Цель: создание условий для совместного творчества и деятельности детей и родителей, для раскрытия и реализации творческого и интеллектуального потенциала детей.
Задачи:
— научить проявлять свои знания и умения в музыке при помощи игры, занимательных конкурсов, заданий;
— обобщить знания по музыкальному содержанию сюиты «Танцы кукол» Д. Шостаковича.
Участники: дети подготовительной к школе группы, их родители.
Проводят мероприятие: музыкальный руководитель, в роли ведущего воспитатель, помощники воспитателей — участники команд.
Оформление зала: портрет композитора Д. Шостаковича на центральной стене, заставка на экране к презентации.
Репертуар: пьесы Д. Шостаковича: «Шарманка», «Вальс-шутка», «Лирический вальс», «Гавот», «Полька», «Романс», «Танец», песня «Дорогою добра» (муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина), музыкальные игры: «Крещендо — диминуэндо», «Музыкальные слова».
Оборудование: аудио- и видеоаппаратура, карточки «Музыкальные загадки», нотки двух цветов для деления на команды (по количеству детей), презентация «Дмитрий Шостакович. Сюита “Танцы кукол”», бумага для фона и цветная (для создания объемной аппликации — портретов Мажора и Минора), книги, карандаши, игрушки и музыкальные инструменты для игры, призы для участников конкурса, аудиозапись песни «Мы начинаем КВН» (авт. В. Шаинский), музыки игры на скрипке и флейте, музыки для игры «Музыкальные слова», трафареты для создания объемной аппликации, две маркерные доски и маркеры для них.
Примечание. В центре зала расположен экран, над ним портрет Д. Шостаковича. По краям от экрана расположены стулья для команд. Для игры в «Музыкальные слова» подбираются три фрагмента музыки: для прыжков — «стаккато», плавное кружение — «легато» и притопы на месте — «маркато». Таблица словосочетаний для конкурса «Музыкальные загадки» написана на доске, которую ставят помощники непосредственно перед проведением конкурса.
* * *
В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
«Музыка» Анна Ахматова Д.Д. Шостаковичу
Под аудиозапись песни «Мы начинаем КВН» вбегают дети, располагаются вдоль боковых стен.
Ведущий. Добрый день, дорогие ребята! Мы снова в гостях у Музыки!
Таинственная муза
Взмахнет в тиши рукой,
И льется, льется музыка
Бурлящею рекой.
Веселая и грустная,
Как наше настроение,
Такое музыке дано
Чудесное умение!
Мы начинаем музыкальный КВН! Соревноваться будут две команды. Располагайтесь справа и слева от экрана.
Дети садятся на стулья.
Команда справа, у вас на стульях красная нотка, значит, ваша команда называется... (Мажор). У ребят, сидящих слева, нотка голубая, и команда называется... (Минор). Команда Мажора готова?!
Дети. Да.
Ведущий. Команда Минора?
Дети. Да.
Оценивать вас будут наши гости — мамы, папы. Они и будут нашим жюри.
1 конкурс «Разминка»
Показ презентации «Шостакович. Сюита “Танцы кукол”»
1. Как называется произведение, которое сочинил известный нам композитор по мотивам своего детского сна? (Сюита «Танцы кукол».)
2. Как мама называла его в детстве? (Митя.)
3. Как называется механический прибор для воспроизведения музыкальных произведений? (Шарманка.)
4. Сейчас прозвучит музыка. Скажите, как она называется? (Романс.) Почему нет голоса человека? (Это инструментальная музыка.)
5. Слушаем музыку. Как она называется? (Гавот.) В какой стране родился этот танец? (Во Франции.)
6. Еще один музыкальный отрывок. А вопрос такой: как называется этот танец и что в переводе с немецкого обозначает его название? (Вальс. В переводе с немецкого — вертеться, кружиться.)
7. Кто исполняет это произведение? (Оркестр.)
8. Как называется этот танец? («Вальс-шутка».)
9. Назовите инструменты, которые вы услышали. (Флейта, скрипки.)
10. Что звучит? На что похожа эта музыка? Что она вам напоминает? («Танец». Музыка похожа на забавный танец петрушек, которым аккомпанирует целый оркестр народных инструментов.)
2 конкурс «Конкурс капитанов»
Мы послушаем два музыкальных отрывка. Капитаны команд расскажут все, что они знают об этой музыке.
Для команды «Мажор» звучит музыкальный отрывок произведения «Полька».
Полька — в переводе с чешского означает «половинка шага». Это чешский народный танец, подвижный, сопровождается маленькими прыжками. Позднее от него произошел бальный танец — более праздничный, задорный. Музыка звучит сначала тихо, потом все смелее, задорнее, игривее, веселее.
Для команды «Минор» звучит музыкальный отрывок произведения «Лирический вальс».
Лирический — значит задушевный, нежный, взволнованный. Начинается вальс волшебной, сказочной мелодией, нежной и мечтательной. В вальсе три части. Музыка крайних частей (первой и третьей) звучит плавнее, спокойнее и нежнее, чем в середине.
3 конкурс «Художники»
Дети создают портрет Мажора и Минора в технике объемной аппликации (по готовому трафарету). Задание выполняется под аудиозапись музыки «Полька-шарманка».
4 конкурс « Что мы знаем о музыке»
Для команды «Мажор» проводится игра «Крещендо — диминуэндо». Задача: передавать силу звучания на музыкальных инструментах.
Дети берут звенящие инструменты (бубны, бубенчики, румбы), выбирают дирижера, затем строятся полукругом, дирижер стоит впереди, лицом к ансамблю.
Для команды «Минор» проводится игра «Музыкальные слова». Задача: напомнить музыкальные термины (стаккато, легато, маркато), передать в движении характер звучания.
Ведущий. Ребята, вы уже знаете, что музыкальные термины пишутся на итальянском языке. Многие из них вам уже известны. Назовите некоторые.
Дети. Крещендо, диминуэндо, легато, маркато, стаккато, форте, пиано, пианиссимо, фортиссимо.
Ведущий. Я предлагаю вам поиграть в игру «Музыкальные слова». Услышав характер музыки, вы должны назвать нужный музыкальный термин: «стаккато», «легато» или «маркато», а затем подвигаться в этом темпе.
4 конкурс «Музыкальные загадки»
Ведущий. Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Вам предстоит выполнить задания на карточках. Капитаны, подойдите ко мне и получите задания.
Задание для команды «Минор»: поставьте стрелки между словами двух столбиков так, чтобы получились правильные словосочетания.
большой |
лад |
английский |
пластинка |
вальс |
гусли |
губная |
опера |
граммофонная |
зал |
звончатые |
оркестр |
духовой |
барабан |
камерный |
театр |
комическая |
гармоника |
концертный |
рожок |
мажорный |
балет |
малый |
бостон |
Задание для команды «Мажор»: На карточке 4 иллюстрации — «Гавот», «Лирический вальс», «Романс», «Шарманка». Участники команд вписывают в пустые клетки названия танцев сюиты.
5 конкурс — эстафета « Что нужно музыканту?»
На столе разложены разные предметы — книги, карандаши, игрушки и музыкальные инструменты. Из них надо выбрать только музыкальные инструменты. Участники каждой команды строятся друг за другом, по очереди подбегают к столу и берут по одному музыкальному инструменту, затем бегут обратно к столу своей команды и выкладывают на него принесенный предмет. Задание выполняется на время.
6 конкурс « Чья команда знает больше музыкальных инструментов»
Командам предлагается за 1 мин написать как можно больше названий музыкальных инструментов. Дети называют, воспитатели помогают записать их. Списки озвучиваются и передаются в жюри.
Подведение итогов
Ведущий. Вот и закончился музыкальный КВН. Сейчас жюри подведет итоги и определит команду-победительницу нашей игры.
Жюри совещается.
Жюри. Мир музыки — сложный мир, он полон загадок и удивительных открытий. Но каждую тайну можно разгадать, если учить язык музыки. На этом этапе победила команда... Но никогда не останавливайтесь на достигнутом! Продолжайте развиваться и слушать музыку, учитесь понимать ее. Успехов вам, ребята, на этом пути! А теперь просим всех участников исполнить песню и порадовать собравшихся гостей.
Все дети исполняют песню «Дорогою добра».
После исполнения награждаются все участники КВН.
Игры, песенки, упражнения для младших дошкольников «Игралочка»
Игры на развитие музыкальной памяти у детей 4-8 лет
Игры на развитие чувства ритма у детей 4-6 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!