Разработка классного часа по этике для учащихся старших классов
Тема классного часа: Культурные нормы
Цели: осознать культуру как совокупность норм и запретов; осознать относительность этих норм и их разнообразие в разных культурах; дать участникам возможность испытать ощущения чужака в незнакомой культуре.
Ход классного часа
I. Игра.
Выбираются несколько человек, которые выходят из класса. Они будут «иностранцами». (Желательно, чтобы ими были активные участники группы или лидеры). Группы знакомятся с правилами:
- Перед тем, как задать вопрос, нужно три раза кивнуть головой (если участник нарушает это правило - его надо игнорировать).
- Закончив разговор, нужно высунуть язык (если участник нарушает это правило - ему говорят «ты - самый скучный зануда»),
- Никто не имеет права садиться на стулья, которые стоят посреди комнаты (если участник нарушает это правило - его исключают из игры).
Участников просят расставить стулья парами, лицом к лицу. Одна пара ставится посреди комнаты. Назначается дежурный, который следит, чтобы никто не садился на центральные стулья и исключает нарушителей. Группа не говорит «иностранцам» о правилах, пока те их не нарушат.
Впускаются «иностранцы», всей группе дается задание: каждый участник должен узнать о пяти других участниках три вещи, которые он до этого не знал. На вопросы можно ответить «да» или «нет». Все беседы должны происходить на стульях. Закончив разговор, оба участника должны встать и перейти на другие стулья с другими участниками.
На жалобы «иностранцев» отвечают: «Таковы правила». После того, как будут выполнены все задания, переходят к обсуждению.
Обсуждение:
• Учитель объясняет, что «задание», которое выполняли участники, не важно, гораздо важнее «правила», с которыми столкнулись «иностранцы».
• Каждый из «иностранцев» рассказывает, что с ним происходило после входа в комнату:
- Быстро ли он понял, что есть какие-то правила?
- Попытался ли он их выяснить или стал интервьюировать других «иностранцев»?
- Что он чувствовал и делал, когда их игнорировали?
- Было ли ему обидно, когда его обзывали?
- Удалили ли кого-нибудь из игры, и как поступил этот человек?
- Понравилось ли группе соблюдать «правила» и скрывать их от «иностранцев»?
- Есть ли правила в реальной жизни?
- Были ли чем-то полезны правила в классе?
- Всегда ли полезны правила, которые существуют в жизни?
- Кто придумал настоящие правила? Или их никто не придумывал?
- Почему в разных культурах эти правила отличаются? Приведите примеры.
- Как мы относимся к тем, кто нарушает эти правила?
- Всегда ли это заслуженно?
- Кто не знает правил реальной жизни? (Если группе необходима помощь, приводятся примеры.)
- Что мы можем для них сделать?
II. Подведение итогов.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час «Жесты и мимика», 9 класс
Классный час «Правила поведения в общественных местах», 10 класс
Классный час «Речевой этикет», 9 класс
Классный час игра по этикету «Правила знакомства», 10 - 11 класс
Классный час «Конфликт и способы его разрешения», 10 класс