Автор: Пакскина Галина Владимировна, воспитатель, МКДОУ Детский сад № 26, город Чехов
Конспект совместной деятельности детей и родителей в средней группе (4 - 5 лет) «Моя Россия»
Пояснительная записка: В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования молодежи, переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции, патриотического сознания. Патриотизм и гражданственность выступают как составные части социального и духовного развития человека. Воспитание этих черт и качеств личности осуществляется в ходе организации разнообразной познавательной и практической деятельности детей и в работе с родителями. Я считаю, что очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.
Представленный конспект является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
• Принцип психологической комфортности
Образовательная область: «Познание»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».
Цель: Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну. Познакомить детей с символикой страны: флаг, герб, гимн. Дать понятие, что многие игры созданы народом так же, как песни и сказки. Познакомить с некоторыми из их, вызвать желание играть в них на прогулке и дома, развивать ловкость, быстроту реакции. Создать радостное настроение, развивать интерес к познавательной деятельности, к совместной с родителями деятельности.
Предварительная работа: разучивание с детьми песни «Вместе весело шагать», хоровода «Во поле, березка стояла», стихов о временах года, пословиц о Родине. Просмотр слайдов: березовой рощи, государственной символики. Беседы с родителями.
Материал: слайды, телевизор, бумага (белая, синяя, красная), клей, мяч, бумажный голубь, шары воздушные (красный, синий и белый).
Ход:
Воспитатель: И наступило лето – замечательная пора. Вы, ребята, будете загорать, путешествовать, у вас будет много увлекательных дел и как всегда рядом родные люди, и сегодня они с нами.
Звучит музыкально-ритмическая композиция «Вместе весело шагать», муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского
(ходьба змейкой по группе с родителями за воспитателем)
Все садятся на стулья
Воспитатель: Молодцы! Вот какие дружные мы дружные! А кто скажет название города, в котором мы живём?
Дети: Чехов!
Воспитатель: А как называется наша страна?
Дети: Россия!
Воспитатель: Всё это и есть Родина, то есть родное место. Послушайте, пожалуйста, стихи о Родине.
(звучит стихотворение «Родиной зовётся…»). Приложение №1
Воспитатель: Ни одно место на Земле не может сравниться с красотой земли русской. В любое время года хороша природа. И стихи, и песни о ней люди складывают.
Ребенок: «Летом»
Зарумянились вишня и слива,
Налилась золотистая рожь,
И как море волнуется нива,
И в траве на лугах не пройдешь.
Солнце ходит высоко над сводом
Раскаленных от зноя небес,
Пахнет липа душистая медом,
И шумит полный сумрака лес... (Автор: Н. Греков)
Родители: «Весна» (отрывок) (читает мама)
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
«Первый снег» (И. Бурсов) (читает папа)
– Посмотрите-ка, ребята,
Все вокруг покрыла вата!
А в ответ раздался смех:
– Это выпал первый снег.
Не согласна только Люба:
– Это вовсе не снежок –
Дед Мороз почистил зубы
И рассыпал порошок.
Читает мама:
Земли русские широки, необъятны,
Каждый день хорош, и пригож,
Поезжай за моря – океаны –
Лучше России ты не найдешь!
Все прекрасно: земля и небо,
И поля, и леса, и луга,
Золотые моря хлеба –
Нет, Россия, дороже тебя.
Воспитатель: (задает вопрос мамам) Кто знает и назовет дерево, которое у славян издревле считалось священным?
Мамы: Береза
На экран проецируется фото березовой рощи
«Береза» (С. А, Васильевой) (читает папа)
«В белых платьицах подружки
Из русской выросли земли.
На лесной стоят опушке,
Листья в косы заплели.
В мае россыпью сережек
Их украсится наряд
Много исходив дорожек,
Я всегда березе рад».
Воспитатель: На Руси восхваляли березу в песнях, хороводах. Давайте-ка, и мы с вами вспомним русскую народную песню «Во поле берёзка стояла».
Дети с мамами в хороводе исполняют русскую народную песню «Во поле берёзка стояла».
Воспитатель: Продолжим разговор о нашей Родине. Как вы уже сказали, наша страна называется Россией, Российской Федерацией. На Земле много разных стран. Мамы назовите, пожалуйста, основные символы нашей страны. (Герб. Флаг. Гимн)
На экран проецируется фрагмент из мультсериала (о стране) «Гора самоцветов»
После просмотра родители рассказывают и показывают изображение
Слайд №1 Герб нашей страны.
Родители: У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый орёл на фоне красного щита. Это очень древний герб. Он появился более 500 лет назад. Герб – эмблема государства, он изображается на печати, паспорте, денежных знаках, документах.
Слайд №2 Флаг нашей страны.
Мама: Российский флаг – трёхцветное полотнище с белой, синей и красной полосами. Есть разные версии. По одной, это единство моря, земли и неба. По другой – это содружество трёх славянских народов. По третьей – цвета флага символизировали: белый - веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия: белый цвет символизирует веру, синий – надежду, а красный – любовь.
Слайд №3 Гимн нашей страны.
Родители: Гимн – тоже символ нашего государства. Музыку гимна написал композитор Александр Васильевич Александров, а слова – поэт Сергей Владимирович Михалков. А ещё Сергей Михалков написал очень много стихов для детей.
Воспитатель читает отрывок из произведений «Дядя Стёпа», «А у вас?», «Фома», «Про мимозу». Родители вместе с детьми отгадывают.
Воспитатель: А сейчас мы послушаем Государственный гимн –торжественную песнь нашей Родины. Запомните, что гимн государства нужно слушать стоя.
Сегодня, друзья, мы услышать должны
Главную песню нашей страны.
Она называется коротко – Гимн
Звучит музыкальный фрагмент (1-й куплет) Государственного гимна Российской Федерации, муз. А. В. Александрова, сл. С. В. Михалкова.
Все встают.
Воспитатель: Ребята, а теперь попробуйте вспомнить и рассказать о Родине и русском народе пословицы. Если будете затрудняться, можно спросить совета у родителей.
Дети: «Родина любимая – это мать родная», «На чужой стороне и весна не красна», «Жить – Родине служить», «Вся Российская земля начинается с Кремля».
Родители: «Родной край – сердцу рай», «Нет в мире краше Родины нашей»,
«Человек без Родины, что соловей без песни», «Одна у человека мать, одна у него и родина», «У народа один дом – Родина», «В каком народе живёшь, того обычая и держись», «За морем теплее, а у нас светлее (веселее)
Воспитатель: И мы сегодня с вами изготовим эскиз флага нашей Родины.
Продуктивная деятельность педагога, детей и родителей.
(После завершения педагог предлагает детям разместить свои творческие работы на специально организованной выставке «Символика моей страны»)
Воспитатель: Да, русский народ врагов себе не искали, друзьями дорожили. Берегли свою землю. На праздничных гуляниях затевали игры, пляски. А теперь вспомним, как играли наши прадедушки.
Воспитатель: Собираемся на прогулку!
Все вместе выходят на участок
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть в старинные русские игры «Ручеёк», «У деда Трифона», «Вышибало», «Мяч к верху». Приложение № 2
Родители с детьми разбиваются по группам и участвуют в играх
Воспитатель: Герб, гимн и флаг - это символы России, которые есть у каждого государства. Но есть символы, которые едины для всех стран. Один из них - символ мира. Символом мира называют белого голубя, который несет мир, счастье, благополучие. Вот шары цвета флага России. Я привязала голубя к шарикам, отпустим его. И пусть он парит в небе России, как символ мира на всей земле.
Приложение № 1
Родиной зовётся...
Есть такое чудо:
Край, навек любимый,
Над рекой под клёном
Отчий дом родимый...
Видя это чудо,
Сердце жарко бьётся,
В жизни это чудо —
Родиной Зовётся!..
Есть такое слово,
Нет его дороже:
В нём — поля и горы,
В нём — сады и рощи...
Вспомнив это слово,
Сердце сладко бьётся,
В жизни это слово —
Родиной Зовётся!
Приложение № 2
«Вышибало»
Для игры в вышибалу необходима достаточно просторная ровная площадка и мяч среднего размера. Играть в нее можно компанией от трех человек, но гораздо интересней играть большой компанией. Тогда от мяча сложней увернуться «Вышибалы» (двое выбираются считалкой или добровольно) встают с двух сторон площадки, расстояние от одного до другого зависит от ширины площадки или просто от настроения. «Вышибаемые» встают в центре. Задача вышибающих: перебрасываясь мячом, попасть им в вышибаемых игроков. Те, в свою очередь, должны пытаться увернуться. Игрок, которого вышибли, выбывает из игры (отходит в сторонку). Но его могут "спасти" его товарищи, если им удастся поймать мяч в руки. Ловить мяч можно только на лету, ни в коем случае не от земли. Кто поймал мяч от земли - выбывает. Если выбиты несколько человек, то игрок поймавший мяч, сам выбирает из них того, кому следует вернуться в игру. Когда в команде "вышибаемых" остается один игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. В случае удачи вся его команда возвращается в игру, в противном случае команды меняются местами.
«Мяч к верху»
Участники игры встают в круг, водящий идёт в середину круга и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остаётся вновь водящим: идёт в центр круга, бросает мяч кверху – игра продолжается.
Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: «Стой!» – продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающимися на пути предметами.
«У дядюшки Трифона».
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей:
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим. Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по художественно-продуктивной деятельности в средней группе
Конспект НОД в средней группе по теме: Мой дом
Конспект занятия по экологии в средней группе
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе
Конспект НОД в средней группе на тему «Зимующие птицы»