Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия по теме Этикет для 5 класса
Внеклассное мероприятие по этикету для 5 класса
Цель: прививать правила поведения в обществе.
Оборудование: плакаты с изображением королей: Людовика XII с тарелкой в руках и Генриха III с вилками; кнопки; цветы; скатерть; тарелки, стаканы, вилки, ложки, салфетки, салфетница; репродукция картины; оберточная бумага; новый носовой платок с этикеткой; Две ромашки с двойными лепестками.
Ход мероприятия
Ведущий. Первые упоминания об этикете как установленном порядке поведения уходят в глубь тысячелетней истории человечества. Один из самых известных литературных текстов Древнего Шумера - «Первые моральные идеалы». Высокие моральные качества, по мнению шумеров, были дарованы человеку богами. И человек должен был четко следовать этим божественным предначертаниям. Со временем правила поведения разных народов видоизменялись, отражая различные условия их жизни. Наряду с повседневным появился деловой этикет.
Пособия по правилам поведения, трактаты, поучающие, как следует себя вести человеку учтивому, вежливому, появились в Средние века. Первый трактат о поведении был издан в 1204 году испанским священником Педро Альфонсо и назывался «Дисциплина клерикалис». На основе этого сочинения были составлены книги по этикету. Они содержали правила поведения за столом, ведения беседы, приема гостей и т. п.
Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На этих карточках были написаны правила поведения.
С этого времени этикет воспринимался не просто как стандарт поведения, а как определенный ритуал общения.
В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.
На Руси первые письменные правила поведения были составлены князем Владимиром Мономахом. В «Поучениях» (так назывался труд Мономаха) мудрый князь писал: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях... где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего... чтите гостя, откуда бы к вам не пришел, - простой ли человек, или знатный, или посол, - ... угостите пищей или питьем... Больного посещайте, мертвого пойдите проводить... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...»
Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.
Необходимо взять две ромашки с двойными лепестками (сверху лепестки ромашки все одного цвета, а снизу - синего и красного цветов), количество лепестков совпадает с количеством ребят в классе. Ученик отрывает один лепесток ромашки с нижней стороны, который синего или красного цвета. По цвету лепестков формируются две команды.
Сценарий конкурсной программы по теме Этикет для школьников 5 класса
Конкурс 1
Итак, как вы разделились на две команды, начинаем первый конкурс.
Для этого конкурса нам понадобятся по 2 человека (девочка и мальчик) от каждой команды.
Ребята выходят.
Представим себе ситуацию. Молодой человек с девушкой идут по улице, с одной стороны улицы стоят дома, с другой - дорога, по которой едут машины.
Итак, вопрос: с какой стороны должен идти молодой человек? (Со стороны дороги.)
Пары учеников изображают молодого человека и девушку.
За правильный ответ команде дается 1 балл.
Конкурс 2
Я вижу, что с этим заданием вы отлично справились, а теперь я предлагаю вам второй конкурс, задания которого будут посложнее и будут оцениваться в 4 балла. Этот вопрос требует полного развернутого ответа.
Внимание, вопрос: как нужно здороваться с пожилым человеком, с мужчиной, с женщиной, с равным себе. (Младший по возрасту первый приветствует старшего, для рукопожатия первым протягивает руку старший, если он этого не делает, то руки не протягивают. Если здороваются мужчина с мужчиной, то поступают так же, как и в первом случае, если здороваются мужчина с женщиной, то женщина первая протягивает руку для рукопожатия. Если здороваются равные между собой, например офицер с офицером, то, как говорится во французском военном уставе, здоровается первым тот, кто вежливее. Не подать руки, если тебе протягивают руку, - страшное оскорбление.)
Я даю вам время, 3 минуты, для того чтобы посовещаться и ответить правильно.
По истечении времени поочередно выслушиваются ответы команд.
За полный правильный ответ команде дается 4 балла, за неполный - 2 балла.
Конкурс 3
А теперь проверим ваши знания о комплименте. Для разминки, что такое комплимент? (Комплимент - любезные, приятные слова, лестный отзыв.)
Выслушиваются ответы ребят.
В этом конкурсе командам требуется ответить на вопросы, которые напечатаны на карточках. В каждой из них по два вопроса.
Ведущий указывает на две карточки, лежащие на столе.
Один человек из каждой команды подходит к столу, на котором лежат карточки с вопросами. Представителю команды, набравшей больше баллов, предоставляется возможность выбора карточки первому.
Карточка 1
1. В чем суть комплимента?
а) в преувеличении достоинств другого человека и, таким образом, стимулировании его положительных качеств;
б) искренней похвале;
в) похвале и обнаружении собственного расположения к человеку, которому похвала адресована.
2. Какая из форм комплимента предпочтительнее?
а) при непосредственном общении;
б) через третье лицо;
в) по телефону;
г) в письменном виде.
Карточка 2
1. Можно ли сделать несколько комплиментов по одному поводу?
а) да, это углубит впечатление ваших слов;
б) это нежелательно, зачем повторяться.
2. Уместно ли адресовывать комплименты очень пожилым людям?
а) нет, это нескромно;
б) уместно, но в скромных и лаконичных выражениях;
в) уместно в любом случае.
(Ответы: карточка 1: 1 - б; 2 - а; карточка 2: 1 — б; 2 - б.)
За правильные ответы на оба вопроса команде дается 4 балла, за правильный ответ только на один вопрос - 2 балла. Если команда неправильно ответила на оба вопроса - 0 баллов.
Конкурс 4
Сейчас мы проверим то, как вы умеете дарить и принимать цветы.
На столе раскладывают цветы (их можно сделать из бумаги): большие и маленькие, светлые и темные, раскрывшиеся и бутоны: кладут оберточную бумагу, ставят вазу.
Для этого конкурса нам понадобятся 2 человека от каждой команды: один из них должен будет выбрать и подарить цветы другому, который сыграет роль вначале пожилого человека, затем ветерана, мужчины, женщины, девушки, мальчика, девочки.
(Ответы детей: пожилому человеку можно подарить цветы в вазе. Она долго будет напоминать ему о празднике; ветеранам обычно дарят гвоздики; молодым людям не дарят цветов; мужчинам дарят только в редких случаях, и если дарят, то большие и темные цветы; невысоким женщинам дарят светлые, маленькие цветы, высоким можно дарить большие светлые цветы; девушкам можно дарить бутоны; мальчикам дарят темные цветы (фиалки), девочкам - светлые (розовые). Дарят нечетное количество цветов, а четное приносят только усопшим. Цветы дарят без оберточной бумаги.)
Выступления учащихся.
За самое яркое выступление, в котором прослеживались правильные ответы на все вопросы, дается 6 баллов, если команда представила правильные ответы на 5 ситуаций из 6, то ей дается 5 баллов, и т. д.
Конкурс 5
Следующий конкурс называется «Встреча гостей». Посмотрим на то, как вы умеете принимать гостей.
В этом мне помогут 5 человек от каждой команды. Распределяем роли: хозяин, хозяйка, подруга хозяйки, друг хозяина, входящий.
Представим себе такую ситуацию: входящий звонит в дверь.
Вопрос: кто должен открыть дверь?