страны подписало это соглашение, обещало его выполнять.

В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. И все взрослые должны иметь одинаковые обязанности. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны имели бы с точки зрения соблюдения прав ребенка как можно более широкие возможности. Ни один ребенок не должен страдать из-за того, что он родился не в той стране, в которой он сейчас живет.

Вы, возможно, изумитесь: какие могут быть права у ребенка? Да, дети имеют права! Только об этом они сами ничего на знают. Человек не потому имеет права, что он прав. Если вы скажете, что 1 + 1 = 2, то в этом вы, конечно, правы. Но это не есть право. Право есть на самом деле нечто такое, что вам положено. Нечто такое, что никто не может и не смеет у вас отнять. Никакой закон не может запретить вам дышать. Вы имеете право вдыхать воздух. Если бы кто-то запретил вам это, он был бы убийцей. Потому что, если человек не будет дышать, то он задохнется. Если бы кто-то захотел помешать вам дышать, то он совершил бы по отношению к вам противоправное действие. Противоположностью праву является правонарушение. Что является правом и что правонарушением, определяют законы. Законы готовятся правительствами, принимаются парламентами, а за их соблюдением следят милиция и полиция.

Путь к Конвенции о правах ребенка был очень долгим. С 10 декабря 1948 по 20 ноября 1989 гг. Одна из статей Конвенции гласит, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Все взрослые любой страны обязаны обеспечивать жизнь, здоровье и развитие детей. Вам покажется, что это само собой разумеется. Да, это должно быть само собой разумеющимся, но, к сожалению, бывает и приблизительно так...

II. Инсценирование ситуаций (по мотивам известных сказок) и комментарии учителя о правах детей.

Инсценировка сказки «Морозко»

Сказочник. Жил-был дед (выходит дед, садится на скамеечку), да с другой женой (выходит жена, садится рядом с дедом). У деда была дочка (выходит дочка, садится между дедом и бабой), а у бабы была дочка (выходит, садится рядом с матерью). Все знают, как за мачехой жить: перевернешься - бита (падчерица подправляет что-то в туалете мачехи) и недовернешься - бита (девочки изображают сценку). А родная дочь что ни сделает - за все гладят ее по голове: умница (мачеха гладит по голове свою дочь).

Все, кроме падчерицы, лузгают семечки; падчерица работает.

Сказочник. Падчерица дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до света... (Старуха сидит с недовольным видом.)

Ничем старухе не угодишь - все не так, все худо. Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить...

Мачеха. Вези, вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Сказочник. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспорить.

Старик. Собирайся, милая дочь.

Уходят.

Слово учителя. Эта жестокая женщина нарушила права ребенка. Она подвергла жизнь и здоровье девочки опасности.

* * *

В следующей статье Конвенции речь идет о том, что все дети должны жить в своей стране и в своей семье. Если случилась беда - ребенка украли, - все люди обязаны сделать все возможное, чтобы возвратить ребенка домой.

Инсценировка сказки «Снежная Королева»

Кай и Герда сидят и разговаривают с бабушкой.

Герда. Бабушка, а правда, что Снежная Королева не сможет сюда войти?

Кай. Пусть только попробует! Я посажу ее на теплую печку, вот она и растает.

Бабушка. Кай, давай не будем говорить о ней!

Кай. Ай! Меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз! Я ничего не вижу.

Герда (обвила его шею руками, смотрит в глаза). Бедняжка Кай, это, наверное, осколок зеркала Снежной Королевы, теперь твое сердце превратится в кусок льда! (Плачет.)

Кай. Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некрасивая становишься! Фу! И розы какие-то гадкие! (Пинает ящик с цветами.)

Герда. Кай, что ты делаешь?

Кай. Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее, чем эти розы! (Открывает окно.)

Герда. Кай, кто это?

Входит Снежная Королева.

Снежная Королева. Кай, я вижу: нравятся тебе мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе еще много красивых вещей и дам тебе мороженое.

Кай. Нет, я не пойду с тобой!

Снежная Королева укрывает его плащом. Уходят.

Кай (кричит). Герда, спаси меня! Мне холодно!

Герда. Она украла его! Кай, я обязательно спасу тебя!

Слово учителя. Запрещены похищение детей и торговля ими. Дети не вещи. Дети - это люди! Люди не принадлежат никому, кроме себя.

* * *

Одна из статей Конвенции дает детям право на собрания, то есть дети имеют право создавать свои клубы, любительские объединения. Эти объединения должны носить мирный характер и никому не наносить ущерба. Примером такого дружного коллектива является Тимур и его команда, главная задача которой - помогать людям.

Инсценировка фрагмента из повести «Тимур и его команда»

Тимур разложил перед собой карту местности, все ребята склонились над ней.

Тимур. Ребята, сейчас мы распределим задания, которые надо завтра выполнить.

Саша Симаков. В доме № 54 по Пушкарёвой улице коза пропала. Я иду, вижу - старуха девочку колотит. Я кричу: «Тётенька, бить не по закону!» Она говорит: «Коза пропала. Ах, будь ты проклята!» - «Да куда же она пропала?» - «А вот там, в овраге за перелеском, обгрызла мочалу и провалилась, как будто ее волки съели!»

Тимур. Погоди! Чей дом?

Сима. Дом красноармейца Павла Гурьева. Девочка - его дочь, зовут Нюрка. Колотила ее бабка. Как зовут, не знаю. Коза серая, со спины черная. Зовут Манька.

Тимур (строго). Козу разыскать! Пойдет команда из четырех человек. Ты... ты и ты. Ну, все, ребята?

Гейка (нехотя). В доме № 22 девочка плачет.

Тимур. Чего же она плачет?

Гейка. Спрашивал - не говорит.

Тимур. А ты спросил бы получше. Может быть, кто-нибудь ее поколотил... обидел?

Гейка. Спрашивал - не говорит.

Тимур. А велика ли девочка?

Гейка. Четыре года.

Тимур. Вот еще беда! Кабы человек... а то - четыре года! Постой, а чей это дом?

Гейка. Дом лейтенанта Павлова. Того, что недавно убили на границе.

Колокольчиков. В доме № 25 у старухи молочницы взяли в кавалерию сына.

Тимур. Надо на воротах наш знак поставить.

Женя. Какой знак?

Тимур. Пятиконечную звезду. Он означает, что из этого дома ушел человек в Красную Армию. И со времени появления звезды дом находится под нашей охраной и защитой. (Обращается к Жене.) У тебя отец в армии?

Женя. Да, он командир!

Тимур. Значит, и ты находишься под нашей охраной и защитой тоже.

Слово учителя. Следующая статья запрещает все формы физического и психологического насилия, отсутствие заботы или небрежного отношения, грубого обращения или эксплуатации детей со стороны любого лица.

* * *

Никто не может обращаться с детьми так, как, например, Кара- бас с актерами своего театра.

Инсценировка сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Буратино находится в зрительном зале. Выходит Пьеро.

Пьеро. Здравствуйте, меня зовут Пьеро... Сейчас мы разыграем перед вами комедию.

Выбегает Арлекин.

Арлекин. Здравствуйте, я - Арлекин! (К Пьеро.) Что ты хнычешь, дуралей?

Пьеро. Я плачу потому, что от меня убежала моя Мальвина, девочка с голубыми волосами.

Арлекин. Ха-ха-ха! Вот дуралей! Почтеннейшая публика, разве бывают девочки с голубыми волосами?

Ответы зрителей. Появляется Буратино.

Арлекин. Глядите - это Буратино!

Буратино выходит на сцену.

Все куклы. Это Буратино! К нам пришел плутишка Буратино!

Карабас (грозно). Так это ты, маленький мошенник, испортил мою прекрасную комедию?! А ну, глупые куклы, быстро на сцену!

Бьет их плёткой. Хватает Буратино за рукав.

Карабас. А тебя, Буратино, надо хорошенько проучить. (Тащит Буратино за кулисы, грозит куклам плёткой.)

Все куклы. Бедный, бедный Буратино, достанется ему от злого Карабаса Барабаса! (Плачут.)

Слово учителя. Продолжая читать Конвенцию о правах ребенка, мы увидим, что каждому ребенку дается право на отдых и досуг, он имеет право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, и все взрослые должны уважать и поощрять право ребенка на участие в культурной и творческой жизни.

Инсценировка сказки «Золушка»

Золушка сидит и что-то шьет.

Голос Герольда. Внимание, внимание, сегодня вечером принц устраивает бал! Приглашаются все знатные люди королевства.

Появляются сестры, они обращаются к Золушке.

1-я сестра. Золушка, ты слышала, мы получили приглашение на бал?

2-я сестра. Ты срочно должна нам подготовить наряды и сделать прически.

1-я сестра. Я надену самое скромное платье, но ты разошьешь его золотыми цветами.

2-я сестра. А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал?

Золушка. Ах, что вы, сестрицы! Вы смеётесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках?

1-я сестра. Что правда, то правда. Вот было бы смеху, если бы такая замарашка появилась на балу!

Входит Мачеха.

Мачеха (обращаясь к дочерям). Красавицы мои, вы собрались?

1-я сестра. Да, сейчас переоденемся, и можно ехать.

Уходят.

Золушка (к Мачехе). Матушка, можно я тоже поеду? Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц.

Мачеха. И думать забудь! Не хватало еще, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много! Пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох.

Перемешивает крупы в миске.

Мачеха. Ну а если управишься, можешь приехать на бал. (Смеясь, уходит.)

Золушка. Я за три дня не смогу все это переделать. Бедная я, несчастная! (Плачет.)

Слово учителя. Злая мачеха нарушила права ребенка на отдых и досуг, запретив Золушке ехать на бал.

* * *

В нескольких статьях Конвенции речь идет о праве на собственное мнение и на свободное мышление, о праве быть выслушанным. Если у вас возникает мысль о чем-то, что вы считаете нужно ввести в правило, высказывайте ее, например, в такой форме:

НОВЫЙ ЗАКОН

На час начальником бы стать среди законодателей -

Велел бы я закон издать, для взрослых обязательный.

«В дни отдыха, - гласил бы он, - одних, без нас, родителей,

В театр, в цирк, на стадион не допускать как зрителей».

Пусть надпись - буквы покрупней! - там ярко освещается:

«Вход мамам, папам без детей строжайше запрещается».

Тогда бы поняли они - все взрослое сообщество,

Как детям в праздничные дни быть с ними вместе хочется!

III. Беседа об обязанностях детей.

Слово учителя. Конвенция написана как бы навырост. Человек растет, крепнет, обретает жизненный опыт. Он как бы поднимается по ступеням, и для каждой новой ступени в Конвенции можно найти необходимые права и гарантии.

Но у детей существуют еще и обязанности. Есть ли они у вас?

Разговор об обязанностях детей.

Обязанность есть у родителей. Дети имеют право быть сытыми, но для этого должно быть что поесть. Позаботиться об этом является обязанностью родителей, так как сами дети не могут еще зарабатывать деньги, чтобы купить еду. Если же родители не могут заработать деньги по той причине, что они больны или являются безработными, то о детях должно позаботиться сообщество всех взрослых людей страны.

Сообщество всех граждан страны называется государством. Но потому, что все взрослые одной страны никогда не могут собраться вместе и регулярно встречаться, чтобы решать заботы каждого человека, выбираются парламент и правительство.

В парламенте и в правительстве заседают представители всех взрослых страны. Они принимают законы, которые определяют, какие права и какие обязанности нужно иметь сообществу, чтобы заботиться о своих людях. С 24 июля 1998 г. в нашей стране вступил в силу закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», где обоснованы основные направления обеспечения прав ребенка. Права ребенка защищены также и другими федеральными законами: Семейным кодексом РФ, Кодексом о браке и семье и др. В этих законодательных актах закреплены права на имя, отчество и фамилию, дети имеют право: знать своих родителей, совместно с ними проживать; на заботу и воспитание; на общение с обоими родителями, дедушкой и бабушкой, братьями и сестрами, другими родственниками; выражать свое мнение; на уважение человеческого достоинства; на защиту своих прав и законных интересов; на личное имущество; на получение содержания от родителей.

Теперь вы знаете, какими правами обладают дети, какие обязанности возложены на взрослых, но... К сожалению, здесь нужно добавить «но».

Вы чувствуете грусть, когда смотрите новости по телевидению и слышите их по радио или читаете в газетах, ведь права ребенка все еще соблюдаются не везде.

Из стран, охваченных войнами, поступают сообщения и снимки, показывающие нам ужасную правду: никто не заботится там о правах ребенка! Дети подвергаются таким же мучениям и гибели, как и взрослые.

А как обстоит дело у нас?

Достаточно ли у нас детских садов, молодежных клубов, детских игровых площадок? Не становятся ли дети жертвами уличного движения? Неужели же автомобили важнее, чем дети?

А что происходит, когда ребёнка бьют и мучают родители? Сбегаются ли тогда соседи и заступаются ли за избитого ребенка? Нет! В большинстве случаев они держатся в стороне, поскольку это якобы личное дело родителей ребенка.

* * *

Далее могут выступить родители и сами дети: привести случаи нарушения прав ребенка, жестокого обращения и гибели и др.

IV. Заключительная часть (обобщение).

Слово учителя. Да, иной раз приходишь в отчаяние. Но, вопреки всему и всем, Конвенция о правах ребенка имеет очень большое значение и остается важной для детей. Она призвана защищать детей от произвола и обид со стороны взрослых. Такова цель ее. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы еще не подошли к этому. Должны ли мы поэтому отказываться от маленьких шагов, которые возможны? Начнем в нашем непосредственном окружении: в семье, в школе, на нашей улице, в нашем дворе. Множество маленьких шагов создают движение вперед. Мы должны сплотиться для более крупных шагов. Политиков и депутатов нужно подталкивать к выступлениям за права ребенка и за их соблюдение. Если бы все взрослые помнили, что они сами когда-то были детьми, точно так же, как все дети знают, что они когда-то будут взрослыми, тогда мы нашли бы совместный путь к осуществлению прав ребенка.

Приложение

КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА

(выдержки)

Принята на 45-й сессии Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году.

Статья 6. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Статья 14. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

Статья 15. Государства-участники признают права ребенка на свободу ассоциации (объединения) и свободу мирных собраний.

Статья 19. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Статья 24. Государства-участники признают право на пользование услугами системы здравоохранения и средствами восстановления здоровья.

Статья 26. Государства-участники признают право пользоваться благами социального обеспечения и принимают необходимые меры для осуществления этого права.

Статья 27. Государства-участники признают право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Статья 28. Государства-участники признают право ребенка на образование и для осуществления этого:

- вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

- поощряют развитие различных форм среднего образования, обеспечивают его доступность;

- обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

- обеспечивают доступность информации и материалов в области образования.

Статья 31. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Статья 32. Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или развития.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 6, 7 классе по теме: Тайна имени

Внеклассные мероприятия в 6 классе

Разработка классного часа в 6-7 классе «Воспитание лояльного отношения к беженцам»

Классный час в 6 классе по теме: Мой город

Классный час на тему Россия в 6, 7 классе

Татьяна Николаевна Колесникова # 8 мая 2016 в 14:48 0
Актуальное внеклассное мероприятие, прослеживается связь с жизнью, разнообразие методов, интересное занятие, обязательно включу в свою воспитательную работу.
Закерничная Ирина # 9 июня 2016 в 10:36 0
Тема познавательного мероприятия очень важная.Занятие построено логично. Знакомство с правами и обязанностями проходит в игровой форме, на доступных примерах.
Кристина Игоревна Мохова # 10 июня 2016 в 19:28 0
Мероприятие очень интересное, познавательное, заявленная тема раскрыта достаточно подробно. Очень содержательный, насыщенный, познавательный материал вы представили.Много полезной информации для детей.
Татьяна Викторовна Воронцова # 26 августа 2016 в 18:50 0
Очень интересное внеклассное мероприятие. Прекрасно раскрыта тема, очень понравилась что мероприятие проходит в игровой форме и очень хорошими примерами из жизненный ситуаций.
Юлия Юрьевна Витязева # 25 сентября 2016 в 23:07 0
Тяжело рассказать о правах и обязанностях детям, чтобы они всё поняли. У вас это получилось
Татьяна Борисовна Белозёрова # 22 ноября 2016 в 08:56 0
Такая тема «Ваши права и обязанности, дети!» всегда будет актуальной. Вы действительно преподнесли тему учащимся интересно и действенно, так как ваши учащиеся были не пассивными слушателями, а активными участниками процесса (инсценировка). Но это всё было только о правах. Дети наши о правах и сами очень хорошо знают, а вот об обязанностях их стоит учить (в теме у вас заявлено об обязанностях детей).
Инна Алексеевна Юдина # 17 мая 2017 в 20:24 0
Правовую грамотность необходимо формировать со школьной скамьи, а Ваша разработка отлично подходит для данной задачи. Спасибо.
Олеся Игоревна Глинская # 14 января 2018 в 13:31 0
Здравствуйте! Данная тема, действительно, является актуальной. Автором подобран интересный материал - сказки, в которых нарушены права детей. Но, по моему мнению, дети много знают о своих правах. Поэтому, после инсценирования сказок можно было дать детям слово (а не учителю, чтобы он говорил всё готовое), чтобы они сказали, какие права ребёнка были нарушены. И, что касается обязанностей детей, думаю, надо подробнее на них останавливаться, если мы не хотим вырастить из детей ленивых иждивенцев, а воспитываем будущих самостоятельных, активных, ответственных семьянинов и граждан своей страны. Необходимо разъяснять детям не только их права, но и обязанности в семье и обществе. Что касается разработки относительно прав детей, буду использовать её в своей работе. Спасибо автору.