Конкурсы

Классный час, 10-11 класс. Культурные нормы поведения

Разработка классного часа по этике для учащихся старших классов

Тема классного часа: Культурные нормы

Цели: осознать культуру как совокупность норм и запретов; осознать относительность этих норм и их разнообразие в разных культурах; дать участникам возможность испытать ощущения чужака в незнакомой культуре.

Ход классного часа

I. Игра.

Выбираются несколько человек, которые выходят из класса. Они будут «иностранцами». (Желательно, чтобы ими были активные участники группы или лидеры). Группы знакомятся с правилами:

- Перед тем, как задать вопрос, нужно три раза кивнуть головой (если участник нарушает это правило - его надо игнорировать).

- Закончив разговор, нужно высунуть язык (если участник нарушает это правило - ему говорят «ты - самый скучный зануда»),

- Никто не имеет права садиться на стулья, которые стоят посреди комнаты (если участник нарушает это правило - его исключают из игры).

Участников просят расставить стулья парами, лицом к лицу. Одна пара ставится посреди комнаты. Назначается дежурный, который следит, чтобы никто не садился на центральные стулья и исключает нарушителей. Группа не говорит «иностранцам» о правилах, пока те их не нарушат.

Впускаются «иностранцы», всей группе дается задание: каждый участник должен узнать о пяти других участниках три вещи, которые он до этого не знал. На вопросы можно ответить «да» или «нет». Все беседы должны происходить на стульях. Закончив разговор, оба участника должны встать и перейти на другие стулья с другими участниками.

На жалобы «иностранцев» отвечают: «Таковы правила». После того, как будут выполнены все задания, переходят к обсуждению.

Обсуждение:

• Учитель объясняет, что «задание», которое выполняли участники, не важно, гораздо важнее «правила», с которыми столкнулись «иностранцы».

• Каждый из «иностранцев» рассказывает, что с ним происходило после входа в комнату:

- Быстро ли он понял, что есть какие-то правила?

- Попытался ли он их выяснить или стал интервьюировать других «иностранцев»?

- Что он чувствовал и делал, когда их игнорировали?

- Было ли ему обидно, когда его обзывали?

- Удалили ли кого-нибудь из игры, и как поступил этот человек?

- Понравилось ли группе соблюдать «правила» и скрывать их от «иностранцев»?

- Есть ли правила в реальной жизни?

- Были ли чем-то полезны правила в классе?

- Всегда ли полезны правила, которые существуют в жизни?

- Кто придумал настоящие правила? Или их никто не придумывал?

- Почему в разных культурах эти правила отличаются? Приведите примеры.

- Как мы относимся к тем, кто нарушает эти правила?

- Всегда ли это заслуженно?

- Кто не знает правил реальной жизни? (Если группе необходима помощь, приводятся примеры.)

- Что мы можем для них сделать?

II. Подведение итогов.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Жесты и мимика», 9 класс

Классный час «Правила поведения в общественных местах», 10 класс

Классный час «Речевой этикет», 9 класс

Классный час игра по этикету «Правила знакомства», 10 - 11 класс

Классный час «Конфликт и способы его разрешения», 10 класс

Наталья Юрьевна Кудряшова # 1 декабря 2016 в 12:33 0
Хорошая игра. Все просто и понятно. Чем раньше мы начнем прививать культуру общения, тем раньше получим ожидаемый результат. Ведь каждому из нас, педагогов, хочется, чтоб дети и студенты, которых он обучал, были сильны не только в науках Данный материал интересен, потому, что дает участникам возможность испытать ощущения чужака
Татьяна Ивановна Ивлева # 17 декабря 2016 в 13:39 0
Спасибо, что поделились своим педагогическим опытом формирования этической культуры. как это актуально во все времена и сегодня тем более.