Классный час «Умеете ли вы общаться?», 10 класс

Классный час по эстетическому воспитанию для старшеклассников на тему «Умеете ли вы общаться?»

Цели:

• показать, что умение общаться очень важная сторона жизни человека;

• рассказать о видах коммуникативной деятельности человека;

• помочь ребятам выявить свои коммуникационные способности;

• доказать, что искусство общения помогает человеку в его профессиональной деятельности, карьерном росте, в успехе собственного бизнеса.

Форма проведения:

Беседа с элементами обсуждения. Тестирование.

Подготовка:

1. Найти интересный материал по данной теме.

2. Подготовить выступления учащихся.

3. Определить ведущих и докладчиков.

4. Подготовить команды для участия в игре «Правильно ли мы говорим?»

5. Размножить тест «Коммуникативная компетентность».

Часть первая

СЛОВО О СЛОВАХ

Вводное слово учителя:

Ребята, умеете ли вы общаться? Я почти уверена, что все скажут: «Да, конечно». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего просто разговор, обмен информацией. В то же время всем известно, что понятие «общение» много обширнее, чем наше обычное: «Привет!» и «Пока».

Если заглянуть в прошлое, то нам станет просто стыдно. Ведь люди с давних времен общались на очень высоком уровне. Сейчас мы оправдываемся перед самими собой, мол, бешеный век, нам и присесть некогда, не то, что поговорить, а тем паче думать, в какой форме это делать. И утешая себя этой мыслью, мы продолжаем общаться на неприлично низком уровне. Так как же правильно общаться?

Предоставляю слово нашим ведущим и докладчикам.

Ведущий: Привет, ребята!

Ведущая: Уважаемый напарник, вы знаете тему нашего обсуждения?

Ведущий: Ну?

Ведущая: Действительно, наша учительница права. При общении надо не только знать, но и правильно использовать правила этикета. В данном случае надо начать с элементарного приветствия. Понятно?

Ведущий: О, да мадам! Леди и джентльмены, разрешите приветствовать вас... Так?

Ведущая: Уже лучше. А нельзя ли обратиться по-русски? Ведущий: Это как? Привет, мужики?

Ведущая: По-моему, есть прекрасное русское обращение это — судари и сударыни. Жаль, что оно редко используется у нас в повседневном обиходе.

Ведущий: Я согласен с тобой. Мне неприятно, когда продавщица обращается к пожилому человеку, говоря «женщина», а «девушка» звучит просто оскорбительно! Обращение сударыня, сударь было бы гораздо привлекательнее.

Ведущая: Давайте послушаем, что нам расскажут о правилах общения наши докладчики.

1-й ученик: Итак, самым частым видом общения является разговор. Во время разговора мы используем язык, будь он наш родной или иностранный, в любом случае он необходим.

2-й ученик: Язык — бесценный дар, которым наделен человек. «Языком не расскажешь — пальцами не растычешь», — говорят в народе. С помощью слов можно рассказать обо всем. «Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается в нем: отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, «жизни мышья беготня», крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающаяся страсть», — писал А.И. Герцен.

3- й ученик: Язык — орудие человека. Он необходим, чтобы люди могли полноценно общаться. Нам чаще всего не хватает именно слова, и мы пытаемся найти его, это единственно нужное, правильное, точное. Каждый, кто несет ответственность за свои высказывания, стремится взвешивать свои слова, понимая, что они являются сильнейшим раздражителем. Слово может оказать огромное воздействие на человека, слово может убить, слово может спасти.

Слово о словах

Слова бывают разные — то дельные, то праздные,

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

Есть слово — утешение и слово — удушение.

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.

Одни помогут выпрямить, другие — душу вытравить.

Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.

Слова высокой доблести, и самой низкой подлости...

Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.

Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

В. Полторацкий

4-й ученик: Я думаю, что эти стихи обращены не только к поэтам. Общение с помощью речи обеспечивает успех совместной деятельности среди людей. Когда мы хотим выразить свое отношение к царящей вокруг неразберихе, мы говорим: «Вавилонское столпотворение!» Истоки этих крылатых слов — в библейской легенде о сооружении в древнем Вавилоне башни до неба, «столпа творение», окончившемся неудачей, так как Бог разгневался, смешал языки людей — и они перестали понимать друг друга.

5-й ученик: «Говорим с тобой на разных языках, не можем найти общего языка», — с горечью заключаем мы, когда нет взаимопонимания, и отношения не складываются. Общение посредством слова (речевое общение) закрепляет и сохраняет опыт человечества, передавая его от поколения к поколению, потому что язык — это орудие культуры.

Ведущий: Нет такой сферы общения, где бы не требовалось хорошее владение языком. Умение пользоваться этим бесценным даром завещано нам предками.

Ведущая: Вот некоторые мысли из книги «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон...», изданной в Петербурге в 1889 г. «Благопристойность касается всех действий жизни; она требует, чтобы мы были умеренными в наших удовольствиях, осторожными в наших рассуждениях и вечными врагами всего того, что нарушает наш долг.

Главные правила благопристойности:

1-е правило. Не принимать вида ни выше, ни ниже своего положения.

2-е правило. Оказывать другим внимание и почтение, на которое они имеют право.

3-е правило. Не обращаться с веселым видом к лицам, которые, как нам известно, имеют особые причины быть грустными.

4-е правило. Не принимать пренебрежительного и полного гордости вида.

5-е правило. Избегать слишком большого числа слов, объяснений, отступлений от предмета; все это неприятно и выводит из терпения слушателей.

6-е правило. Говорить просто и никогда не горячиться, начинать говорить не иначе как в свою очередь и стараться не перебивать собеседника.

7-е правило. Всегда принимать сторону справедливости и правоты, призывать к этому других, с кротостью и снисходительностью, которые не имеют ничего общего с принуждением.

8-е правило. Никогда не завладевать самому всем разговором каждый раз, как является новый предмет разговора.

9-е правило. Предоставить высказаться тому, кто говорит не раньше, как после того, когда собеседник ваш кончит говорить.

10-е правило. Избегать, по возможности, говорить шепотом тому, возле кого сидишь.

11-е правило. Говорить мало, но кстати. Большой говорун утомляет собеседника, молчаливый человек наводит скуку.

12-е правило. Не говорить о себе. Если мы станем говорить только о своих добродетелях или талантах, то мы делаемся скучными и смешными.

13-е правило. Когда кто-нибудь говорит, не вынимать из кармана письма, не смотреть на часы, не барабанить пальцами, не напевать про себя.

14-е правило. Не принимать в разговоре принужденный вид; всегда следует говорить приятным, спокойным и благородным образом».

Мини-вывод:

Ведущая: Не правда ли, как актуальны эти советы и в наше время.

Итак, что же все-таки необходимо, чтобы правильно общаться?

• Надо, в первую очередь уважать собеседника,

• Слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться,

• Стараться говорить только то, что думаешь.

Это не универсальные способы общения, но, по крайней мере, они помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.

Наш великий соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов еще 230 лет назад вот что говорил: «...Когда к сооружению какой-либо махины приготовленные части лежат особливо и некоторые определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы не хуже ли были мы диких зверей...»

Часть вторая

ИГРА «ПРАВИЛЬНО ЛИ МЫ ГОВОРИМ?»

Ведущий: Дорогие друзья, а сейчас мы проведем небольшое состязание.

Ведущая: Правильно ли мы говорим? Часто ли вы задумываетесь, произнося слова, делая в них ударения? Используя пословицы, фразеологические выражения, знаете ли вы их смысловое значение? А бранные слова часто слетают с вашего языка?

Ведущий: Я думаю, что этот последний вопрос в настоящее время действительно стал животрепещущим. Он назрел как гнойный нарыв. Бранные слова сейчас настолько стали вездесущи, что многие просто не обращают на это внимания.

Ведущая: Поэтому прежде чем начать словесную «дуэль», мы хотим прочесть выдержки из стихотворения Наты Невской.

Как говорим— так и живем

1-й ученик:

Не знаю я, куда мне «бечь»,

Мы засорили нашу речь.

Живем то «клево», то в «прикиде»,

Но в основном на жизнь в обиде.

2-й ученик:

«Блины» висят на языке,

И грубые слова.

И без конца из уст летит,

Хула, хула, хула.

3-й ученик:

И чтобы жизнь нам изменить,

Научиться надо говорить.

Очистим нашу речь от скверны,

Это поможет душе и нервам.

4-й ученик:

Это излечит наше состоянье,

Огромного требует речь вниманья.

А коль начнем за языком следить,

Богатство мира сможем сохранить.

1. Повторите скороговорки:

Все бобры для своих бобрят добры.

У боярина бобра нет богатства, нет добра.

На дворе трава, на траве дрова.

 

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

2. Подберите синонимы к словам:

Смелый — храбрый, отважный, решительный, бесстрашный, неустрашимый.

Победить — одержать победу, одолеть, побороть, осилить, сладить, справиться.

Холодный день — промозглый, ледяной, морозный, студеный, стылый, мерзлый.

Холодный человек — неотзывчивый, бездушный, черствый, сухой, нечуткий.

3. Объясните фразеологические обороты:

Иголку негде воткнуть — о большого скоплении людей.

Крокодиловы слезы — притворное сожаление.

Краем уха — невнимательно: слушать.

Рукой подать — близко.

Как на духу— откровенно, чистосердечно.

Святым духом — как бы само собой, неизвестно как.

Душа в душу — полное согласие.

Во весь дух — очень быстро бежать или ехать.

В чем только душа держится — хилый, слабый.

Не верить своим глазам — удивляться чему-либо увиденному.

4. Поставьте правильно ударение в словах:

квартал,

каталог,

гружёный,

начал, начала,

звонит,

в яслях,

средства,

столяр,

коклюш,

сливовый,

начав,

начался,

договор,

балую, балуешь

дефис,

свёкла,

каталог,

предложить,

мышление,

августовский

5. Образуйте повелительное наклонение от глаголов:

(Повелительное наклонение — обозначает такие действия, которые кто-то заставляет или просит выполнить).

ехать — поезжай, одеть — одень, надеть — надень, класть — положи.

6. Просклоняйте:

хочу — я хочу, ты — хочешь, он — хочет, она — хочет, мы — хотим, вы — хотите, они — хотят.

7. Родительный падеж множественного числа:

столы — нет чего — столов;

носки — носков;

чулки — чулок;

шарфы — шарфов;

груши — груш;

яблоки — яблок;

полотенца — полотенец;

помидоры — помидоров;

килограммы — килограммов; лимоны — лимонов; туфли — туфель.

Награждение победителей конкурсов медалями «Знаток русского языка».

Заключение.

Советы Дейла Карнеги

У нас лишь 4 метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим. Как часто нас оценивают по тому языку, которым мы пользуемся!

Ваша манера речи в значительной мере отражает вашу манеру общения с теми людьми, которые входят в вашу компанию. Проводите вечера, читая Шекспира и других великих поэтов и мастеров прозы. Делайте это, и ваш ум неизбежно обогатится.

На просмотр газет тратьте в два раза меньше времени, чем вы тратите сейчас, а сэкономленное время тратьте на чтение серьезных книг.

Читайте со словарем, лежащим на вашем письменном столе. Ищите незнакомые слова. Попытайтесь найти применение этим словам для того, чтобы вы могли запечатлеть их в своей памяти.

Изучайте происхождение слов, которые вы употребляете. История этих слов совсем не скучная и не сухая, и очень часто она полна романтики.

Будьте точными при выражении своих мыслей. Не называйте одним только словом (красивый) все, что ласкает ваш глаз. Вы можете выразить свою мысль более точно и более свежо, если вы примените какие-либо синонимы к слову (красивый), например: элегантный, необычный, приятный, симпатичный, стильный, изысканный, восхитительный, красочный, роскошный, замечательный и т.д.

Стремитесь к свежести в речи, создавайте свои собственные сравнения.

Часть третья

ТЕСТ Т. ГОРДОНА «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ»

Цель:

изучение коммуникативных навыков.

Инструкция:

«Прочтите внимательно каждое задание. Выберите и отметьте один из трех вариантов, который соответствует вашему поведению. Отмечайте, как вы делаете, а не как следует правильно делать».

Задания выполняются в несколько приемов.

1. Если кто-нибудь совершает хороший поступок, в таких случаях вы обычно:

а) Ничего не говорите.

б) Говорите: «Я мог бы сделать гораздо лучше».

в) Говорите: «Это действительно замечательно, здорово!»

2. Вы занимаетесь делом, которое нравится, и думаете, что оно получается у вас хорошо. Кто-либо из взрослых говорит: «Мне это не нравится!» Обычно вы в таких ситуациях:

а) Говорите: «Вы ничего не понимаете!»

б) Говорите: «Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки».

в) Чувствуете себя обиженным, но не возражаете.

3. Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его. Если кто-то из сверстников говорит вам: «Какой ты растяпа! Хорошо еще, что свою голову не забыл!», обычно вы отвечаете:

а) «Это может случиться с каждым. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то».

б) Скажете: «Да, ты прав» или промолчишь.

в) «Если кто-то растяпа, так это ты сам!»

4. Вам нужно, чтобы кто-то сделал за вас одно дело. Обычно в таких ситуациях вы:

а) Говорите: «Вы должны это сделать за меня!»

б) Говорите: «Не могли бы вы сделать за меня одно дело?», после этого объясняете, что именно.

в) Слегка намекаете, что вам нужна услуга или помощь этого человека.

5. Вы видите, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких случаях вы:

а) Ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой.

б) Смеясь, говорите: «Ты просто как маленький!»

в) Говорите: «Ты выглядишь расстроенным, что-то случилось? »

6. Вы чувствуешь себя расстроенным, а кто-то говорит: «Ты выглядишь расстроенным». Обычно в таких ситуациях вы:

а) Ничего не отвечаете.

б) Говорите: «Не твое дело!»

в) Говорите: «Да, я немного расстроен, спасибо за сочувствие».

7. Кто-то обвиняет вас в ошибке, совершенной другим. В таких случаях вы обычно:

а) Говорите: «С чего вы взяли, вы же сами не разобрались!»

б) Говорите: «Это не моя вина. Кто-то другой совершил ошибку».

в) Принимаете обвинение и не отвечаете ничего.

8. Кто-то просит вас сделать что-то, но вы не знаете, зачем. Обычно вы в таких ситуациях:

а) Говорите: «Если вы этого хотите, то я сделаю».

б) Говорите: «Это не имеет смысла, я не собираюсь этого делать».

в) Вначале пытаетесь выяснить, зачем это нужно, а потом решаете, делать это или нет.

9. Кто-то из взрослых говорит вам: «То, что ты сделал, замечательно!» В этих случаях вы:

а) Говорите: «Спасибо, мне это тоже нравится».

б) Говорите: «Да, обычно у меня получается лучше, чем других».

в) Ничего не отвечаете или говорите: «Получилось не так уж хорошо».

10. Кто-то из сверстников был очень вежлив с вами. Обычно в таких ситуациях вы:

а) Не замечаете или ничего не говорите.

б) Говорите: «Не нужны мне твои любезности».

в) Говорите: «Мне приятно, когда ко мне так обращаются, спасибо».

11. Вы разговариваете с приятелем очень громко и кто-то говорит вам: «Извините, но вы ведете себя слишком шумно». Обычно вы в таких случаях говорите:

а) Промолчите или прекратите беседу.

б) «Если не нравится, отойди!»

в) «Извините, я буду говорить тише», после чего разговариваете тихим голосом.

12. Кто-то из сверстников делает что-нибудь такое, что вас раздражает. Обычно в таких случаях вы:

а) Говорите: «Ну и дурак (болван)!» или «Ненавижу тебя!»

б) Стараетесь не замечать этого, промолчите.

в) Говорите: «Я рассержен. Мне не нравится то, что ты делаешь».

13. Кто-то из сверстников имеет вещь, которой вы бы хотели попользоваться. Обычно в таких случаях вы:

а) Говорите этому человеку, что вы хотели бы попользоваться этой вещью, и затем просите ее у него.

б) Отбираете или, не спрашивая, берете эту вещь.

в) Говорите об этом предмете, но прямо не просите дать его.

14. Кто-либо просит попользоваться вашей вещью, но она новая, вам пе хочется давать ее даже на время. В таких случаях вы обычно:

а) Говорите: «Не дам, приобретай свою!»

б) Говорите: «Вообще-то я не хотел давать ее никому, но ты ее можешь взять ненадолго».

в) Одалживаете вещь вопреки своему нежеланию.

15. Сверстники ведут разговор об увлечениях, которые правятся и вам. Вы тоже хотите присоединиться к разговору. В таких случаях вы:

а) Ничего не говорите, молча слушаете или ждете, когда на вас обратят внимание.

б) Включаетесь в беседу и начинаете рассказывать, чем вы занимаетесь и как вам это нравится.

в) Подходите к сверстникам и в удобный момент вступаете в разговор.

16. Вы занимаетесь своим любимым делом. Кто-то спрашивает: «Ты что делаешь?» Обычно вы:

а) Говорите: «Не мешайте, видите, я занят!»

б) Продолжаете работать молча или говорите: «Да ничего особенного».

в) Объясняете, рассказываете, что именно вы делаете.

17. Вы видите споткнувшегося и упавшего незнакомого человека. В таких случаях вы:

а) Рассмеявшись, говорите: «Надо смотреть под ноги!»

б) Спрашиваете: «У вас все в порядке? Может быть нужно помочь?»

в) Никак не реагируете и проходите мимо.

18. Вы стукнулись головой о полку (шкаф) и набили шишку, кто-то подошел и спрашивает: «С тобой все в порядке?» Обычно вы:

а) Ничего не говорите или отворачиваетесь.

б) Говорите: «Отстаньте, займитесь своими делами!»

в) Говорите: «Ничего страшного, немного ушибся».

19. Кто-то часто перебивает, когда вы говорите. В таких ситуациях вы:

а) Говорите: «Извини, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал».

б) Прерываете этого человека или говорите: «Помолчи, дай я расскажу!»

в) Ничего не говорите, позволяя другому продолжить свой рассказ.

20. Кто-то из взрослых просит вас сделать что-либо, что помешало бы вам сделать свои дела. Вы обычно говорите:

а) «Хорошо, я сделаю то, что вы хотите».

б) «Нет, мне некогда, попросите кого-нибудь другого!»

в) «Я уже делаю другое дело, а попозже могу выполнить вашу просьбу».

21. Если вы встретили родителей своего друга и вам что-то нужно спросить о нем, то вы:

а) Предпочтете не обращаться.

б) Поздороваетесь, а потом спросите.

в) Сразу спросите, что нужно.

22. В школе на перемене к вам обращается сверстник с предложением поиграть, вы в ответ:

а) С удовольствием соглашаетесь, если это интересно.

б) Отвечаете: «Я занят другим делом, не приставай».

в) Не отвечаете на его предложение.

23. Вы с ребятами играли в интересную игру и проиграли. В этом случае вы:

а) Обидитесь на тех, кто выиграл, но ничего не скажете.

б) Подумаете о том, почему не удалось выиграть, и скажете: «Ничего страшного. В следующий раз буду стараться и мне больше повезет».

в) Скажете: «Подумаешь, выиграли, а я и не старался!» или «Вы нечестно выиграли!»

24. Вы выиграли в интересной игре и вам это очень приятно. Вы скажете другим ребятам:

а) «Я так и знал! У вас было нетрудно выиграть!»

б) «В этот раз у меня неплохо получилось и еще, наверное, повезло».

в) Будете молчать и ждать, когда вас другие поздравят или похвалят.

Ключ к тесту «Коммунинатизная компетентность»

а

б

в

№ умения

1.

3

А

К

1

2.

А

К

3

3

3.

К

3

А

2

4.

А

К

3

5

5.

3

А

К

7

6.

3

А

К

8

7.

А

К

3

3

8.

3

А

К

11

9.

К

А

3

1

10.

3

А

К

11

И.

3

А

К

2

12.

А

3

К

4

13.

К

А

3

5

14.

А

К

3

6

15.

3

А

К

9

16.

А

3

К

10

17.

А

К

3

7

18.

3

А

К

8

19.

К

А

3

4

20.

3

А

К

6

21.

3

К

А

9

22.

к

А

3

10

23.

3

К

А

12

24.

А

К

3

12

Примечание. Типы реакций: 3 — зависимая, пассивная, К —• компетентная, «на равных», уверенная, А— агрессивная, оказывающая давление.

Согласно представлениям Т. Гордона, компетентность в общении характеризуется позицией «на равных», без давления сверху и без зависимости. В тесте определяется количество компетентных реакций по 12 блокам коммуникативных умений.

Блоки умений и входящие в них номера заданий:

1. Умение оказать и принимать знаки внимания (1, 9).

2. Реагирование на справедливую критику (3, 11).

3. Реагирование на несправедливую критику (2, 7).

4. Реагирование на задевающие, провоцирующие вопросы (12, 19).

5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой (4, 13).

6. Умение ответить отказом на чужую просьбу (14, 20).

7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку (5, 17).

8. Умение принять сочувствие, поддержку (6, 18).

9. Умение вступить в контакт (15, 21).

10. Реагирование на попытку другого вступить в контакт (16, 22).

11. Умение просить и принимать помощь (8, 10).

12. Реагирование на собственный неуспех и успех другого (23, 24).

Информация к теме: «Искусство спора»

Поскольку искусство ведения спора приобретает для каждого из нас все более важное значение, то можно сравнить его с такими близкими понятиями, как «диспут», «дискуссия» и «полемика».

Слово «диспут» происходит от латинского disputo — рассуждаю. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и др. проблем, на решение которых нет однозначного, общепринятого ответа. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения и оценки тех или иных событий или проблем.

Слово «дискуссия» происходит от латинского discussio — рассмотрение, исследование. Под дискуссией обычно имеется в виду публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, проблемы, который вклинивается в контекст, например, семинарского занятия.

Слово «полемика» происходит от греческого polemikos, что означает «враждебный», «воинствующий». Нетрудно понять, что для полемики также характерна процедура спора, но спора, приводящего к конфронтации и борьбе принципиально противоположных мнений и подходов в решении определенных проблем.

Известно, что дискуссии и диспуты чаще всего ведут к мирному исходу событий, к коллективному поиску истины. Цель же полемического спора — одержать победу над противником во что бы то ни стало.

Однако следует заметить, что и в диспуте, и в дискуссии, и в полемике, хотя и с разной степенью активности и конфронтации, возникает и разворачивается спор его участников. Спор выступает как бы характеристикой процесса обсуждения проблемы или вопроса двумя противоборствующим сторонами. Слова «спор» и «дискуссия» часто используются как слова-синонимы (как, например, в словаре Ожегова).

Практика показывает, что дискуссия может вестись с различной остротой противоборства. Это могут быть диспут, дебаты, полемика, спор. В любом случае для ведения дискуссии, как минимум, необходимо иметь две различные точки зрения, два различных подхода к решению соответствующего вопроса или проблемы. Хотя реально их, как правило, бывает значительно больше. По существу, каждый из участников дискуссии часто имеет свою точку зрения, свой взгляд на решение проблемы.

Если говорить о споре, то он может быть определен как обсуждение в форме исследования проблемы с целью установления истины. В.И. Андреев предлагает в качестве рабочего определения понятия «спор» следующее:

Спор — это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины.

В процессе ведения спора в явном или скрытом виде проявляется некоторое противоречие, которое позволяет сформулировать проблему. В ходе коллективного осуждения либо происходит разрешение проблемы, либо каждая из противоборствующих сторон остается при своем мнении.

В.И. Андреев выделяет семь вариантов протекания дискуссии-спора:

Эвристический подход к ведению спора, когда одна из сторон, не настаивая на своем подходе к решению проблемы, используя методы убеждения, интуицию и здравый смысл, постепенно склоняет к своей точки зрения другого или других собеседников, участников спора.

Логический подход к ведению спора, для которого характерны жесткий логический анализ и аргументация, благодаря чему, следуя приемам и правилам формальной логики, участники дискуссии приходят к некоторому окончательному выводу.

Софический подход к ведению спора, при котором одна из сторон стремится победить своего оппонента любым, даже логически неправильным путем, используя так называемые софизмы.

Авторитарный подход к ведению спора, когда одна из сторон, опираясь на авторитеты либо используя свой авторитет, а нередко и власть, навязывает свою точку зрения другим.

Критикующий подход к ведению спора, когда одна из сторон всецело акцентирует внимание лишь на недостатках, слабых местах и позициях своих оппонентов, не хочет и не стремится увидеть позитивные элементы в противоположной точке зрения и не может предложить свое решение.

Демагогический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна из сторон ведет спор не ради истины, а скорее всего для того, чтобы увести дискуссию в сторону от истины, преследуя при этом свои личные, часто неизвестные участникам спора цели.

Прагматический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна или каждая из сторон ведет спор не только ради истины, но ради своих практических, иногда меркантильных целей, которые скрыты и не известны собеседникам.

Цели ведения спора, в зависимости от того, направлены они на решение обсуждаемой проблемы или, наоборот, на то, чтобы создать дополнительные проблемы и барьеры, могут быть разделены на две группы: конструктивные и деструктивные.

Перечислим наиболее характерные конструктивные цели ведения дискуссии, спора:

• обсудить все возможные варианты решения проблемы;

• выработать коллективное мнение, коллективную позицию но какому-либо вопросу;

• привлечь внимание к проблеме как можно больше заинтересованных и компетентных лиц;

• опровергнуть ненаучный, некомпетентный подход к решению проблемы, разоблачить ложные слухи;

• привлечь на свою сторону как можно больше лиц, готовых к сотрудничеству;

• оценить возможных единомышленников и противников.

Деструктивные цели, которые могут быть целями отдельных групп и участников спора:

• расколоть участников спора на две непримиримые группы;

• завести решение проблемы в тупик;

• опорочить идею и ее авторов;

• превратить дискуссию в схоластический спор;

• используя заведомо ложную информацию, повести спор по ложному пути;

• разгромить инакомыслящих, дискредитировать оппозицию.

Вероятно, этих целей, как конструктивных, так и деструктивных, значительно больше. Кроме того, в чистом виде они, как правило, не проявляются в рамках одного спора, а могут реализоваться в самых разных сочетаниях.

Спор может быть как вредным, так и полезным. Но умение доказывать правильность своих убеждений, уходить от ненужных, бессмысленных прений и вовремя умолчать о своих возражениях обязательно будет способствовать вашему карьерному росту.

Прежде всего обозначим процесс спора. Мысль, которую опровергает один и доказывает другой спорщик, называется тезисом. Утверждения спорщиков — доводы. Цепочка доводов, составленная с целью убеждения оппонента, — доказательство.

Для выяснения тезиса необходимо:

1. Определить, все ли слова тезиса понятны и одинаково трактуются спорщиками.

2. Выяснить количество суждений, то есть понять, обо всех ли предметах данного класса идет речь или об одном из них.

3. Договориться о модальности суждения — насколько категоричны спорщики в своих утверждениях.

Последствиями выяснения тезиса может быть отказ от спора. Например, один из спорщиков признает, что хотя для большинства случаев его утверждение истинно, могут возникать и исключительные случаи. Или же спорщики, отказавшись от категоричных утверждений, сойдутся во мнении, что оспариваемое событие с некоторой вероятностью может произойти или не произойти.

Ошибки в доказательствах бывают трех видов:

• В тезисе. Когда берутся за доказательство одного тезиса, а реально доказывают другой.

• В доводах. Бывают ложные доводы или доводы, которые сами требуют доказательства.

• В связи между тезисом и доводами. Истинность или ложность тезиса не следует из приведенных доводов.

Не следует думать, что достаточно встретить спорную мысль, чтобы сейчас же сделать ее тезисом спора. Прежде всего необходимо исследовать ее, определить по ней пункты разногласия, а потом, при необходимости, вести спор обязательно отдельно по каждому пункту.

Однако не всякий спор есть спор из-за мысли. Очень часто вовсе не касаются вопроса об истинности мысли, а интересуются тем, как докажет ее истинность противник. Такой спор из-за доказательства навязывается нападающим в споре в том случае, если сам он не может доказать ложность тезиса.

Рассматривая споры по их целям, можно выделить четыре основных вида:

1. Спор-проверка. Интеллектуальное упражнение, целью которого является выяснение истинности утверждения (только в таком споре и «рождается истина»),

2. Спор для убеждения противника.

3. Спор для победы. Самый яркий пример — политические дебаты.

4. Спор-спорт. Встречаются такие прирожденные спорщики, которые придираются и находят возражения для каждого утверждения.

Секреты успешного спора:

• Не упорствовать, когда довод противника очевиден.

• Не соглашаться, если довод противника не доказан, но кажется верным.

• Внимательно слушать доводы противника. В некоторых случаях противник сам дает нам в руки довод, доказывающий нашу мысль.

• Уважать чужие убеждения. Помните, что уверенность — чаще всего результат невежества.

• Спокойствие, только спокойствие.

Кроме того, хороший спорщик должен знать об уловках, используемых в споре. Уловкой называется всякий прием, с помощью которого хотят затруднить спор для противника и облегчить для себя.

Примеры уловок:

1. Оттягивание возражения. Если вы не можете сразу найти возражение, постарайтесь тянуть время, задавая противнику уточняющие вопросы, прося повторить его утверждения. Делать это нужно так, чтобы противник не заметил уловки и. не призвал бы вас к ответу немедленно.

2. Узкое место. Если вы видите, что противник уходит от доказательства какого-либо довода, смущается в определенном месте спора, нужно заострить свое внимание именно на этом моменте.

3. Если противник не дает вам (используя различные уловки) провести довод, так как чувствует, что в этом случае вы выиграете спор, можно попытаться начать доказывать довод противоположный. Противник, начавший отрицать все наши мысли, может не признать и эту. Тогда вы сможете предъявить ему антидовод, истинность которого будет, таким образом, доказана.

4. Уход от спора или срыв спора. Противник может не давать вам вставить слово или свернуть спор под каким-то предлогом или стараться перекричать вас.

5. Разбор тайных мотивов. Спорщик не столько разбирает ваши доводы, сколько приписывает вам тайные мотивы, из-за которых вы так утверждаете.

6. Палочные доводы. Насилие во всех видах «убеждает» многих и разрешает споры в пользу того, кто сильнее. Именно поэтому многие предпочитают не спорить с начальством.

7. Выведение противника из равновесия. Это можно сделать и грубостью, и шокирующим, нестандартным поведением.

8. Расчет на медлительность. Внушаемый человек может поверить в доводы, излагаемые с убеждением, уверенным тоном.

9. Отвлекающий маневр. Излагается мысль, которая своим содержанием должна привлечь (поразить, задеть) внимание оппонента. Основной же довод должен прозвучать незаметно.

10. Ставка на ложный стыд. Зная, что оппонент не сведущ в какой-либо области знаний и побоится в этом признаться, противник выдает свой довод за «общеизвестный факт».

11. Подмазывание аргумента. Со словами «вы как человек умный, не станете отрицать, что...» можно провести не совсем убедительные доводы.

Необходимо заметить, что не все эти уловки позволительны в культурном споре. Однако, кто хорошо изучил такие уловки и умеет сейчас же распознать их в споре, тот в значительной мере обезопасил себя от них. Как отвечать на каждую из них, зависит от такта, находчивости спорщика.

Профилактические меры против грубых, непозволительных уловок могут быть следующими:

• Спорить, только о том, что хорошо знаешь.

• Не спорить без нужды, ради спора.

• Научиться охватывать весь спор, а не брести от довода к доводу.

Как склонить людей к вашей точке зрения

(ролевой диалог по книге Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»)

Ведущий: Известный американский психолог Дейл Карнеги в своей книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», сформулировал правила, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения. Он предлагает очень интересные суждения, выводы по поводу спорных ситуаций, поэтому я обратил на это внимание. Он пишет, что в мире существует только один способ одержать верх в споре — это уклониться от него.

Ведущая: По-моему, это просто замечательный совет, которому лично я тоже стараюсь следовать. А у тебя получается это в жизни? Или все-таки ты любишь поспорить?

Ведущий: Я стараюсь, и также полностью согласен с Дейлом Карнеги, что «в девяти случаях из десяти спор кончается тем, что каждый из его участников еще больше, чем прежде, убеждается в своей правоте. В споре нельзя одержать верх. Нельзя потому, что, если вы проиграли в споре, значит, вы проиграли, если же одержали верх, то тоже проиграли.

Ведущая: Но, если ты видишь, что одержал явную победу и твой противник сдался, почему победитель тоже проиграл?

Ведущий: Предположим, что ты одержала победу над собеседником, разбила его доводы в пух и прах. Ну и что? Будешь почивать на лаврах победителя и чувствовать себя прекрасно? А он — твой соперник, когда задели его самолюбие, будет огорчен твоей победой. Человек, которого убедили против его воли, практически никогда не отречется от своего мнения.

Ведущая: Абсолютно согласна с этим объяснением. По этому поводу у меня есть дополнение в форме прекрасной фразы Франклина: «Если вы спорите, раздражаетесь и возражаете, вы можете иногда одержать победу, но победа эта будет бессмысленной, ибо вы никогда не добьетесь расположения вашего противника».

Ведущий: Итак, мы пришли к выводу, что, доказывая свою точку зрения, можно быть абсолютно правым, но все попытки переубедить собеседника, вероятно, останутся столь же тщетными, как если бы мы ошибались.

Ведущая: Можно дать понять человеку, что он не прав, и взглядом, и интонацией или жестом не менее красноречиво, чем словами, но если сказать ему, что он не прав, то можно ли заставить его тем самым согласиться с вами? Никогда, потому что тогда вы нанесете прямой удар его интеллекту, его здравому смыслу, его самолюбию и чувству собственного достоинства.

Ведущий: Более того — это вызовет у него лишь желание нанести ответный удар, а вовсе не изменить свое мнение. После этого, что бы вы ни делали, переубедить его вам не удастся, так как вы его оскорбили.

Ведущая: Когда начинают разговор с заявления типа: «Я вам докажу то-то и то-то». Это плохо. Это все равно что сказать: «Я умнее вас. Я собираюсь кое-что вам сказать и заставить изменить свое мнение». Это вызов, который порождает у вашего собеседника внутреннее сопротивление и желание сразиться с вами прежде, чем вы начали спор.

Ведущий: Действительно, переубедить людей трудно даже при самых благоприятных условиях. Так зачем же создавать себе излишние трудности? Зачем ставить себя в невыгодное положение? Если вы намерены что-то доказать,-пусть об этом никто не знает. Сделать это возможно настолько тонко, настолько искусно, чтобы никто этого и не почувствовал.

Ведущая: Признавшись, что можете ошибаться, вы никогда не попадете в неприятное положение. Так можно положить конец спору и побудить собеседника быть не менее объективным, откровенным и непредубежденным, чем вы сами. Это вызовет у него желание признать, что и он может ошибаться.

Ведущий: Когда мы не правы, мы можем признаться в этом самим себе. А если к нам подойдут мягко и тактично, то способны признаться в этом и другим и даже гордиться своей откровенностью и широтой взглядов.

Ведущая: Итак, не нужно спорить со своим клиентом, другом или противником. Не следует говорить ему, что он не прав, не нужно давать ему возможности взвинтить себя. Будьте немного дипломатом. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.

Ведущий: Если в определенной ситуации все равно грозит неприятное объяснение, то не лучше ли опередить противника, взяв инициативу на себя?

Ведущая: Что ты под этим подразумеваешь?

Ведущий: А вот что, чем слушать чужие обвинения, будет ли гораздо легче подвергнуть себя самой жестокой критике. Скажите в свой адрес все оскорбительные слова, которые, у вашего собеседника на уме или на языке, причем произносите их прежде, чем сделает это он. Этим вы выбьете у него из-под ног почву.

Ведущая: Интересный поворот, особенно, если попался язвительный собеседник. И как, на твой взгляд, какая у него будет реакция?

Ведущий: На 100% уверен, что он займет в таком случае великодушную, снисходительную позицию и сведет ваши ошибки к минимуму.

Ведущая: Следовательно, выход прост — если не прав, то следует признать это самому быстро и решительно!

Ведущий: И еще, нужно отметить важный момент. Карнеги считает, что если сердце человека преисполнено недовольства и недоброжелательства по отношению к собеседнику, то никакая логика не сможет склонить его к вашему мнению. Но, может быть, это удастся сделать, если действовать мягко и дружелюбно, очень мягко и очень дружелюбно.

Ведущая: Как я поняла с самого начала разговора, необходимо придерживаться только дружелюбного тона.

Ведущий: Существует интересный метод Сократа, или метод утвердительных ответов, суть его состоит в том, что, беседуя с каким-либо человеком,

• не начинайте разговора с обсуждения тех вопросов, по которым расходитесь с ним во мнениях;

• сразу же подчеркните те аспекты, в отношении которых вы единодушны;

• все время упирайте на то, что вы оба стремитесь к одной и той же цели, что разница между вами только в методах, а не в сути;

• добейтесь того, чтобы ваш собеседник с самого начала говорил «да, да»;

• старайтесь не давать ему возможности отвечать «нет».

Ведущая: В психологическом отношении ход мыслей здесь совершенно ясен. Если человек уверенно говорит «нет», то он не просто произносит это слово. Весь его организм настраивается на активное противодействие. Создается впечатление, что человек как бы физически отшатывается от вас, вся его нервно-мышечная система настораживается, готовясь дать вам отпор. Когда же, наоборот, он говорит «да», никакой реакции противодействия у него не происходит. Его организм открыто проявляет решимость пойти вам навстречу, согласиться с вами.

Ведущий: Совершенно верно, поэтому, чем большее количество «да» мы сумеем получить от собеседника с самого начала, тем более вероятно, что нам удастся склонить его к принятию нашего конечного предложения.

Ведущая: Итак, метод Сократа основывается на стремлении получить от собеседника утвердительный ответ.

Ведущий: Из истории известно, что Сократ задавал такие вопросы, которые заставляли его оппонента соглашаться с ним. Он продолжал задавать вопросы до тех пор, пока, наконец, его оппонент, почти не отдавая себе в этом отчета, приходил к тому самому выводу, который яростно оспаривал несколькими минутами раньше.

Ведущая: «Большинство людей, когда они стараются склонить кого-либо к своей точке зрения, слишком много говорят сами», — пишет Карнеги. Исходя из этого он советует:

• Давайте возможность выговориться другому человеку.

• Задавайте ему вопросы, если он лучше вас осведомлен о своих делах и проблемах

• Пусть он сообщит вам больше информации.

• Если вы с ним не согласны, у вас может возникнуть желание перебить его, не делайте этого. Это опасно.

• Собеседник не обратит на вас внимания, пока не исчерпает весь запас переполняющих его идей.

• Выслушайте его терпеливо и непредвзято.

• Проявите искренность.

• Дайте ему возможность обстоятельно изложить свои мысли.

• Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник!

• Постарайтесь понять вашего собеседника, даже если он полностью не прав, но сам он так не думает. Не осуждайте его.

• Попробуйте выявить скрытую причину, почему другой человек думает и поступает именно так, а не иначе — и у вас будет ключ к его действиям.

• Честно постарайтесь поставить себя на его место. Спросите себя: «Как бы я себя чувствовал, как бы я реагировал, будь я на его месте?» — и вы сэкономите массу времени и нервов.

• Искренне стремитесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

Заключение:

Учитель: Несмотря на то, что спор является неотъемлемой частью нашей жизни, мы должны уделять ему столь же всеобъемлющее внимание, как и другим психологическим аспектам повседневности. Но лично я вовсе не являюсь сторонником спора и стараюсь всячески его избежать, поскольку вполне ясно сознаю, что спор может привести к нежелательным последствиям и, как таковой, вовсе не безопасен. Однако мы должны уметь минимизировать возможный ущерб, причиненный этим явлением, и извлекать из него как можно большую пользу.

Следуя жизненным советам знаменитого практика-психолога, миллионы людей всего мира постигали искусство общения и смогли избавиться от неловкости и смущения, скованности и боязни, смогли уйти от своих комплексов нерешительности и страхов, а взамен получили радость каждодневного бытия, а главное, успех и процветание, благополучие и благосостояние. Вот некоторые «рецепты» великого знатока человеческих взаимоотношений.

Из книги Дейла Карнеги «Как наслаждаться жизнью и получать удовольствие от работы»:

Заставьте человека почувствовать его собственную значимость, тогда он сделает для вас все.

Двенадцать способов склонить к своей точке зрения

• Единственный способ добиться наилучшего результата в споре — это уклониться от спора.

• Проявляйте уважение к мнению других, никогда не говорите человеку, что он не прав.

• Если вы не правы, признайте это сразу и чистосердечно.

• Вначале покажите свое дружеское отношение.

• Пусть ваш собеседник с самого начала будет вынужден отвечать вам «да, да».

• Старайтесь, чтобы ваш собеседник говорил больше, чем вы.

• Пусть ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему.

• Честно попытайтесь стать на точку зрения другого.

• Проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других людей.

• Взывайте к благородным поступкам.

• Придавайте своим идеям наглядность, инсценируйте их.

• Бросайте вызов!

Девять способов изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая у них чувства обиды

• Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.

• Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

• Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

• Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.

• Дайте человеку возможность сохранить свое лицо.

• Хвалите человека за каждый даже самый скромный успех и будьте при этом искренни в своем признании и щедры в похвалах.

• Создавайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

• Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

• Делайте так, чтобы было приятно выполнять то, что вы хотите.

Дополнительная информация по теме «Деловой этикет»

Несколько правил делового общения

Совместная деятельность людей, каковой является управленческая деятельность, становится возможной только благодаря возможности общения друг с другом. Было доказано, что основным источником нарушения общения является отсутствие взаимного доверия между партнерами. Когда нарушается межличностное общение, то возникает вопрос о том, как это исправить.

Уровень доверительности в общении может быть повышен за счет следующих моментов:

• открытой демонстрации своих намерений;

• доброжелательного отношения в общении;

• проявления компетентности в обсуждаемом вопросе;

• умения убедительно излагать свои мысли.

Важнейшее значение в общении приобретает «обратная связь», т.е. информация, которая содержит определенную реакцию на поведение партнеров по общению. Цель обратной связи состоит в оказании помощи другим людям в осознании того, как мы воспринимаем их поступки, как они влияют на наше поведение.

Существуют определенные правила, которые могут повысить эффективность обратной связи в процессе общения. Эти правила необходимо знать каждому руководителю, который в процессе своей деятельности постоянно общается с людьми — подчиненными, коллегами, вышестоящими начальниками.

1. В замечаниях, которые вы высказываете, следует затрагивать не личность, а особенности поведения вашего партнера.

2. Следует больше говорить о наблюдениях, а не о заключениях. Наблюдения — это то, что вы видели и слышали, а заключения — это ваша интерпретация, ваши оценки, суждения. Не следует создавать впечатления, что ваши выводы отражают объективную реальность.

3. Не следует высказываться в форме оценок, они не способствуют лучшему взаимопониманию в процессе общения.

4. В ситуациях, которые имели место, старайтесь сосредоточить внимание на поступках недавнего времени, а не далекого прошлого.

5. Следует давать как можно меньше советов. Лучше высказывать свои наблюдения, как бы делясь информацией и мыслями с партнерами.

6. Бессмысленно критиковать особенности поведения или личности партнера по общению, на которые нет возможности повлиять.

7. Для передачи нужной информации партнеру следует выбрать подходящую ситуацию и адекватную форму ее передачи.

Правила делового общения с японцами

При встрече:

— Не увлекайтесь рукопожатиями, особенно объятиями и поцелуями. В общении между собой японцы пользуются сложной системой словесных приветствий и поклонов.

— Всегда имейте при себе визитную карточку. Для японцев обмен карточками — это форма выражения доверия, способ получить первоначальную информацию о партнере и продолжить знакомство.

— Будьте опрятными. Традиционно в деловых кругах Японии принято надевать темный костюм и белую рубашку с галстуком. В таком наряде вы никогда и нигде не будете выглядеть странно.

— Знание языка сближает. Японцы не требуют от вас совершенного знания японского языка. Однако далеко не все японцы владеют разговорным иностранным языком. Поэтому знание японского языка заметно упрощает контакты с ними.

— При обращении японцы добавляют к фамилии нейтрально-вежливый суффикс «сан».

На переговорах:

— Переговоры с большими фирмами возможны, если речь идет о крупных соглашениях. Контакты с малыми фирмами целесообразны, если речь идет о специфической продукции или малых партиях товара.

— Не поленитесь навести сведения о партнере. Не сомневайтесь: японский партнер наведет справки о вас.

— Тщательно изучите рынок и — в деталях —- сам обсуждаемый вопрос. Можете не сомневаться, что с японской стороны это будет проделано с максимальной тщательностью.

— Будьте готовы уделить максимум времени намеченному делу. Японские бизнесмены ограничений по времени практически не признают.

— При переговорах соблюдайте принцип равенства должностей.

— Не опаздывайте на встречи.

— Помните, что японцы придают большое значение церемониалам. Будьте готовы произнести краткую речь при начале переговоров. В Японии это означает подтверждение намерения установить серьезные контакты.

— Не забудьте поставить на стол переговоров легкие напитки.

— Берегите нервы, не выходите из себя. В Японии приняты бесконечные уточнения, изменения, согласования и т.п. Сохраняйте лазейки для компромисса и проявляйте твердость. Любая ваша уступка будет расценена как слабость. Вывести японца из себя — очень сложная задача.

— Не ждите от японцев прямых ответов на поставленные вопросы. Разного рода поддакивания в японском языке лишь означают, что собеседник вас внимательно слушает.

— Имейте в виду, что бесконечные согласования будут длиться до самого конца переговоров, то есть до подписания договора.

— Не шутите и вообще избегайте пользоваться языком, окрашенным национальным колоритом. Мало шансов на то, что ваши слова будут поняты правильным образом.

— Практика позволяет контакты или намеки на контакты с конкурентами ваших партнеров.

— Полезно установить контакты с производителями, чтобы обсудить технические особенности товара.

— Не показывайте свою заинтересованность в вопросе.

- Помните, что для японского языка характерны иносказательность и ассоциативность.

- Будьте готовы обсуждать малозначимые, с вашей точки зрения, вопросы.

- Не забывайте, что Япония — страна Востока. А на Востоке к женщине относятся, как минимум, с легким пренебрежением.

- Помните, что японцы как партнеры по бизнесу отличаются очень высокой степенью надежности. Будьте готовы проявить такое же свойство со своей стороны. Не берите на себя опрометчивых обязательств.

- Будьте готовы соответствовать жестким стандартам, которые предъявляются на японском рынке к вашей продукции — по техническим параметрам, качеству исполнения, упаковке и т.п. Отклонение от согласованных стандартов совершенно недопустимо.

- Не мешает перевести инструкции к вашей продукции на японский язык. В Японии все товары, даже минимальной сложности, сопровождаются тщательными инструкциями для пользователя, причем на языке самого этого пользователя.

- Имейте в виду, что. в Японии широко распространены неофициальные контакты и беседы тет-а-тет. В необходимых случаях целесообразно прибегнуть к посредникам или заручиться поддержкой влиятельного лица.

- Не забывайте, что в Японии принято длительное согласование рассматриваемых вопросов всеми сотрудниками (система ринги). А это требует времени.

- Будьте готовы обмениваться подарками. В Японии обмен подарками принят на праздники и в иных случаях.

За столом:

- Будьте готовы нести представительские расходы. Разного рода неформальное общение за столом широко практикуется в деловых кругах Японии.

- Будьте готовы снимать обувь. В японских домах и ресторанах обувь оставляют на входе.

- Будьте готовы высидеть ужин, поджав ноги. В традиционных японских ресторанах посетители сидят на циновках — татами. В лучшем случае — под столом располагается неглубокая ниша для ваших ног.

— Не говорите длинных тостов. За столом японцы лишь поднимают рюмки и ограничиваются словом «кампай» (тост).

— Будьте готовы отведать кусочек или отпить глоток того, что вам предложат в японском ресторане. Сами японцы всеядны и привычны к общеевропейской кухне. Знают слова «борщ» и «пирожки». Однако не переусердствуйте с жирной пищей, пожалейте их желудки. Потребление спиртного не является в Японии порицаемым поступком. Однако пьют они не так много. Из европейских напитков предпочитают пиво и разбавленное виски.

— Будьте готовы петь. Неформальное общение после ужина в ресторане продолжается в барах с караоке.

— Не давайте чаевых. В Японии они уже включены в выставленный счет.

— Вам необходимо придумать себе какое-либо хобби. В Японии многие деловые люди, например, играют в гольф.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Жесты и мимика», 9 класс

Классный час «Конфликт и способы его разрешения», 10 класс

Классный час игра по этикету «Правила знакомства», 10 - 11 класс

Классный час «Правила поведения в общественных местах», 10 класс

Классный час «Речевой этикет», 9 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!