Цели. Знакомить детей с работой пешеходного светофора, с машинами специального назначения. Уточнять название и назначение некоторых видов транспорта, дорожных знаков. Развивать внимание, мелкую моторику рук, выразительность речи, воспитывать в ребенке грамотного пешехода.
Активизация словаря: Машины специального назначения, переход, «зебра», светофор, пешеходный переход, пункт медицинской помощи.
Материал. Костюм светофора, макеты пешеходного и транспортного светофоров, макеты светофоров для каждого ребенка. Плакаты «Дорожные происшествия», перфокарты «Мы идем через дорогу», «Это должны знать все», «Транспорт», цветные карандаши (зеленый, красный), дидактическая игра «Собери машину», макеты дорожных знаков, театральная кукла.
I. Психогимнастика «Улыбка».
Педагог. Дети, ключ, который открывает замки в душах людей, — это улыбка. Красиво улыбаться нужно уметь. Сейчас мы будем дарить друг другу красивые улыбки. (Звучит музыка, дети «дарят» друг другу улыбки.)
После психогимнастики дети с подсказками педагога выполняют массаж лица и рук:
1. Уши — потереть сверху вниз ладонями.
2. Глаза — посмотреть вверх, вниз, влево, вправо.
3. Язык — свернуть в трубочку и развернуть обратно.
4. Руки — выполнить гимнастику «пальчики здороваются».
Пальчики здороваются
Я здороваюсь везде —
Дома и на улице.
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице.
(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца этой же руки. Проделать то же самое левой рукой.)
Повстречал ежонка еж:
«Здравствуй, братец!
Как живешь?»
(Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев этой же руки.)
II. Сюрпризный момент.
Педагог. Дети, отгадайте загадку:
На дорогах с давних пор
Есть хозяин — ...
Дети. Светофор.
(Входит педагог, одетый в костюм Светофора.)
Светофор. Здравствуйте, дети! Я ваш старый приятель — Светофор. Я хочу пригласить вас в школу пешеходных наук.
Начинаем разговор
Про трехглазый светофор.
Он не зря горит над нами
Разноцветными огнями.
Я трехглазый молчаливый работяга. Оберегаю вас от уличных неприятностей. У меня в запасе три сигнала, но они очень важные. Назовите, какого цвета мои сигналы? (Ответы детей.) Сигналы мои загораются не все сразу, а по очереди.
(Светофор предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Зажги огонек».)
Светофор.
Вот глазок зажегся красный —
Путь закрыт, идти опасно!
Зажгите на своем светофоре красный свет. (Дети зажигают красный огонек на своих макетах светофоров, затем гасят его.)
Желтый свет — предупрежденье:
Наберись, дружок, терпенья.
Зажгите на своем светофоре желтый свет. (То же самое с желтым огоньком.)
Увидал зеленый свет —
Проходи, препятствий нет!
Зажгите на своем светофоре зеленый свет. (То же — с зеленым огоньком.)
Светофор. Спасибо, дети, порадовали вы меня. А теперь покажите — какой я?
(Инсценировка стихотворения «Три чудесных цвета» А. Северного. Три ребенка в красном, желтом и зеленом костюмах.)
Педагог.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горят и день и ночь —
Зеленый, желтый, красный.
Красный.
Самый строгий — красный цвет!
Если он горит — стой!
Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт!
Желтый.
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай мой совет — жди!
Увидишь скоро желтый
В середине цвет!
Зеленый.
А за ним зеленый цвет
Вспыхнет впереди!
Скажет он: «Препятствий нет!
Смело в путь иди!»
Педагог. Сегодня я хочу познакомить вас с пешеходным светофором. У него только два сигнала: красный и зеленый. Кто изображен на светофоре?
Дети. На нем изображен человек.
Педагог. Что он делает?
Дети. Он стоит.
Педагог. Какого он цвета?
Дети. Он красного цвета.
Педагог. Когда увидите такого цвета сигнал, что будете делать?
Дети. Мы будем стоять.
Педагог. Что видите здесь?
Дети. Зеленый человек идет.
Педагог. Что будете делать на этот сигнал?
Дети. Мы будем переходить дорогу.
III. Работа с перфокартами.
Педагог. На улице много опасностей. О них надо знать и быть очень внимательным. Вам об этом мы не раз говорили. Я хочу пригласить вас на «Вернисаж дорожных происшествий».
(Дети рассматривают серию плакатов.) Педагог. Что нужно сделать, чтобы этого не случилось? Где и как нужно переходить улицу? Почему нельзя играть на дороге? К чему может привести катание на санках и лыжах вблизи от дороги? (Ответы детей.) Все они не выполняли Правила дорожного движения. А вы помните эти Правила? Сейчас проверим.
(Педагог предлагает детям перфокарты «Это должны знать все» и «Мы идем через дорогу».)
1. «Это должны знать все».
Педагог. Положи фишку тому ребенку, кто правильно выбрал место для игры. Почему сюда положил? Где нужно играть на улице? (Ответы детей.)
2. «Мы идем через дорогу».
Педагог. Раскрась кружок в красный цвет около тех людей, которые неправильно переходят дорогу, и в зеленый цвет около тех, кто правильно переходит дорогу. Почему? Где нужно переходить дорогу? (Ответы детей.)
Физминутка «Светофор».
IV. Дидактическая игра «Помоги собрать машину».
Педагог. Светофор приказывает не только людям, но и машинам. Ведь светофоры для того и придуманы, чтобы охранять жизнь пешеходов и чтобы меньше происходило несчастных случаев и аварий на дорогах. Ну а если произойдет авария, то без автомастерской нам не обойтись. Давайте поможем механикам собрать машину.
(Дети собирают картинку из шести частей. Во время работы звучит музыка.)
Педагог (раздает детям перфокарты). Положите фишки только на грузовые машины. Почему положили именно сюда? Назовите пассажирский транспорт. (Ответы детей.)
V. Беседа.
Педагог. На улицах нашего города встречаются специальные машины. Это пожарная машина, милиция, «скорая помощь», техническая помощь, машины, перевозящие бензин, хлеб. Некоторые из этих машин оборудованы специальными звуковыми сигналами «сирена». На крышу кабины устанавливают специальный мигающий фонарь — синий или красный маячок. Направляясь к месту назначения, водитель включает маячок и подает звуковой сигнал (включает запись сигнала). Пешеходы, услышав сигнал, должны сразу же освободить проезжую часть, а другие машины должны пропустить машину специального назначения. Эти машины могут ехать на любой сигнал светофора. Куда же они так спешат?
(Предположения детей.)
Педагог. А еще на каждой машине написаны цифры — это номера телефонов, по которым можно позвонить: 01 — при пожаре, 02 — вызвать милицию, 03 — вызвать «скорую помощь». Покажите машину «скорой помощи», милиции, пожарную машину. {Дети выполняют задание.) Как одним словосочетанием можно назвать эти машины?
Дети. Машины специального назначения.
Педагог. Чем они оснащены?
Дети. У них есть маяки, сирены.
Педагог. На какой сигнал светофора они могут ехать?
Дети. Они могут ехать на любой сигнал светофора.
VI. Физминутка «Автомобили».
Педагог.
Мы по улице шагаем,
И ворон мы не считаем.
Смело мы идем вперед,
Где пешеходный переход.
Когда дорогу перешли,
Можно крикнуть: «Раз, два, три!»
Ребята, а вы знаете, что наши улицы разговаривают? А помогают им в этом дорожные знаки. Знаки мы с вами уже видели, сейчас вспомним.
По полоскам черно-белым
Пешеход шагает смело...
Знак о чем предупреждает?
Дай машине тихий ход...
Дети. «Пешеходный переход».
Педагог. Аня, найди такой знак, покажи детям. Посмотрите, у кого есть такой же знак?
В белом треугольнике
С окаемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно.
Этот знак дорожный
Знают все на свете:
«Будьте осторожны;
На дороге — дети!»
Найдите и покажите такой знак. Где вы видели такой на дороге?
Что за знак дорожный:
Красный крест на белом?
Днем и ночью можно
Обращаться смело!
Врач повяжет голову
Белою косынкою
И окажет первую помощь медицинскую.
Дети. «Пункт медицинской помощи».
Педагог.
Предположим, что с друзьями
Ты отправился в спортзал,
Но в дороге вспомнил:
Маме ты об этом не сказал.
Жди, тебе поможет он,
Знак дорожный — ...
Дети. «Телефон».
Педагог.
Путь не близок; на беду,
Ты не взял с собой еду.
Вас спасет от голоданья
Знак дорожный...
Дети. «Пункт питания».
Светофор. Дети, вам понравилось у меня в гостях? Сегодня мы узнали много нового: познакомились с пешеходным светофором, с машинами специального назначения, вспомнили дорожные знаки, транспорт, и я на прощанье хочу показать вам кукольный театр. {Дети с педагогом показывают заранее отрепетированную постановку «Бездельник светофор».)
Ведущий.
В лесу, где все без правил
Ходили до сих пор,
Однажды появился
Дорожный светофор.
Откуда-то с дороги
Принес его Медведь,
И звери прибежали
На технику смотреть.
И первым начал Ежик...
Еж.
Какая ерунда,
Нужны для светофора
И ток, и провода.
А если он не будет
Как следует гореть,
То нам на эту штуку
Не стоит и смотреть!
Волк. Я с Ежиком согласен...
Ведущий. Сказал, зевая, Волк.
Волк.
А если б он работал,
Какой в нем был бы толк?
Когда гоню я зайца,
Мне просто смысла нет
Бежать на свет зеленый,
Стоять на красный свет!
Заяц. И я...
Ведущий. Сказал Зайчишка.
Заяц.
Когда уже бегу,
Следить за светофором,
Простите, не могу!
Лиса. У нас...
Ведущий. Лиса сказала.
Лиса.
Порядки здесь свои,
И нам на перекрестках
Не нужен пост ГАИ!
Ведущий.
Осталось все как было.
Шумит дремучий бор,
Качается на елке
Бездельник светофор...
Но мы с тобой не зайцы,
Не волки, не кроты,
И нам на перекрестках
Нужны посты ГАИ.
Они нам помогают,
Нас учат с малых лет
Шагать на свет зеленый,
Стоять на красный свет!
В конце занятия Светофор дарит детям на память носовые платки с изображениями дорожных знаков.
Автор: Данилова Т. И.
Конспект занятия по ПДД в старшей группе детского сада. Правила для велосипедистов
Родительское собрание по ПДД в детском саду
Конспект занятия по ПДД в старшей группе в детском саду. Правила для пешеходов и пассажиров
Нет комментариев. Ваш будет первым!