Экология души. Внеурочная деятельность

Диалог о сострадании

По рассказу Л. Андреева «Кусака»

Цель: воспитание чувства сострадания, жалости к животным, нас окружающим.

Форма: дискуссия.

Вопросы для беседы:

1. Отчего в душе живого существа может зародиться злоба? Почему Кусака стала злой?

2. Как вы думаете, собака может испытывать обиду?

3. Вы когда-нибудь обижали животное? Какие чувства испытывали после этого?

4. Что значит «приручить», «принять в семью»? По-человечески ли поступили люди с Кусакой?

5. Легко ли говорить ласковые слова?

6. Какие чувства испытывает каждый из вас по отношению к Кусаке?

7. Почему автор закончил рассказ словами «Собака выла»? Что он этим выразил?

8. У вас возникло желание что-то исправить в рассказе или исправить жизненную ситуацию?

9. Как бы вы закончили этот рассказ?

Диалог о доброте

По рассказу Юрия Казакова «На еловом ручье»

Цель: воспитание чувства доброты, сострадания к животным.

Форма: дискуссия.

Рекомендации: рассказ небольшого объёма (4 с), поэтому его можно прочитать в классе, затем приступить к обсуждению.

Учитель. Доброта! Какой она бывает? ... Бескорыстной, не ожидающей ни наград, ни признания. Она вдохновляет нас на дела, творимые из одного сознания своего человеческого долга: надо помочь, надо поддержать, ободрить, посочувствовать нуждающемуся. Но часто ли мы в чередовании быстротекущих дней проявляем доброту к окружающим, будь то человек или животное? Почему?

Ребята, мы сегодня с вами прочитаем рассказ о добре - о бескорыстной любви и сочувствии к дикому животному, меленькому тюленёнку, который волей судьбы остался один без матери.

Чтение рассказа.

- Ребята, мы прочитали рассказ, я предлагаю поговорить о нём.

Вопросы для беседы:

1. Что случилось на еловом ручье? Какими словами вы бы окрестили такое понятие, как «зверобойка»?

2. Как вы думаете, правильно ли поступили зверобои, забрав тюленёнка? Этот поступок реабилитировал их в ваших глазах?

3. Что дальше случилось с тюленёнком? Оцените поступок Васи и других ребят, которые ухаживали за тюленёнком?

4. Как бы вы поступили на их месте?

5. День прощания с тюленёнком, какие чувства вызывает у вас его описание?

6. Что нужно сделать для того, чтобы этого больше не случилось?

Учитель. Ребята, такие рассказы помогают глубже постигать те вечные нравственные, не подвластные никаким временным влияниям законы, которые диктуют человеку бережное и доброе отношение к вершащейся вокруг жизни - хрупкой и во всём от него зависимой: только любовь к ней, сочувствие ко всякой живой твари - к животным и растениям - способны уравновесить урон, наносимый природе наступлением цивилизации.

Помните об этом и Будьте добры!

Диалог о безвозвратно утерянном

По рассказу Рэя Брэдбери «И грянул гром»

Человек - он ведь тоже природа...

Так давайте природу беречь!

С. Островой

Цель: воспитание чувства прекрасного, чувства личной ответственности за сохранение биоразнообразия на планете.

Форма: дискуссия.

Рекомендации: задание о прочтении рассказа нужно дать не позднее, чем за месяц, каждый ребёнок должен осмыслить его и обдумать ответы на вопросы:

1. Опишите последовательность возникавших чувств на протяжении всего прочтения рассказа.

2. Что вы испытали при прочтении описания убийства динозавра?

3. В каких случаях вы можете оправдать убийство животного?

4. От чего желал уберечь жителей планеты автор своим рассказом?

5. Предложите своё видение последствий таких нарушений в природе.

6. Приведите реальные примеры нарушения равновесия в природе человеческой деятельностью?

7. Как вы думаете, почему эти нарушения произошли, назовите причины.

Перед началом дискуссии можно продемонстрировать мультимедиапрезентацию «И пусть они всегда радуют нас», в которую включить фотографии представителей животного и растительного мира.

Учитель. Очень часто человек стал ставить себя «над природой», изменяя её, не анализируя, к каким изменениям это может привести. Действиями человека чаще всего руководят нажива, жадность, попустительство, низменные желания: пострелять, убить ради развлечения.

Известные писатели, общественные деятели очень часто обращают наше внимание на то, что каждый человек, живущий на планете, должен чтить законы природы и планировать свою деятельность сообразно им.

«Всё возвращается на круги своя» - мы уже пожинаем плоды своего «внедрения» в природу, можно назвать сотни примеров нарушения экологического равновесия в окружающей среде.

Когда же мы выйдем на уровень осознания того, что человек - это часть природы, что природа - это его дом, а разве можно безнаказанно вредить своему дому?

Человек - остановись! Задумайся!

Рекомендуем посмотреть:

Викторина для школьников с ответами по теме растения, 5-6 класс

Сценарий экологической сказки для 5 класса

Внеклассное мероприятие по экологии, 5 класс. Первоцветы

Внеклассные мероприятия по экологии, 5-6 класс

Внеклассное мероприятие «Лес - наше богатство», 6-7 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!