Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе. Волшебная вода

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе «Волшебная вода, узнаем мы тебя»
Автор: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал будет интересен воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования.
Цель: прививать интерес к исследовательской деятельности
Задачи:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.
Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная , безвкусная, прозрачная.
Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
Оборудование: стаканчики; стаканчики с питьевой водой, бутылочки, соломинки (на каждого ребенка) ; воронки, узкие высокие стаканы, округлые сосуды, широкие миски, ковшики , вода, подносы; мука, сахарный песок, речной песок, краски, кофе, ложки или палочки, лимон, лед, цветные льдинки.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки) ; наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды).

Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Прочитали в энциклопедии о воде. Дома все наблюдаем каждый день, как вода течет у нас из – под крана. Учили стихи. Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб «Юные лаборанты», получше узнать свойства воды, может ли выжить человек без воды и все живое на планете. Ребята, а для чего нам нужна вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, дома мы каждый день используем воду, теперь каждый ребенок поочереди назовет, где дома применяют воду( или сам ребенок, или родители).
Ответы детей: чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьем чай, варим обед, ужин, поливаем цветы, заполняем аквариум и многое другое.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. А сейчас я загадаю вам загадки о природных явлениях. Слушайте внимательно.
«Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода.)
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
(Вода.)
В море я всегда солена,
А в реке я пресная.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место.
(Вода.)
Воспитатель: О чем все эти загадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети. О воде!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь вместе с вами постараемся определить, где какая вода, а для этого надо поиграть в игру. Вы согласны?
Ответы детей.
Воспитатель: Игра:«Доскажи словечко».
В морях и океанах – вода солёная;
вода в море – … морская;
вода в океане – …океаническая;
в реках - …,
в родниках -…,
в болотах -…,
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна людям вода, животным, растениям, рыбам?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать ещё много нового о воде? Тогда, приглашаю вас в клуб «Юный лаборант». Предлагаю вам заняться исследованием воды. Согласны?
Ответы детей.
Воспитатель. Сейчас пройдемте в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой. Но вначале, нам хотелось бы послушать стихи , ведь детки знают стихи.
Варя: Вода всегда и всем нужна,
Она прозрачна и чиста.
Она бежит, течет и льется,
Из речки, крана и колодца.
Вода тепла и холодна,
А так же мокрая она.
И кто с водой не осторожен
Намочит быстро их она.
Тимур: Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели.
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.


Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Воспитатель: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду?
Дети: В стакан, в ведро, в вазу, в бутылку, в тарелку.
Воспитатель: Что еще можно сделать с водой?
Дети: Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Воспитатель: Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.

Опыт № 2 «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?
Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса - нет.
Воспитатель: А теперь и вы попробуйте, через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус?
Дети выполняют задание воспитателя.
Воспитатель: А если мы добавим в стаканчик с водой кусочек лимона, давайте попробуем добавить лимон и воду попробуем на вкус, что изменилось?
Ответы : вода стала кислая. Мы изменили вкус воды.
Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и насыпьте в воду сахарный песок, размешайте и попробуйте на вкус, изменился вкус?
Ответы детей: вода стала сладкая.
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у воды есть запах?
Ответы детей.
Воспитатель: Перед вами на столе лежит кофе, попробуйте насыпать в стаканчик с водой кофе и понюхать, пахнет вода?
Ответы детей: вода пахнет кофе.
Вывод: чистая вода без запаха, но если в нее добавить что – либо добавить, она принимает тот запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе.

Опыт № 3 «Вода не имеет формы».
Перед детьми различные сосуды.
Воспитатель: Может ли вода иметь, какую – то форму?
Ответы детей.
Воспитатель: Как это проверить? Какой формы эти сосуды?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?
Дети: Ковшиком через воронку.
Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.

Опыт № 4 «Что растворяется в воде? ».
Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства.
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок?
Дети добавляют сахар, перемешивают, и все вместе наблюдают, что изменилось.
Воспитатель: Что произойдет, если мы в воду добавим речной песок?
Дети добавляют к воде речной песок, перемешивают.
Воспитатель: Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок?
Ответы детей.
Воспитатель: Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску?
Дети добавляют краску, перемешивают.
Воспитатель: Что изменилось?
Дети: Вода изменила цвет?
Воспитатель: Растворилась ли краска?
Дети: Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала не прозрачной.
Воспитатель: Растворится ли в воде мука?
Дети добавляют в воду муку, перемешивают.
Воспитатель: Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
Воспитатель: Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?
Ответы детей.
Вывод: вода растворяет вещества, но не все, (вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются).

Опыт №5 «Лед – твердая вода»
Воспитатель: Детки, я давала вам домашнее задание, заморозить дома воду и принести льдинки в сад. Вы их принесли, и мы с вами понаблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Ответы детей: Влажными.
Вывод детей: лед – твердая вода.

Опыт №6«Газообразная вода - пар»
Воспитатель: Беру стакан с горячей водой и накрываю тарелкой. Дети наблюдают. Показываю тарелку. Что вы видите на стекле?
Ответ: Образовались капли воды.
Вывод: вода может превратиться в пар.
Подведение итогов и оценка результатов.
Игровое упражнение «Волны»
- А теперь встанем в большой круг и образуем озеро.
Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны),
налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз),
подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась), стих ветер(водная гладь спокойная).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, подумайте, что будет с водой, если вынести ее на мороз, что будет со льдом, если внести в теплое помещение? Спасибо.
Ребята, дома с родителями поэкспериментируйте: создайте «цветную ледяную мозаику». Для этого вам необходимо выполнить задание, изложенное на этом листе. Детям раздаются листы с инструкциями.
Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики».
1. Налить в стакан воды.
2. Красками покрасить воду (выбираем количество по желанию).
3. Залить формочки цветной водой
4. Поставить в холодильник.
5. Утром принести в детский сад.
Примечание: Не забудьте, что ваша «Цветная ледяная мозаика» может превратиться в обычную цветную воду.
Воспитатель: вы все замечательно справились с заданиями, я очень вами горжусь, всем спасибо за участие в опытно – экспериментальной деятельности. Ребята, а теперь пойдемте одеваться и продолжим наши эксперементы на улице. Возьмем гуашь и покрасим снег, из замороженных льдинок соберем снежинку.
Воспитатель: Ну что ребята, вам понравилось наше занятие, а снежинки какие замечательные получились. Вы молодцы. До новых встреч с зимой, и с водой.

Рекомендуем посмотреть:

НОД по экспериментированию в старшей группе Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе Экспериментальная деятельность в старшей группе. Свойства воды НОД по образовательной области «Познание» (раздел ФКЦМ) в старшей группе
Организация предметно - развивающей среды в ДОУ по теме: Народные промыслы | Книжкина неделя в детском саду. Проект для старшей группы
Опубликовано: 607 дней назад (7 апреля 2015)
Просмотров: 5699
+12
Голосов: 12
Наталья Вениаминовна Шубина # 7 апреля 2015 в 21:41 0
Конспект занятия интересный и очень содержательный.Мне очень понравились загадки и дидактическая игра.Детям будет очень интересно на таком занятии!Вам голос!
Алла Ивановна Ефимова # 7 апреля 2015 в 23:20 0
Большое спасибо.
Татьяна Алексеевна Набилкова # 7 апреля 2015 в 22:03 0
Алла Ивановна, здравствуйте. Я бабушка, мне интересно. Хочу поделиться, я внукам рассказываю, почему айсберг не тонет, почему сосулька легкая, а упадет - больно, и про воду в решете. Спасибо за содержательную игру, голосую.
Алла Ивановна Ефимова # 7 апреля 2015 в 23:21 0
Огромное спасибо.
Ирина Михайловна Мухина # 7 апреля 2015 в 22:14 0
Добрый вечер! Конспект очень хороший.Мне вообще нравятся занятия- экспериментирования. Они всегда насыщенные, увлекательные и дети с удовольствием погружаются в них. Им нравятся эксперименты и опыты. Здорово!
Алла Ивановна Ефимова # 7 апреля 2015 в 23:22 0
Спасибо.
Ирина Михайловна Мухина # 7 апреля 2015 в 22:14 0
Добрый вечер! Конспект очень хороший.Мне вообще нравятся занятия- экспериментирования. Они всегда насыщенные, увлекательные и дети с удовольствием погружаются в них. Им нравятся эксперименты и опыты. Здорово!
Алла Ивановна Ефимова # 8 апреля 2015 в 22:13 0
Спасибо.
Ольга Викторовна Пельменёва # 8 апреля 2015 в 01:24 0
Добрый день, Занятие очень хорошее! Читала и представляла своих детей. Думаю , что на таком занятии детям и отвлечься некогда. Все продумано, четко. Много художественного слова, мои дети очень любят загадки. Замечательная игра "Доскажи словечко" на словообразование. Опыты очень показательны, свойства воду доказаны. Думаю после таких опытов дети навсегда запомнят свойства воды. Очень понравилось, что домой было дано задание. Родители тоже вовлечены в жизнь детей.Совместная деятельность со своим ребенком -это здорово!
Алла Ивановна Ефимова # 8 апреля 2015 в 22:12 0
Огромное спасибо.
Елена Юрьевна Кульбовская # 8 апреля 2015 в 15:33 0
Я с огромным удовольствием присоединилась бы со своими ребятами к Вашим экспериментам. Хорошо подобранный продуманный материал постоянно поддерживает активность детей. Как много интересного в ходе практической деятельности узнают дети о простой и полезной воде. И несомненно огромный плюс - взаимодействие с родителями. Успехов Вам в дальнейшей работе!
Алла Ивановна Ефимова # 8 апреля 2015 в 22:13 0
Большое спасибо.
Татьяна Александровна Толстикова # 8 апреля 2015 в 22:56 +1
Здравствуйте, Алла Ивановна! С интересом познакомилась с Вашим занятием. Мне очень понравилось, что со свойствами воды знакомились не просто дети, а юные лаборанты, и о каждом свойстве они узнали из собственных опытов. Спасибо за интересный материал. Примите голос.
Алла Ивановна Ефимова # 9 апреля 2015 в 16:38 +1
Большое спасибо.
Ольга Владимировна Гудым # 10 апреля 2015 в 22:21 +1
Алла Ивановна, спасибо вам за познавательный и интересный материал. Ваше занятие "Волшебная вода, узнаем мы тебя" разнообразно. В нем есть и загадки, и вопросы, и опыты. Все продумано до мелочей. С удовольствием голосую. Удачи вам.
Алла Ивановна Ефимова # 12 апреля 2015 в 22:17 0
Огромное спасибо.
Анна Викторовна Михеева # 11 апреля 2015 в 07:10 +1
Очень интересный конспект занятия-эксперементирования. В нем много разнообразных познавательных заданий. А в задании "Доскажи словечко" дети учатся образовывать новые слова от существительных. Голосую
Алла Ивановна Ефимова # 12 апреля 2015 в 22:17 0
Спасибо.
Зинаида Юрьевна Мясникова # 20 мая 2015 в 17:49 0
Добрый день, Занятие очень хорошее! Читала и представляла своих детей. Думаю , что на таком занятии детям и отвлечься некогда. Все продумано, правильно. Много художественного слова - дети очень любят загадки. Замечательная игра "Доскажи словечко" на словообразование. Опыты очень показательны, свойства воды доказаны. Думаю после таких опытов дети навсегда запомнят свойства воды. Очень понравилось, что домой было дано задание. Родители тоже вовлечены в жизнь детей. Спасибо за приглашение. Голос!
Елена Анатольевна Реброва # 9 июня 2015 в 11:31 0
Уважаемая Алла Ивановна! С большим интересом читала вашу публикацию. Замечательная разработка. Увлекательно и содержательно построено ваше занятие. Оно пропитано мотивацией ребят к обучению, направлено на формирование у них платформы знаний для изучения учебных предметов естественного цикла, приобщению будущих школьников к исследовательской и экспериментальной деятельности. Присоединяюсь к коллегам, которые отдали за вашу работу свой голос.