Задачи: продолжать знакомить ребят с окружающими звуками природы; привлекать ребят к прослушиванию одухотворенной музыки.
Музыкальный руководитель. Ребята, как много мы узнали интересного о музыке! И сегодня мы еще раз поговорим о ней.
Музыка всегда с нами, она внутри нас, она вокруг нас. Музыка родилась на Земле раньше человека. Но пришел человек и сотворил из природных звуков искусство, великое искусство - музыку, и запели струны, зазвучали свирели, зарокотала медь.
Без музыки не проживу и дня,
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пеньи птиц, и в шуме городов,
В молчаньи трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей...
Она везде и вечный спутник мой.
О. Гаджикасимов
Музыкальный руководитель. Ребята, а вы любите слушать музыку?
- А музыку природы?
- Какую музыку природы вы знаете? (Музыка ветра, музыка дождя...)
Музыкальный руководитель. Да, это музыка природы. А есть музыка, которую пишут музыканты, и для этого им нужны ноты. Подскажите, какие вы знаете ноты?
- Правильно, их всего семь, и каждая нота имеет определенный цвет, как радуга.
Итак, начнем с самой нижней ноты, первой в звукоряде - до:
Музыка нижних миров (тяжелый рок) разрушительная. Она распространяется горизонтально по земле.
А есть музыка вертикальная - она созидательная (начиная с народных песен) и распространяется она вертикально.
Сегодня мы поговорим с вами о музыке небес, о той музыке, которую не создает человек, а созидает творец.
Звучит грамзапись с мелодиями «Шумы моря», «Пение птиц». На фоне музыки продолжается беседа.
Музыкальный руководитель. Когда человек оказывается наедине с природой, у моря, на берегу реки, в горах или в лесу, к нему приходят чувства, которых он никогда не ощущает среди толпы. И душа через искусство осознает присутствие творца - Художника. Это чувство испытывают многие, но мало кому удалось выразить его.
Звучит запись органного выступления Ш. Чинмоя.
Музыкальный руководитель. А сейчас мы послушаем запись, на этот раз будет звучать орган. Ш. Чинмой говорит, что орган - это король и королева музыкальных инструментов.
Божественную музыку небес
Орган неустающий зажигает.
Он растворяет мглу немых завес
И струны душ, незримое, ласкает.
Моя душа, как пленница земли,
Из круга опостылого взовьется
В свои края, дворцы, мечты свои,
И яркий свет на нищий день прольется.
М. Скребцова
- А как вы себе представляете божественную музыку небес?
- На какую ступеньку вы поставите значок «одухотворенная музыка»? (На «си».)
- А теперь давайте послушаем музыку религиозную.
Звучит аудиозапись хора «Православные певчие» Храма Рождества Пресвятой Богородицы Старо-Симонова монастыря (хор исполняется оркестром под управлением Г. Смирнова).
Под пение звучат слова:
«Мир божий - мир звучащий. И голоса мира разнообразны настолько же, насколько разнообразен этот мир».
Музыкальный руководитель. Были ли в вашей жизни случаи, когда вы слышали небесную музыку?
- Ребята, вы где-нибудь слышали такое пение?
- А на какую ступеньку вы поставите значок религиозной мелодии? (На «ля».)
Музыкальный руководитель. А теперь послушаем классику.
Звучит аудиозапись музыки П. И. Чайковского - по желанию ребят.
Музыкальный руководитель. Эту музыку еще называют ментальной, то есть ее придумали композиторы. И относится она к высоким чувствам и глубоким размышлениям.
- Ребята, как вы думаете, эту музыку можно исполнить музыкантам или только услышать в природе?
- Что происходит с человеком, когда он слушает такую музыку?
- На какую ступеньку можно поставить значок «классическая музыка»? (На «соль».)
Музыкальный руководитель. Ребята, эта музыка: и классическая, и религиозная, и одухотворенная - относится к вертикальной музыке.
А вот народная музыка.
Звучит аудиозапись из музыкального сборника «Золотое кольцо» Н. Кадышевой.
Музыкальный руководитель. Эту музыку, и подобную ей, пишет народ. Что хочется сейчас сделать? (Станцевать.)
Конечно, музыка легкая, задорная, веселая. И распространяется она горизонтально, то есть по всей нашей земле.
- На какой ступеньке стоит значок «народная музыка»? (Зеленая ступенька, «фа».)
Музыкальный руководитель (продолжает). Музыка народная, джазовая, популярная и рок-музыка - это все «пестрая» музыка людей, распространенная горизонтально, и передается она от человека к человеку. Звучит такая музыка нет дискотеках и очень часто носит разрушительный характер.
Знаете ли вы, что очень громкую музыку нельзя слушать, а то можно оглохнуть? В такой музыке постоянно звучит борьба - хочется кричать, орать, а иногда и плакать...
Давайте я предложу вам послушать композицию гармоничной музыки.
Звучит грамзапись одухотворенной музыки в исполнении Тамилы и Сантоши. Композиция Шри Чинмоя.
Под музыку продолжается беседа.
Музыкальный руководитель. Одухотворенная музыка ведет нас к покою и внутреннему безмолвию.
Когда мы чувствуем покой - мы чувствуем самих себя. А чем лучше мы знаем самих себя, тем лучше понимаем других.
Эта музыка заставляет чувствовать, что мы созвучны самому высокому, самому светлому!
А сейчас я исполню для вас песню:
А музыка в душе моей струится
Слова С. Хисамутдиновой, музыка Л. Арстановой
А музыка в душе моей струится,
Неся в себе блаженство и покой.
Я верю в возрожденье новой жизни,
В Добро, Свободу мысли, в Мир, в Любовь.
И пусть не умолкают эти звуки,
Чтоб в каждом сердце отклик их звучал,
И новый день, как продолженье жизни,
Предстал началом всех начал.
Рожденье дня, какое это счастье!
Проснуться и рассвет в себя вдохнуть.
Сказать всему живому тихо: «Здравствуй» —
И в новый день с улыбкой заглянуть.
Петь песни, радуясь любому делу,
Себя с восторгом людям всем дарить,
И получать в ответ добро и нежность,
Осознавая, как прекрасно жить!
Музыкальный руководитель. Если вы слушаете одухотворенную музыку, идущую от сердца и души, и отождествляетесь с нею, тогда она поднимает вас, и вы поднимаетесь на самую высокую ступеньку лестницы.
Предложить ребятам спеть песни Света Души (по желанию).
Музыкальная сказка для детей старшей группы
Конспекты занятий в старшей группе детского сада
Музыкальное развлечение в старшей группе. Музыка Шаинского
Беседа в старшей группе детского сада на тему: Как люди используют кожу и дерево
Нет комментариев. Ваш будет первым!