Цель — уточнение и дальнейшее расширение первичных естественно-научных представлений (времена года. Лето. Признаки лета).
Оборудование: коврики, панамки, схема плетения венка.
Предварительная работа
Разучивание стихов о лете, о полевых и луговых цветах, подвижных игр «Венок», «Водичка», «Волк и зайки».
Проведение бесед «Птицы и дикие животные летом», «Растения летом», «В мире насекомых».
Прослушивание записи пения птиц.
Педагог приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. По дороге он обращает внимание детей на то, как ярко светит и греет солнце, какое высокое голубое небо, какие легкие белые облака.
На месте педагог предлагает детям разместиться на тенистой лужайке и прочитать знакомые стихи о лете. Один из детей обязательно читает стихотворение С. Погореловского:
Лес
Здравствуй, лес, дремучий лес,
полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою,
что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
ты же видишь, мы свои.
Педагог. Сегодня мы с вами будем говорить о лете, его признаках, природе летом, о жизни растений и представителей животного мира в это время года. Осмотритесь и расскажите, по каким признакам видно, что поздняя весна закончилась и наступило лето.
Дети. Солнце уже не просто пригревает, а сильно греет. Воздух горячий. Ветер теплый. Небо высокое и чистое. Все деревья и кустарники покрыты темно-зеленой листвой. Трава высокая и густая. В траве много цветов: ромашек, колокольчиков, купальницы, дремы. На берегу пруда цветут калужница и незабудки.
Педагог. Вспомните и расскажите стихи о цветах.
Дети читают стихи:
Клевер
Розовый клевер цветет на лугу.
Глаз от него оторвать не могу.
Капли нектара в соцветьях дрожат.
Пчелы над клевером важно кружат.
Незабудки
Незабудки, незабудки —
Капли дождика как будто.
Распустились у пруда.
Где цветки? А где вода?
Дрема
Дремы розовый прибой
Нежно кружит нас с тобой.
Если дремы много, это
Значит — скоро будет лето.
Иван-чай
Иван-чай, иван-чай,
Возле леса не скучай.
Если ты цветешь — с утра
За малиной нам пора.
Купальница
Медовые бубенчики на солнышке качаются,
Медовые бубенчики в лучах его купаются.
Не зря цветочки эти купальницей зовут:
Пришла пора купаться, когда они цветут.
Ромашки
На лесной опушке расцвели ромашки —
Желтые макушки, белые кудряшки.
На макушках желтых капельки-росинки.
Их туман наплакал и уплыл в низинку.
Лютик
Лютик, ты не злой цветок,
Насекомым даришь сок,
Щедро делишься нектаром
И зовешься лютым даром.
Педагог предлагает детям выбрать лучшего исполнителя стихов, а потом организует игру «Венок».
Игра «Венок»
Цель — развитие пальцевой моторики, творческого воображения, конструктивного праксиса.
Оборудование: полевые цветы, карточка со схемой плетения венка.
Предварительная работа. Изготовление педагогом карточки со схемой плетения.
Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть цветы, растущие вокруг, посоревноваться в составлении рассказов-описаний о них (по плану, предложенному педагогом или составленному коллективно) и выбрать самого лучшего рассказчика.
Образец рассказа о полевом цветке
Это колокольчик. Колокольчик — полевой цветок. Он цветет летом, в июне—июле. У колокольчика тонкий стебель, узкие длинные заостренные листочки и очень красивый цветок светло-фиолетового, темно-голубого или синего цвета. Цветок по форме напоминает колокол. Если колокольчик потрясти, слышен тихий шорох.
Колокольчики-звоночки
Я вплету в веночек дочке.
Колокольчик — синий цвет,
Шорох есть, а звону нет.
Далее педагог предлагает детям собрать букет полевых цветов, а потом показывает, как можно плести венок из них. Все дети по очереди принимают участие в плетении венка.
Подвижная игра по мотивам русской народной игры «Прянишна»
Венок
На зеленом на лугу,
(Дети образуют круг и бегут по часовой стрелке, взявшись за руки.)
На речном на берегу
(Вне круга против часовой стрелки бежит водящий с венком в руке.)
Мы венок сплели
И играть пошли.
Раз, два, три,
Беги!
(На слово «беги» водящий надевает венок на голову одному из детей. Водящий продолжает движение против часовой стрелки. Ребенок с венком на голове бежит по часовой стрелке. Побеждает тот, кто займет освободившееся в круге место. Проигравший становится водящим и берет в руки венок.)
Педагог приглашает детей к водоему и предлагает опустить венок в воду. Можно рассказать, что обычай плести и опускать в воду венки существовал на Руси с древности. Дети опускают в воду венок.
Педагог. Опустите руки в воду. Расскажите, какая она.
Дети приседают и опускают ладони в воду.
Дети. Вода очень теплая, опускать в нее руки приятно.
Педагог. Давайте поиграем с водой, вспомним игру «Водичка», которая вам нравилась, когда вы были маленькими.
Игра «Водичка»
Раз, два, три, четыре,
(Дети садят на корточках, опустив в воду руки.)
Руки в воду опустили.
Мы похлопаем в ладошки
(Хлопают в ладоши под водой.)
И побрызгаем немножко.
(Легко загребают воду ладошками.)
Из ладошки да в ладошку
(Переливают воду из ладошки в ладошку.)
Льются капельки-горошки.
После игры экскурсия продолжается. Педагог вновь приглашает детей на тенистую лужайку, где они удобно устраиваются на ковриках.
Педагог. Кого вы видели в траве и на цветах, когда рассматривали их?
Дети. Мы видели насекомых.
Педагог. Каких?
Дети. Бабочек, стрекоз, кузнечика, божью коровку, муравьев.
Педагог. Послушайте, как громко стрекочут кузнечики. О чем говорит такое громкое стрекотание?
Дети. Если кузнечики громко стрекочут, то дождя не будет.
Педагог. Какие еще насекомые предсказывают дождь?
Дети. Дождь предсказывают бабочки. Они исчезают перед дождем, прячутся в укромные сухие места и сидят там, сложив крылышки, пока не пройдет дождь. Прячутся в муравейнике перед дождем и муравьи.
Педагог. Что вы знаете об этих насекомых?
Дети. Муравьи — полезные насекомые. Они уничтожают вредителей растений. Разорять муравейники нельзя.
Педагог. Верно. Молодцы! Вы многое знаете и помните о жизни насекомых. А теперь послушайте пение птиц и сравните его с пением, которое мы слышали весной. Сделайте вывод.
Дети. Птицы поют, но уже не так активно, как весной, потому что у многих из них уже появились птенцы и птицы кормят и растят их.
Педагог. Что вы знаете о жизни птиц летом?
Дети. Ласточки прилетают к нам только на лето. Причем прилетают они последними, а улетают первыми. Питаются они только насекомыми. За лето одна ласточка съедает около миллиона насекомых. А если сложить в одну линию насекомых, которых съедает за лето стриж, то она растянется на один километр. В конце лета, перед отлетом в теплые края, все птицы линяют, меняют старые, поизносившиеся перья на новые.
Педагог. Голоса каких птиц вы услышали и узнали?
Дети перечисляют названия птиц, которых они узнали. Если есть возможность, педагог организует наблюдение за одной из птиц. Дети рассматривают и описывают ее. По возвращении в детский сад можно нарисовать эту птицу с детьми или сделать коллективную аппликацию.
Педагог. А что вы знаете о жизни диких животных летом?
1-й ребенок. У белки уже подросли бельчата, которые родились ранней весной. В начале лета они начинают выбегать из гнезда, прыгать по веткам деревьев, лакомиться ягодами и грибами.
2-й ребенок. В жаркую погоду белка прячется в дупле, а полакомиться ягодами и грибами выходит только утром или вечером.
3-й ребенок. У ежа в начале лета появляются ежата. Сначала иголки у них мягкие и светлые, но ко времени выхода из гнезда они темнеют и становятся крепкими и колючими.
4-й ребенок. Лисица начинает выводить на охоту своих подросших лисят. Сначала она показывает им, как нужно ловить бабочек и жучков, потом приносит живого мышонка и пускает между лисятами, а они его ловят. Лисица учит своих детенышей быть осторожными, слушать, не бежит ли собака, не идет ли человек.
Педагог. Вы очень интересно рассказали о жизни диких животных летом. Я вами горжусь! А теперь давайте поиграем.
Игра «Волк и зайки»
На лесной лужайке
Веселятся зайки,
В травке кувыркаются,
(Дети-«зайки» свободно двигаются по полянке, прыгают, сделав «ушки» из ладошек.)
Прыгают, толкаются.
Вдруг из чащи вышел волк,
(В центр полянки выходит ребенок- «волк».)
Он в зайчатах знает толк.
Разбегайтесь кто куда,
(На слово «беда» «волк» бросается ловить «заек».)
Не случилась бы беда!
(Они убегают за линию в дальнем конце полянки.)
Педагог. Вот и заканчивается наша экскурсия. Вспомните, какие признаки лета мы с вами сегодня наблюдали.
Дети. На улице жарко. Ярко светит и греет солнце. Вода в водоемах согрелась и стала очень теплой. Уже можно купаться. Деревья и кустарники покрыты темно-зеленой листвой. Трава высокая и густая. В траве цветут ромашки, колокольчики, лютики, кашка. В траве много насекомых: бабочек, жуков, стрекоз, муравьев. Слышно пение птиц, но они поют уже не так много, как пели ранней весной, потому что они выкармливают птенцов. У диких животных подросли детеныши.
Педагог. Отлично. Вы очень хорошо рассказали о признаках лета. Когда лето закончится, вы пойдете в школу, и ваши знания там очень пригодятся.
Дети и педагог возвращаются в детский сад.
Автор: Нищева Н. В.
Конспект летней прогулки в младшей группе. Лето красное
Стихи про лето для детей 5-7 лет в детском саду
Летние рассказы для детей 5-7 лет
Сценарий праздника «Здравствуй, Лето» в детском саду на улице для всех групп
Диля Кадимовна Кошелева # 11 февраля 2017 в 16:01 0 |