Загадки на букву К

Загадки на букву К

❖ Сколько слогов в слове-отгадке?

❖ Какой слог ударный?

Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня .... (Квадрат)

❖ Какой прямоугольник называют квадратом?

Напиток русский всем знаком.

Изюм и хлеб в напитке том.

Сегодня жарко, и как раз

Уже готов у мамы .... (Квас)

❖ Каким вкусом отличается напиток квас?

Сюда из джунглей поутру

Прискакал к нам .... (Кенгуру)

❖ Где обитает это животное? Что вы о нём знаете?

Перед нами — полотно,

А вокруг — темным-темно,

Лишь лучом из аппарата

Полотно освещено.

А на нём — то пляшет зайка,

Хвастунишка и зазнайка,

То с ружьём и в шляпе кот

На охоту в лес идёт.

Всем нам нравится оно,

Это, дети, что? (Кино)

❖ Сколько слогов в слове-отгадке?

❖ Какую гласную надо запомнить?

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке. (Кисточка)

❖ На какой суффикс в слове надо обратить внимание?

Разноцветные сестрички

Заскучали без водички.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой.

И сестрички вместе с ним

Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски)

❖ О каких сестричках идёт речь в загадке? Почему они скучают без водички?

Это что тут за зверёк,

Ходит вдоль и поперёк?

В краске выпачканный нос,

Деревянный длинный хвост. (Кисточка)

❖ С кем сравнивается кисточка в загадке?

Через море-океан

Плывёт чудо-великан.

Прячет длинный ус во рту,

Растянулся на версту. (Кит)

❖ Почему кита называют чудо-великаном?

❖ Что означает слово «верста»?

Видишь: вспарывая волны

Чудо-рыбина плывёт

И фонтан воды огромный

Впереди себя несёт? (Кит)

❖ Что за фонтан воды несёт впереди себя кит?

Остров с пальмой водяной,

Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит:

«Я не остров, я же ... ». (Кит)

❖ С чем сравнивается кит в этой загадке?

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым

«Кле-е! Кле-е! Кле-е!» поёт со свистом. (Клёст)

❖ Какова особенность этой птички? Где она обитает? Чем питается?

Легко, кругло,

А за хвост не поднять. (Клубок)

❖ Почему не поднять клубок за «хвост»?

Побегу в сторонку —

Не побежит вдогонку,

Останется хвост

На семь вёрст. (Клубок)

❖ Для чего нитки собирают в клубок?

Я пушистый, мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот.

Часто прыгаю упруго,

Покачусь и под комод. (Клубок)

❖ Кто из животных очень любит играть с клубком?

Я красна, я кисла,

На болоте я росла.

Дозревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

❖ Какова на вкус клюква?

❖ Как её используют в питании?

❖ Где растёт клюква?

Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь — слюнки потекут,

А раскусишь — кисло! (Клюква)

❖ Сколько слогов в слове-отгадке?

❖ Определите количество букв и звуков в слове.

Шевельнул бородкой гном,

И вошёл хозяин в дом. (Ключ)

❖ Что за бородка у ключа, которой он шевелит?

Хвост во дворе,

Нос в конуре.

Кто хвост повернёт,

Тот и в дом войдёт. (Ключ)

❖ Дайте характеристику согласным звукам в слове.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

❖ О чём может рассказывать книга?

Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями

В строчках

На листочках,

Где станции на точках. (Книга)

❖ О какой стране чудес говорится в загадке?

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней.

Станешь вчетверо умней. (Книга)

❖ Образуйте однокоренные слова от слова-отгадки.

❖ Почему, беседуя с книгой, становишься умнее?

Сама молчит,

А сто друзей

Может научить. (Книга)

❖ Чему может научить книга?

Я всё знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться. (Книга)

❖ Как называется человек, который пишет книги?

❖ Каких писателей вы знаете?

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. (Книга )

❖ Какую часть книги называют «корешок»?

Языка нет, а рассказывает. (Книга)

❖ Вспомните поговорки и пословицы о книге.

Чтобы что-то прикреплять,

Можно гвоздь не забивать,

Если есть в запасе крошка

На короткой острой ножке. (Кнопка)

❖ Где и для чего используют кнопки?

Королева среди змей,

Всех красивей и умней.

Всякий вмиг её узнает,

Капюшон когда расправит. (Кобра)

❖ Какова особенность этой змеи?

❖ Назовите звонкие согласные в слове-отгадке.

В поле из роз отдохнуть я прилёг.

Розу сорвать ни одну я не смог.

Розы цвели, но секрет их таков:

В каждом цветке по сто узелков. (Ковёр)

❖ Что такое ковёр?

❖ Где можно увидеть ковёр?

❖ Какую гласную в слове-отгадке надо запомнить?

С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

С пухом, а не птица,

Лыко дерёт,

А лаптей не плетёт. (Коза)

❖ Что такое лыко?

Есть рога, а не баран,

Хвост свечой, а не белка,

Не корова, а молоко даёт. (Коза)

❖ Как ласково называют козу?

❖ Какую гласную в слове-отгадке надо проверять?

С бородой родился,

Никто не удивился. (Козёл)

Малыш с бородкой,

Хвостик короткий,

Резвые ножки,

Острые рожки.

Зовёт к себе братца:

«Давай бодаться!» (Козлёнок)

❖ Назовите суффикс в слове-отгадке.

На четыре ноги

Надевали сапоги.

Перед тем, как надевать,

Стали обувь надувать. (Колёса)

❖ Какие предметы обязательно имеют колёса?

❖ Какую гласную в слове-отгадке надо запомнить?

❖ Какой звук обозначает буква «ё» в этом слове?

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Всё ж попался .... (Колобок)

❖ Какую орфограмму в слове-отгадке надо запомнить?

Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке.

Лиса песен мне не пела,

Но она меня и съела. (Колобок)

❖ Из какой сказки прибыл Колобок?

Испекла бабуля деду —

Дед остался без обеда:

В лес тот шарик убежал

На язык лисе попал. (Колобок)

❖ Чем закончилось путешествие Колобка в известной сказке?

То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Звонким названием он наделён,

Посмотришь — подходит название это,

Но никогда нам не слышится звон

Из голубого лесного букета. (Колокольчик)

❖ Сколько слогов в слове-отгадке?

❖ Какой слог ударный?

Синенький звонок висит,

Никогда не зазвонит. (Колокольчик)

❖ С чем сравнивается цветок колокольчик? Почему такое сравнение?

❖ Сколько в слове-отгадке согласных звуков и сколько согласных букв?

С неба солнце золотое

Посылает нам лучи,

Встали дружною стеною

Золотые усачи. (Колоски)

❖ Как названы колоски? Почему такое название?

❖ Какую орфограмму в слове-отгадке надо запомнить?

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стрелы позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом.

Что это? (Колосок)

❖ У каких злаковых растений есть колоски?

Самолёт, но без пилота,

Когда летит, тогда пищит.

А кто близко подойдёт,

На того и нападёт. (Комар)

❖ Какую гласную в слове-отгадке надо запомнить?

Из-за тебя я бью себя.

Из-за себя я бью тебя.

Всегда прольётся кровь моя. (Комар)

❖ Назовите звонкие согласные в слове-отгадке.

Не зверь, не птица,

Носок как спица,

Летит — кричит,

Сядет — молчит. (Комар)

❖ С чем сравнивается носик комара?

Нос очень долог,

Голос пронзительно тонок.

Кто его убьёт,

Тот свою кровь прольёт. (Комар)

❖ Какие характерные черты комара отмечены в загадке?

Летит, звенит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит —

Сядет и укусит. (Комар)

❖ Кому достаётся от комаров? На кого они нападают?

Нос долог,

Голос звонок.

Летит — кричит,

Сядет — молчит.

Цари его боятся,

Короли страшатся.

Кто его убьёт,

Тот свою кровь прольёт. (Комар)

❖ В какую погоду появляется много комаров? Когда их нет?

За лесом усатое море лежит,

Волна за волною по морю бежит.

Пройдёт по волнам великан-пароход

И каждую каплю с собой заберёт. (Комбайн)

❖ С чем сравнивается в загадке комбайн?

❖ Какую каплю заберёт с собой комбайн?

❖ Разделите слово-отгадку на слоги.

В море золотом

Корабль плывёт,

Он идёт, волну сечёт,

Из трубы зерно течёт. (Комбайн)

❖ О каком золотом, море говорится в загадке?

Хоть крыльями машет —

Летать не умеет.

Сам жнёт и молотит,

И зёрна сам веет.

Он может работать и ночью, и днём.

Его называют степным кораблём. (Комбайн)

❖ Назовите звонкие согласные в слове-отгадке. Какие из них непарные?

Под стеклом сижу,

Во все стороны гляжу.

В лес со мною заберёшься —

И с пути ты не собьёшься. (Компас)

 

Если я с тобой хожу,

Не заблудишься в лесу. (Компас)

❖ Почему с компасом в лесу не заблудишься?

В кармане моём

Замечательный друг.

Он знает, где север,

Он знает, где юг. (Компас)

❖ Какие стороны горизонта можно определить по компасу?

❖ Образуйте форму множественного числа слова-отгадки.

Что же это за прибор?

У него есть монитор,

Биты, байты, файлы, сайты,

«Мышка» —

Всё как на подбор!

С каждым годом он умнее

И поэтому важнее. (Компьютер)

❖ Сколько слогов в слове-отгадке?

❖ Разделите это слово на слоги. Назовите ударный слог.

Миллион задачек сразу

Мне решит помощник мой.

Он с одним огромным глазом

И огромной головой. (Компьютер)

❖ Что назвали у компьютера огромным глазом? А огромной головой?

К дому подлетают

Птички-невелички.

Весточки, приветы

Несут по белу свету. (Конверты)

❖ Для чего нужны конверты?

❖ Какую гласную в слове-отгадке надо запомнить?

Не пахарь,

Не кузнец,

Не плотник,

А первый на селе работник. (Конь)

❖ Почему раньше коня называли первым работником на селе?

❖ Выполните звуковой анализ слова-отгадки.

Мчусь как пуля я вперёд,

Лишь поскрипывает лёд

Да мелькают огоньки.

Кто несёт меня? (Коньки)

❖ Сколько слогов в слове-отгадке?

❖ Разделите это слово на слоги для переноса.

Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня,

А вода —

Словно камень тверда. (Коньки)

❖ Какую гласную в написании слова-отгадки надо запомнить?

❖ Какую функцию в этом слове выполняет мягкий знак?

Льётся речка — мы лежим,

Лёд на речке — мы бежим. (Коньки)

❖ Когда коньки могут бегать по речке?

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня? (Коньки)

❖ С чем сравниваются коньки в загадке?

❖ Укажите количество звуков и букв в слове-отгадке.

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

❖ Для кого делают кормушки? Где их вешают?

❖ Назовите суффикс в слове-отгадке.

Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко. (Корова)

❖ Назовите орфограмму в слове-отгадке.

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое. (Корова)

❖ Что в загадке означают слова «зелёное» и «белое»?

Ходит медленно и важно,

Любит травы на лугу.

«Му! — кричит она протяжно, —

Молока вам дать могу». (Корова)

❖ Какие продукты изготовляют из коровьего молока?

Голодная мычит,

Сытая жуёт,

Малым детям

Молоко даёт. (Корова)

Стоит копна среди двора:

Спереди вилы, сзади метла. (Корова)

❖ Что за вилы спереди у коровы? Какая у нее метла?

Согнута в дугу,

Летом на лугу,

А зимой на крюку. (Коса)

❖ Что делают косой на лугу?

❖ Какую гласную в слове-отгадке надо проверить при написании?

Наточили острый нос,

Колотили острый нос.

Поработал острый нос —

Увезли зелёный воз. (Коса)

❖ Почему надо обязательно наточить косу перед работой?

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)

❖ Разделите на слоги слово-отгадку. Какой слог ударный?

Кто поёт, закрывши рот?

Рот откроет — не поёт.

Ходит поступью неслышной,

Не боится темноты.

И хотя он в шубе пышной,

Любит греться у плиты. (Кот)

❖ Как называется пение кота?

Этот зверь живёт лишь дома,

С этим зверем все знакомы.

У него усищи-спицы,

Он мурлычет, он поёт,

Только мыться он боится.

Угадали? Это .... (Кот)

 

У него четыре лапки.

Эти лапки цап-царапки.

Пара чутких ушей.

Он гроза для мышей. (Кот)

❖ Почему лапки кота называют «цап-царапки»?

Даже по железной крыше

Ходит тихо, тише мыши.

На охоту ночью выйдет,

Всё вокруг прекрасно видит. (Кот)

❖ О какой особенности зрения котов говорится в этой загадке?

Вы таких котов встречали,

Чтоб всегда вас восхищали?

Способных петь и танцевать

И короля очаровать,

Хозяину жильё найти,

Его от бедности спасти? (Кот в сапогах)

❖ Из какой сказки пришёл этот персонаж?

❖ Кто автор этой сказки?

Был ребёнок —

Не знал пелёнок,

Стал стариком —

Сто пелёнок на нём. (Кочан капусты)

❖ Что такое кочан? Где он находится?

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с тёплым молочком. (Кошка)

❖ Как ежедневно умывается кошка?

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

 

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржёт, не лает.

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки. (Кошка)

❖ С чем любит играть кошка, судя по этой загадке?

❖ Разделите слово-отгадку на слоги, выделите ударный слог.

Целый день поёт щегол

В клетке на окошке.

Третий год ему пошёл,

А он боится .... (Кошки)

❖ Почему щегол боится кошки?

Не пустили в огород,

Оттого она и жжёт. (Крапива)

❖ Какова особенность этого травянистого растения — крапивы?

❖ Какую гласную в слове-отгадке надо запомнить?

Не огонь, а жжётся,

В руки не даётся,

Выросла под ивой,

Звать её .... (Крапивой)

❖ Назовите ударную гласную в слове-отгадке.

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (Крапива)

❖ Какое бывает ощущение от ожогов крапивой?

Чтоб нарисовать на праздник маски,

Нам потребуются .... (Краски)

❖ Какие цвета красок вы знаете?

Бабушка девочку очень любила,

Красную шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите, как звали её? (Красная Шапочка)

❖ Из какой сказки этот персонаж?

❖ Кто автор этой сказки?

Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику,

Что в лесу стоит.

Нужно этой девочке

К бабушке своей

Отнести корзиночку

С пирогом скорей. (Красная Шапочка)

❖ К какому домику бежала девочка и с какой целью?

По ночам во мне Ванятка

До того задремлет сладко,

Что не хочется вставать,

Что за штука я? (Кровать)

❖ Сколько слогов в слове-отгадке?

❖ Что обозначает мягкий знак в слове?

❖ Какую гласную в корне этого слова надо запомнить?

Всех он любит непременно,

Кто б к нему ни подходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена .... (Крокодил)

❖ Из какого произведения этот литературный герой?

❖ Кто автор этого произведения?

❖ Назовите других персонажей этой сказочной повести.

В реках Африки живёт

Злой зелёный пароход.

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит .... (Крокодил)

❖ С чем сравнивается это хищное животное?

❖ Где оно обитает?

По реке плывёт бревно,

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит .... (Крокодил)

❖ С чем сравнивается крокодил? Почему?

❖ Какую гласную в слове-отгадке надо запомнить?

В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живёт без оконца,

Не видывал солнца. (Крот)

❖ Почему крот никогда не видал солнца?

❖ Сколько слогов в слове-отгадке?

Сделал дырку,

Вырыл норку,

Солнце сияет,

А он и не знает. (Крот)

❖ Какую согласную в слове-отгадке надо обязательно проверять на письме?

Он, друзья, подземный житель,

Землекоп он и строитель.

Землю роет, роет, роет,

Коридоры всюду строит. (Крот)

❖ Почему крота называют землекопом и строителем?

Он изрыл и луг, и сад,

Был бы всё изрыть он рад.

Роет он подземный ход —

Земляной строитель .... (Крот)

❖ Какой вред приносит крот садам и огородам?

Всё изрыл — и луг, и сад —

Землеройный аппарат.

В темноте в часы прогулки

Рыл под полем переулки. (Крот)

❖ Как называются «переулки», которые роет крот под землёй?

Нет углов у меня,

И похож на блюдо я,

На тарелку, на кольцо,

Мяч, монету, колесо. (Круг)

❖ На что ещё похож круг?

❖ Назовите глухие согласные звуки в слове-отгадке, какими звуками они обозначаются на письме?

Низок, да колюч,

Сладок, да пахуч,

Ягоды сорвёшь —

Всю руку обдерёшь. (Крыжовник)

❖ О каких особенностях крыжовника говорится в загадке?

Не достанешь их, покуда

Не уколешь пальчики.

Любят эти изумруды

Девочки и мальчики. (Крыжовник)

❖ Почему ягоды крыжовника сравнивают с изумрудами?

❖ Сколько слогов в слове-отгадке?

❖ Какую гласную в этом слове надо запомнить?

Эти чудо-кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них — сломаю.

Всё сначала начинаю. (Кубики)

❖ Что можно построить из кубиков?

❖ Кто любит играть в кубики?

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются. (Кувшинки)

❖ О каких кувшинчиках и блюдцах говорится в загадке?

❖ Какую орфограмму в слове-отгадке надо запомнить?

С ветки — на тропинку,

С травки — на былинку

Прыгает пружинка —

Зелёная спинка. (Кузнечик)

❖ Какие качества кузнечика отмечены в загадке?

Во фраке зелёном маэстро

Взлетает над лугом в цвету.

Он — гордость местного оркестра

И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)

❖ Разберите слово «кузнечик» по составу.

Из травы, с зелёной кочки

Раздаётся странный звук,

Будто рядом молоточки

Выбивают: тук-тук-тук!

Будто к наковальне стал

Очень ловкий человечек.

То в траве застрекотал

Маленький .... (Кузнечик)

Е. Ильин

❖ Сколько слогов в слове-отгадке?

❖ Выделите мягкие согласные.

Много халатов надето

На куклу жёлтого цвета.

Султан в голове чёрен,

Всё тело её из зёрен. (Кукуруза)

❖ С чем сравнивается кукуруза?

❖ Сколько слогов в слове-отгадке?

В огороде вырастала,

Русы косы заплетала.

И в зелёные косынки

Прячет зёрна-золотинки. (Кукуруза)

❖ Какие продукты питания можно изготавливать из кукурузы?

❖ Укажите согласные буквы и звуки в слове-отгадке. Охарактеризуйте их.

Растёт, как лес,

Почти до небес,

На макушке звенит

Хохолок зубчатый,

Под одеждой хранит

Золотой початок. (Кукуруза)

❖ Откуда завезена кукуруза в Россию?

Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

❖ Почему такое название получила эта птица?

❖ Чем кукушка отличается от всех других птиц?

Не ворона, не синица.

Как зовётся эта птица?

Примостилась на суку —

Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)

М. Лапыгин

❖ Разделите на слоги слово-отгадку. Какой слог ударный?

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку»? (Кукушка)

 

Ещё на свет не появился —

В чужом гнезде уж очутился. (Кукушонок)

❖ Как ведёт себя кукушонок в чужом гнезде?

Клокочет, клокочет,

Детей созывает,

Всех под крыло

Скорей собирает. (Курица)

❖ Как называется курица, у которой есть цыплятки?

❖ Образуйте форму множественного числа слова-отгадки.

С громким криком «куд-куда!»

Вылетает из гнезда

И бежит куда попало,

Словно ей насеста мало,

Залетает на крыльцо:

«Куд-куда снести яйцо?» (Курица)

❖ Какую пользу человеку приносит курица?

❖ Разделите слово-отгадку на слоги.

Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко

И ребяток угощу. (Курица)

❖ Подберите однокоренные слова к слову-отгадке.

❖ Объясните написание безударной гласной «и» в этом слове.

Рекомендуем посмотреть:

Биологические особенности капусты

Календарь. История возникновения

Чем полезна капуста?

Календарь. День за днем

Где и когда появилась капуста

Страницы: 1 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!