Конкурсы

Сценарий игры-викторины для старших дошкольников «В гостях у природы»

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у природы»

Сценарий игры – викторины по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Игровое познавательное развлечение в детском саду

Автор: Бородина Оксана Викторовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21», г. Амурска, Хабаровского края

Описание материала: предлагаю вам конспект игры-викторины для детей старшего возраста по теме «В гостях у природы». Данный материал будет полезен воспитателям старших групп. Этот конспект составлен со всеми требованиями по ФГТ. Соблюдается интеграция образовательных областей. Данное мероприятие можно провести как обобщение пройденного материала, а также приурочить к международному дню Земли – 22 апреля.

Задачи:

1. Способствовать углублению и обобщению представлений детей о лесе и его обитателях, о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных.

2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их, доказывать свое мнение, рассуждать, логически мыслить.

3. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.

Предварительная работа: дидактические игры «Что лишнее», «Экологические цепочки»; рассматривание иллюстраций блока «Живая природа», «Неживая природа», чтение рассказов о животных, просмотр видеофильмов о природе серии ВВС, наблюдения на прогулке, разучивание стихотворений о природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, 2 нарисованных рюкзака с прорезями для карточек, 2 набора предметных картинок для конкурса «Собери рюкзак», 2 набора картинок с изображением растений, животных, птиц, насекомых для конкурса «Пищевые цепочки», 2 набора картинок с изображением животных для конкура «Бегают, летают, плавают», 6 карточек с ребусами, 2 набора знаков (экологических и дорожных), рукавицы на каждого играющего ребенка, 2 корзинки, шишки, фонограмма для игры «Мишки и шишки» эмблемы для команд, грамоты и призы.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (ФЭП), «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».

Ход игры – викторины

Ведущий. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня мы собрались с вами на викторину «В гостях у природы». Позвольте вам представить жюри, которое будет оценивать ваши ответы.

Ведущий. Природа - наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг.

Вспомним слова писателя Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». (идет демонстрация слайдов леса, гор, степей, рыб, птиц, животных)

Ребенок читает стихотворение (А. Карим)

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

Ведущий. Сегодня мы будем путешествовать по экологическим станциям.

Но для начала команды поприветствуют друг друга.

(каждая команда сообщает свое название и девиз)

Станция 1 «Собери рюкзак»

Ведущий. Поход, костер, палатка – разве это не прекрасно. Но туристами быть непросто: надо много знать и уметь. А вы умеете укладывать рюкзак и собирать в поход только самые необходимые вещи? Это сейчас мы и проверим. Вам надо посовещаться с членами команды и выбрать необходимые предметы для похода, и уложить и в ваш рюкзак.

(обеим командам раздаются картинки различных предметов: полотенце, кружка, чашка, телефон, ложка, будильник, спальник, мыло, книга, компас, зубная щетка, коньки, хлеб, утюг, ролики, конфеты, консервы, зонтик, телевизор, теннисные ракетки, спички, котелок.)

Ведущий. Ну, что отправляемся дальше! Для этого нам всем надо встать в круг и произнести дружно слова:

Мы в поход сейчас пойдем,

Всех друзей с собой возьмем.

Рюкзаки и фляжки взяли,

По тропинке побежали.

Мы ногой два раза топнем,

Громко все в ладоши хлопнем.

Как листочки, покружились,

Чтоб в лесу мы очутились.

Вот так чудо из чудес:

Мы попали с вами в лес!  (слайд с лесом)

Станция 2 «Объясни пословицу»

Ведущий зачитывает каждой команде по одной пословице, дает время на обдумывание и просит объяснить ее содержание.

1. По лесу ходи – под ноги гляди.

2. Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Станция 3 «Пищевые цепочки»

Ведущий. Ребята, что нужно животным для жизнеобеспечения? Правильно им нужна пища. Кто чем питается?

Вам предложены картинки с изображением растений, животных, птиц, насекомых. Нужно соотнести животных с их пищей. Вам надо на доске с помощью магнитов, стрелок составить пищевые цепочки. Победит та команда, которая составит больше таких цепочек и конечно же без ошибок.

Станция 4 «Четвертый лишний»

Ведущий. Вот мы с вами и на четвертой станции. На экране будет четыре картинки с растениями, животными, насекомыми. Вам надо будет выбрать лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

Последовательность размещения слайдов:

для 1 команды  Клен, рябина, ель, тюльпан

для 2 команды  Береза, дуб, шиповник, тополь

для 1 команды  Заяц, кот, корова, собака

для 2 команды  Бельчонок, зайчонок, медведица, лисенок

для 1 команды  Яблоко, груша, смородина, апельсин

для 2 команды  Малина, брусника, смородина, лимон

для 1 команды  Таракан, муха, пчела, майский жук

для 2 команды  Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка

Станция 5 «Мишки и шишки»

Ведущий. Сейчас вы станете медведями. Для этого наденьте рукавицы. Каждой команде нужно собрать как можно больше шишек разбросанных по лесу, в свою корзину. (дети обеих команд под музыку собирают шишки).

Станция 6 «Бегают, летают, плавают»

Ведущий. Вам нужно распределить нарисованных на карточках животных в группы по способу их передвижения: бегают, прыгают, летают, плавают.

Участники команд по очереди выходят к доске, выбирают по одному животному и определяют, к какой группе оно относится. Побеждает та команда, которая сделает это быстро и правильно.

Станция 7 «Экологические ребусы»

Ведущий. Каждой команде нужно отгадать по три ребуса о животных.

(ведущий выдает по три карточки с ребусами каждой команде)

Станция 8 «Экологические знаки»

Ведущий. Посмотрите, ребята, сколько мусора оставляют после себя отдыхающие люди (слайд с мусором в лесу). А ведь в лесу живут животные, и это наносит им непоправимый вред. Как вы думаете, какой? (ведущий выслушивает высказывания детей).

Перед каждой командой лежат разные знаки (экологические знаки, знаки дорожного движения). Вам нужно командой посоветоваться и выбрать экологические знаки, придумать им названия и объяснить, почему вы придумали именно такое, а не другое название.

Ведущий. Ну, вот дорогие друзья и подошло к завершению наше путешествие по станциям. Пока жюри подводит итоги, послушайте стихотворения, которые приготовили ребята.

Ребенок 1

Ты, дружок,

Смотри не подкачай!

Правдивым быть

И добрым обещай!

Не обижать ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка,

Люби цветы, леса,

Простор полей -

Все, что зовется

Родиной твоей.

Ребенок 2

Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

Ребенок 3

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Подведение итогов. Награждение.

Ведущий. Дорогие ребята! Я рада, что вы все приняли участие в этой игре. Есть у нас победители, но проигравших нет. Вы все много знаете о природе и поняли, как важно бережно относится к ней.

Рекомендуем посмотреть:

Викторина для старших дошкольников «Путешествие в страну сказок Шарля Перро»

Интеллектуальная игра - викторина в старшей группе «Путешествие в страну сказок»

Игра-викторина для старших дошкольников «Путешествие в мир природы»

Литературная викторина в старшей, подготовительной группе по произведениям Пушкина

Сценарий игры – викторины по сказкам Пушкина для старших дошкольников

Ольга # 24 ноября 2013 в 12:29 0
Оксана, спасибо за интересный материал, возьму себе на заметку!
Ольга Борисовна Сергеева # 24 ноября 2013 в 13:28 0
Очень интересная викторина! Я считаю, что ваша викторина, Оксана, пополнит копилку многих воспитателей. Ваша викторина уже в моей копилке! Спасибо вам большое! Ждем новых материалов!
Елена Михайловна Гаун # 2 февраля 2014 в 08:58 +1
Работая с детьми уже много лет, заметила что детям нравятся викторины разных тематик. Соревновательный характер побуждает даже пассивных детей к активной работе на занятиях. Дети раскрываются, раскрепощаются. Спасибо вам обязательно проведу вашу викторину.
Оксана Петровна Шипова # 16 февраля 2014 в 20:14 0
Насыщенное материалом занятие. Молодец!
Валентина Леонидовна Бородина # 1 ноября 2014 в 12:31 0
Очень интересно раскрываются каждые задания, форма соревнования помогает детям более активно участвовать в работе.
Оксана Сергеевна Падалко # 7 апреля 2015 в 18:44 +1
Хорошее занятие, развивает творческое мышление, наблюдательность, умение делать выводы, применяются различные способы организации детей.
Светлана Ивановна Дузенко # 20 апреля 2015 в 20:40 0
прекрасный творческий подход к системе работы с дошкольниками.Наблюдается интеграция всех областей.
Людмила Константиновна Заушицина # 26 апреля 2015 в 07:21 0
Рефлексии по завершению викторин разве не бывает?
Ольга Николаевна Сбитнева # 10 сентября 2015 в 09:47 0
Спасибо за познавательный материал. В такой форме детям интересней и легче выполнить задания.
Обязательно проведу вашу викторину.
Александра Александровна Босенко # 20 ноября 2015 в 16:59 0
Очень насыщенный и интересный материал, обязательно возьму на вооружение. В Вашем материале не только конкретизируются имеющиеся у детей представления, но и систематизируются; воспитывается экологическое сознание - что очень ценно!Очень довольна тем, что на просторах интернета отыскала такой чудесный сайт, где воспитатели предоставляют на обозрение свои наработки. СПАСИБО!
Наталья Александровна Сорина # 3 января 2016 в 10:09 0
Объемный и интересный материал.Автор молодец!!!!
Ирина Анатольевна Климова # 8 января 2016 в 17:35 0
Отличная викторина! Не смогла пройти мимо. Из всех викторин о природе, которые я перебрала, Ваш материал показался мне наиболее ценным. Обязательно воспользуюсь данным сценарием. Примите голос!
Татьяна Сергеевна Нестерова # 13 августа 2016 в 08:03 0
Предложенный материал позволяет решить задачи по углублению и обобщению представлений детей о лесе и его обитателях, о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, развить умение устанавливать причинно-следственные связи, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их, доказывать свое мнение, рассуждать, логически мыслить, воспитывает у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лес. Многообразие приемов и методов позволяет, продуктивно закрепить имеющиеся знания у детей о лесе и его обитателях.
Елена Александровна Чередниченко # 21 января 2017 в 09:03 0
Спасибо за интересную, продуманную и грамотно составленную работу. Задания разнообразные, соответствующие возрасту, знаниям и умениям детей.Удачно интегрированы различные образовательные области в одной теме. Конечно же голос!