Автор: Балдина Светлана Евгеньевна воспитатель ГБОУ СОШ №1 структурное подразделение детский сад№7 «Василек» с. Кинель-Черкассы Самарская область
Предлагаю материал, направленный на обогащение представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии и пользе лекарственных растений, развитие исследовательской деятельности, воспитание бережного отношения к природе. Данный опыт работы будет полезен воспитателям при организации тематических прогулок, оборудовании «экологического пространства» на участке детского сада.
Организация экологического пространства на участке детского сада «Аптекарский огород»
Для воспитателей детского сада групп старшего дошкольного возраста.
«Наш аптечный огород - целебных травок хоровод »
Огород наш просто диво-
Здесь нарядно и красиво!
Тут кругом растут лекарства,
Словно сказочное царство.
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура и таблетки!
А всему ведет учет
Добрый наш Лесовичок.
Знает точный травкам счет,
Помнит он любой цветок,
Что посажен был в горшок.
Он большущий непоседа
Спит с утра и до обеда,
А с обеда до утра –
У него хлопот пора
Содержание
1. Из истории появления аптекарских огородов.
2. Актуальность создания аптекарского огорода на территории детского сада.
3. Цель и задачи фитоогорода.
4. Условия разбивки аптекарского огорода.
5. Этапы работы на участке.
6. Организация деятельности детей.
7. Правила поведения на огороде аптекарских трав.
8. Перечень лекарственных растений нашего огорода и их целебные свойства.
9. Заключение
10. Приложение
Из истории…
На заре Средневековья появляются первые «Аптекарские огороды», это некие ботанические сады, которые являлись своеобразными исследовательскими центрами, где изучали целебные свойства растений. Предположительно первые огороды аптекарских трав появились в Италии.
На Руси «Аптекарские огороды» устраивали при монастырях, первые упоминания появляются в 11-13 вв. На устройство монастырских садов так или иначе влиял европейский опыт так как русским монахам были доступны издания на латыни и греческом языках. А в16-17 вв. появляются отдельно аптекарские сады, называемые огородами, их предшественниками были разводимые при монастырях гряды с лекарственными и пряными травами.
В 1706 году Высочайшим указом Государя Петра 1, в Москве в районе осушенных болот за Сухаревой башней был заложен первый в России «Аптекарский огород» - учебно-воспомогательное учреждение для московской медицинской школы, а также в целях «разведения лекарств для казенных аптек».
В дальнейшем возделывание лекарственных и пряноароматических растений на Руси стало распространяться, а петровские «Аптекарские огороды» послужили основой для создания аптекарского дела по всей Руси.
Актуальность
Умение любить природу не приходит само, в основе сознательного отношения детей к ней лежат знания, которые в яркой эмоциональной форме преподнесли взрослые. Наибольший результат достигается через непосредственное наблюдение в живой природе, восприятие всеми органами чувств. Поэтому на территории нашего детского сада был разбит огород аптекарских трав.
Наблюдая, как из семечка вырастает растение, узнавая, как оно может помочь своими целебными свойствами, ребенок учится беречь и любить природу, видеть ее красоту и неповторимость, понимать значимость лекарственных растений для человека. Приобретенное в детстве умение узнавать в простой травке под ногами лекаря и помощника ведет к активизации познавательной деятельности, расширяет знания детей.
Цель: расширять и формировать знания детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека.
Задачи:
«Познание»
Обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений (учить узнавать и правильно называть лекарственные травы, расширять знания о пользе)
«Коммуникация»
Развивать монологическую речь детей, умение вести диалог, расширять и активизировать словарный запас по теме
«Социализация»
Развивать умение совместно решать поставленную задачу (коллективная посадка, прополка, декор участка)
«Чтение художественной литературы»
Познакомить с произведениями художественной литературы экологической направленности
«Художественное творчество»
Учить передавать в рисунках отличительные особенности растения. Познакомить с технологией изготовления народной куклы Травницы-Кубышки
«Здоровье»
Снятие стресса, укрепление нервной системы (аромотерапия: вдыхание воздуха, наполненного фитонцидами мяты, мелиссы, чабреца)
«Труд»
Формировать умения и навыки по уходу за растениями
«Безопасность»
Закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав - не употреблять в пищу неизвестные растения.
Условия разбивки аптекарского огорода
1. Изучение специальной литературы по данной проблеме (разнообразие лекарственных растений родного края, условия их выращивания).
2. Наличие естественного ландшафта (на участке уже произрастала яблоня, обеспечивая легкую тень пряновкусовым растениям, что помогало им не выгореть на солнце и дольше сохранять сочную зелень).
3. Водообеспечение участка.
4. Наличие посадочного материала (семена, черенки, корневища).
5. Наличие огородного инвентаря (лопаты, грабли, мотыги, лейки)
Этапы работы на аптекарском огороде
1. Планировка огорода.
2. Перекопка почвы.
3. Рыхление земли граблями, разбивка комьев, выборка остатков травы.
4. Разбивка грядок.
5. Посев семян и высаживание черенков, корневищ в грунт.
6. Уход за всходами: полив, прополка, рыхление.
7. Декоративное оформление огорода.
8. Сбор лекарственного сырья.
Организация деятельности детей
Познавательная деятельность:
1. Рассматривание и сравнивание семян, черенков, корневищ перед посадкой.
2. Наблюдение за всходами.
3. Подробное ознакомление с растениями (стебель, листья, цветы, запах)
4. Знакомство с условиями произрастания.
5. Ознакомление с правилами сбора лекарственного сырья (какую часть растения собирать, как и для чего применять, как сушить)
Трудовая деятельность:
1. Рыхление земли.
2. Утаптывание междурядий.
3. Посев семян
4. Полив, прополка.
5. Сбор сырья.
Творческая деятельность:
1. Совместное декорирование участка.
2. Художественное творчество.
Правила поведения на аптекарском огороде
1. Ходить только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения.
2. Если увидишь мусор, надо его подобрать и отнести в мусорный контейнер.
3. Собирать только известные лекарственные растения, в строго указанные сроки
4. Нельзя вырывать растения с корнем
5. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста
6. Лекарственное сырье собирают в сухую погоду, сушат в тени.
Перечень лекарственных растений нашего огорода и их целебные свойства
1. Мелисса - обладает успокаивающим, противовоспалительным, болеутоляющим действием. Используется при бессоннице, для улучшения пищеварения.
2. Мелисса турецкая - обладает мочегонным, успокаивающим эффектом. Наружно применяют в виде ванны как успокаивающее средство.
3. Базилик - оказывает тонизирующее, бактерицидное, болеутоляющее действие. Применяют при лечении головных болей, простудных заболеваний, для улучшения пищеварения
4. Ромашка аптечная - обладает успокаивающим, противовоспалительным, антимикробным, обезболивающим действием. Применяют для улучшения аппетита, воспалении горла, десен.
5. Лук-шнитт - обладает противомикробным, бактерицидным действием. Используют при лечении малокровия, анемии, авитаминозе.
6. Лук-слизун - обладает мочегонным, бактерицидным эффектом. Используют при лечении атеросклероза, профилактики цинги.
7. Лук-батун - обладает противомикробным, бактерицидным действием. Используют при лечении авитаминоза, инфекционных заболеваний.
8. Подорожник – обладает противоспалительным, ранозаживляющим, обезболивающим действием. Применяют при заболевании органов дыхания, свежие листья прикладывают к ранам, порезам.
9. Тысячелистник – обладает кровоостанавливающим, противоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим действием. Используют при лечении заболеваний желудка, лечении ран.
10. Земляника альпийская – обладает противоспалительным, потогонным, ранозаживляющим действием. Плоды земляники улучшают аппетит, пищеварение, листья используют при лечении простудных заболеваний.
11. Майоран – обладает антисептическим, тонизирующим действием. Используют при лечении головной боли, заболеваний дыхательных путей.
12. Чабрец (тимьян) – обладает отхаркивающим, успокаивающим, обезболивающим действием. Показан при лечении бронхитов, воспалениях ротовой полости.
13. Шалфей – обладает противоспалительным, дезинфицирующим, кровоостанавливающим действием. Используют при лечении гастрита, воспалительных заболеваний горла, лечении ожогов.
14. Смородина черная – применяют для лечения желудочно-кишечных заболеваний, сердечнососудистой системы, для поднятия иммунитета.
15. Малина – оказывает потогонное, противоспалительное действие, применяют при лечении простудных заболеваний, респираторных инфекций
16. Расторопша – активирует защитную функцию печени, помогая ей восстанавливаться.
17. Календула лекарственная – обладает противоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим действием. Используют при лечении ран, порезов, для полосканий при воспалении дыхательных путей.
18. Кукуруза – кукурузные рыльца используют как мочегонное, кровоостанавливающее средство, отвар кукурузных рылец применяют для снятия усталости.
19. Перец жгучий – обладает бактерицидным, болеутоляющим, согревающим действием. Вытяжку используют при изготовлении согревающих мазей, пластырей.
20. Укроп – нормализует работу желудочно-кишечного тракта, успокаивает нервную систему.
21. Петрушка – препятствует преждевременному старению организма, поддерживает иммунитет, показана при анемии.
22. Мята перечная - обладает спазмолитическим, болеутоляющим, антисептическим действием. Улучшает аппетит, снимает нервное возбуждение.
Заключение
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя - развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать за явлениями живой и неживой природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях. Постоянное наблюдение невозможно без организации в ДОУ развивающей природной среды, которая выступает фактором экологического воспитания дошкольников. Формы организации, методы и приемы ознакомления с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, возраста детей, условий произрастания растений. Так в нашем детском саду было организовано экологическое пространство «Аптекарский огород», где дети знакомятся с многообразием лекарственных растений, их характерными особенностями, целебными свойствами. У детей развивается познавательный интерес - они охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. Развиваются эстетические чувства, умение замечать и оценивать красоту формы и окраски листьев, цветов.
«Экологическое пространство» можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая интересные волшебные уголки природы.