Конкурсы для педагогов и детей

Программа кружка по кулинарии, 5-7 класс

Программа кружка для школьников «Пусть говорят, а мы будем делать!»
Данная программа может быть использована в среднем и старшем звене школы, классными руководителями, учителями трудового обучения, руководителями кружка по кулинарии. Мною была разработана и внедрена в детском доме, с подростками-парнями, для успешной социализации и адаптации детей-сирот после выпуска.
Аннотация.
С недавних пор в отечественной психологии стал широко использоваться термин «социализация», заимствованный из зарубежных психолого-педагогических концепций. Так называют процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно-исторического опыта того общества, к которому он принадлежит. Важнейшую роль в социализации человека играет его семья. А если нет семьи? Если ребёнок – сирота, который имеет не только искаженное представление о духовных и нравственных ценностях, но у него низкий уровень интеллекта, ему присуща повышенная тревожность и агрессивность, а также он имеет отклонения в психическом и физическом развитии, да и к тому же трудное, безрадостное прошлое и неизвестное будущее. Дети без семьи лишены главного источника социализации, поэтому их адаптация к обществу, их готовность к самостоятельной жизни зависят от воспитателей, педагогов, психологов. Основная роль и задача воспитателей помочь воспитанникам освоить социальные роли, обрести уверенность в завтрашнем дне. Необходимо создавать условия, направленные на социализацию воспитанников, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в самой серьёзной поддержке и суметь понять, принять и помочь им. Именно поэтому была разработана программа кружка «Пусть говорят, а мы будем делать!».
Пояснительная записка
Кухня – это в своем роде искусство, которое приобретается не годами, а десятками лет опыта. И этот десяток лет неопытности иногда очень дорого обходится, особенно молодым людям. И нередко приходится слышать, вследствие этого, и о не удовольствиях в семейной жизни, отсутствием взаимопонимания. Также домашняя кухня – далеко не маловажный фактор, определяющий здоровье человека. Хорошее рациональное питание (что совершенно не значит сверхизысканное и очень дорогое) предупреждает отклонения в здоровье, возникновение напряженности, агрессивности, просто плохого настроения. Очень важно организовать свой быт так, чтобы еда приносила радость, была полезной, немудреной и аппетитной.
Еда – одно из главных удовольствий в жизни. Кулинарное искусство – это основа жизни любого народа, основа его нравственности, всех представлений пищи. Им пронизаны народные обряды, обычаи, все произведения народного кулинарного искусства. Поэтому необычайно важно, не просто обучать воспитанников, а делать это с опорой на народный опыт, на вековые народные традиции, показывать, как продукт труда становится настоящим произведением кулинарного искусства. Участники кружка, в основном парни возраста 16-19 лет получат знания о видах национальных блюд, способах приготовления и оформления, о правилах их подачи. Так же они познакомятся с правилами поведения за столом и техникой безопасности во время кулинарных работ, с санитарно-гигиеническими требованиями. Узнают секреты национальной кухни разных народов. Приготовления холодных блюд, приготовлении изделий из теста, об украшении готовых блюд сервировки стола и о том, как обогатить пищу витаминами.
Молодые люди Дома Юношества испытывают большие трудности в начале самостоятельной жизни, не умеют решать повседневные вопросы. Ведь дети любого детского дома, в общем, и Дома юношества в частности едят в столовой, живут в условиях общежития, соблюдают режим. Учитывая особый образ жизни детского дома, который культивирует в детях такие качества как беспомощность, потребительское и иждивенческое отношение, возникает необходимость подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и формирование у них определённых знаний, умений и навыков.
Поэтому занятия кружка по кулинарии, его работа, поможет подготовить выпускников Дома Юношества к преодолению трудностей социализации.
Цель программы: Обучение воспитанников Дома Юношества приготовлению здоровой питательной пищи из доступных продуктов.
Задачи: Способствовать формированию у воспитанников умений и навыков по приготовлению несложных блюд из доступных продуктов. Познакомить с правилами техники безопасности при приготовлении пищи. Способствовать привитию санитарно – гигиенических навыков.
По окончании курса должны знать (теория) 1.Правила техники безопасности при приготовлении пищи.2.Правила гигиены и санитарии.3.Основные группы продуктов питания.4.Способы механической и тепловой обработки продуктов.5.Рецепты несложных блюд.6.Основные правила сервировки стола.7.Правила поведения за столом.
По окончании курса должны уметь (практика) 1.Соблюдать правила техники безопасности.2.Соблюдать правила санитарии и гигиены.3.Выбирать продукты питания.4.Выполнять основные приёмы механической и тепловой обработки продуктов.5.Изготовлять блюда из различных продуктов согласно рецепту.6.Пользоваться инструментами и приспособлениями при приготовлении пищи.7.Сервировать стол при различных видах приёма пищи.

Содержание программы
Занятие №1 Сентябрь
Тема: Вводное занятие.
Содержание: Цели и задачи курса. Значение питания. Современная бытовая техника. Виды овощей. Первичная и тепловая обработка овощей.
Практическая работа: приготовление салатов.
Перечень блюд: салаты из моркови и капусты, картофельные оладьи.
Занятие №2 Октябрь
Тема: Соль и сахар. Заготовка продуктов впрок.
Содержание: Сахар и соль, потребность в них организма, нормы потребления. Способы консервирования. Способы обработки продуктов с целью сохранения витаминов. Приготовление здоровой пищи из сушенных и замороженных продуктов.
Практическая работа: заготовка продуктов впрок.
Перечень блюд: консервирование плодов и овощей (компот из яблок и вишни), квашение капусты.
Занятие №3 Ноябрь
Тема: История возникновения кулинарии.
Содержание: Этапы развития кулинарии. Традиционные кухни народов Казахстана.
Практическая работа: приготовление горячих напитков.
Перечень блюд: зеленый чай, фруктовый чай, кофе, какао.
Занятие № 4 Декабрь
Тема: Основы здорового образа жизни.
Содержание: Физиология питания. Пищевые вещества и их значение. Питание и здоровье. Пути формирования здорового образа жизни.
Практическая работа: Приготовление блюд из вареных овощей.
Перечень блюд: Винегрет, оливье.
Задание № 5 Январь
Тема: Основы рационального питания.
Содержание: Обмен веществ и энергии. Суточный расход энергии человека. Потребность в пище в зависимости от возраста, пола, физических нагрузок. Составление меню на день.
Практическая работа: приготовление блюд из круп.
Перечень блюд: ризотто, приготовление каш на молоке, гречневая каша с мясом, макароны с сыром.
Занятие № 6 Февраль
Тема: Витамины.
Содержание: Витамины, их классификация, содержание в продуктах питания. Заболевания, связанные с недостатком витаминов в пище.
Практическая работа: приготовление салатов.
Перечень блюд: салат из белокочанной капусты, салат из свёклы с изюмом.
Задание № 7 Март
Тема: Блюда из яиц.
Содержание: Значение яиц в питании человека. Способы определения свежести яиц. Требования к качеству блюд из яиц.
Практическая работа: приготовление блюд из яиц.
Перечень блюд: яйцо в мешочек, омлет с зелёным луком.
Занятие № 8 Апрель
Тема: Виды бутербродов, приёмы оформления бутербродов.
Содержание: Правила хранения продуктов, сроки годности. Изготовление открытых, закрытых бутербродов, канапе и горячих бутербродов. Сервировка стола к чаю.
Практическая работа: приготовление бутербродов.
Перечень блюд: бутерброды с сыром, с колбасой, с овощами.
Занятие № 9 Май
Тема: Санитарно-гигиенические нормы и техника безопасности. Блины, оладьи, блюда из творога.
Содержание: Общие сведения о гигиене, санитарно-гигиенических требованиях к рабочему месту, помещению, личной гигиене и гигиене питания. Правила техники безопасности.
Способы приготовления теста для блинов, оладий, блинчиков
Практическая работа: приготовление блинов.
Перечень блюд: блины с творогом, оладьи.
Занятие № 10 Июнь
Тема: Национальная кухня разных народов.
Содержание: Исторические сведения о национальной кухне разных народов. Традиции в сервировке, подаче и употреблении национальных блюд.
Практическая работа: приготовление блюд разных народов – казахская кухня, русская кухня, немецкая кухня, французская кухня.
Перечень блюд: бауырсаки, окрошка, салат «Шопский», пирог «Шарлотка».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ рекомендуемой для педагога
1.Анфимова Н.Н., Татарская Л.Л. Кулинария - М.: Экономика, 1978 г.
2. Баглирп СИ. Интерьер предприятий общественного питания. М.: Экономика, 1976 г.
3. Бутейкис Н.Г. Домашнему кондитеру. - М.: 1992 г.
4. Бруннек Н.И. Рачительному хозяину. - М.: 1992 г.
5.Гумницкий Т.Н., Кононова О.М. Эстетика в общественном питании. М.: Экономика, 1976 г.
6. Ивашкевич Н.П. За чашкой чая, за чашкой кофе. - С-П.: 1992 г.
7. Ковалёва В.М., Могильный Н.П., 500 рецептов славянской трапезы. М.:, 1992г.
8. Петров. В.И., Приглашение к столу. Иркутск, «Символ», 1992г.
9.Деревянко Т. Украшение из фруктов и овощей. Москва. «АТС – ПРЕСС»
10.Кульнова Т.В. Салаты на любой вкус. Москва, АЛМА – ПРЕСС, Инвест, 2006г.
11. Куликова В.Н. Блюда из микроволновой печи. Издательство Мир книги, 2007г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ рекомендуемой для воспитанников
1.Александрова Л.Ю. Блюда из картофеля. Иркутск, 1990 г.
2.Бородина М.Б.., Иофоре Л.В. Вы ждёте гостей. Иркутск, 1990 г.
3.Бондарева Н. Ланч с Сосискиным. Москва, 1995 г.
4.Мартынов С.М. Овощи + фрукты + ягоды = здоровье. М. Просвещение, 1993 г.
5.Сахарова С.Ю.. Академия домашних волшебников. Калининград, 1993 г.
6.Степанова И.В. Вкусные украшения из овощей. Москва, 2011г.
7.Степанова И.В. Праздничные бутерброды. Москва, 2011г
8.Степанова И.В. Аппетитные гарниры. Москва, 2011г
9.Братушева А. Оригинальные украшения для закусок. Москва, 2010г.

Рекомендуем посмотреть:

Программа кружка для учащихся 7-8 классов Программа кружка по математике, 4-9 класс

Похожие статьи:

Театральная презентация школьных кружков. Сценарий

Воспитательный час с презентацией для школьников 6-7 класса на тему: ЗОЖ | Воспитательный час в 9 классе на тему: Воля. Характер. Судьба
Опубликовано: 8 дней назад (26 ноября 2016)
Просмотров: 80
Рубрика: Программы
+1
Голосов: 1
Татьяна Николаевна Скулкина # 26 ноября 2016 в 08:37 0
Посмотрела вашу программу кружка "Пусть говорят, а мы будем делать". Мне кажется, очень необходимая деятельность, направленная на социализацию и адаптацию подростков, живущих вне родительского дома. У каждого занятия своя цель, и как, мне кажется,в процессе таких занятий вы не только готовите, и говорите о пользе продуктов, но и общаетесь! А как насчет продуктов, из которых вы готовите, и о которых говорите? Вы получаете все в столовой? Спасибо, действительно практическая реальная работа, направленная на адаптацию.
Анна Геннадьевна Удовик # 26 ноября 2016 в 08:44 0
Спасибо за комментарий и оценку моей деятельности. zst
Анна Геннадьевна Удовик # 26 ноября 2016 в 08:53 0
А продукты мы в основном покупаем на свои деньги, то есть являемся спонсорами и меценатами. hoho
Мария Анатольевна Блинова # 26 ноября 2016 в 09:33 0
Замечательный полезный,практический кружок,всегда актуальный для мальчиков и девочек ,задумка интересная,удачи.Голос.
Анна Геннадьевна Удовик # 26 ноября 2016 в 10:00 0
Спасибо!
Ольга Николаевна Соснина # 26 ноября 2016 в 10:25 0
замечательный
Елена Сергеевна Есман # 26 ноября 2016 в 15:39 0
Здравствуйте, ваш кружок будет очень полезен для реализации творчества детей,спасибо за идею.
Елена Сергеевна Есман # 26 ноября 2016 в 15:40 0
Здравствуйте, ваш кружок будет очень полезен для реализации творчества детей,спасибо за идею.