Стихи о детстве для детей 5-7 лет

Стихи про детство и детей для дошкольников старшей – подготовительной группы

Автором вопросов для обсуждений является С.Д. Томилова - кандидат филологических наук, доцент, автор-составитель «Полной хрестоматии с методическими подсказками для педагогов и родителей» (Москва: Издательство АСТ, 2018)

И. Пивоварова «Тихое и Звонкое»

А знаешь, к нам,

А знаешь, к нам

Приходит в дом

По вечерам

Что-то

Очень

Тихое!

 

И хочешь, верь,

А хочешь, нет, —

Закроет дверь,

Потушит свет

И мне прикажет

Не играть,

А только тихо

Лечь в кровать.

 

Вот какое Тихое!

 

А знаешь, к нам,

А знаешь, к нам

Приходит в гости

По утрам

Что-то

Очень

Звонкое!

 

Оно врывается

В окно,

Свистит оно,

Поёт оно

И мне приказывает:

— Пой! —

И солнце вводит

За собой.

 

Вот какое Звонкое!

 

Э. Мошковская «Я пою»

Я утром

встаю

и сразу

пою.

 

Я громко

пою

про ногу свою,

пою

про башмак,

пою

просто так!

Про солнце

пою,

про всяких людей,

про дома,

про зверей,

про песню мою!

Про всё, что люблю!

Если только

не ем,

если только

не сплю, —

пою,

пою,

я пою!!!

 

Э. Мошковская «Люблю, когда утро»

Люблю, когда утро.

Я утро люблю!

Люблю, когда я уже больше не сплю,

и синее небо,

и ветки в окно,

и в комнате больше не будет темно...

Утром

все люди

куда-то идут!

Утром

все птицы

кому-то поют!..

Мне тоже утром хочется петь,

и топать, и просто шуметь!

 

Э. Мошковская «Добежали до вечера»

Мы бежали и спешили,

потому что быстро жили!

 

Мы бежали и скакали,

и с утра не отдыхали,

и поели

на бегу,

и попили

на скаку,

запыхались,

спотыкались,

удивились:

 

добежали мы до ВЕЧЕРА,

видим — дальше бегать нечего:

 

в небе звёздочка зажглась,

надо жить

не торопясь...

Вопросы для обсуждения

• Ты догадался, о чём говорится в стихотворении И. Пивоваровой «Тихое и Звонкое»? С какой интонацией нужно рассказывать первую часть этого стихотворения? Меняется ли интонация во второй части стихотворения? Почему так происходит?

• Тебе интересно было слушать стихотворение Э. Мошковской «Я пою»? Тебе понятны чувства героя этого стихотворения? Как ты думаешь, чему он радуется? А ты сможешь сочинить такие же весёлые песенки «про ногу свою, про башмак... про всяких людей, про дома, про зверей, про песню мою, про всё, что люблю!»?

• Послушай стихотворение Э. Мошковской «Люблю, когда утро». Тебе понравилось это произведение? Как ты думаешь, почему мы называем это произведение стихотворением? Что есть в стихотворении? (Мелодичность, напевность, ритм, рифма, образность.) Какие рифмы ты запомнил? С каким чувством рассказывает о себе герой этого стихотворения? Какие слова помогли тебе понять его настроение?

В. Орлов «Я учусь варить варенье»

В миске варится варенье,

Я пляшу от нетерпенья,

Я прошу у мамы ложку

Помешать его немножко.

Мама сердится:

— Опять!

Ты мешаешь мне мешать!

Тут я вышла из терпенья.

Я сказала:

— Ну и пусть!

Я теперь варить варенье

Никогда не научусь!

И тогда вздохнула мама:

— До чего же ты упряма!

Ближе к миске становись,

На, попробуй, поучись!

Я учиться пробую —

Я стою и пробую!

 

А. Барто «Я выросла»

Мне теперь не до игрушек —

Я учусь по букварю,

Соберу свои игрушки

И Серёже подарю.

 

Деревянную посуду

Я пока дарить не буду.

Заяц нужен мне самой —

Ничего, что он хромой,

 

А медведь измазан слишком…

Куклу жалко отдавать:

Он отдаст её мальчишкам

Или бросит под кровать.

 

Паровоз отдать Серёже?

Он плохой, без колеса...

И потом, мне нужно тоже

Поиграть хоть полчаса!

 

Мне теперь не до игрушек —

Я учусь по букварю...

Но я, кажется, Серёже

Ничего не подарю.

 

С. Михалков «Сила воли»

Я откровенно признаюсь,

Что в темноте я спать боюсь.

 

Мне так и хочется вскочить

И поскорее свет включить,

Когда вокруг меня темно

И занавешено окно.

 

Я чувства этого боюсь,

Но силой воли с ним борюсь.

Я говорю себе: «Лежи!

Глаза закрытыми держи!»

 

И я лежу, лежу, лежу,

Глаза закрытыми держу

И засыпаю наконец.

Ну, разве я не молодец!

 

А можно было бы начать

С того, чтоб свет не выключать

И, чтобы не было темно,

Не занавешивать окно.

 

И до утра при свете спать...

Но так же можно трусом стать!

 

М. Яснов «Я взрослею»

Я на слова сегодня скуп.

День длится — не кончается...

Ой, у меня молочный зуб

Качается, качается!

 

Вокруг шумят:

«Он просто груб!..» —

И мама огорчается.

А у меня молочный зуб

Качается, качается.

 

Любимый мой молочный суп

Не съел —

Не получается:

Ведь у меня молочный зуб

Качается, качается.

 

Нет, не могу разжать я губ!

А что ещё мне выпадет?

Молчу.

Раскачиваю зуб.

Ещё чуть-чуть — и выпадет!

 

Ура!

Он выпал наконец!

Теперь я больше не юнец!

 

Я рашпрощалшя ш прошлым

И штал ужашно вжрошлым!

Вопросы для обсуждения

• Тебе понравилось стихотворение А. Барто «Я выросла»? О ком оно? Почему так называется? Послушай первую строфу стихотворения. («Мне теперь не до игрушек — я учусь по букварю, соберу свои игрушки и Серёже подарю».) О каком своём желании говорит героиня стихотворения? Теперь обрати внимание на последнюю строфу стихотворения. («Мне теперь не до игрушек — я учусь по букварю... но я, кажется, Серёже ничего не подарю».) Что произошло, почему изменилось желание девочки? Какие строчки стихотворения ты считаешь самыми главными? («И потом, мне нужно тоже поиграть хоть полчаса!..») С какой интонацией нужно рассказывать это стихотворение? Будет ли интонация одинаковой на протяжении всего стихотворения? Если ты запомнил стихотворение, попробуй рассказать его выразительно.

• О ком стихотворение М. Яснова «Я взрослею»? Почему у героя этого стихотворения сегодня трудный день? Как ты понимаешь строчки из стихотворения: «Нет, не могу разжать я губ! А что ещё мне выпадет?» и «Раскачиваю зуб. Ещё чуть-чуть — и выпадет!»? Какие слова повторяются в них? Эти слова обозначают что-то одинаковое или разное? Какие слова в конце стихотворения герой произносит неправильно? Почему?

Г. Ладонщиков «Три подружки»

Три девчушки —

Три подружки

У извилистой речушки

Торопливо босиком

По тропинке шли гуськом.

Тараторя шли — и вдруг

Все лишились речи:

Неприветливый индюк

Вышел им навстречу.

Хвост, как веер, развернул,

В шею голову втянул

И стоит на их пути,

Ни пройти,

Ни обойти!

 

Справа речка,

Слева тын,

Остаётся путь один.

Этот путь — домой, назад,

Им же надо в детский сад,

Что стоит у речки,

С вырезным крылечком.

— Кышь! —

Сказала Тоня. —

Кышь!

Дай пройти нам!

Что стоишь?

 

Не уйдёшь отсюда —

Будет очень худо!

Пук травы в него сердито

Рита бросила сплеча.

Поглядел индюк на Риту,

Головою покачал.

Обойдя своих подружек,

Лена двинулась вперёд.

— Индюка пугать не нужно.

Он и так сейчас уйдёт.—

И с мальчишеской отвагой

Лена прямо к индюку

Приближалась шаг за шагом,

Но держалась начеку.

— Видно, смелая девчонка!

Пробурчал индюк. — Клю-клю!

Отойду-ка я в сторонку,

Им дорогу уступлю.

Люблю смелых людей!

Вопросы для обсуждения

• Тебе интересно было слушать стихотворение Г. Ладонщикова «Три подружки»? Какими ты представил себе этих девочек, когда слушал стихотворение? Кто из трёх девочек понравился тебе больше всего? Почему? Как ты понял выражения из стихотворения: «все лишились речи», «держалась начеку»?

М. Яснов «Спасибо!»

Как жалко, что недели

Так медленно летят!

Что дети, как родятся,

Не сразу говорят!

 

А то бы только-только

Я маму увидал,

Как тут же бы, как сразу

«Спасибо!» ей сказал.

 

За то, что я родился!

За то, что я живой!

За то, что вместе с папой

Идём сейчас домой!

 

За то, что дверь откроем

И знаем наперёд,

Что мама напевает

И нас к обеду ждёт!

 

М. Яснов «Пахнет варежка лошадкой»

Пахнет варежка лошадкой.

Я в неё уткнусь украдкой

И припомню, как с лошадкой

Поделился шоколадкой —

Сладкой, маленькой и хрупкой:

— На, пожалуйста, похрумкай!

 

С. Михалков «Мы с приятелем»

Мы с приятелем вдвоём

Замечательно живём!

Мы такие с ним друзья —

Куда он,

Туда и я!

 

Мы имеем по карманам:

Две резинки,

Два крючка,

Две больших стеклянных пробки,

Двух жуков в одной коробке,

Два тяжёлых пятачка.

 

Мы живём в одной квартире,

Все соседи знают нас.

Только мне звонить — четыре,

А ему — двенадцать раз.

 

И живут в квартире с нами

Два ужа

И два ежа,

Целый день поют над нами

Два приятеля-чижа.

 

И про наших двух ужей,

Двух ежей

И двух чижей

Знают в нашем новом доме

Все двенадцать этажей.

 

Мы с приятелем вдвоём

Просыпаемся,

Встаём,

Открываем настежь двери,

В школу с книжками бежим

И гуляют наши звери

По квартирам по чужим.

 

Забираются ужи

К инженерам в чертежи.

 

Управдом в постель ложится

И встаёт с неё дрожа:

На подушке не лежится —

Под подушкой два ежа!

 

Раньше всех чижи встают

И до вечера поют.

Дворник радио включает —

Птицы слушать не дают!

 

Тащат в шапках инженеры

К управдому

Двух ужей,

А навстречу инженерам

Управдом несёт ежей.

 

Пишет жалобу сосед:

«Никому покою нет!

Зоопарк отсюда близко.

Предлагаю: всех зверей

Сдать юннатам под расписку

По возможности скорей».

 

Мы вернулись из кино —

Дома пусто и темно.

Зажигаются огни.

Мы ложимся спать одни.

 

Ёж колючий,

Уж ползучий,

Чиж певучий —

Где они?

 

Мы с приятелем вдвоём

Просыпаемся,

Встаём,

По дороге к зоопарку

Не смеёмся, не поём.

 

Неужели зоосад

Не вернёт зверей назад?

 

Мы проходим мимо клеток,

Мимо строгих сторожей.

Сто чижей слетают с веток,

Выбегают сто ежей.

 

Только разве отличишь,

Где какой летает чиж!

Только разве разберёшь,

Где какой свернулся ёж!

 

Сто ужей на двух ребят

Подозрительно шипят,

Сто чижей кругом поют,

Сто чижей зерно клюют.

 

Наши птицы, наши звери

Нас уже не узнают.

 

Солнце село.

Поздний час.

Сторожа выводят нас.

 

— Не пора ли нам домой? —

Говорит приятель мой.

 

Мы такие с ним друзья –

Куда он,

Туда и я!

Вопросы для обсуждения

• Тебе понравилось произведение С. Михалкова «Мы с приятелем»? Как ты думаешь, это сказка, рассказ или стихотворение? Какое твоё мнение? О ком это стихотворение? Почему оно так называется? Можно назвать этих ребят настоящими друзьями? Какая история с ними однажды произошла? Почему у них животные убежали из своих клеток? Что бы ты посоветовал этим ребятам?

В. Орлов «Ворона»

— Кра!

Кричит ворона, —

Кража!

Караул! Грабёж!

Пропажа!

Вор прокрался

Утром рано!

Грош украл он

Из кармана!

Карандаш! Картонку!

Пробку!

И красивую коробку!

 

— Стой, ворона,

Не кричи!

Не кричи ты,

Помолчи!

Жить не можешь

Без обмана,

У тебя ведь нет

Кармана.

— Как! —

Подпрыгнула ворона

И моргнула удивлённо,

Что ж вы раньше

Не сказали?

Кар-р-раул!

Кар-р-рман укр-р-рали!

 

Ю. Владимиров «Ниночкины покупки»

Мама сказала Нине:

— Нина, купи в магазине:

Фунт мяса,

Бутылку кваса,

Сахарный песок,

Спичечный коробок,

Масло и компот.

Деньги — вот.

 

Нина сказала: — Несусь!

Бежит и твердит наизусть:

— Фунт мяса,

Бутылку кваса,

Сахарный песок,

Спичечный коробок,

Масло и компот.

Деньги в кармане — вот.

 

Народу в лавке масса.

Большая очередь в кассу,

Перед Ниной — шесть человек,

А Нине нужен чек

На фунт мяса,

Бутылку кваса,

Сахарный песок,

Спичечный коробок,

Масло и компот.

Деньги — вот.

 

Наконец очередь Нинки.

Нина твердит без запинки:

— Дайте фунт кваса,

Бутылку мяса,

Спичечный песок,

Сахарный коробок,

Масло и компот.

Деньги — вот.

 

Кассир говорит в ответ:

— Такого, простите, нет!

Как же вам взвесить квасу,

Не лезет в бутылку мясо...

На масло и компот

Чек — вот!

А про сахарный коробок

И спичечный песок

Никогда не слыхал я лично,

Верно, товар заграничный...

 

3. Александрова «Шутка»

У нас в переулке есть дом с чудесами, —

Сходите взгляните — увидите сами:

Под белою шторкой на первом окошке

Лежат и на солнышке греются кошки.

В соседнем окошке, на радость ребятам,

Пять рыбок серебряных плавают рядом.

А в этом окошке — поют канарейки.

А в этом — вьюнки зеленеют на рейке.

А в этом окошке собака большая

Спокойно лежит, никому не мешая.

Вот девочка с куклой сидит на окошке,

А рядом играет старик на гармошке.

Здесь мальчик читает весёлые книжки.

Здесь бабушка вяжет носки для мальчишки.

Но знает Володя какое-то слово,

Он шёпотом скажет его — и готово!

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет,

А рыбы читают весёлые книжки,

Отняв потихоньку их у мальчишки.

Теперь во дворе мы не знаем покоя.

Какое же слово? Какое? Какое?

Страницы: 1 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!