Конспект музыкального познавательного занятия в детском саду в старшей группе. Музыка - сокровище небес

Музыкальное занятие в детском саду. Старший дошкольный возраст

Задачи: продолжать знакомить ребят с окружающими звуками природы; привлекать ребят к прослушиванию одухотворенной музыки.

Ход занятия

Музыкальный руководитель. Ребята, как много мы узнали интересного о музыке! И сегодня мы еще раз поговорим о ней.

Музыка всегда с нами, она внутри нас, она вокруг нас. Музыка родилась на Земле раньше человека. Но пришел человек и сотворил из природных звуков искусство, великое искусство - музыку, и запели струны, зазвучали свирели, зарокотала медь.

Без музыки не проживу и дня,

Она во мне. Она вокруг меня.

И в пеньи птиц, и в шуме городов,

В молчаньи трав и в радуге цветов,

И в зареве рассвета над землей...

Она везде и вечный спутник мой.

О. Гаджикасимов

Музыкальный руководитель. Ребята, а вы любите слушать музыку?

- А музыку природы?

- Какую музыку природы вы знаете? (Музыка ветра, музыка дождя...)

Музыкальный руководитель. Да, это музыка природы. А есть музыка, которую пишут музыканты, и для этого им нужны ноты. Подскажите, какие вы знаете ноты?

- Правильно, их всего семь, и каждая нота имеет определенный цвет, как радуга.

Итак, начнем с самой нижней ноты, первой в звукоряде - до:

Музыка нижних миров (тяжелый рок) разрушительная. Она распространяется горизонтально по земле.

А есть музыка вертикальная - она созидательная (начиная с народных песен) и распространяется она вертикально.

Сегодня мы поговорим с вами о музыке небес, о той музыке, которую не создает человек, а созидает творец.

Звучит грамзапись с мелодиями «Шумы моря», «Пение птиц». На фоне музыки продолжается беседа.

Музыкальный руководитель. Когда человек оказывается наедине с природой, у моря, на берегу реки, в горах или в лесу, к нему приходят чувства, которых он никогда не ощущает среди толпы. И душа через искусство осознает присутствие творца - Художника. Это чувство испытывают многие, но мало кому удалось выразить его.

Звучит запись органного выступления Ш. Чинмоя.

Музыкальный руководитель. А сейчас мы послушаем запись, на этот раз будет звучать орган. Ш. Чинмой говорит, что орган - это король и королева музыкальных инструментов.

Божественную музыку небес

Орган неустающий зажигает.

Он растворяет мглу немых завес

И струны душ, незримое, ласкает.

 

Моя душа, как пленница земли,

Из круга опостылого взовьется

В свои края, дворцы, мечты свои,

И яркий свет на нищий день прольется.

М. Скребцова

- А как вы себе представляете божественную музыку небес?

- На какую ступеньку вы поставите значок «одухотворенная музыка»? (На «си».)

- А теперь давайте послушаем музыку религиозную.

Звучит аудиозапись хора «Православные певчие» Храма Рождества Пресвятой Богородицы Старо-Симонова монастыря (хор исполняется оркестром под управлением Г. Смирнова).

Под пение звучат слова:

«Мир божий - мир звучащий. И голоса мира разнообразны настолько же, насколько разнообразен этот мир».

Музыкальный руководитель. Были ли в вашей жизни случаи, когда вы слышали небесную музыку?

- Ребята, вы где-нибудь слышали такое пение?

- А на какую ступеньку вы поставите значок религиозной мелодии? (На «ля».)

Музыкальный руководитель. А теперь послушаем классику.

Звучит аудиозапись музыки П. И. Чайковского - по желанию ребят.

Музыкальный руководитель. Эту музыку еще называют ментальной, то есть ее придумали композиторы. И относится она к высоким чувствам и глубоким размышлениям.

- Ребята, как вы думаете, эту музыку можно исполнить музыкантам или только услышать в природе?

- Что происходит с человеком, когда он слушает такую музыку?

- На какую ступеньку можно поставить значок «классическая музыка»? (На «соль».)

Музыкальный руководитель. Ребята, эта музыка: и классическая, и религиозная, и одухотворенная - относится к вертикальной музыке.

А вот народная музыка.

Звучит аудиозапись из музыкального сборника «Золотое кольцо» Н. Кадышевой.

Музыкальный руководитель. Эту музыку, и подобную ей, пишет народ. Что хочется сейчас сделать? (Станцевать.)

Конечно, музыка легкая, задорная, веселая. И распространяется она горизонтально, то есть по всей нашей земле.

- На какой ступеньке стоит значок «народная музыка»? (Зеленая ступенька, «фа».)

Музыкальный руководитель (продолжает). Музыка народная, джазовая, популярная и рок-музыка - это все «пестрая» музыка людей, распространенная горизонтально, и передается она от человека к человеку. Звучит такая музыка нет дискотеках и очень часто носит разрушительный характер.

Знаете ли вы, что очень громкую музыку нельзя слушать, а то можно оглохнуть? В такой музыке постоянно звучит борьба - хочется кричать, орать, а иногда и плакать...

Давайте я предложу вам послушать композицию гармоничной музыки.

Звучит грамзапись одухотворенной музыки в исполнении Тамилы и Сантоши. Композиция Шри Чинмоя.

Под музыку продолжается беседа.

Музыкальный руководитель. Одухотворенная музыка ведет нас к покою и внутреннему безмолвию.

Когда мы чувствуем покой - мы чувствуем самих себя. А чем лучше мы знаем самих себя, тем лучше понимаем других.

Эта музыка заставляет чувствовать, что мы созвучны самому высокому, самому светлому!

А сейчас я исполню для вас песню:

А музыка в душе моей струится

Слова С. Хисамутдиновой, музыка Л. Арстановой

А музыка в душе моей струится,

Неся в себе блаженство и покой.

Я верю в возрожденье новой жизни,

В Добро, Свободу мысли, в Мир, в Любовь.

 

И пусть не умолкают эти звуки,

Чтоб в каждом сердце отклик их звучал,

И новый день, как продолженье жизни,

Предстал началом всех начал.

 

Рожденье дня, какое это счастье!

Проснуться и рассвет в себя вдохнуть.

Сказать всему живому тихо: «Здравствуй» —

И в новый день с улыбкой заглянуть.

 

Петь песни, радуясь любому делу,

Себя с восторгом людям всем дарить,

И получать в ответ добро и нежность,

Осознавая, как прекрасно жить!

Музыкальный руководитель. Если вы слушаете одухотворенную музыку, идущую от сердца и души, и отождествляетесь с нею, тогда она поднимает вас, и вы поднимаетесь на самую высокую ступеньку лестницы.

Предложить ребятам спеть песни Света Души (по желанию).

Рекомендуем посмотреть:

Музыкальное развлечение в старшей группе. Музыка Шаинского

Музыкальное развлечение в старшей группы. Сценарий

Музыкальная сказка для детей старшей группы

Конспекты занятий в старшей группе детского сада

Беседа в старшей группе детского сада на тему: Как люди используют кожу и дерево

Нет комментариев. Ваш будет первым!