Ребята! Сегодня мы поговорим о лесе. Наверняка вы все в нем бывали.
Отгадайте загадку.
Он густой, зеленый,
Растут в нем липы, клены
И могучие дубы,
Есть в нем ягоды, грибы. (Лес.)
Лес — это множество деревьев, растущих рядом на большом пространстве и смыкающихся кронами. Обилие кустарников, по земле стелются травы, кое-где мелькают яркие краски цветов. В лесу особенная свежесть, прохлада в жаркий день, чудесный душистый воздух. Он пахнет и корой деревьев, и листьями, и травами, и мхами, и грибной прелью — словом, настоящий лесной настой!
В лесу щебечут, порхают птицы, выстукивает мощным клювом деревья дятел, свистят синицы, кукует кукушка.
Послушайте стихотворение.
Приходите в лес
На лесной опушке
Слышится: «ку-ку».
Кукует кукушка
Где-то наверху.
В лес густой, зеленый
Нас зовет она.
Там березки, клены,
Свежесть, тишина.
Солнечные блики
По траве скользят,
Алой земляники
Капельки горят.
Там сплетают ветки
Кружевной навес.
Приходите, детки,
На прогулку в лес!
Узкая тропинка, заросшая густыми травами, она словно гостеприимно приглашает нас зайти в лес и полюбоваться деревьями, цветами, вдохнуть свежий воздух.
Вдоль тропинки желтеют лютики, склонились изящные стебельки с белыми бубенчиками ландышей, пышно цветет розовый куст шиповника, над ним поднимается лещина — лесной орешник, а дальше белеют стволы березок и золотятся высокие сосны.
Это смешанный лес, потому что в нем растут разные деревья.
♦ Какие деревья растут в смешанном лесу?
Здесь есть и лиственные деревья — березы, осины, и хвойные — сосны, ели. У них вместо листьев — иголочки. Хорошо прогуляться летним полднем в таком лесу! Это не дремучий, темный, глухой лес, а светлый и радостный лесок.
Почти четвертая часть территории нашей страны покрыта лесами. Леса в России разные. Есть хвойные, где растут ели, сосны, пихты, лиственницы. Такие леса называются тайгой.
Южнее тайги располагаются смешанные леса, в которых рядом с соснами и елями растут белые березки и зеленовато-золотистые осины.
Еще южнее располагаются широколиственные леса. В них растут могучие великаны-дубы, темностволь- ные липы, красавцы-клены, ясени и грабы. Эти леса, по сравнению с хвойными, более светлые. Они кажутся солнечными и просторными.
♦ Какие животные, птицы и насекомые обитают в лесах?
В лесах водятся лось, белка, заяц-беляк, бурый медведь, барсук, гибкая хищница-рысь и многие другие животные.
♦ Расскажите о своей прогулке в лес. В какое время года вы были? Что вы видели и собирали?
Послушайте стихи, описывающие лес в разное время года.
Весенний лес
Льдины звонкие разбились
И поплыли по реке.
И сережки распушились
На осине и ольхе.
Золотятся нежно ивы,
Посветлели их стволы.
На сосне блестят красиво
Капли крупные смолы.
Набухают соком почки,
Скоро снег растает весь,
И зеленые листочки
Молодой украсят лес!
Летний лес
Зноем солнечным прогретый
Лес душистый и сухой.
На опушках много света,
Пахнет медом и смолой.
Стал окрепшим и пахучим
Разрезной зеленый лист,
В зарослях кустов колючих
Слышен птиц веселый свист.
Закраснелась гроздь калины,
Зреют в шишках семена,
И душистая малина
Соком сахарным полна.
Осенний лес
Лес осенний красок не жалеет —
Ярки грозди ягод и листы.
То сверкают бронзой, то алеют
Пышные осенние кусты.
Скоро ветер налетит холодный
И сорвет узорчатый наряд,
И в лесу закружится свободный
Золотой осенний листопад.
Он укроет землю покрывалом,
С нею он поделится теплом,
Когда на листве сухой, опалой
Заискрится иней серебром.
Зимний лес
В зимний лес заиндевелый
Приведет меня лыжня.
Как старик в тулупе белом,
Дремлет лес средь бела дня.
Снег укрыл стволы и корни
Елей, сосен и ракит;
Иней хрупкий и узорный
На ветвях берез лежит.
Все бело — тропинки, кочки.
И уснули до весны
На ветвях деревьев почки,
Спят они и видят сны.
Снег свисает бахромою,
А коряги и пеньки
Под пушистой пеленою
Оживают, как зверьки.
Вот зайчишка, вот лисица
В пышной шубке меховой,
Вот на сук уселась птица,
Вертит снежной головой.
Словно в сказке открывает
Лес-волшебник чудеса:
Ледяная, но живая
Леса зимнего краса!
Когда вы приходите на прогулку в лес, запомните, вы здесь — только в гостях. Поэтому ведите себя скромно, не рвите цветы, не распугивайте лесных обитателей.
Правила поведения в лесу
♦ Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человека ломаются, почва уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям, поэтому старайтесь ходить только по тропинкам!
♦ Не рвите полевые цветы, не собирайте их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.
♦ Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.
♦ Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников (например, божьих коровок), ведь они опыляют растения и уничтожают тлю и других вредителей.
♦ Не разоряйте муравейники.
♦ Оберегайте птиц, не заглядывайте в их гнезда, не трогайте яички. Весной и в начале лета не берите в лес собаку, не шумите в лесу — ведь там подрастают птенцы. Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда. Птицы — друзья растений, они спасают их от насекомых-вредителей. Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы-родители могут его покинуть. Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.
♦ Не шумите, чтобы не побеспокоить зверей и их детенышей.
♦ Если вы нашли нору крота, барсука или другого животного, не подходите к ней близко, не пугайте лесных обитателей.
♦ Не разводите в лесу костры.
♦ Перед тем как собирать в лесу лекарственные растения, узнайте, нет ли среди них растений, которые занесены в Красную книгу.
♦ После привала уберите за собой весь мусор, не оставляйте его в лесу.
♦Лес — это дом многих животных. Относитесь к чужому дому уважительно.
Ответьте на вопросы
1. Что такое лес?
2. Какие виды лесов встречаются в нашей стране?
3. Тайга — это хвойный или лиственный лес?
4. Перечислите животных, птиц и насекомых, обитающих в лесах.
5. Лес — это чей дом?
6. Почему люди считаются гостями леса?
7. Как надо вести себя в лесу? Расскажите правила поведения в лесу.
Об учителях духовных для детей
Тематическая беседа для детей старшей – подготовительной группы «Полководцы и герои»
Беседа о Конституции для старших дошкольников
Беседа о Президенте России в старшей группе
Конспект беседы в старшей группе «Добро не умрет, а зло пропадет»
Наталья Геннадьевна Комиссарова # 5 ноября 2018 в 21:45 0 | ||
|
Ольга Александровна Банина # 27 января 2019 в 16:06 0 |