Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия по информатике для 5-6 класса. Как разгадать ребусы

Конспект занятия по информатике для 5-6 класса «Секреты разгадывания ребусов»
Автор: учитель информатики ГБОУ «Саратовская кадетская школа-интернат №2» Гуркина Анастасия Геннадиевна
Описание материала: Конспект предназначен для проведения занятия для учеников 5 или 6 класса. Занятие может быть факультативным (кружковым) или стать частью темы «Способы кодирования информации», изучаемой на уроках. Желательно, чтобы все рисунки учитель рисовал на доске при ребятах, а не показывал готовые на слайде (кроме последних примеров). Элемент рождения «чуда» на глазах присутствующих – дополнительный мотив сделать также у себя в тетради. На моем занятии ученики полностью переносят в свою тетрадь все записи и рисунки с доски.

Ход занятия:

1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.

2. Объяснение нового материала
Вопросы классу:
Для чего люди кодируют информацию?
Какие способы кодирования информации вам известны?
Что такое ребус?

Сегодня мы поговорим о некоторых секретах разгадывания ребусов.

I секрет – ЗАПЯТАЯ
Запятая заставляет убрать одну букву из слова, обозначающего предмет на рисунке. Если запятая перед рисунком – то первую, если после – то последнюю. Если запятых несколько – убираем соответствующее количество букв.

СТОГ = сто

Л + ПЕНЬ = лень

II секрет – ПЕРЕВОРОТ
Если предмет на рисунке изображен «вверх ногами», то нужно прочесть слово, обозначающее предмет наоборот.

Читаем наоборот слово КОТ = ток

III секрет –БУКВА ЗА БУКВОЙ, БУКВА В БУКВЕ
Взаимное расположение букв можно описать с помощью предлогов ЗА, В, НАД, ПОД и т.п. Суть секрета заключается в том, что соответствующий предлог станет частью слова наряду с изображенными буквами.

за (буквой) К (находится слог) АТ = закат
за (буквой) Б (находится слог) ОР = забор

в (букве) О (находится слог) ДА = вода
в (букве) О (находится слог) ЛК = волк

IV секрет – БУКВЫ-ЧЕЛОВЕЧКИ
Буквы изображаются в виде человечков, отношения между которыми описываются предлогами С, ОТ, К и т.п. Суть секрета – слово нужно составить из изображенных букв и соответствующего предлога.

к (букве) О (бежит буква) Т = кот

(буква) О (идет) с (буквой) А = оса

V секрет – НУМЕРАЦИЯ
Если рядом с рисунком, обозначающим предмет, расположены цифры, то следует записать слово, обозначающее нарисованный предмет, пронумеровать его буквы и взять те, номера которых записаны рядом с рисунком.

КОШЕЛЁК = лукошко
1 2 3 4 5 6 7

П Е Р О = персона
1 2 3 4

3. Разгадывание
На доске заранее заготовлены ребусы (можно на слайде). Ребятам предлагается их разгадать, записав ответ в тетради и после этого подняв руку. Первый, правильно отгадавший все четыре ребуса, считается победителем (можно вручить небольшой приз – конфетку, карандаш и т.п.)

к О П ЛУНА = копна

ТЕРКА ПЕНЬ Е = терпенье

к О З ЛУНА = коза

к А Т А с Т РОТ ФА = катастрофа

4. Домашнее задание
Создать собственные ребусы, используя изученные секреты (можно провести конкурс) или подготовить рассказ о других секретах, не рассмотренных в ходе занятия.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока информатики для 6 класса. Что такое алгоритм Календарно-тематический план по информатике для 6 класса к учебнику Босовой Ребусы для школьников 6-9 классов Игры - ребусы для учащихся 6-9 классов

Похожие статьи:

Конспект урока информатики в 5 классе. Клавиатура. Основные группы клавиш

Участник №11 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Конспект урока информатики для 5-6 класса. Виды информации | Игровая программа по сказкам для младших школьников
Опубликовано: 495 дней назад (29 июля 2015)
Просмотров: 3885
+4
Голосов: 4
Надежда Евгеньевна Скорых # 29 июля 2015 в 18:37 0
Добрый вечер, Анастасия Геннадьевна! Познакомилась с Вашей работой, интересно и познавательно! Разгадывание ребусов в 5-6 классах очень увлекает ребят, если правильно научить приемам разгадывания ребусов. Удачи Вам и голос!
Наталья Геннадьевна Завалишина # 29 июля 2015 в 18:38 0
Анастасия Геннадиевна, здравствуйте.
Ваш материал будет полезен не только в 5-6 классах, но можно практиковать его и в начальной школе.
Мы с детьми еще используем прием"Грамматическая математика", когда используются знаки "-" и "+".(Памир- па=мир, к+рот=крот).Принимайте голос, удачи Вам.
Светлана Александровна Феофанова # 30 июля 2015 в 08:09 0
Соглашусь с предыдущим комментарием. Думаю, что можно некоторые простые из выше предложенных вариантов предлагать для решения в начальных классах. Но не будем забывать, что далеко не все педагоги применяют в своей работе ребусы, а значит это занятие может быть актуально и в 5-6 классах.
Анастасия Геннадиевна Гуркина # 30 июля 2015 в 09:58 0
Спасибо за комментарий. Я не работаю в начальной школе, а опыт показывает, что для многих ребят данного возраста эти секреты являются "открытием".
Светлана Анатольевна Слотюк # 16 августа 2015 в 18:19 0
Здравствуйте Анастасия Геннадиевна! Очень развивающие и интересные ребусы. Принимайте мой голос! Удачи!
Наталья Николаевна Мохова # 2 октября 2015 в 01:26 0
Здравствуйте, Анастасия Геннадьевна! Очень интересные ребусы! Мой голос вам
Наталья Владимировна Беляева # 6 ноября 2015 в 00:21 0
Не совсем ясны цели и задачи данного материала. Помимо сообщения новой темы по информатике не указаны развивающие и другие цели. Не все дети смогут повторить ребусы у себя в тетради. Думаю, что данное требование было излишним. Сама тема интересна, т.к. любой ребус помогает развивать и логическое мышление и воображение. Помимо демонстрации правил разгадывания ребусов в черно-белом варианте, желательно дать детям готовые красочные задания в конце. Задумка материала хорошая, но не до конца продумано само оформление.