И. С. Никитин «Русь»
Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше тёмных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны...
...Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулась!..
...Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
М. Цветаева «На бульваре»
В небе — вечер, в небе — тучки,
В зимнем сумраке бульвар.
Наша девочка устала,
Улыбаться перестала.
Держат маленькие ручки
Синий шар.
Бедным пальчикам неловко:
Синий шар стремится вдаль.
Не даётся счастье даром!
Сколько муки с этим шаром!
Миг — и выскользнет верёвка.
Что останется? Печаль.
Утомились наши ручки,
— В зимнем сумраке бульвар. —
Наша детка побежала,
Ручки сонные разжала...
Мчится в розовые тучки
Синий шар.
3. Александрова «Родина»
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки — берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
В. Орлов «Дом под крышей голубой»
Словно крыша над землёй,
Голубые небеса.
А под крышей голубой
Реки, горы и леса,
Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы,
Страны все и все народы,
И конечно, я и ты.
Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом,
Под огромной голубой
Общей крышей мы живём.
Вместе мы с тобой в ответе
За чудесное жильё,
Потому что на планете
Всё твоё и всё моё:
И пушистые снежинки,
И река, и облака,
И травинки, и тропинки,
И вода из родника.
Дом кружится возле солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы в каждое оконце
Заглянуть оно могло.
Чтобы жили мы на свете,
Не ругаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.
А. Н. Плещеев
* * *
Отдохну-ка, сяду у лесной опушки;
Вон вдали — соломой крытые избушки,
И бегут над ними тучи вперегонку
Из родного края в дальнюю сторонку.
Белые берёзы, жидкие осины,
Пашни да овраги — грустные картины;
Не пройдёшь без думы без тяжёлой мимо.
Что же к ним всё тянет так неодолимо?
Вопросы для обсуждения
• Когда будешь слушать стихотворение И. С. Никитина «Русь», постарайся мысленно представить всё, о чём говорит поэт, как если бы ты смотрел кино. Тебе интересно было слушать стихотворение? Что ты себе представил, когда его слушал? Почему наша Русь прекрасна? Что её украшает? Какие слова помогают автору передать необъятные просторы нашей родины? («Даль степей зеленеется», «цепи гор стоят великанами», «по степям в моря реки катятся», «лежат пути во все стороны».) Почему красоту Руси автор называет «царственной» ? Какова интонация этого стихотворения: величественная, торжественная или весёлая, игривая? Как бы ты рассказывал стихотворение?
• Ты знаешь, что обозначает слово «родина»? Что мы называем этим словом? Послушай стихотворение 3. Александровой «Родина». Чем оно тебе понравилось? Почему, слыша слово «родина», каждый представляет себе что-ни- будь своё? Как ты понял строчки из стихотворения: «Родина бывает разная, но у всех она одна!»? Ты согласен с этими словами поэтессы? Что ты можешь рассказать о своей родине?
• Ты понял, о чём стихотворение В. Орлова «Дом под крышей голубой»? Что необычное сумел увидеть автор в обычном мире? Как он представляет себе нашу планету, с чем он её сравнивает? Как ты думаешь, какие строчки в стихотворении самые главные, самые важные? («Вместе мы с тобой в ответе за чудесное жильё, потому что на планете всё твоё и всё моё...») О чём в них говорится? Ты знаешь, как нужно заботиться о своей родной земле? Нарисуй, какой ты представляешь нашу планету— «наш огромный круглый дом».
• Чему посвящено стихотворение А. Н. Плещеева «Отдохну- ка, сяду у лесной опушки...»? Попробуй рассказать, какой видит поэт свою родную сторонку. Он любуется этой картиной или она вызывает у него грустные думы? Какие слова в стихотворении помогли тебе понять это? («Белые берёзы, жидкие осины, пашни да овраги — грустные картины...»; «Не пройдёшь без думы без тяжёлой мимо...».) В каких строчках стихотворения говорится о любви автора к родной стороне? («Что же к ним всё тянет так неодолимо?») Что означает слово «тянет»? Как можно сказать по-другому? А ты можешь рассказать о своей родной стороне так, чтобы было понятно, что ты ею любуешься? Я буду начинать предложение, а ты заканчивать его:
1. Моя родная сторонка...
2. Здесь есть горы и... леса и...
3. Горы невысокие, но...
4. Реки неглубокие, но...
5. Главное украшение моей родины — это...
6. Я люблю свою... в любое...
7. Здесь всё мне... и...
Г. Галина
* * *
В мире великом
Много чудес:
Разве не чудо задумчивый лес
С травкой зелёной и ягодой дикой?
Блеск изумруда
Крыльев жуков,
Плащ голубых мотыльков —
Разве не чудо?
И. Бунин «Родник»
В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной.
Вопросы для обсуждения:
• Послушай стихотворение Г. Галиной «В мире великом...». Что поэтесса считает прекрасным на нашей планете? Какие строчки стихотворения показались тебе самыми красивыми? С чем автор сравнивает крылья у жуков? (Сравнивая два предмета, используй слова «как», «словно», «будто», «точно»: «Крылья у жуков блестят, как изумруды».) Что делает их похожими на изумруды? (Они такие же ярко-зелёные, прозрачные, сверкающие, переливающиеся, как изумруды.) Какими видит автор крылья мотыльков, с чем их сравнивает? Почему она находит такое сравнение? Попробуй сам рассказать о том, что поразило тебя своей необычностью в мире природы. Посмотри вокруг: небо похоже на огромный голубой шатёр, а деревья стоят как великаны...
• Когда будешь слушать стихотворение И. Бунина «Родник», постарайся мысленно представить то, о чём в нём говорит автор. Какое настроение у тебя было, когда ты слушал стихотворение, — грустное, весёлое или спокойное? Тебе понравился родник, который ты представил? Опиши его так, чтобы стало ясно, что ты им любуешься. С чем сравнивает автор воду родника? Почему он считает, что она похожа на расплавленное стекло? На что похожи камни на дне родника? Как ты понимаешь выражение: «...в светлой влаге голыши дрожат мозаикой узорной»? Какие строчки стихотворения показались тебе самыми красивыми?
Стихи русских поэтов для детей 6-7 лет
Стихи о профессиях для детей дошкольного возраста. Старшая группа
Нет комментариев. Ваш будет первым!