❖ Сколько слогов в слове-отгадке?
❖ Какой слог ударный?
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня .... (Квадрат)
❖ Какой прямоугольник называют квадратом?
Напиток русский всем знаком.
Изюм и хлеб в напитке том.
Сегодня жарко, и как раз
Уже готов у мамы .... (Квас)
❖ Каким вкусом отличается напиток квас?
Сюда из джунглей поутру
Прискакал к нам .... (Кенгуру)
❖ Где обитает это животное? Что вы о нём знаете?
Перед нами — полотно,
А вокруг — темным-темно,
Лишь лучом из аппарата
Полотно освещено.
А на нём — то пляшет зайка,
Хвастунишка и зазнайка,
То с ружьём и в шляпе кот
На охоту в лес идёт.
Всем нам нравится оно,
Это, дети, что? (Кино)
❖ Сколько слогов в слове-отгадке?
❖ Какую гласную надо запомнить?
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)
❖ На какой суффикс в слове надо обратить внимание?
Разноцветные сестрички
Заскучали без водички.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрички вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски)
❖ О каких сестричках идёт речь в загадке? Почему они скучают без водички?
Это что тут за зверёк,
Ходит вдоль и поперёк?
В краске выпачканный нос,
Деревянный длинный хвост. (Кисточка)
❖ С кем сравнивается кисточка в загадке?
Через море-океан
Плывёт чудо-великан.
Прячет длинный ус во рту,
Растянулся на версту. (Кит)
❖ Почему кита называют чудо-великаном?
❖ Что означает слово «верста»?
Видишь: вспарывая волны
Чудо-рыбина плывёт
И фонтан воды огромный
Впереди себя несёт? (Кит)
❖ Что за фонтан воды несёт впереди себя кит?
Остров с пальмой водяной,
Поздоровайся со мной!
Он обиженно пыхтит:
«Я не остров, я же ... ». (Кит)
❖ С чем сравнивается кит в этой загадке?
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
«Кле-е! Кле-е! Кле-е!» поёт со свистом. (Клёст)
❖ Какова особенность этой птички? Где она обитает? Чем питается?
Легко, кругло,
А за хвост не поднять. (Клубок)
❖ Почему не поднять клубок за «хвост»?
Побегу в сторонку —
Не побежит вдогонку,
Останется хвост
На семь вёрст. (Клубок)
❖ Для чего нитки собирают в клубок?
Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я не кот.
Часто прыгаю упруго,
Покачусь и под комод. (Клубок)
❖ Кто из животных очень любит играть с клубком?
Я красна, я кисла,
На болоте я росла.
Дозревала под снежком.
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)
❖ Какова на вкус клюква?
❖ Как её используют в питании?
❖ Где растёт клюква?
Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь — слюнки потекут,
А раскусишь — кисло! (Клюква)
❖ Сколько слогов в слове-отгадке?
❖ Определите количество букв и звуков в слове.
Шевельнул бородкой гном,
И вошёл хозяин в дом. (Ключ)
❖ Что за бородка у ключа, которой он шевелит?
Хвост во дворе,
Нос в конуре.
Кто хвост повернёт,
Тот и в дом войдёт. (Ключ)
❖ Дайте характеристику согласным звукам в слове.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
❖ О чём может рассказывать книга?
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках
На листочках,
Где станции на точках. (Книга)
❖ О какой стране чудес говорится в загадке?
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней.
Станешь вчетверо умней. (Книга)
❖ Образуйте однокоренные слова от слова-отгадки.
❖ Почему, беседуя с книгой, становишься умнее?
Сама молчит,
А сто друзей
Может научить. (Книга)
❖ Чему может научить книга?
Я всё знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (Книга)
❖ Как называется человек, который пишет книги?
❖ Каких писателей вы знаете?
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Терпеливым языком. (Книга )
❖ Какую часть книги называют «корешок»?
Языка нет, а рассказывает. (Книга)
❖ Вспомните поговорки и пословицы о книге.
Чтобы что-то прикреплять,
Можно гвоздь не забивать,
Если есть в запасе крошка
На короткой острой ножке. (Кнопка)
❖ Где и для чего используют кнопки?
Королева среди змей,
Всех красивей и умней.
Всякий вмиг её узнает,
Капюшон когда расправит. (Кобра)
❖ Какова особенность этой змеи?
❖ Назовите звонкие согласные в слове-отгадке.
В поле из роз отдохнуть я прилёг.
Розу сорвать ни одну я не смог.
Розы цвели, но секрет их таков:
В каждом цветке по сто узелков. (Ковёр)
❖ Что такое ковёр?
❖ Где можно увидеть ковёр?
❖ Какую гласную в слове-отгадке надо запомнить?
С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
С пухом, а не птица,
Лыко дерёт,
А лаптей не плетёт. (Коза)
❖ Что такое лыко?
Есть рога, а не баран,
Хвост свечой, а не белка,
Не корова, а молоко даёт. (Коза)
❖ Как ласково называют козу?
❖ Какую гласную в слове-отгадке надо проверять?
С бородой родился,
Никто не удивился. (Козёл)
Малыш с бородкой,
Хвостик короткий,
Резвые ножки,
Острые рожки.
Зовёт к себе братца:
«Давай бодаться!» (Козлёнок)
❖ Назовите суффикс в слове-отгадке.
На четыре ноги
Надевали сапоги.
Перед тем, как надевать,
Стали обувь надувать. (Колёса)
❖ Какие предметы обязательно имеют колёса?
❖ Какую гласную в слове-отгадке надо запомнить?
❖ Какой звук обозначает буква «ё» в этом слове?
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался .... (Колобок)
❖ Какую орфограмму в слове-отгадке надо запомнить?
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке.
Лиса песен мне не пела,
Но она меня и съела. (Колобок)
❖ Из какой сказки прибыл Колобок?
Испекла бабуля деду —
Дед остался без обеда:
В лес тот шарик убежал
На язык лисе попал. (Колобок)
❖ Чем закончилось путешествие Колобка в известной сказке?
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Звонким названием он наделён,
Посмотришь — подходит название это,
Но никогда нам не слышится звон
Из голубого лесного букета. (Колокольчик)
❖ Сколько слогов в слове-отгадке?
❖ Какой слог ударный?
Синенький звонок висит,
Никогда не зазвонит. (Колокольчик)
❖ С чем сравнивается цветок колокольчик? Почему такое сравнение?
❖ Сколько в слове-отгадке согласных звуков и сколько согласных букв?
С неба солнце золотое
Посылает нам лучи,
Встали дружною стеною
Золотые усачи. (Колоски)
❖ Как названы колоски? Почему такое название?
❖ Какую орфограмму в слове-отгадке надо запомнить?
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стрелы позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом.
Что это? (Колосок)
❖ У каких злаковых растений есть колоски?
Самолёт, но без пилота,
Когда летит, тогда пищит.
А кто близко подойдёт,
На того и нападёт. (Комар)
❖ Какую гласную в слове-отгадке надо запомнить?
Из-за тебя я бью себя.
Из-за себя я бью тебя.
Всегда прольётся кровь моя. (Комар)
❖ Назовите звонкие согласные в слове-отгадке.
Не зверь, не птица,
Носок как спица,
Летит — кричит,
Сядет — молчит. (Комар)
❖ С чем сравнивается носик комара?
Нос очень долог,
Голос пронзительно тонок.
Кто его убьёт,
Тот свою кровь прольёт. (Комар)
❖ Какие характерные черты комара отмечены в загадке?
Летит, звенит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит —
Сядет и укусит. (Комар)
❖ Кому достаётся от комаров? На кого они нападают?
Нос долог,
Голос звонок.
Летит — кричит,
Сядет — молчит.
Цари его боятся,
Короли страшатся.
Кто его убьёт,
Тот свою кровь прольёт. (Комар)
❖ В какую погоду появляется много комаров? Когда их нет?
За лесом усатое море лежит,
Волна за волною по морю бежит.
Пройдёт по волнам великан-пароход
И каждую каплю с собой заберёт. (Комбайн)
❖ С чем сравнивается в загадке комбайн?
❖ Какую каплю заберёт с собой комбайн?
❖ Разделите слово-отгадку на слоги.
В море золотом
Корабль плывёт,
Он идёт, волну сечёт,
Из трубы зерно течёт. (Комбайн)
❖ О каком золотом, море говорится в загадке?
Хоть крыльями машет —
Летать не умеет.
Сам жнёт и молотит,
И зёрна сам веет.
Он может работать и ночью, и днём.
Его называют степным кораблём. (Комбайн)
❖ Назовите звонкие согласные в слове-отгадке. Какие из них непарные?
Под стеклом сижу,
Во все стороны гляжу.
В лес со мною заберёшься —
И с пути ты не собьёшься. (Компас)
Если я с тобой хожу,
Не заблудишься в лесу. (Компас)
❖ Почему с компасом в лесу не заблудишься?
В кармане моём
Замечательный друг.
Он знает, где север,
Он знает, где юг. (Компас)
❖ Какие стороны горизонта можно определить по компасу?
❖ Образуйте форму множественного числа слова-отгадки.
Что же это за прибор?
У него есть монитор,
Биты, байты, файлы, сайты,
«Мышка» —
Всё как на подбор!
С каждым годом он умнее
И поэтому важнее. (Компьютер)
❖ Сколько слогов в слове-отгадке?
❖ Разделите это слово на слоги. Назовите ударный слог.
Миллион задачек сразу
Мне решит помощник мой.
Он с одним огромным глазом
И огромной головой. (Компьютер)
❖ Что назвали у компьютера огромным глазом? А огромной головой?
К дому подлетают
Птички-невелички.
Весточки, приветы
Несут по белу свету. (Конверты)
❖ Для чего нужны конверты?
❖ Какую гласную в слове-отгадке надо запомнить?
Не пахарь,
Не кузнец,
Не плотник,
А первый на селе работник. (Конь)
❖ Почему раньше коня называли первым работником на селе?
❖ Выполните звуковой анализ слова-отгадки.
Мчусь как пуля я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд
Да мелькают огоньки.
Кто несёт меня? (Коньки)
❖ Сколько слогов в слове-отгадке?
❖ Разделите это слово на слоги для переноса.
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня,
А вода —
Словно камень тверда. (Коньки)
❖ Какую гласную в написании слова-отгадки надо запомнить?
❖ Какую функцию в этом слове выполняет мягкий знак?
Льётся речка — мы лежим,
Лёд на речке — мы бежим. (Коньки)
❖ Когда коньки могут бегать по речке?
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? (Коньки)
❖ С чем сравниваются коньки в загадке?
❖ Укажите количество звуков и букв в слове-отгадке.
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
❖ Для кого делают кормушки? Где их вешают?
❖ Назовите суффикс в слове-отгадке.
Рыжий молокозавод
День жуёт и ночь жуёт:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко. (Корова)
❖ Назовите орфограмму в слове-отгадке.
Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое. (Корова)
❖ Что в загадке означают слова «зелёное» и «белое»?
Ходит медленно и важно,
Любит травы на лугу.
«Му! — кричит она протяжно, —
Молока вам дать могу». (Корова)
❖ Какие продукты изготовляют из коровьего молока?
Голодная мычит,
Сытая жуёт,
Малым детям
Молоко даёт. (Корова)
Стоит копна среди двора:
Спереди вилы, сзади метла. (Корова)
❖ Что за вилы спереди у коровы? Какая у нее метла?
Согнута в дугу,
Летом на лугу,
А зимой на крюку. (Коса)
❖ Что делают косой на лугу?
❖ Какую гласную в слове-отгадке надо проверить при написании?
Наточили острый нос,
Колотили острый нос.
Поработал острый нос —
Увезли зелёный воз. (Коса)
❖ Почему надо обязательно наточить косу перед работой?
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
❖ Разделите на слоги слово-отгадку. Какой слог ударный?
Кто поёт, закрывши рот?
Рот откроет — не поёт.
Ходит поступью неслышной,
Не боится темноты.
И хотя он в шубе пышной,
Любит греться у плиты. (Кот)
❖ Как называется пение кота?
Этот зверь живёт лишь дома,
С этим зверем все знакомы.
У него усищи-спицы,
Он мурлычет, он поёт,
Только мыться он боится.
Угадали? Это .... (Кот)
У него четыре лапки.
Эти лапки цап-царапки.
Пара чутких ушей.
Он гроза для мышей. (Кот)
❖ Почему лапки кота называют «цап-царапки»?
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет,
Всё вокруг прекрасно видит. (Кот)
❖ О какой особенности зрения котов говорится в этой загадке?
Вы таких котов встречали,
Чтоб всегда вас восхищали?
Способных петь и танцевать
И короля очаровать,
Хозяину жильё найти,
Его от бедности спасти? (Кот в сапогах)
❖ Из какой сказки пришёл этот персонаж?
❖ Кто автор этой сказки?
Был ребёнок —
Не знал пелёнок,
Стал стариком —
Сто пелёнок на нём. (Кочан капусты)
❖ Что такое кочан? Где он находится?
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с тёплым молочком. (Кошка)
❖ Как ежедневно умывается кошка?
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржёт, не лает.
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки. (Кошка)
❖ С чем любит играть кошка, судя по этой загадке?
❖ Разделите слово-отгадку на слоги, выделите ударный слог.
Целый день поёт щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошёл,
А он боится .... (Кошки)
❖ Почему щегол боится кошки?
Не пустили в огород,
Оттого она и жжёт. (Крапива)
❖ Какова особенность этого травянистого растения — крапивы?
❖ Какую гласную в слове-отгадке надо запомнить?
Не огонь, а жжётся,
В руки не даётся,
Выросла под ивой,
Звать её .... (Крапивой)
❖ Назовите ударную гласную в слове-отгадке.
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива)
❖ Какое бывает ощущение от ожогов крапивой?
Чтоб нарисовать на праздник маски,
Нам потребуются .... (Краски)
❖ Какие цвета красок вы знаете?
Бабушка девочку очень любила,
Красную шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите, как звали её? (Красная Шапочка)
❖ Из какой сказки этот персонаж?
❖ Кто автор этой сказки?
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке
К бабушке своей
Отнести корзиночку
С пирогом скорей. (Красная Шапочка)
❖ К какому домику бежала девочка и с какой целью?
По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать,
Что за штука я? (Кровать)
❖ Сколько слогов в слове-отгадке?
❖ Что обозначает мягкий знак в слове?
❖ Какую гласную в корне этого слова надо запомнить?
Всех он любит непременно,
Кто б к нему ни подходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена .... (Крокодил)
❖ Из какого произведения этот литературный герой?
❖ Кто автор этого произведения?
❖ Назовите других персонажей этой сказочной повести.
В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход.
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит .... (Крокодил)
❖ С чем сравнивается это хищное животное?
❖ Где оно обитает?
По реке плывёт бревно,
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит .... (Крокодил)
❖ С чем сравнивается крокодил? Почему?
❖ Какую гласную в слове-отгадке надо запомнить?
В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живёт без оконца,
Не видывал солнца. (Крот)
❖ Почему крот никогда не видал солнца?
❖ Сколько слогов в слове-отгадке?
Сделал дырку,
Вырыл норку,
Солнце сияет,
А он и не знает. (Крот)
❖ Какую согласную в слове-отгадке надо обязательно проверять на письме?
Он, друзья, подземный житель,
Землекоп он и строитель.
Землю роет, роет, роет,
Коридоры всюду строит. (Крот)
❖ Почему крота называют землекопом и строителем?
Он изрыл и луг, и сад,
Был бы всё изрыть он рад.
Роет он подземный ход —
Земляной строитель .... (Крот)
❖ Какой вред приносит крот садам и огородам?
Всё изрыл — и луг, и сад —
Землеройный аппарат.
В темноте в часы прогулки
Рыл под полем переулки. (Крот)
❖ Как называются «переулки», которые роет крот под землёй?
Нет углов у меня,
И похож на блюдо я,
На тарелку, на кольцо,
Мяч, монету, колесо. (Круг)
❖ На что ещё похож круг?
❖ Назовите глухие согласные звуки в слове-отгадке, какими звуками они обозначаются на письме?
Низок, да колюч,
Сладок, да пахуч,
Ягоды сорвёшь —
Всю руку обдерёшь. (Крыжовник)
❖ О каких особенностях крыжовника говорится в загадке?
Не достанешь их, покуда
Не уколешь пальчики.
Любят эти изумруды
Девочки и мальчики. (Крыжовник)
❖ Почему ягоды крыжовника сравнивают с изумрудами?
❖ Сколько слогов в слове-отгадке?
❖ Какую гласную в этом слове надо запомнить?
Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них — сломаю.
Всё сначала начинаю. (Кубики)
❖ Что можно построить из кубиков?
❖ Кто любит играть в кубики?
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются. (Кувшинки)
❖ О каких кувшинчиках и блюдцах говорится в загадке?
❖ Какую орфограмму в слове-отгадке надо запомнить?
С ветки — на тропинку,
С травки — на былинку
Прыгает пружинка —
Зелёная спинка. (Кузнечик)
❖ Какие качества кузнечика отмечены в загадке?
Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)
❖ Разберите слово «кузнечик» по составу.
Из травы, с зелёной кочки
Раздаётся странный звук,
Будто рядом молоточки
Выбивают: тук-тук-тук!
Будто к наковальне стал
Очень ловкий человечек.
То в траве застрекотал
Маленький .... (Кузнечик)
Е. Ильин
❖ Сколько слогов в слове-отгадке?
❖ Выделите мягкие согласные.
Много халатов надето
На куклу жёлтого цвета.
Султан в голове чёрен,
Всё тело её из зёрен. (Кукуруза)
❖ С чем сравнивается кукуруза?
❖ Сколько слогов в слове-отгадке?
В огороде вырастала,
Русы косы заплетала.
И в зелёные косынки
Прячет зёрна-золотинки. (Кукуруза)
❖ Какие продукты питания можно изготавливать из кукурузы?
❖ Укажите согласные буквы и звуки в слове-отгадке. Охарактеризуйте их.
Растёт, как лес,
Почти до небес,
На макушке звенит
Хохолок зубчатый,
Под одеждой хранит
Золотой початок. (Кукуруза)
❖ Откуда завезена кукуруза в Россию?
Эта птица никогда
Не строит для себя гнезда.
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
❖ Почему такое название получила эта птица?
❖ Чем кукушка отличается от всех других птиц?
Не ворона, не синица.
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку —
Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)
М. Лапыгин
❖ Разделите на слоги слово-отгадку. Какой слог ударный?
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку»? (Кукушка)
Ещё на свет не появился —
В чужом гнезде уж очутился. (Кукушонок)
❖ Как ведёт себя кукушонок в чужом гнезде?
Клокочет, клокочет,
Детей созывает,
Всех под крыло
Скорей собирает. (Курица)
❖ Как называется курица, у которой есть цыплятки?
❖ Образуйте форму множественного числа слова-отгадки.
С громким криком «куд-куда!»
Вылетает из гнезда
И бежит куда попало,
Словно ей насеста мало,
Залетает на крыльцо:
«Куд-куда снести яйцо?» (Курица)
❖ Какую пользу человеку приносит курица?
❖ Разделите слово-отгадку на слоги.
Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко
И ребяток угощу. (Курица)
❖ Подберите однокоренные слова к слову-отгадке.
❖ Объясните написание безударной гласной «и» в этом слове.
Нет комментариев. Ваш будет первым!