Конкурсы

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе детского сада по ФГОС. Тема: Велосипед

Занятие по изучению правил дорожного движения в детском саду. Подготовительная группа

Тема. Велосипед.

Цели. Знакомить детей с историей создания велосипеда. Расширить знания о средствах передвижения. Уточнять правила безопасности велосипедиста. Развивать слуховое внимание, восприятие. Воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Активизация словаря. Седок, велосипедист, руль, рама, изобретатель.

Материал. Иллюстрации из истории велосипеда, самокаты, карточки «Чего не должно быть», детская коляска, велосипед.

Ход занятия

1. Психогимнастика.

1. «Четыре стихии». На слово «земля» — опустить руки вниз, на слово «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

2. «Чашечка». Рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов: «Рот открывай, чашку доставай».

3. Пальчиковая гимнастика «Мы считаем».

Можно пальчики считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

На другой руке — опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Поочередно разгибать пальцы правой руки (затем левой), начиная с большого.)

II. Беседа.

Педагог. Отгадайте загадку.

Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса,

Сядь верхом и мчись на нем!

Только лучше правь рулем!

У загадки есть ответ:

Это мой...

Дети. Велосипед.

Педагог. И какой же мальчишка не любит велосипед? Нет такого мальчишки. Велосипед — лучший подарок. Велосипед — мечта. Велосипед — лучшее средство передвижения.

Кстати, взрослые тоже считают его удобным видом транспорта. И древним. Это доказано историей изобретения велосипеда. Об этом я вам сегодня расскажу. История нашего велосипеда начинается с грубого древнего самоката на двух колесах (показывает иллюстрации). Он был слишком тяжел и неудобен, а совершенствовать его тогда не могли. Потом появился не самокат, а «бегунок», как его тогда называли. Сидящий верхом на «бегунке» человек попеременно отталкивался от земли ногами, как бы бежал. Руля у «бегунка» не было; чтобы повернуть, нужно было наклониться в ту или иную сторону, часто при этом человек терял равновесие и валился набок вместе со своим деревянным конем (показывает иллюстрации). Затем изобрели первый велосипедный руль. «Бегунок» стало легко поворачивать в нужную сторону. Мастера украшали эти первые велосипеды резными лошадиными головами, хвостами, приделывали кожаные седла (показывает иллюстрации). Давайте покажем, как можно было кататься на «бегунке» (показывает движения).

Потом приделали к педальному велосипеду третье колесо, чтобы было устойчивее, и стали продавать такие велосипеды для детей. Так появился хорошо знакомый вам трехколесный велосипед. Только сначала он был деревянным, железо было слишком дорогим материалом.

У железного велосипеда колеса были деревянными, только обтянуты толстым железом, шинами. Зато рама была выкована из квадратного железного бруса. При поворотах надо было заранее поднимать ногу, иначе колесо ударяло седока под колено. Чтобы меньше трясло, седло прикрепили не прямо к раме, а к изогнутой железной пластине, вроде рессоры. Велосипед получил прозвище «костотряс». Измученный тряской и непосильным трудом, велосипедист часто слезал с тяжелого «железного коня» и вел его «на поводу», чтобы хоть немного передохнуть.

И все же «костотряс» был уже не деревянной самоделкой, а машиной, которую стали изготавливать на заводах. Здесь инженеры занялись его усовершенствованием. В течение нескольких лет «костотряс» получил (показывает иллюстрации) резиновые шины, легкие колеса, легкую раму из стального прута. Новый велосипед напоминал паука на высоких и тонких ногах. И прозвали эти велосипеды «пауками». Даже самые долговязые велосипедисты перестали доставать до педалей ногами. Нелегко было взгромоздиться на эту машину, зато ехать на ней можно было очень быстро.

И вот однажды в конце XIX века в Москве были устроены необыкновенные скачки. Несколько казаков на резвых конях скакали наперегонки с велосипедистами. Сначала казаки вырвались вперед, но вскоре велосипедисты стали их настигать, все более раскручивая педали своих «пауков».

Казаки понукали своих коней гиканьем и свистом, погоняли их хлыстами и шпорами. Бока коней потемнели от пота, глаза налились кровью, пена клочьями летела с удил. Но велосипедисты не отставали, через каждые две версты казаков ждала подмена: новые всадники на своих лошадях. Скачущую лошадь не догонит бегущий бегун. А тут человек обогнал лошадь. Правда, он ехал на машине, но ведь эта машина не имела мотора, не имела никакого другого двигателя, кроме самого человека.

Получалось, что стоит человеку влезть на колесо с тонкими спицами и начать крутить его ногами — и сила его как бы увеличивалась в несколько раз. Недаром появилось название «велосипед»: по-латыни «веласе» — быстрый, а «педес» — ноги. Попробуем и мы с вами понять, почему все-таки велосипед делает человека таким быстроногим?

(Дети рассуждают.)

Педагог. Ответ на этот вопрос будет неожиданным: потому что мы плохо бегаем. Ведь бег — это ряд прыжков, следующих один за другим. Вот мы оттолкнулись левой ногой, прыгнули, опустились на правую ногу, снова прыгнули. Каждый шаг бегуна вперед — это тоже время и прыжок вверх. Хотите в этом убедиться?

Давайте попробуем двигать детскую коляску так, как движется бегущий человек (при каждом шаге приподнимать ее, потом переносить вперед и снова ставить).

(Дети проводят опыт.)

Педагог. Конечно же, такой способ никуда не годится. У коляски есть колеса, и гораздо лучше ее катить. Тогда вся сила уходит на движение вперед. А современный легкий велосипед на шариковых подшипниках облегчает движение в четыре раза. Вот поэтому велосипедист и обгоняет скачущую лошадь. Ведь лошадь тоже движется прыжками. Можно считать, что эта машина уже усложнилась. Давно умерли ее изобретатели, а велосипед все живет и приносит радость сотням миллионов людей во всем мире. На велосипеде катит сельский почтальон, едут колхозники работать в поле и на ферму, родители везут малышей, посадив их в специальное креслице. А дети сами разъезжают на велосипеде: сначала на трехколесном, потом на маленьком двухколесном, потом на подростковом.

III. Игра «Экзамены в штабе «Светофор»».

В этой игре могут принять участие все желающие. Ведущий (педагог) держит в руках жезл для регулирования дорожного движения. Он подходит к кому-то из участников игры и передает ему жезл. В ответ нужно назвать правило поведения велосипедиста на улице. Услышав неправильный ответ, ведущий передает жезл другому участнику игры, и тот называет правило. Поэтому все должны внимательно слушать друг друга. И конечно, на улице выполнять все правила.

Правила для велосипедистов.

Велосипедисту можно:

1. Ездить на велосипедах только тем, кому исполнилось 14 лет.

2. Ехать по улице только на расстоянии не более 1 метра от тротуара или обочины.

3. Поворачивать влево (вправо) лишь на перекрестках той улицы, по которой едут машины в один ряд.

4. Велосипед должен быть в полной исправности, иметь звонок, надежный тормоз, руль.

Велосипедисту строго воспрещается.

1. Кататься вдвоем на одноместном велосипеде.

2. Ездить на велосипеде, держась за руль одной рукой или вообще не держась за руль.

3. Цепляться за борт едущего автомобиля.

4. С большой осторожностью объезжайте стоящий у тротуара автомобиль.

Вопросы к детям:

• Почему опасно ездить на неисправном велосипеде?

• Почему опасно ездить на велосипеде, не держась за руль?

• Почему нельзя прицепляться к автомобилю?

Детям, правильно назвавшим правила, вручаются «водительские удостоверения».

Автор: Данилова Т. И.

Рекомендуем посмотреть:

Игра викторина по ПДД в подготовительной группе детского сада

Изучение правил дорожного движения в детском саду

Конспект занятия по ПДД для детей подготовительной группы на площадке детского сада

Занятие по ПДД в детском саду для детей подготовительной группы. Дорожная грамота

Задания по ПДД для дошкольников в картинках

Нет комментариев. Ваш будет первым!