Конкурсы для педагогов и детей

План-конспект урока физики. Решение задач. (8 класс. Электростатика)

Конспект урока физики, 8 класс
План-конспект урока физики.(8 класс.Электростатика). Тема урока: "Решение задач"
Автор: Прокопчук Анна Юрьевна, учитель физики.
Место работы: МБОУ «Пожарская школа», Симферопольский район, Республика Крым.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект урока решения задач по физике. Чтобы урок не был утомительным и скучным для учащихся, я разнообразила его интересными упражнениями с просмотром видеороликов, сочинение коллективной сказки по физике. Подобными упражнениями ребята увлекаются и время на уроке пролетает быстро и с пользой. Сочту полезными все комментарии к работе.
Цель урока
Образовательная
Контроль и коррекция знаний по темам «Электрический заряд. Взаимодействие зарядов», «Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда».
Воспитательная
Воспитание ответственного отношения к учебе.
Воспитание привычки доводить начатое дело до конца – не «бросать» нерешенные задачи.
Развивающая
Развитие умения логически и творчески мыслить, решать задачи разного уровня сложности и разного типа.
Развитие познавательного интереса к изучению физики.

Тип урока: Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся
Оборудование: Папки с раздаточным материалом, индивидуальные карточки с заданиями, ПК.

Структура урока
Этап: Время:
1_Организация начала занятия 2 мин.
2_Проверка выполнения ДЗ 7 мин.
3_Подготовка к основному этапу урока 3 мин
4_ Усвоение новых знаний и способов действий 20 мин.
5_Первичная проверка понимания 5 мин
6_Закрепление знаний и способов действий 7 мин
7_ Подведение итогов занятия 2 мин
8_Рефлексия 2 мин
9_ДЗ 1 мин.
Ход урока
Этап урока:
Организация начала занятий
Задачи этапа Подготовка учащихся к работе
Методы, приемы обучения Беседа
Формы учебного взаимодействия Коллективная.
Деятельность учителя 1-Приветствие;
2-Проверка присутствующих, заполнение классного журнала.
Деятельность учащихся Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм
Формируемые УУД и предметные действия Личностные: формирование личностного отношения к предмету, к окружающим к самому себе.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Этап урока:
Проверка выполнения домашнего задания
Задачи этапа: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция
Методы, приемы обучения: Самостоятельная работа
Формы учебного взаимодействия: Фронтальная
Деятельность учителя: Организует для учащихся кратковременную самостоятельную работу. Аналитическая: проверка не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности , гибкости и оперативности. Пример проверочной работы:


Деятельность учащихся: Выполняют самостоятельную работу.
Формируемые УУД и предметные действия:
Регулятивные:
•коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
•оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
•волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к преодолению препятствий.
Познавательные:
•структурирование знаний;
•выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Этап урока:
Подготовка к основному этапу занятий
Задачи этапа: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимся неполноты имеющихся знаний;
Вызвать познавательный интерес к проблеме, организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.
Методы, приемы обучения: Создание проблемной ситуации и затруднения в интерпретации фактов и явлений.
Формы учебного взаимодействия: Фронтальная

Деятельность учителя: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Слово учителя:
Каждый человек сталкивается с физикой с самых первых мгновений своей жизни – он видит всевозможные окружающие его световые, механические, звуковые явления и даже не задумывается, что все они подчиняются жестким естественным законам. Большую часть из них понять и осознать самостоятельно практически невозможно. Но все-таки все они вполне объяснимы и происходят по определенным правилам, суть которых и раскрывает такой интересный и многогранный предмет школьного и высшего образования, как физика.
Цель этой науки заключается не только в толковании окружающей всех нас природы с точки зрения правил, но и в обобщении физической информации, поиска объяснения для более широкого круга явлений – таинственных или обыденных, постоянно происходящих в жизни. Именно с помощью физики можно наиболее полно постигнуть тот факт, насколько велика и разнообразна вся наша планета, весь наш мир.
Сегодня у нас с вами урок решения задач.
А зачем нужно решать задачи по физике?
Деятельность учащихся: Формулируют ответ на вопрос «зачем нужно решать задачи по физике?»
Слово учащихся:
Задачи по физике, которые в процессе обучения ставят перед нами преподаватели, это проблемы, которые так или иначе практически связаны с окружающим нас миром. И в этом их наибольшая ценность (в отличии, к примеру, от абстрактных уравнений и примеров из области математики).
В самом деле, изучение одних лишь теорий и законов не в состоянии дать полное представление о важности и необходимости всего объема знаний по физике, который приходится штудировать всем учащимся. Зачем это невероятное количество формул, приближений, законов и физических моделей? Решение задач по физике, поиск верного алгоритма и, наконец, правильный ответ дают ответ на этот вопрос, встающий перед каждым учеником во время уроков или лекций.
Формируемые УУД и предметные действия:
Личностные УУД: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других.
Регулятивные УУД: учатся высказывать свои предположения (версии); принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия.

Этап урока:
Усвоение новых знаний и способов действий
Задачи этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
Методы, приемы обучения :Словесный, наглядный; индуктивные методы обучения (логика раскрытия содержания изучаемого материала от частного к общему);

Формы учебного взаимодействия: Коллективная, работа в группах.
Деятельность учителя:
Задание №1:
Учащиеся зачитывают подготовленные дома смешные факты об ученых, работавших в области электричества:
Ученик 1:
Майкл Фарадей
Известные слова Гельмгольца о Фарадее: «Он показал мне все, что нужно было видеть. Но это было не много, ибо старые куски проволоки, дерева и железа кажутся ему достаточными для того, чтобы прийти к величайшим открытиям».
Ученик 2:
Андре-Мари Ампер

Странности Ампера
Ампер был чрезвычайно рассеян, предпочитал одиночество, имел неприятную для других привычку простодушно говорить все, что знал.
Ученик 3:
Нильс Бор
Анекдот о Боре
После лекции Бора в Америке вперед вышел один студент и спросил:»Неужели действительно были такие ослы, которые думали, что электрон движется по орбите?»
Примечание: это относится к старой боровской модели атома (1913 г.). В более последовательной квантовомеханической теории орбит не существует.

Задание №2:
Учащиеся делятся на три группы.
Первая группа смотрит видеоролик о том, как наэлектризованный шарик «приклеился» к шерсти кота. Задание – объяснить явление.

Вторая группа просматривает ролик о том, как можно использовать электростатику во благо человечества. Готовят комментарии к видео. Приводят свои примеры.

Третья группа просматривает ролик о том, как у собаки шерсть становится похожа на «султанчик» и пытаются объяснить явление.

Задание №3:




Деятельность учащихся: Выполняют предложенные задания
Формируемые УУД и предметные действия:
Познавательные УУД:
видеть проблему, осознавать возникшие трудности;
Коммуникативные УУД:
участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное;
Личностные УУД:
осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Этап урока:
Первичная проверка понимания
Задачи этапа: Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция
Методы, приемы обучения: Письменная работа, самоконтроль.
Формы учебного взаимодействия: Индивидуальная, работа в парах.
Деятельность учителя: Организует выполнение учащимися упражнения «Найти соответствие»
Пример бланка (раздается детям):


Деятельность учащихся: Выполняют задание по карточкам. После чего меняются карточками с соседом, учитель озвучивает правильные ответы, учащиеся ставят друг другу оценки.
Формируемые УУД и предметные действия:
Регулятивные:
•прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
•волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к преодолению препятствий.
Познавательные:
• доказательство, установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
• установление аналогий.
Этап урока:
Закрепление знаний и способов действий
Задачи этапа
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих проблем
Методы, приемы обучения: Беседа, работа в парах.
Формы учебного взаимодействия: Коллективная
Деятельность учителя: Организует выполнение учащимися обобщающего упражнения.
Упражнение называется «Сказка по физике» и выполняется следующим образом: чистый лист форматом А4 кладут на первую парту первого ряда учащихся. Учитель помогает начать сказку, к примеру, словами «Жил-был электрон…». Далее учащиеся пишут следующее предложение, заворачивают листочек так, чтобы никто не видел, что они написали и пишут следующее, затем передают на следующую парту. Вторая парта читает то предложение, которое осталось не завернутым и на его основе пишут свои 2 предложения, одно из которых так же заворачивают, а второе оставляют видным. В конце упражнения получается интересный, а местами и смешной рассказ, который основан на знаниях учащихся по изученным темам.
Деятельность учащихся: Выполняют упражнение.
Формируемые УУД и предметные действия:
Регулятивные УУД:
уметь прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать полученные знания;
Познавательные УУД: закрепить общеучебные и логические умения и навыки.
Коммуникативные УУД: уметь сформулировать вопрос;
Этап урока:
Подведение итогов занятия
Задачи этапа Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся.
Методы, приемы обучения Беседа
Формы учебного взаимодействия: Фронтальная
Деятельность учителя: Организует беседу, подводит итоги урока.
Деятельность учащихся: Обобщают результаты своей работы. Отвечают на вопрос «Чему научились?»
Формируемые УУД и предметные действия:
Коммуникативные УУД: строят понятные высказывания для окружающих; строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД: обобщают имеющиеся знания по теме.
Регулятивные УУД: выделяют и осознают, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Этап урока:
Рефлексия
Задачи этапа: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества
Методы, приемы обучения: Словесный
Формы учебного взаимодействия: Коллективная беседа
Деятельность учителя:
Слово учителя:
Перед тем, как вы запишите ДЗ, я бы хотела провести рефлексию.
А что же такое рефлексия?
Рефлексия, в упрощённом определении, - это “разговор с самим собой”.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самопознание.
Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? Что у меня не получилось и почему?– вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. Вот и вы попытайтесь осознать свою деятельность и ответить на предложенные вопросы.
Деятельность учащихся: Отвечают на предложенные вопросы.
Формируемые УУД и предметные действия:
Регулятивные УУД:
Саморегуляция. Оценка степени достижения цели;
Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания;
Источники информации
1)

Видео (Электричество из воздуха)
2)

Видео (Кот и шарик)
3)

Видео (Электричество и собака)

Примечание
Видеоролики, которые я использовала в ходе урока можно найти в сети интернет, вбив в поисковик "электростатика, животные". так же учителя могут заменить видео любыми другими, аналогичными, на свой вкус.



Домашнее задание: Составить кроссворд по изученным темам.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока физики в 7 классе по теме: Строение вещества Разработка внеклассного мероприятия по физике, 8 класс План-конспект урока по физике в 8 классе по теме: Конвекция Исследовательская работа по физике с презентацией, 8 класс

Похожие статьи:

Конспект урока по физике в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока»

Конспект урока физики 8 класс

Конспект урока физики 8 класс по теме: Параллельное соединение проводников

Конспект урока физики 8 класс на тему: Работа и мощность электрического тока

Конспект интегрированного урока «Английский язык и физика» в 10 классе

Классный час в 7 классе. Конституция Республики Крым | Конспект урока физики в 9 классе. Состав атомного ядра
Опубликовано: 656 дней назад (23 февраля 2015)
Просмотров: 3642
Рубрика: Уроки физики
+4
Голосов: 4
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 25 февраля 2015 в 19:41 0
Анна Юрьевна, спасибо за приглашение!
В этом году веду географию по ФГОС с 5 классами, хочу подметить, что вы в правильном направлении и всё не так уж плохо в разработке урока, но мы должны уже привыкать к новым аббревиатурам - УУД. У вас в начале присутствует аббревиатура ЗУН, чего быть не должно. Обратите внимание на размеры картинок с портретами, ширина не соответствует требованиям Портала. Желаю вам успехов в ваших начинаниях.
Голосую за плодотворную работу!
С уважением, Т.Н.
Светлана Владимировна Бузмакова # 25 февраля 2015 в 19:47 0
Анна Юрьевна! Вами проделана большая работа по составлению такого конспекта занятия. Урок интересный, подобран важный для проведения урока материал. Помните пожалуйста о том, что мы детей в группы объединяем, а не делим. Примите голос. Удачи в работе.
Светлана Анатольевна Подойникова # 26 февраля 2015 в 19:03 0
Здравствуйте! Спасибо за приглашение. Я давно не работаю учителем-предметником. Но опыт остался навсегда. Урок спланирован методически грамотно и интересно. По опыту знаю, что разнообразие методов и форм всегда привдекают детей. Уверена, что из такого урока мало кто из учащихся ничего не поймёт. Ведь главное для учителя - донести до ребёнка знания. У вас это получилось на все 100%. Успехов Вам!!!
Светлана Анатольевна Подойникова # 26 февраля 2015 в 19:03 0
Мой голос!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 1 марта 2015 в 19:52 +2
Анна Юрьевна, познакомилась с Вашим конспектом урока по физике «Решение задач» по теме «Электростатика». Этапы урока прописаны в технологической карте, которую Вы успешно преобразовали в текст. Все действия учителя обоснованы, а в деятельности учащихся прописаны формируемые УУД. Выбранная форма проверки ДЗ – тесты - позволяет проверить знания всех учащихся. Подобраны интересные задания для работы в группах и парах. Понравилась идея - использовать составление сказки для закрепления знаний. Получился насыщенный урок с разными видами деятельности, где всё направлено на повторение и закрепление темы «Электризация».
По оформлению публикации: на мой взгляд, можно было выделить жирным шрифтом (или курсивом) все рубрики таблицы: задачи, методы, формы, а не только деятельность учителя и деятельность учащихся. Текст воспринимался бы легче. И раз в начале дали план урока с этапами, то словосочетание «этап урока» можно уже было не писать в каждом случае, а то получилось много пробелов в публикуемом тексте.
С уважением С.А. Голосую за урок +1
Ирина Александровна Черкашина # 4 марта 2015 в 19:49 +1
Анна Юрьевна, спасибо за приглашение на Ваш замечательный урок физики. Пока знакомилась с конспектом, поймала себя на мысли, что пытаюсь отвечать на вопросы тестовых заданий. Материал очень полезный, различные виды деятельности на уроке. Вы всё раскладываете по полочкам, ребятам некогда скучать на Вашем уроке. С удовольствием голосую за Вашу работу.