Конкурсы

Родительская конференция в ДОУ

Родительская конференция на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Автор: Никифорова Ольга Алексеевна, старший воспитатель МБДОУ №11 г. Салавата, Республика Башкортостан

Повестка дня:

1. Введение. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

2. Основная часть. С чего начинается нравственно-патриотическое воспитание (как знакомить детей с родиной, с родным краем, с семьей.):

- совместное изготовление печенья родителей с детьми;

- русские народные игры и хороводы;

- изготовление обрядовой куклы Веснянка.

3. Заключительная часть.

Подготовка:

1. Оформление фотовыставки на тему: «Моя семья и достопримечательности города Салават».

2.    Подборка музыкальных произведений на темы русских народных песен.

3.    Маски бумажные и меховые (Мышка, лягушонок, зайчик, лисичка, волчок, медвежонок).

4.    Обруч с лентами для игры «Карусель».

5.    Материал для изготовления обрядовой куклы Веснянки.

6.    Тесто для печенья, доски, скалки, формочки.

7.    Одноразовые перчатки.

8.    Костюмы для бабушки и скомороха.

9.    Проектор, экран для показа презентаций.

Ход мероприятия:

1. Выступление старшего воспитателя.

Одна из годовых задач нашего детского сада: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников».

Возродить русскую духовность, вернуть уважение к национальным духовно культурным ценностям, воспитать в детях  любовь к родине, привить те нравственные качества, которые помогут им впоследствии считать себя настоящими людьми, - для этого необходимо как можно шире и многограннее знакомиться с традициями нашего народа, изучить историю и традиции.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национально характера. Но  в  силу  последних  перемен   все   более  заметной  стала  утрата  нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В   связи   с   этим   очевидна   неотложность   решения   острейших   проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Что неопределимо несколькими словами.

2. Основная часть.

Выступление старшего воспитателя.

Чувство Родины ... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Сейчас я хочу вам предложить игру «Доскажи словечко»:

1.  «Нет милее дружка, чем родная матушка»

2.  «Вся семья вместе, так и душа на месте»

3.  «Когда в семье лад, не нужен и клад»

4.  «Семья сильна, когда над ней крыша одна»

Сегодня мы поделимся опытом, как мы знакомим детей с Родиной.

И так первое знакомство с Родиной начинается с семьи:

Когда появилось слово «семья»? (музыка)

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я»

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

-Кто пищу сготовит, о, радость моя?

И Ева все так же ответила: «Я».

- Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

«Я, я».- тихо молвила Ева, - «Я.я»

Сказала она знаменитых семь «я»

вот так на земле появилась семья.

Семья для ребенка это целый мир. Мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей, постигает понятия добра и зла.

Стук в дверь входит «Бабушка»  воспитатель .

Ничто так не сближает семью как совместное чаепитие.  Сегодня я предлагаю вам сделать печенье для нашего чаепития.

Изготовление печенья.

Печенье уносится для выпекания.

Старший воспитатель: предлагаем вашему вниманию презентацию на тему: «Нравственно – патриотическое  воспитание дошкольников»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв

Чувство родины…Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина.

Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.

Выступление старшего воспитателя:  Русские хороводы, украшая собою нашу семейную жизнь, представляются столько же древними, сколько древня наша жизнь. Жили ли предки наши дома, они занимались играми, плясками, хороводами; были ли они на побоище, они воспевали родину в своих былинах. История хороводов заключается в преданиях; а все наши народные предания говорят о былом, как о настоящем времени, без указаний дней и годов; говорят, что делали наши отцы и деды, не упоминая ни места действия, ни самих лиц.

Народная игра – самый «лёгкий» вид деятельности. Дети получают удовольствие от процесса игры, вступают в игру без опасений и боязни. Народная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я». Народные хороводы повествуют о природе, о фольклорных персонажах, о повседневной жизни детей. Это доступно для детского восприятия, а значит, может вызвать у ребёнка интерес и желание принять участие в совместной игровой деятельности.

Выступление воспитателя (музыкального руководителя):

В зал заходит скоморох:

Здравствуйте, гости!

Нашу сказку не спугните…

Сказка уж давно пришла,

Очень деток ждёт она!

Где ты, сказка, отзовись,

Нам, гостям всем, покажись!

Чтобы показалась сказка нам нужно отгадать загадки:

1) Маленький шарик                         2) Кто зимой холодной

    Под полом шарит. (Мышка)         Ходит злой, голодный? (Волк)

3) Маленький, беленький                 4) Хвост пушистый,

    По лесочку прыг-прыг,                   Мех золотистый,

    По снежочку тык-тык. (Заяц)         В лесу живёт,

 5) Летом в болоте                                В деревне кур крадёт. (Лиса)

     Вы её найдёте,                               6) Большой, косолапый,

     Зелёная квакушка.                            Зимой спит,

     А зовут её?                                           А летом - ульи ворошит.

     (Лягушка)                                              (Медведь)

Раздача шапочек масок для родителей бумажные, для детей меховые.

Подвижная игра – инсценировка «Теремок».

Обговаривается, где будут артисты, откуда будут выходить к теремочку. Со зрителями скоморох образует круг – это «теремок».

Скоморох:

А теперь приготовьте свои ушки,

Будем вместе сказку слушать.

Слушать и рассказывать,

Зрителям показывать.

Зрители идут по кругу и говорят:

Стоит в поле теремок – теремок,

Он не низок, не высок, не высок,

Мимо мышка бежала,

теремочек увидала,

Остановилась и говорит…

(останавливаются)

Ребёнок-мышка и родитель – мышка подбегают к теремку: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Скоморох: Ни кто не ответил мышке, вошла она и стала одна жить-поживать.

Игра повторяется. Все персонажи сказки, по очереди, произносят свои слова и входят в середину «теремка».

Скоморох:   Вот попали в теремок мышка – норушка, лягушка – квакушка, зайчик – побегайчик, лисичка – сестричка, волчок – серый бочок. Стало им весело, хлеб жуют, песни поют. И вдруг… В это время мимо теремочка шёл медведь. Увидел домик, да как начал реветь.

Ребёнок-медведь и родитель - медведь: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Скоморох:  Заходи Мишка в теремок, все дружно будете жить в нем.

Стоит в поле теремок, теремок,

Очень-очень он высок, ох высок,

Без веселья здесь нельзя,

В теремке живут друзья!

(останавливаются, снимают шапочки - маски)  

Пришло время расставаться

И со сказкою прощаться.

Но не нужно унывать,

Сказка вновь придёт опять.

Все артистами сегодня побывали,

Сказку «Теремок» вам показали.

Все старались, были молодцы,

Похлопайте друг другу от души!

Скоморох: Предлагаю поиграть в русскую народную игру «Карусель»

Вносится «карусель».

Продолжаем мы веселье,

Вес бегом на карусели.

К обручу, привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый.  «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

 

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и началась игра.

Скоморох: Спасибо за внимание, до свидания друзья!  фото 06-07

Выступление старшего воспитателя:  Весна - время невероятной радости, несущей обновление в жизни. К весне делали много разных кукол - обрядовых и игровых, чтобы ребятишек порадовать. Веснянка небольшая игровая куколка. Традиционная кукла Веснянка — оберег молодости и красоты.  Образ Веснянки задорный, яркий, жизнерадостный. Особенность этой куклы — волосы необычных ярких радужных цветов. Девушки делали таких кукол на приход весны и дарили с пожеланиями здоровья, красоты, радости.

Предлагаю  вашему вниманию мастер-класс по изготовлению обрядовой куклы Веснянки.

Мастер-класс по изготовлению обрядовой куклы Веснянки

Цели:

Образовательная – познакомиться (научиться) с изготовлением игровой куклы Веснянки;

Развивающая – сохранение традиций по изготовлению народной куклы;

Воспитательная – прививать любовь к творчеству, развитие коммуникативной культуры.

Музыкальное сопровождение (русские народные песни, наигрыши).

Подготовлена ткань, нитки, тесьма, ленты для изготовления куклы.

Кукла – скрутка, безшитьевая.

Для куклы необходимо:

- прямоугольный лоскут белой ткани на голову;

- ветошь для головы;

- прямоугольный лоскуток цветной ткани на ручки;

- прямоугольный лоскуток цветной ткани для платья;

- подготовленные нити яркого цвета для волос;

- яркие ленточки;

- нитки.

Ткани берут светлых и радостных тонов, соответствующих весеннему настроению.

Изготовление куклы Веснянки.

Добрый день. Я предлагаю Вам вспомнить свои детские игрушки. А были среди них куклы? А какие они были?

Сегодня я хочу познакомить Вас с куклами, сделанными вручную из простых материалов.  Пришедшие от наших бабушек, из глубины веков они излучают тепло и радость. Тряпичная кукла самая распространенная. В куклы не только играли – они помогали человеку на протяжении всей его жизни: с ними справлялись календарные обряды, они были на свадьбах и при рождении младенцев. Их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились с ними радостями и невзгодами: они непременно помогут! Кукла – создание рук и души человека. И тому, кому мы её подарим, будет помогать наша любовь.

Веснянка – небольшая игровая куколка величиной с ладонь. Делали её весной и дарили детишкам на Пасху. Это куколка одного дня. Испачканную за день куколку сжигали.

Сегодня Вы узнали об основных способах изготовления народной куклы.

Проявили интерес к традиционной культуре народа. Изготовили куколку Веснянку. Предлагаю  каждому  участнику  высказать  свое отношение к проделанной работе, свои чувства.

3. Заключительная часть.

Выступление старшего воспитателя: И в конце нашей встречи прошу ответить на вопросы:

1.  Как в старину называли дом? (Изба)

2.  Один из православных праздников? (Пасха)

3.  Короткая шутливая песенка? (Частушка)

4.  Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)

5.  Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)

6. Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)

7. Население определенной стороны? (Народ)

8. Отечества страна, в которой человек родился? (Родина)

9. Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)

10.Человек любящий свою страну? (Патриот)

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно  обогащают ребенка,  воспитывают гордость  за свой  народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Нашу встречу хочется закончить стихотворением: (музыка)

Семья – это жизни начало.

Семья – это теплый очаг.

Луч солнца, где греются души,

От чуда младенца, до мудрости старших,

Семья -  жизни пламенный стяг.

 

Семья – колыбель, где рождаются дети,

Где рядом любовь и разлука,

Родителей замысел разумом светел,

Где все друг за друга

Всей жизнью в ответе.

 

Храните семью – это жизни опора,

Любите семью вы всегда,

Чтобы тепло отцовского порога,

Не забывали дети никогда.

 

Семья – это дерева корни,

А дети в ней – плод и цветы,

Потомок, всегда это помни,

И смело по жизни иди!

(приглашение к чаепитию).

Используемая литература:

1. Игонина Г.С., Горелова И.А. Наша родина Россия. Кроссворды Ребусы. Головоломки. - М., 2007.

2. Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. - М., 2005.

3. Михеева Л.Н. Русские народные праздники. -  М., 2007.

4. Шорыгина Т.А. Нравственно-патриотическое воспитание. - М., 2002.

5. Материалы сайта «Социальная сеть педагогов»

Рекомендуем посмотреть:

Веснянка своими руками

Елена # 18 мая 2013 в 19:46 +1
Мне очень понравился Ваш материал! Это как раз моя тема по самообразованию! спасибо!
Наталия Арсентьевна Дробатун # 19 мая 2013 в 09:29 +1
Замечательная родительская конференция!!Молодцы!!Беру на заметочку!!
Елена Аркадьевна Вересова # 7 марта 2016 в 17:08 0
В конференции реализован практический подход в решении обозначенной проблемы. думаю, и родителям, и детям понравилось участие в этом мероприятии. Ничто так не объединяет семью. как общее дело