Конкурсы для педагогов и детей

Консультация для родителей ДОУ. Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей

Консультация для родителей. Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра.
Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.
Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру. Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.
Что дает такая игра участвующему в ней ребенку? Какие психические свойства и способности она развивает?
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому - сюжеты и содержание игр.
Для того чтобы отобразить в игре, какие-либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. Что же добавляет к этому знакомству игра? Конечно, при организации игры и в ходе ее от взрослых и сверстников могут быть получены дополнительные сведения. Однако главное здесь не количество сведений, получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.
В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть отношений между людьми.
Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средства использовать?
Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.
В формировании игры можно выделить три основных этапа:
1) усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями;
2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий);
3) усвоение способов построения сюжета. Условно можно отнести эти этапы к определенным возрастам: первый 1-2 г.; второй 2-4 г.; третий 4-7 лет.
На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.
На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).
На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций. На всех этапах становления игры перед воспитателем стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.

Рекомендуем посмотреть:

Сюжетно - ролевая игра в старшей группе детского сада Воспитание и развитие дошкольников. Советы для родителей Консультация для родителей по развитию речи старших дошкольников Папка передвижка для родителей. Компьютерные игры за и против

Похожие статьи:

Сюжетно – ролевая игра «Больница» для старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра «Сапожная мастерская» для старшей группы

Сюжетно-ролевая игра для дошкольников 5-7 лет

Сюжетно – дидактическая игра для старших дошкольников «Мы едем в поезде»

Конспект НОД
Опубликовано: 260 дней назад (26 марта 2016)
Просмотров: 1895
+5
Голосов: 5
Елена Викторовна Багрова # 26 марта 2016 в 12:37 +1
Здравствуйте, Анна Михайловна!
Спасибо за подробную консультацию для родителей о роли ролевых игр в воспитании ребенка.
В своей статье Вы приводите различные доводы, делаете обоснованные выводы, приводите примеры совместных игр. Думаю, что многих заинтересует Ваша публикация.
Примите голос №1! Творческих успехов!
С уважением!!!
Светлана Олеговна Ульянова # 27 марта 2016 в 09:46 +1
Здравствуйте, Анна Михайловна! Очень заинтересовала ваша консультация для родителей о роли ролевых игр в воспитании ребёнка. В наше время родители очень заняты и забыли как нужно играть, самое время им об этом напомнить.
Ирина Владимировна Жабина # 28 марта 2016 в 19:32 +6
Здравствуйте, Анна Михайловна!
Содержание статьи интересное, имеет педагогическую ценность и для педагогов, и для родителей. Важная, нужная и содержательная публикация. Из пожеланий только вот что: 1)автор, должность, место работы не указаны; 2) информации о материале нет (какой категории педагогов (воспитателей, учителей, родителей…) будет полезен данный материал; для детей какого возраста (группы, класса) предназначен Ваш материал).
Надеюсь на понимание. С уважением и голосом 3, И.В.
Юлия Васильевна Иванова # 28 марта 2016 в 22:08 +1
Анна Михайловна, материал очень похож на научную статью. Не все родители воспринимают такую информацию. Для них она может быть не интересна или даже не понятна. Не хватает примеров из жизни. Как воспитатели играют с детьми, что уже умеют дети, как и во что можно играть дома.
Ольга Третьякова # 29 марта 2016 в 18:24 +1
Согласна с Юлией Васильевной... то что понятно педагогу не всякому родителю понятно... для них многое что связано с детской игрой - почти фантастика... многие думают что дети все умеют сами и учатся всему сами... а уж про принятие роли, предметы - заместители и прочие прелести, мало кто задумывается...
Ольга Ивановна Кабанова # 29 марта 2016 в 18:50 +1
Здравствуйте, Анна Михайловна! Спасибо за приглашение ознакомиться с Вашей публикацией. Воспитательные функции семьи и детско-родительские игры очень важны. Консультации для родителей необходимы, потому что они сталкиваются с проблемами в воспитании своих детей. Вы подробно им рассказали о роли сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста, выделив три основных этапа. Желаю дальнейших творческих успехов. Примите мой голос!
Ирина Николаевна Ступченко # 2 апреля 2016 в 16:53 +1
Публикация достойна похвалы и высокой отметки. Мне очень понравилась, было познавательно и интересно. Голос!