Цель: развивать умение называть свои имя и фамилию, возраст.
Материалы и оборудование: фотографии детей, зеркальце.
Дидактические игры
Цели.
• развивать умение называть имена своих родителей, их трудовые обязанности в семье;
• прививать любовь к близким.
Материалы и оборудование: картинки с изображениями разных ситуаций в семье, мяч.
«Кто это?» («Моя семья»)
Описание игры. Педагог показывает картинки, на которых изображены члены семьи — мама, папа, бабушка и т. д., спрашивает: «Кто это?», дети отвечают.
«Кто что делает?»
Описание игры. Педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает детям мяч по очереди, задавая вопросы: «Что дома делает мама (бабушка, сестра, папа и т. д.)?» Дети ловят мяч и отвечают на вопросы (стирает, варит суп, вяжет, ремонтирует и т. д.).
Цели.
• развивать умение согласовывать слова и движения;
• развивать эмоциональное состояние.
Описание игры. Педагог вместе с детьми читает стихотворение. Дети самостоятельно выполняют движения.
Этот пальчик — мамочка, Показывают большие пальцы.
Этот пальчик — папочка, Показывают указательные пальцы.
Этот пальчик — бабушка, Показывают средние пальцы.
Этот пальчик — дедушка, Показывают безымянные пальцы.
Ну а этот пальчик — я. Показывают мизинцы.
Вот и вся моя семья! Трясут раскрытыми ладошками.
Цель: учить правильно себя вести, если потерялся на улице.
Материалы и оборудование: игрушка-мишка.
Описание игры. В гости к детям приходит мишка и рассказывает, что он потерялся, когда был на прогулке с мамой. Дети объясняют ему, что нужно делать, если вы с мамой потеряли друг друга; к кому можно обратиться за помощью, а к кому нельзя; что делать, если мама вошла в автобус, а ты не успел и т. д.
Цели:
• учить объединять игровые действия несложным сюжетом;
• закреплять называние ближайших родственников: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, а также их имена.
Материалы и оборудование: куклы, кукольная посуда и мебель, атрибуты из «Уголка ряжения»: фартуки, косыночки, юбочки, детские сумочки.
Мероприятия и материалы для родителей: домашнее задание — закрепить с ребенком знание его имени и фамилии, домашнего адреса, ФИО родителей.
Цели:
• знакомить со строением своего тела;
• помогать осознанию своей половой принадлежности.
Материалы и оборудование: плакат «Строение тела».
«Что есть у куклы?»
Цели:
• учить называть часть тела;
• формировать представление о том, для чего служит каждая часть тела.
Материалы и оборудование: для первой игры — плоскостное изображение куклы, отдельных частей ее тела (голова, руки, ноги, туловище, глаза и т. д.), плакат «Части тела»; обычная кукла — для второй игры.
Цель: акцентировать внимание на своих умениях и физических возможностях своего организма.
Материалы и оборудование: мяч.
Описание игры.
1 вариант: педагог бросает мяч и произносит: «Я умею...» или «Я не умею...» Ребенок, поймав мяч, продолжает фразу, объясняя, почему он умеет или не умеет. Например, педагог говорит: «Я умею бегать...», а ребенок продолжает: «...так как у меня есть ноги». Педагог: «Я не умею летать...» Ребенок: «...потому что у меня нет крыльев».
2 вариант: педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает детям мяч, задавая вопросы: «Ты умеешь прыгать?» (плавать, стирать, бегать, читать, ловить мяч, мыть посуду, ползать, дышать, плакать и т. д.). Дети ловят мяч и отвечают «умею» или «не умею».
Цель: учить находить общие и отличительные признаки у ребенка и у куклы.
Материалы и оборудование: кукла.
Описание игры. В гости к детям приходит кукла, дети рассматривают ее и называют, чем похожи кукла и девочка (у куклы и девочки есть голова, туловище, руки, ноги, глаза, нос, волосы, они носят одежду и т. д.), чем они отличаются {девочка живая, она растет, умеет дышать, говорить, плакать и т. д., а кукла не живая, она не растет, не умеет дышать, говорить и т.д.).
Цель: учить лепить предмет из двух частей круглой формы разной величины.
Материалы и оборудование: пластилин, игрушка кукла-неваляшка, салфетки.
Описание игры. Неваляшка приходит в гости к детям и просит слепить ей подружек.
Мероприятия и материалы для родителей: оформление родительского уголка дидактическим материалом на тему «Я — человек» (стихи, загадки, пословицы).
Цель: способствовать формированию элементарных правил личной гигиены, побуждать к самостоятельному их выполнению.
Материалы и оборудование: предметы личной гигиены (мыло, мыльница, расческа, полотенце, мочалка, зубная паста и щетка), кукла.
Описание занятия.
Педагог читает отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», последовательно демонстрируя иллюстрации. Проводит беседу по вопросам:
• Какой из мальчиков вам понравился больше?
• Почему вам понравился опрятный мальчик?
• Почему не понравился другой мальчик?
• Какие туалетные принадлежности нужны, чтобы смыть грязь и быть чистым? (И т. д.)
Педагог, используя знакомые детям потешки, просит показать, как нужно мыть руки и лицо. Предлагает рассмотреть предметы личной гигиены, рассказать об их назначении.
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки, навыки культуры поведения за столом.
Материалы и оборудование: мяч, кукла, кукольная посуда, салфетки.
«Что хорошо, что плохо?»
Описание игры. Педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает по очереди детям мяч, задавая вопросы на тему «Хорошо или плохо?»:
• Мыть руки после прогулки.
• Пользоваться носовым платком.
• Садиться за стол с грязными руками.
• Пользоваться расческой.
• Разговаривать во время еды. (И т. д.)
Дети отвечают.
«Кукла Маша обедает»
Описание игры. Дети вместе с педагогом накрывают кукле Маше стол к обеду, проговаривая при этом все свои действия (что куда нужно поставить, какая необходима посуда), и напоминают ей о правилах поведения за столом.
Чтение художественной литературы
Цель: развивать понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
Материалы и оборудование: стихотворение А. Барто «Девочка чумазая», потешка «Водичка, водичка, умой мое личико».
Игра-тренинг «На день рождения к кукле Кате»
Цель: формировать навыки безопасного поведения за столом.
Материалы и оборудование: кукла, столовые приборы, посуда.
Мероприятия и материалы для родителей:
• знакомство с памяткой «Правила этикета»;
• беседа о необходимости самостоятельного выполнения ребенком дома правил личной гигиены.
Цели:
• способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни (ЗОЖ): соблюдению режима, выполнению утренней зарядки;
• помогать осознавать, что утренняя зарядка, физические упражнения вызывают хорошее настроение.
Материалы и оборудование: игрушка-мишка, погремушки, картинки с изображениями разного времени суток, стихи о зарядке.
Описание занятия. В гости к детям приходит мишка, он болеет, одет не по погоде, но зовет детей на прогулку. Педагог предлагает ему остаться на занятии и послушать детей. Дети говорят мишке, что, одеваясь таким образом, он вредит своему здоровью, называют, что именно он надел неправильно и почему.
Игра «Кто быстрее возьмет погремушку»: дети под музыку бегут по кругу, останавливаются, гремят погремушкой, затем кладут ее на пол и хлопают в ладоши. С окончанием музыки нужно быстро взять погремушку с пола и поднять ее вверх.
Дети вместе с педагогом разбирают некоторые ситуации о соблюдении и нарушении режима, объясняют мишке, как нужно беречь здоровье, что для этого делать, поправляя при этом неправильные ответы, которые дает мишка.
Чтение художественной литературы
Цель: знакомить с элементарными правилами оказания первой медицинской помощи.
Материалы и оборудование: стихотворение А. Барто «Мишка», игрушка-мишка, бинт.
Цели:
• учить скатывать комочки глины круговыми движениями между ладонями;
• объяснять пользу витаминов.
Материалы и оборудование: игрушка доктор Айболит, глина, дощечки для работы.
Мероприятия и материалы для родителей: консультация на тему «Гимнастика маленьких волшебников» — комплекс физических упражнений для дома и улицы.
Цели:
• формировать знания об источниках опасности в квартире и в группе;
• разъяснять правило «Нельзя!»
Материалы и оборудование: игрушка-кошка, режущие и колющие предметы, лекарства.
Описание занятия. Перед занятием воспитатель оборудует комнату куклы Маши. Ей на день рождения подарили маленького котенка, он очень маленький и многого не знает. Ему очень хочется поиграть на кухне, попробовать красивые таблетки и сироп из бутылочки, выглянуть в окно, нарезать хлеб к обеду, заварить чай. Кукла Маша объясняет опасность таких игр и занятий, разъясняет котенку правило «Нельзя!»
Цели: учить находить во время прогулки по территории детского сада опасные места и предметы; разъяснять, какую они представляют опасности и как ее избежать.
Материалы и оборудование: красные ленточки для пометки опасных мест.
Цели:
• тренировать в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровья;
• учить самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами.
Материалы и оборудование: карточки с изображениями различных предметов.
Описание игры: педагог предлагает выбрать карточку, назвать изображенный на ней предмет и объяснить, чем он может быть опасен и как с ним правильно обращаться.
Мероприятия и материалы для родителей: папка-передвижка «Опасные предметы».
Цели.
• знакомить с опасностью, исходящей от огня;
• воспитывать осторожность при обращении с огнеопасными предметами (спичками, зажигалками, электрозажигалками, свечками);
• дать элементарные навыки поведения при пожаре.
Материалы и оборудование: кукла Незнайка, иллюстрации по теме «Не играй с огнем!», разрезные картинки: ведро, огнетушитель, пожарная машина, каска и др.
Описание занятия. Вспомнить с детьми содержание сказки К. Чуковского «Путаница». Беседа по вопросам:
• Какой неприятный случай произошел в море?
• Как звери тушили пожар?
• Кто пришел им на помощь? (И т. п.)
К детям в гости пришел Незнайка, рассматривает вместе с ними иллюстрации из альбома «Не играй с огнем».
Беседа с Незнайкой по вопросам:
• Из-за чего может случиться пожар?
• Что может загореться во время пожара дома, в лесу?
• Как надо пользоваться огнеопасными предметами?
• Кто помогает людям в тушении пожара? (И т. п.)
Игра с Незнайкой «Разрезные картинки»: из 3—4 частей нужно сложить целую картинку и назвать, что на ней изображено и для чего нужно, как пользоваться.
Цели:
• развивать навыки драматизации, формировать интонационную выразительность речи;
• закреплять элементарные навыки поведения при пожаре.
Материалы и оборудование: потешка «Тили-тили-тили- бом, загорелся Кошкин дом», иллюстрации к потешке.
Цель: учить называть изображенные на картинке предметы, знать их назначение.
Материалы и оборудование: картинки с изображениями ведра, пожарной машины, каски и т. д.
Цели.
• учить отличать пожарную машину от других, различать и находить основные части машины;
• развивать речь, активизируя словарь новыми понятиями и словами (пожарная машина, цистерна с водой и др.).
Материалы и оборудование: пожарная машина — картинка или игрушка.
Цели:
• развивать двигательные умения;
• закреплять правила пожарной безопасности.
Материалы и оборудование: стульчики — на один меньше, чем детей; игрушка-огнетушитель, медаль.
Описание игры. По кругу стоят 5 стульев, на каждом стуле — огнетушитель-игрушка. Играют 6 детей. Под музыку они бегут по кругу, с окончанием музыки нужно быстро поднять огнетушитель вверх. Кому не достался огнетушитель — выбывает из игры. Кто завладел самым последним огнетушителем — получает звание «Лучший пожарный» и медаль.
Цели.
• разъяснять запрет на игру со спичками, рассказывать о последствиях этой игры;
• формировать знания о причинах возникновения пожара и средствах пожаротушения.
Материалы и оборудование: сказка К. Чуковского «Путаница», иллюстрации к ней, предметные картинки.
Мероприятия и материалы для родителей:
• консультация по рекомендуемой литературе о пожарной безопасности;
• анкетирование и оформление памятки по профилактике пожарной безопасности.
Цель: знакомить с правилами поведения в разных ситуациях (как вести себя с незнакомыми людьми, почему нельзя гулять без взрослых и т. д.).
Материалы и оборудование: игрушка Колобок, иллюстрации к сказке.
Цель:
• закреплять правила поведения с незнакомыми людьми;
• воспитывать чувство сопереживания сказочным героям.
Материалы и оборудование: сказки «Волк и козлята», «Заюшкина избушка»; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; потешка «Огуречик».
Цель:
• закреплять понятие «опасность»;
• закреплять умение различать цвет и форму предмета.
Материалы и оборудование: большие карточки красного, желтого, зеленого, синего цветов, в центре каждой карточки — окошечко разной формы с нарисованной внутри мышкой; маленькие карточки такого же цвета и формы, как и окошечки в больших карточках.
Описание игры. Педагог раздает детям большие карточки и говорит, что мышке угрожает опасность — за ней гонится кошка. Дети должны помочь мышке спрятаться от кошки. Педагог показывает маленькие карточки разного цвета и формы, дети выбирают свою и закрывают ею окошечко на большой карточке.
Цели:
• тренировать в запоминании основной группы опасных предметов;
• развивать внимание.
Материалы и оборудование: карточки с изображениями опасных предметов.
Описание игры. Педагог загадывает детям загадки об опасных предметах (спички, иголка, ножницы, утюг и др.), а дети должны отгадать их и найти соответствующую отгадку на картинке.
Мероприятия и материалы для родителей: консультация по теме «Азбука общения».
Цель: знакомство с правилами поведения на улицах города и Правилами дорожного движения (ПДД).
Материалы и оборудование: игрушка-светофор, иллюстрации по ПДД, кукла Незнайка.
Описание игры. В гости к детям пришел Незнайка и просит помочь ему совершить прогулку по городу. Дети соглашаются и с помощью вопросов педагога рассказывают ему о том, как надо себя вести в городе: «Улицы в нашем городе широкие и красивые. На улице есть дома. По дороге едет много машин. Место, где ходят люди, называется тротуар. На улице нужны светофоры: ведь машины едут в разные стороны и людям надо переходить дорогу» и т. д. В конце занятия Незнайка благодарит детей, что они познакомили его с Правилами дорожного движения.
Цели:
• уточнять представления об улице, дороге, тротуаре;
• знакомить с правилами безопасного поведения на улице.
Цели:
• учить различать виды транспорта (пассажирский, грузовой);
• формировать представления об основных частях транспортных средств;
• уточнять знания о работе шофера.
Материалы и оборудование: игрушечные грузовая машинка и автобус, кубики, картинки с изображениями различных видов транспорта.
Описание игры. Педагог загадывает детям загадки о легковой, грузовой машинах и автобусе, дети находят отгадки на выставленных на доске картинках с изображениями различных видов транспорта.
Педагог вместе с детьми рассматривает игрушечные машины, отмечает их основные части, назначение, сходство и различия, рассказывает о том, кто водит машину. В конце занятия предложить детям поиграть: из кубиков построить улицу, дома, гаражи.
Цели:
• учить подбирать соответствующие основные части к грузовой машине и автобусу;
• воспитывать внимание.
Материалы и оборудование: плоскостное изображение основных частей легковой и грузовой машин, автобуса (кузов, кабина, колеса, руль), а также предметные картинки с изображением транспорта, разрезанные на 3 - 4 части.
Цели:
• развивать интерес к изобразительной деятельности;
• учить рисовать краской;
• закреплять сигналы светофора.
Материалы и оборудование: гуашь трех цветов, кисточки, салфетки.
Мероприятия и материалы для родителей:
• проведение родительского собрания на тему ПДД «Взрослые, помните: вам подражают!»;
• анкетирование и разбор ситуаций по ПДД.
Автор: Гарнышева Т. П.
Нет комментариев. Ваш будет первым!