Викторина для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у природы»
Сценарий игры – викторины по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Игровое познавательное развлечение в детском саду
Автор: Бородина Оксана Викторовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21», г. Амурска, Хабаровского края
Описание материала: предлагаю вам конспект игры-викторины для детей старшего возраста по теме «В гостях у природы». Данный материал будет полезен воспитателям старших групп. Этот конспект составлен со всеми требованиями по ФГТ. Соблюдается интеграция образовательных областей. Данное мероприятие можно провести как обобщение пройденного материала, а также приурочить к международному дню Земли – 22 апреля.
Задачи:
1. Способствовать углублению и обобщению представлений детей о лесе и его обитателях, о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных.
2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их, доказывать свое мнение, рассуждать, логически мыслить.
3. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.
Предварительная работа: дидактические игры «Что лишнее», «Экологические цепочки»; рассматривание иллюстраций блока «Живая природа», «Неживая природа», чтение рассказов о животных, просмотр видеофильмов о природе серии ВВС, наблюдения на прогулке, разучивание стихотворений о природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, 2 нарисованных рюкзака с прорезями для карточек, 2 набора предметных картинок для конкурса «Собери рюкзак», 2 набора картинок с изображением растений, животных, птиц, насекомых для конкурса «Пищевые цепочки», 2 набора картинок с изображением животных для конкура «Бегают, летают, плавают», 6 карточек с ребусами, 2 набора знаков (экологических и дорожных), рукавицы на каждого играющего ребенка, 2 корзинки, шишки, фонограмма для игры «Мишки и шишки» эмблемы для команд, грамоты и призы.
Интеграция образовательных областей: «Познание» (ФЭП), «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».
Ход игры – викторины
Ведущий. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня мы собрались с вами на викторину «В гостях у природы». Позвольте вам представить жюри, которое будет оценивать ваши ответы.
Ведущий. Природа - наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг.
Вспомним слова писателя Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». (идет демонстрация слайдов леса, гор, степей, рыб, птиц, животных)
Ребенок читает стихотворение (А. Карим)
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
Ведущий. Сегодня мы будем путешествовать по экологическим станциям.
Но для начала команды поприветствуют друг друга.
(каждая команда сообщает свое название и девиз)
Станция 1 «Собери рюкзак»
Ведущий. Поход, костер, палатка – разве это не прекрасно. Но туристами быть непросто: надо много знать и уметь. А вы умеете укладывать рюкзак и собирать в поход только самые необходимые вещи? Это сейчас мы и проверим. Вам надо посовещаться с членами команды и выбрать необходимые предметы для похода, и уложить и в ваш рюкзак.
(обеим командам раздаются картинки различных предметов: полотенце, кружка, чашка, телефон, ложка, будильник, спальник, мыло, книга, компас, зубная щетка, коньки, хлеб, утюг, ролики, конфеты, консервы, зонтик, телевизор, теннисные ракетки, спички, котелок.)
Ведущий. Ну, что отправляемся дальше! Для этого нам всем надо встать в круг и произнести дружно слова:
Мы в поход сейчас пойдем,
Всех друзей с собой возьмем.
Рюкзаки и фляжки взяли,
По тропинке побежали.
Мы ногой два раза топнем,
Громко все в ладоши хлопнем.
Как листочки, покружились,
Чтоб в лесу мы очутились.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес! (слайд с лесом)
Станция 2 «Объясни пословицу»
Ведущий зачитывает каждой команде по одной пословице, дает время на обдумывание и просит объяснить ее содержание.
1. По лесу ходи – под ноги гляди.
2. Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Станция 3 «Пищевые цепочки»
Ведущий. Ребята, что нужно животным для жизнеобеспечения? Правильно им нужна пища. Кто чем питается?
Вам предложены картинки с изображением растений, животных, птиц, насекомых. Нужно соотнести животных с их пищей. Вам надо на доске с помощью магнитов, стрелок составить пищевые цепочки. Победит та команда, которая составит больше таких цепочек и конечно же без ошибок.
Станция 4 «Четвертый лишний»
Ведущий. Вот мы с вами и на четвертой станции. На экране будет четыре картинки с растениями, животными, насекомыми. Вам надо будет выбрать лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
Последовательность размещения слайдов:
для 1 команды Клен, рябина, ель, тюльпан
для 2 команды Береза, дуб, шиповник, тополь
для 1 команды Заяц, кот, корова, собака
для 2 команды Бельчонок, зайчонок, медведица, лисенок
для 1 команды Яблоко, груша, смородина, апельсин
для 2 команды Малина, брусника, смородина, лимон
для 1 команды Таракан, муха, пчела, майский жук
для 2 команды Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка
Станция 5 «Мишки и шишки»
Ведущий. Сейчас вы станете медведями. Для этого наденьте рукавицы. Каждой команде нужно собрать как можно больше шишек разбросанных по лесу, в свою корзину. (дети обеих команд под музыку собирают шишки).
Станция 6 «Бегают, летают, плавают»
Ведущий. Вам нужно распределить нарисованных на карточках животных в группы по способу их передвижения: бегают, прыгают, летают, плавают.
Участники команд по очереди выходят к доске, выбирают по одному животному и определяют, к какой группе оно относится. Побеждает та команда, которая сделает это быстро и правильно.
Станция 7 «Экологические ребусы»
Ведущий. Каждой команде нужно отгадать по три ребуса о животных.
(ведущий выдает по три карточки с ребусами каждой команде)
Станция 8 «Экологические знаки»
Ведущий. Посмотрите, ребята, сколько мусора оставляют после себя отдыхающие люди (слайд с мусором в лесу). А ведь в лесу живут животные, и это наносит им непоправимый вред. Как вы думаете, какой? (ведущий выслушивает высказывания детей).
Перед каждой командой лежат разные знаки (экологические знаки, знаки дорожного движения). Вам нужно командой посоветоваться и выбрать экологические знаки, придумать им названия и объяснить, почему вы придумали именно такое, а не другое название.
Ведущий. Ну, вот дорогие друзья и подошло к завершению наше путешествие по станциям. Пока жюри подводит итоги, послушайте стихотворения, которые приготовили ребята.
Ребенок 1
Ты, дружок,
Смотри не подкачай!
Правдивым быть
И добрым обещай!
Не обижать ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка,
Люби цветы, леса,
Простор полей -
Все, что зовется
Родиной твоей.
Ребенок 2
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Ребенок 3
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Подведение итогов. Награждение.
Ведущий. Дорогие ребята! Я рада, что вы все приняли участие в этой игре. Есть у нас победители, но проигравших нет. Вы все много знаете о природе и поняли, как важно бережно относится к ней.
Рекомендуем посмотреть:
Интеллектуальная игра - викторина в старшей группе «Путешествие в страну сказок»
Сценарий игры – викторины по сказкам Пушкина для старших дошкольников
Викторина для старших дошкольников «Путешествие в страну сказок Шарля Перро»
Игра-викторина для старших дошкольников «Путешествие в мир природы»
Литературная викторина в старшей, подготовительной группе по произведениям Пушкина