Дошкольникам о правилах дорожного движения
Автор: Халтурина Елена Евгеньевна, воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 64 «Ландыш» город Набережные Челны Республики Татарстан
Описание материала: Предлагаю вам творческий проект для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «Знаки, предупреждающие пешеходов и водителей об опасности». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Это проект, направленный на формирование системы знаний о дорожных знаках, которые предупреждают пешеходов и водителей об опасности.
Творческий проект в подготовительной группе: «Знаки, предупреждающие пешеходов и водителей об опасности»
Введение
В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта в Республике Татарстан особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей дошкольного возраста на дорогах.
Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Спецификой овладения нормами и правилами поведения человека на дороге является то, что они «впитываются», усваиваются и реализуются в процессе всей его жизнедеятельности с момента первого выхода на улицу.
Молодое поколение приобретает опыт общения с дорогой, с одной стороны, в процессе личного взаимодействия с условиями дорожного движения и через систему профессионального образования и воспитания – с другой.
Основное назначение Стандарта изучения правил дорожного движения состоит в определении необходимого минимума знаний, умений и навыков поведения детей на дорогах, обеспечивающих максимальную безопасность в общении детей с дорогой. На городской магистрали, широком проспекте, в узком переулке – мы все становимся участниками дорожного движения. И любое, даже незначительное нарушение, допущенное пешеходами или водителями, может привести к дорожно-транспортному происшествию.
Безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге, дети, предоставленные сами себе – все это ведет к большой опасности на дороге.
Маленькие дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Ежедневно в нашей стране в ДТП погибают 8 детей. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Как можно раньше надо научить наших юных граждан правилам поведения на улицах и дорогах. Знакомить с ПДД надо, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен заполнить то, что говорит ему взрослый.
Цели и задачи формирования у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах определяются обществом, исходя из региональных особенностей дорожного движения, динамики развития транспортных средств, дорог и т.д. Среди факторов, влияющих на формулировку целей и задач, безусловно, являются дорожно-транспортные происшествия с участием детей.
К другим факторам можно отнести:
1. Стремление ребенка к самостоятельности (я сам) и неумение адекватно оценить свои силы и возможности.
2. Следующим фактором является недостаточный опыт общения детей с дорогой, слабая обучаемость дорожной азбуке, неумение использовать правила безопасности на дорогах.
3. Низкий уровень общего и психофизиологического развития.
Кроме субъективных факторов, влияющих на формирование целей, задач, можно выделить и объективные.
К ним относятся: значительное увеличение интенсивности движения на дорогах и плохое состояние дорожного покрытия, появление на улицах автомобилей иностранных марок более скоростных, бесшумных.
Знания, приобретенные детьми во время прогулок, экскурсий по улицам города (села, поселка), наблюдение за поведением пешеходов, движением транспорта, затем уточняются, дополняются, совершенствуются во время разнообразных занятий и игр. В детских садах ведется работа по предупреждению ДТП с участием детей, опираясь на «Программу воспитания в детском саду и региональный учебный план обучения детей».
Следовательно, основными целями изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются:
1. Снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей младшего школьного возраста посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
2. Развитие психофизиологических качеств ребенка;
3. Формирования культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах – одна из важнейших. Эта задача в процессе обучения ПДД в воспитании дошкольников дифференцируется на ряд частных задач:
- формирование координации движения;
- совершенствование навыков ориентации в пространстве;
- формирование реакции и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях дорожного движения;
- повышение уровня психофизиологических качеств, обеспечивающих безопасность ребенка на улице;
- формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка, как основе безопасности в условиях общения с дорогой и улицей.
Дети – главное богатство любого общества.
Сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения должно стать основной целью государства и школы.
Значение дорожных знаков
Когда по улицам побежали трамваи, помчались автомобили, троллейбусы, автобусы, улицам надо было дать язык. На этом дорожном языке с водителями и пешеходами разговаривают улицы всех стран мира. Когда человек учиться читать, ему показывают буквы. Из букв складывают слова, из слов – предложения. У дорожного языка тоже есть буквы – знаки. Но их не нужно складывать в слова. Эти сигналы служат для управления на улицах и дорогах. Изучая дорожные знаки, у детей формируются знания, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Поэтому при формировании новых знаний при обучении ПДД целесообразно применять для иллюстрации, дополнения, детализации материала, раскрываемого педагогом при акцентировании внимания учащихся на отдельных фактах или моментах, возникающих в дорожных ситуациях.
Из истории
В давние время, когда человек ходил по земле только пешком. Правил дорожного движения не существовало. Чтобы двигаться быстрее и перевозить больше грузов, человек оседлал животных и запряг их в повозки.
Пока не было Правил дорожного движения, одни не хотели уступать дорогу другим, другие рады были бы уступить, но не знали, как это безопасно сделать. Пока не появились дорожные знаки, путники не знали, какие опасности подстерегают их на дороге, по какой дороге их ехать и сколько верст осталось до конца путешествия.
Первым дорожным знаком можно считать камень на развилке дорог с надписью:
Налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – сам пропадешь».
Задолго до появления первого автомобиля, чтобы конные экипажи, движущиеся навстречу друг другу, не сталкивались, возницы старались придерживаться разных сторон дороги. Так появилось во многих странах мира правостороннее движение.
Уже в древнем Риме на узких улицах стояли специальные люди – регулировщики, разрешающие всадникам двигаться только в одном направлении.
На Руси, еще при Иване III повелевалось соблюдать правила езды и хождения по дорогам, а нарушителей строго наказывать. Известны такие же указы Петра I, царицы Анны Иоанновны, императрицы Екатерины II.
В 1763 или 1765 году французский инженер Николя Жозев Куньо придумал машину, которая могла перевозить четырех пассажиров. Этот автомобиль имел паровой двигатель.
В 1886 году в Германии был создан первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.
В России первые автомобили появились в Одессе в 1891 году и в Петербурге в 1895 году.
Первый российский автомобиль был создан в 1922 году в городе Москве.
Когда появились первые автомобили, без правил и дорожных знаков из движения стало просто опасным. В 1900 году в Париже было принято решение, что на дорожных знаках не должно быть слов, а только символы, понятные даже неграмотному человеку.
В 1909 году были утверждены первые 4 дорожных знака:
«Неровная дорога»,
«Поворот»,
«Перекресток»,
«Пересечение с железной дорогой».
Первый светофор появился в Лондоне сто лет назад. Он имел два цвета: красный и зеленый. Специально поставленный человек поднимал кружок нужного цвета с помощью веревки.
Первый светофор в России был установлен в 1929 году в Москве. Он имел форму круга, поделенного на три равные части: красную, желтую и зеленую. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет.
Предварительная работа с детьми на тему: Поведение на улице и на природе
На первый взгляд, ничего страшного на городской улице произойти не может. Вот в лесу другое дело: там и змеи, и дикие животные. Но если подумать, жизнь наших далеких прародителей была гораздо безопаснее, чем современная жизнь.
Если наши прародители хорошо знали друг друга, отлично понимали язык птиц, знали повадки животных, то современный человек очень часто не знает даже соседей, живущих на одной с ним площадке. Что уж говорить про язык птиц и поведение животных!
В древние времена незнакомец всегда расценивался как враг, и его появление служило сигналом опасности. В современном мире это вовсе не обязательно. Большое количество незнакомых друг другу людей на улицах стало привычным, а потом современный человек утратил бдительность и может попасть в непредвиденные обстоятельства.
В далекие времена не было никакого транспорта. Древний человек мог рассчитывать только на свои ноги. Теперь все не так.
Наш современник меньше ходит пешком, отдавая предпочтение автомобилю или любому другому транспорту. А поскольку с каждым годом, а может, и с каждым днем транспорта на наших улицах становится все больше и больше, то и угроза жизни все возрастает.
А часы пик?! Разве древний человек знал, что это такое? Сейчас каждый школьник знает, что часы пик – это время, когда все люди едут на работу, учебу или возвращаются домой. В результате возникающей давки в эти часы легко получить травмы, ушибы и т.д.
Даже если вспомнить такие стихийные бедствия, как землетрясение или наводнение, и тогда окажется, что древнему человеку было легче справиться с ними. Ведь раньше не было многоэтажных домов и такого большого скопления людей.
Итак, опасные ситуации на улице возникают по нескольким причинам, самые главные из которых – большое количество машин на улицах и повышенная преступность. Значит, первое правило безопасности – каждый человек должен соблюдать правила дорожного движения.
Правила дорожного движения – это строгий закон улиц и дорог, его нельзя нарушать. Если же не соблюдать эти правила, можно поплатиться своим здоровьем или жизнью.
Закон улиц и дорог строг только к тем, кто его нарушает. А тем, кто знает правила дорожного движения, этот закон, наоборот, помогает. Он бережет жизнь людей, охраняет от большого несчастья. Если ты хочешь, чтобы закон улиц и дорог помогал и тебе, запомни и всегда соблюдай правила дорожного движения. Тогда тебе не придется убегать от догоняющих тебя машин, автобусов и троллейбусов. Все машины будут стоять и ждать, пока ты переходишь дорогу.
Для того чтобы избежать опасности, несчастного случая, тебе нужно соблюдать не только правила дорожного движения, но и правила поведения на улице вообще.
На дороге нельзя играть. Если ты любишь кататься на санках, коньках, самокате, не забывай, что очень опасно делать это на проезжей части. В любую минуту может выскочить машина, и ты не успеешь уйти с дороги. Если что-то случиться, то виноват будешь ты, а не водитель машины.
Правила дорожного движения приняты во всем мире, они нужны для того, чтобы чрезвычайных происшествий на дороге было как можно меньше.