Творческие гостиные с родителями в детском саду. Сценарии

Творческие гостиные в ДОУ

На современном этапе работы ДОУ актуальна тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников. Возможны разнообразные формы взаимодействия с родителями, но наиболее эффективной, на наш взгляд, является «Творческая гостиная».

«Творческие гостиные» - это модель взаимодействия «родитель - ребенок - педагог», где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями, и обучает его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком раннего возраста.

На этих встречах дети и родители вместе играют, поют, танцуют, а итогом становится творческая деятельность - создание индивидуальных или коллективных работ из разных материалов, с использованием нетрадиционных изобразительных техник.

В основе работы лежит принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалиста (педагога, психолога). Раннее обучение и развитие во взаимодействии ребенка с родителями направлено на достижение цели: создание оптимальных условий успешной адаптации детей к детскому саду, к детскому коллективу; эмоциональное развитие детей раннего возраста; формирование у детей таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.

«Творческие гостиные» способствуют формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей детей раннего возраста, помогают родителям осознать важность дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребенка.

Исходной предпосылкой подбора тематики встреч является многолетний мониторинг родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.

Цели цикла встреч:

- оптимизация детско-родительских отношений;

- гармонизация межличностных отношений в семьях;

- формирование позиции «любящего взрослого».

Условия проведения встреч. Желательно, чтобы количество пар участников (ребенок-родитель) было не менее 3 (6 человек) и не более 6 (12 человек). Рекомендуется присутствие на занятиях двух ведущих: это могут быть психолог и воспитатель данной группы. Для проведения занятий необходима площадь помещения не менее 40 м2. Лучше всего, если это будет группа детского сада, освобожденная от лишних предметов, или спортивный зал. Для занятий необходимы: подушки (стулья) по числу участников, мягкие игрушки, магнитофон, столы, изобразительные средства, бумага.

В основу данного цикла занятий положены: игротерапия, элементы сказкотерапии и арт-терапия. При разработке учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста. Воспитание, на наш взгляд, должно строиться с опорой на народные традиции, включающие богатейший опыт обрядов и обычаев. В соответствии с этим в содержание занятий включен фольклорный материал - потешки, пестушки, сказки, песенки.

Продолжительность одного занятия не должна превышать 20-25 минут.

Структура встречи

Основные части встречи

Время

Наименование составных частей встречи

Повторяемость

1. Организационная часть

От 10-15 минут (пока собираются участники встречи)

Свободная игра для детей

Каждую встречу

2. Ритуал приветствия

1,5 минуты 2 минуты

Приветствие

Пальчиковая гимнастика, игры с дидактическими игрушками

Каждую встречу

Каждую встречу

3. Творческая часть

7 минут

Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация

На каждой встрече новый вид деятельности

4. Музыкально-ритмическая часть

7 минут

Музыкально-ритмические упражнения: игры с ручками, ножками; имитационные игры; полоса препятствий; игры на коленях

Каждую встречу

5. Ритуал прощания

1 минута

Прощание

Каждую встречу

С учетом возрастных особенностей развития дошкольников некоторые фрагменты встречи повторяются. Их повторяемость обусловлена особенностями восприятия детей раннего возраста: материал, неоднократно ими повторяемый, становится знакомым, легко запоминается и доставляет радость. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого занятия и частой сменой видов деятельности. При необходимости части занятия могут меняться местами.

Краткая характеристика основных частей встречи

Свободная игра.

В свободной игре дети под руководством педагога учатся взаимодействовать с игрушками, строить простые диалоги. Постепенно в свободной игре они усваивают конструктивные партнерские отношения (катание мяча друг другу, кормление куклы и др.).

Ритуал приветствия.

Цель: настроить детей и родителей на предстоящую встречу, погрузить в атмосферу событий, происходящих только на этой встрече; установление контакта между участниками, создание атмосферы группового доверия и принятия друг друга.

С детьми раннего возраста целесообразно использовать простые краткие приветствия в стихотворной форме. Приветствие разучивается на первой встрече и используется в неизмененном виде на протяжении всех занятий.

Все участники встречи располагаются в форме круга и ведущий (психолог или воспитатель) начинает приветствие, которое потом передается по кругу или выполняется всеми одновременно.

Продуктивные виды деятельности, или творческая работа.

Эти виды деятельности включают в себя: рисование разнообразными средствами (пальчиковые краски, восковые мелки, акварель, гуашь), лепку из пластилина и глины, аппликацию из бумаги и ткани.

Продуктивными видами деятельности дети занимаются совместно с родителями под руководством педагога. Им дается возможность познакомиться с разными материалами, так как многие из детей раннего возраста впервые видят восковой мелок, пластилин, глину, пальчиковые краски, кисточку, цветную бумагу.

Основные задачи на этом этапе - знакомство со свойствами материалов, с их особенностями и возможностями взаимодействия; развитие тактильной чувствительности и сенсорного восприятия, мелкой моторики; сближение родителей и ребенка во время совместной деятельности.

Особенностью этого вида деятельности является то, что все продукты детского творчества дети и родители забирают с собой в «домашнюю коллекцию». Педагоги рекомендуют родителям после встречи еще раз посмотреть на продукт совместной деятельности, похвалить ребенка за умение и сделать «домашнюю выставку».

Музыкально-ритмическая часть.

Музыкально-ритмическая часть встречи делится на три подчасти:

- музыкально-ритмический круг, подвижные игры;

- упражнения на развитие общей моторики у детей раннего возраста;

- игры на руках и коленях.

Музыкально-ритмический круг, подвижные игры - это музыкально-литературная композиция, используемая в кругу и сопровождаемая движениями в соответствии с текстом. Педагог играет ведущую роль и служит примером для подражания. Литературный материал для композиции (потешки, прибаутки, стихи и песни) подобраны так, чтобы слова и образы были понятны и легко воспринимались зрительно детьми раннего возраста. Этому помогают выразительные движения, жесты, мимика, голос, эмоции педагога и родителей. Сюда включены элементы противоположных ощущений восприятия ребенка: большой - маленький, легкий - тяжелый, высокий - низкий, быстрый - медленный, тихий - громкий, веселый - грустный.

Родители являются активными участниками встречи, они выполняют все движения за педагогом, вместе с детьми поют и играют.

Упражнения на развитие общей моторики детей раннего возраста - это комплекс упражнений, направленный на развитие основных физических движений, проводимый в игровой форме (бег, ходьба, прыжки, лазание, ползание, бросание).

Основная задача игры на руках и коленях: создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка, что, безусловно, способствует укреплению эмоциональных отношений. Эти игры доставляют радость, спокойствие, расслабление и детям и родителям.

Ритуал прощания.

Цель: «переключение» детей и родителей со встречи на повседневную жизнь; закрепление позитивного настроя членов группы; создание атмосферы единства.

Ритуал прощания разучивается на первой встрече и далее повторяется в неизмененном виде. Прощание целесообразно организовывать в краткой простой стихотворной форме.

Встреча первая «Мое солнышко»

Задачи: создание доброжелательной атмосферы; знакомство друг с другом; сближение детей, родителей, воспитателей через общение в игре, творчестве; обучение родителей новому взаимодействию, общению с детьми; развитие навыков сотрудничества в разных видах детской деятельности; развитие мелкой моторики, памяти и речи детей, координации движений, фантазии у детей и родителей.

Ход встречи

1-я часть «Приветствие».

Звучит спокойная музыка (фон).

Воспитатель.

Ребенок - это солнышко,

Ребенок - это ветер,

Ребенок - это главное,

Что есть у меня на свете.

Воспитатель и психолог представляются и сообщают цель встречи. Предлагают детям и родителям сесть на подушки и образовать круг.

2-я часть «Музыкально-ритмическая».

Пальчиковая гимнастика «Солнышко» (новая для детей и родителей).

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».

Дети и родители выполняют за ведущим.

Игра «Солнышко и дождик».

Звучит веселая музыка (фон).

Светит солнышко в окошко

Прямо в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Хлопают в ладоши.

Очень рады солнышку!

Хлоп-хлоп, топ-топ.

Хлопают и топают.

Но вдруг дождик набежал

Дети убегают, прячутся.

Кап-кап, кап-кап.

Приседают на корточки

и легко ударяют («капают») по своим коленкам.

3-я часть «Творческая работа». (Проходит в два этапа.)

Первый этап: рисование капелек разноцветного дождя пальчиками - индивидуальная работа.

Второй этап: отпечатки ладошек и создание коллективного коллажа.

Воспитатель. Посмотрите, ребята и мамы, а солнышко- то нам подарки оставило. Это волшебные краски. Какого цвета краски? (Желтая и красная.)

Дети и родители подходят к столам, на которых стоят баночки с краской для пальцеграфии, лежат листы бумаги.

Психолог. Ребята, а как дождик капал? (Показывают и говорят.) Молодцы! А сейчас дождик будет капать на ваши листочки. Дождик в лучах солнца становится каким? Мамы, помогайте! Правильно, разноцветным: желтым, красным и даже оранжевым. Опустите свои пальчики в волшебные краски! А дождик может на всю ладошку накапать? Конечно!

На листах бумаги дети и родители оставляют отпечатки пальцев и ладошек.

- У каждого из вас получился свой разноцветный дождик и ладошки. Посмотрите, какие красивые! Волшебные краски нам помогут сотворить еще одно чудо... Наше солнышко! Подходите скорее сюда и оставляйте свои ласковые, теплые ладошки.

Дети и родители подходят к общему столу и на листе ватмана оставляют отпечатки своих ладошек в форме солнца.

- Какая красота! Вот чудо! Ладошки превратились в лучики солнца! Молодцы!

После этой игры дети и мамы протирают, моют руки со словами:

Воспитатель. Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды, дружно моем ручки. Вот так! Маме улыбаемся. Вот так! К маме прижимаемся. Вот так! Молодцы, какие чистые ручки!

Дети и родители проходят на ковер и садятся на подушечки.

4-я часть «Игры на руках и коленях».

В руках воспитателя появляется мягкая игрушка - Солнышко.

- Посмотрите, кто к нам в гости прилетел. Конечно же, это Солнышко. Оно так обрадовалось, что вы его нарисовали, и решило заглянуть к вам.

Воспитатель (обращается к Солнышку). Солнышко, а ты знаешь, что у нас ребятки тоже солнышки. А вот какие именно, сейчас мамы расскажут. Мамы, какие у вас детки, как вы их называете?

Звучит спокойная музыка (фон). Мамы по кругу передают Солнышко и каждый своему ребенку говорит ласковые слова. После этого выносят воздушные шары и дети с ними играют.

5-я часть «Прощание».

Воспитатель.

До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам опять.

До свиданья, до свиданья,

Будем вместе мы играть!

Встреча вторая «Моя мама лучше всех»

Задачи: формировать у детей заботливое, нежное отношение к маме; продолжать развивать позитивные эмоциональные взаимоотношения в диаде «родитель - ребенок»; учить детей рисовать круговыми движениями; развивать воображение у детей и родителей; познакомить детей и родителей с русским народным праздником «Масленица» (фольклорные песни, игры).

Материалы: мягкая игрушка зайчиха Ляля; магнитофон; подборка детских песен, спокойная музыка; акварель синего цвета, восковые мелки желтого цвета на каждого ребенка, цветная бумага, конфетные обертки, ножницы, нитки, клей.

Методические приемы: игротерапия, музыкотерапия, арт-терапия, приемы релаксации, беседа.

Время проведения: 2-я половина дня, длительность встречи - 20-25 минут.

Ведущие: педагог-психолог и воспитатель группы.

Ход встречи

Свободная игра детей.

1-я часть «Приветствие».

Детей и родителей встречают в группе психолог и воспитатели с мягкой игрушкой - зайчихой Лялей, здороваются за руку с каждым.

Дети, родители, воспитатели и психолог располагаются по кругу.

Воспитатель.

Упражнение «Колыбелька».

В колыбельке золотой

Родители сажают малышей на колени.

Спало солнце за рекой.

Ручки малышей складывают перед грудью, образуя круг - «колыбельку».

Встало солнце поутру,

Имитация качания младенца на руках.

Разбудило детвору.

Руки плавно поднимаются, разъединяются, плавно опускаются.

Вышли детки погулять,

Имитация движения «ходьба на месте».

Стали прыгать и скакать.

Хлопки ладошками по ножкам поочередно.

И Маша здесь (имена детей),

Мама Маши здесь (имена родителей).

Психолог. Ляля, а почему ты сегодня такая нарядная, с бантиком?

Воспитатель (Ляля). У нас сегодня праздник, 8 Марта, да еще и русский народный праздник Масленица.

Психолог. Вот как здорово! А на празднике что делают? Песни поют да веселятся.

2-я часть «Музыкально-ритмическая».

Игра «Иванушка».

А на Масленицу всегда на ярмарку ездили. Садитесь на лошадок, поехали! (Имитация движений и звука.)

- Где был Иванушка?

Дети с родителями за руку идут по кругу.

- На ярмарке.

- Что купил Иванушка?

- Курочку.

Пальцы складывают в «клювик»,

Курочка по сеничкам

Стучим им по другой ладошке.

Зернышки клюет,

Иванушка в горенке песенки поет.

«Гармошка» - сводим и разводим кулачки перед грудью.

Психолог.

А еще Иванушка купил муки

Да пошел к бабушке,

Чтоб испечь блинки.

Садимся в кружок.

Игра «Ладушки» (игра-имитация).

Лады, лады, ладушки,

Хлопаем в ладоши.

Где были?

У бабушки.

Испекла нам бабушка

Одной ладонью водим по другой

Сладкие блиночки.

Маслом поливала,

Деткам раздавала.

Имитация раздачи блинов на ручку каждому ребенку.

Даше - блин, Саше - блин (имена детей),

Всем дала!

Воспитатель (Ляля).

Мамочку свою нежно я люблю,

И ее в кружок быстро поведу.

Игра «А чья мама лучше всех?».

Мамы и дети стоят в кругу. Педагог говорит, все идут по кругу, держась за руки.

- А чья мама лучше всех?

- А чья мама лучше всех?

Мама Даши лучше всех,

Названная мама выходит в центр и танцует под музыку,

Мама (имя мамы) выходи,

остальные хлопают в ладоши.

Мама (имя мамы), попляши!

Играем до тех пор, пока все мамы не побывают в центре круга.

3-я часть «Творческая работа».

Воспитатель (Ляля). На празднике всегда дарят друг другу подарки. Ребята, вы любите подарки? А мамы ваши любят подарки? Тогда пойдемте со мной, дорогие мои, и сделаем мамам подарки!

Психолог. А мамы идите за мной. Мы нашим деткам тоже сделаем подарки! И обязательно подарим друг другу.

Здесь дети и родители первый раз работают отдельно, в двух группах под руководством педагогов. Родители и дети изготавливают друг другу подарки.

Дети рисуют восковыми мелками и акварелью; родители из цветной бумаги или конфетных оберток изготавливают бабочек (цветочек).

Работа с детьми «Солнышко па небе».

Педагог предлагает нарисовать солнышко круговыми движениями с помощью воскового мелка. Мелки собираются и раздаются баночки с синей акварелью, кисточки. Детям предлагается нарисовать небо, закрашивая весь лист. Потом обе работы соединяются в единую композицию: бабочка на небе или цветочек под солнцем.

Игра «Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды».

- Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды, дружно моем ручки. Вот так! Маме улыбаемся. Вот так! К маме прижимаемся. Вот так! Молодцы, какие чистые ручки!

Дети и родители проходят на ковер и располагаются рядом, чтобы родителям было легко и удобно дотрагиваться до ребенка.

4-я часть «Игры на руках и коленях».

Игра «Мама песню напевала».

Психолог. Мама песню напевала, мама детку одевала:

Имитация одевания.

Надела на дочку белую сорочку,

Проводим руками по спинке, по животику.

Надела на сыночка красную сорочку.

Хороша сорочка, весело дочке!

Хороша сорочка, весело сыночку!

Мама песню напевала, мама детку обувала:

На правую ножку надела башмачок,

Рукой ребенка проводим по правой ножке

На левую ножку надела башмачок.

Рукой ребенка проводим по левой ножке

Стукни, стукни, каблучок!

Берем ножки и постукиваем ступнями друг о друга.

Вот как мама угодила - нашу детку нарядила!

Повороты ребенка вправо, влево.

Вот какая мама - золотая прямо!

Проводим руками по всему телу.

5-я часть «Музыкально-ритмическая».

Дети и родители садятся за столы, готовясь к чаепитию.

Игра за столом «Я пеку».

Я пеку, пеку, пеку

Дети округлыми ладошками «лепят пирожки».

Деткам всем по пирожку,

А для милой мамочки,

Гладят маму, протягивают ей ладошки.

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка,

Вкусные два пряничка.

Я ребяток позову,

«Зовут» руками, протягивают их соседям за столом. Пирожками угощу.

6-я часть «Прощание».

Воспитатель.

До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам опять.

До свиданья, до свиданья,

Будем вместе мы играть!

Рекомендуем посмотреть:

Творческая гостиная в ДОУ. Сценарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!