Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада с использованием ИКТ. Мой родной поселок

Конспект занятия "Мой родной поселок" в подготовительной к школе группе
Данный конспект занятия поможет педагогам решить задачи формирования представлений детей о малой родине, ее истории и современности на примере архитектуры поселка Кугеси Чебоксарского района Чувашской республики. Предложенная схема построения образовательной ситуации способствует развитию у детей 6-7 лет творческих способностей в конструировании из крупного строительного материала, приобщению к материальной культуре народов родного края, запечатленной в дизайне зданий и сооружений сельского поселения.
Цель: Формирование у детей 6-7 лет представлений о малой Родине средствами сельской архитектуры
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, послушайте, отрывок из стихотворения о Чувашии в исполнении автора, чувашского поэта А.С. Смолина (звучит стихотворение в аудиозаписи)
Воспитатель. О чем говорится в стихотворении? (Ответы детей). У каждого человека на земле есть Родина. Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей). Вы правы, Родина - это место, где человек родился и вырос, играл с друзьями и учился. Место, где живут его родные: мама, папа, дедушки и бабушки, где находится родной дом, река, протекающая рядом с домом, березы и дубы, растущие в ближайшем лесу. (Раздается стук)
Воспитатель. Ребята, прислушайтесь, кажется, к нам кто-то стучится. Давайте посмотрим, кто к нам пришел.
Старший воспитатель. Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в детский сад пришло письмо на адрес вашей группы. Я вручаю его вам.
Воспитатель. Давайте прочтем это письмо.
– Здравствуйте, ребята! Пишет вам мальчик Пюрнеске. Арсюри, хозяин темного леса, заточил меня в замок. Помогите мне выбраться отсюда. Вам придется отправиться в темный лес, к Арсюри. Если вы выполните его задания, я смогу выбраться из заколдованного леса. Помогите мне, но будьте осторожны.
Воспитатель. Ребята, вы готовы отправиться на помощь к Пюрнеске? (ответы детей). Для этого нам нужно попасть в темный лес. У нас с вами есть волшебный экран. Давайте включим его и скажем заклинание
(Звучит музыка). Воспитатель с детьми проговаривает заклинание:
Чудо-чудное свершись,
Волшебный экран загорись,
Темный лес – появись!
(Загорается экран и появляется изображение темного леса).
Воспитатель. Вот мы и в гостях у хозяина темного леса - Арсюри. (Появляется Арсюри).
Арсюри. С чем пожаловали. Неужели друга собрались спасать?
Воспитатель. Здравствуй, Арсюри. Просим тебя, отпусти Пюрнеске из темного леса.
Арсюри. Отпустить его я всегда успею. Вы сначала расскажите мне о своих местах, откуда прибыли, где живете, что интересного есть у вас.
Воспитатель. Ребята, давайте расскажем, откуда мы прибыли, как называется наш поселок. (Ответы детей).
Арсюри. Когда-то давно я был в вашем поселке. У меня даже фотография сохранилась (на экране появляется фотография п. Кугеси в 60-е годы).
Воспитатель. Смотрите, ребята на фотографии надпись: п. Кугеси, ул. Советская, 1960г. Все понятно. Арсюри хочет, чтобы мы рассказали, какой поселок был 60 лет назад. Давайте рассмотрим эту фотографию. Что вы видите на этой фотографии? Какие дома? Из чего они сделаны? (дома сделаны из дерева). Обратите внимание, что дома небольшие. На фотографии вы видите главную улицу поселка. Это улица Советская. Вот так выглядела улица, на которой расположен в настоящее время наш детский сад. Посмотрите, какие крыши у домов были раньше? (Треугольные).
Воспитатель. А стены?(Бревенчатые). А сколько семей могли жить в одном доме? (одна). Почему?
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, почему дома, в котором живут люди, называются жилые? (ответы детей). Жилые дома предназначены для проживания в них людей, их быта. В поселке улицы не асфальтированные. Обратите внимание, что на улицах нет машин. Можете ли вы сказать почему? (Правильно, основным средством передвижения были лошади, на них перевозили грузы, переезжали из одной части улицы в другую).
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, почему наш поселок называется Кугеси?(Ответы детей).
Воспитатель. В Кугесях первый дом с земельным участком построил зажиточный крестьянин Кугуш. Кугуш — чувашское имя. Название нынешней деревни Кугеси происходит от наименования материнского селения Кугесево, которое располагалось в верховьях реки Ирекшу. Время шло, наш поселок менял свой облик, строились высотные дома, новые улицы, и таким мы видим его в наши дни, с тем же именем… (Кугеси). Сегодня нашему поселку почти 200 лет. Он является районным центром Чебоксарского района.
Арсюри. Да, не ожидал я, что вы так хорошо знаете историю своего поселка. Давно я не был в Кугесях. Интересно, какой он стал сейчас? Сможете мне рассказать?
Воспитатель. Помните, ребята, мы были на экскурсии и фотографировали поселок и все памятные места? Как хорошо, что я взяла эти фотографии с собой. Теперь мы можем показать наш поселок Арсюри в настоящем на нашем волшебном экране. (Появляется фото п. Кугеси в настоящее время с изображением ул. Советской).
Воспитатель. Давайте расскажем ему о нашем поселке, какой он в настоящее время. Как вы думаете, изменился поселок? Почему вы так думаете? (ответы детей, рассматривание фото современного поселка Кугеси). Что изменилось? Какие дома? (многоэтажные). Сколько семей могут жить в современных домах (много). А почему много семей могут жить в таких домах? (Потому что в домах есть много отдельных квартир).
Воспитатель. Из чего сделаны эти дома? (из кирпича, из блоков, из панели).
Воспитатель. Какие крыши у домов? (прямоугольные). Какие улицы? (широкие, асфальтированные). По дорогам ездят современные машины.
Арсюри. Да, изменился поселок Кугеси. Стал красивее, выше. А кто строит эти дома? Можете ответить? (Строители).
Воспитатель. Давайте мы покажем Арсюри, как строители дома строят.
Физкультминутка.
Строим, строим новый дом,
Молоточком мы стучим
Справа – тук! (дети стучат кулачками справа)
И слева – тук! (дети стучат кулачками слева)
Впереди – тук- тук, тук- тук! (дети стучат кулачками впереди)
Мы построим новый дом.
Будет в нём фундамент крепкий, (дети приседают и показывают руками)
Окна встроим, (дети показывают руками воображаемые окна)
Двери вставим (дети показывают руками воображаемые двери)
Посчитаем этажи. (дети считают до 10, подтягиваясь на носочках)
Арсюри. Ох, и ловкие вы ребята. Все-то вы знаете, все-то вы умеете. А сами-то из какого детского сада прибыли?
(Дети отвечают, что из детского сада «Пурнеске»)
Арсюри. О! Ваш детский сад называется так же, как зовут вашего друга! А где он расположен? Что находится рядом с вашим детским садом? Какие дома, здания?
Воспитатель. Ребята, вспоминайте, какие здания расположены рядом с нашим детским садом? (дети отвечают).
Арсюри. А сможете рассказать о них?
Воспитатель. Мы не только можем рассказать тебе о них, Арсюри, но покажем на нашем волшебном экране.
(Появляется фото здания Центра спорта и здоровья «Улап» и Храма Державной иконы Божией Матери).
Воспитатель. Ребята, внимательно посмотрите на изображение Центра спорта и здоровья «Улап». Мы знакомились с ним на экскурсии. А сейчас давайте еще раз вспомним о нем и расскажем Арсюри о нем поподробнее. Где оно находится? Какие архитектурные приемы использовал архитектор, чтобы украсить это здание? Чем оно вам нравится? Для чего построили Центр спорта и здоровья? (ответы детей).
Воспитатель. А кто такой Улап? Правильно, богатырь из чувашских легенд и сказок. Он был очень сильным и здоровым. В честь его и назван наш спорткомплекс. А сейчас посмотрим снимок Храма Державной иконы Божией Матери (фото Храма Державной иконы Божией Матери).
Воспитатель. Где он находится? (рядом с нашим детским садом и Центром спорта и здоровья «Улап»).
Воспитатель. Как вы думаете, чем отличается здание Храма от других построек нашего поселка? Правильно, у Храма есть купола с крестами и колокольня. А какие архитектурные приемы использовал здесь архитектор, чтобы украсить это здание? Чем оно вам нравится? (ответы детей. Да, у Храма окна с закругленным верхом. Украшает Храм башня с куполом, фронтоны, арки. Церковь окружает ажурная изгородь. Она резная, как кружево, чугунная. Изгородь тоже относится к архитектурным постройкам. Церковь – культовое учреждение.
Воспитатель. Ребята, посмотрите и сравните два здания, чем они похожи и чем отличаются? (Оба здания красивые, величественные, построены из кирпича, в обоих есть фундамент, большие светлые окна и расположены они около нашего детского сада. Но у Храма красивые арочные окна, а у спорткомплекса окна большие и прямоугольные. У Храма есть лоджии, балконы, величественный купол, фронтоны, а у спорткомплекса их нет и крыша у него плоская).
Арсюри. Да. Какая красота около вашего детского сада построена. А еще какие в вашем поселке есть красивые здания? Порадуйте, меня, расскажите о них.
Дидактическая игра «Где я нахожусь?» (дети стоят полукругом)
(Воспитатель раздает детям фотографии с видами родного поселка и предлагает рассказать о том, что там изображено, не называя самого места. При этом воспитатель дает установку, что нужно рассказать о том, где находится это здание, из чего сделано, какого оно цвета, есть ли украшения, и для чего это здание предназначено. Остальные дети должны догадаться, о каком месте родного поселка им рассказывают).
Рассказы детей:
1. Это здание находится рядом с лесом. Оно сделано из кирпича, его фасад белого цвета, украшен лепными декоративными украшениями и колоннами. В нем проходят различные праздники, концерты и встречи с интересными людьми. (Дом Культуры).
2. Это здание находится рядом с Домом Культуры. Сделано из кирпича, его фасад серого цвета. Оно украшено портиком, большими окнами. Это очень важное здание в нашем поселке, потому что там принимаются важные решения (здание Администрации).
3. Это сооружение очень красивое. Оно находится напротив Дома Культуры и сделано из панели. Фасад светло-бежевого цвета. В этом здании широкий вход, большие стеклянные окна. Вход украшен колоннами и высокой прямоугольной аркой. Здесь регистрируют брак и новорожденных. (ЗАГС)
4. Это здание известно всем. Оно расположено рядом с нашим детским садом. Сделано из панели и кирпича, фасад светло-коричневого цвета, с большими окнами. Центральный вход украшен колоннами и аркой. Там занимаются спортом. Каждый спортивный праздник проходит именно возле этого здания. (Центр спорта и здоровья «Улап»).
Арсюри. Да. Не ожидал я, что так поселок ваш изменился. Какие здания красивые. А мой-то замок совсем стал старым. Может, поможете, мне ребята, построить новый замок?
Воспитатель. А ты выпустишь после этого Пюрнеске?
Арсюри. Обещаю, что выпущу.
Воспитатель. Поможем, ребята, Арсюри?(ответы детей)
Воспитатель. Арсюри, ребята настоящие замки еще не умеют строить. Но показать, какой он может быть, смогут. Но для этого нам нужен строительный материал. А где мы его в лесу возьмем? Придумала, мы же знаем волшебное заклинание.
Чудо-чудное свершись,
Конструкторы –появись!
(Воспитатель находит конструкторы, заранее приготовленные и накрытые покрывалом в незаметном месте для детей).
Воспитатель. Ребята, а ведь нам нужно построить не обычный дом, в каком живут люди, а величественный, высокий. Арсюри -хозяин леса, и ему нужен красивый замок. А какие здания, похожие на замки, есть у нас в поселке Кугеси? (ответы детей)
Воспитатель. Правильно. ЗАГС, Дом культуры, Центр спорта и здоровья «Улап». А почему вы думаете, что они похожи на замки? (ответы детей).
Воспитатель. Правильно, потому что они величественные, высокие, красивые, украшены архитектурными деталями: фронтонами, арками, балконами, колоннами.
Воспитатель. Давайте, попробуем построить похожие на эти здания замок для Арсюри. Для этого нам нужно разделится на подгруппы. (Воспитатель делит детей на подгруппы).
Воспитатель. Теперь вспомним, ребята, из каких строительных деталей можно построить замок?
Дети. Кубики, кирпичики, призма, цилиндр…
Воспитатель. В ваших наборах есть разные строительные детали, выберите нужные для своего замка. Подумайте, с чего начнете строить замок, с какой детали? Из каких деталей будете строить стены? Из какой детали крышу? Какими архитектурными приемами украсите свой замок?
(Постройка замка по замыслу)
Воспитатель. Ну, вот, Арсюри, ребята построили тебе различные замки. Выбирай, какой тебе понравился? (Арсюри внимательно рассматривает все конструкции, отмечает наиболее удачливые, находит сходство с настоящим зданием, которое рассматривали на фотографии, подходит к каждой подгруппе и просит детей рассказать из каких деталей построен замок, обращает внимание на оригинальные решения конструкций, добавление к своим постройкам архитектурных деталей.).
Арсюри. Ой, даже не знаю, что и выбрать. Все замки прочные, надежные и очень красивые. Я посоветуюсь со своими лесными жителями, и мы обязательно построим один из ваших замков.
Арсюри. Как же мне хорошо сегодня с вами было, ребята. Какие вы все умные, находчивые. Какой у вас поселок красивый. Повезло Пюрнеске, что у него есть такие друзья, как вы. Отпускаю я его.
(Появление Пюрнеске под музыку)
Пюрнеске. (мальчик с другой группы). Здравствуйте, ребята. Спасибо вам, что вы выручили меня. Арсюри, как тебе не стыдно. Ведь я ничего плохого тебе не сделал.
Арсюри. Ну, прости меня, Пюрнеске. Я знал, что твои друзья придут на помощь и спасут тебя. Просто мне очень хотелось узнать о современном поселке Кугеси. Ведь я был там очень давно, 60 лет назад.
Пюрнеске. Ну, хорошо, Арсюри, я прощаю тебя, но больше так не поступай со мной.
Воспитатель. Пюрнеске, пошли вместе с нами в детский сад. Мы покажем тебе наши фотографии с достопримечательностями нашего родного поселка.
(Воспитатель и дети прощаются с Арсюри)
(Звучит музыка).Воспитатель с детьми проговаривает заклинание:
Чудо-чудное свершись,
Волшебный экран загорись,
Детский сад – появись!
Воспитатель. Вот и завершилось наше путешествие. Мы с вами рассмотрели разные архитектурные сооружения, познакомились с нашим родным поселком в прошлом и в настоящем, сами были строителями, узнали много интересного и полезного. А что вам больше всего понравилось и запомнилось? Какие сооружения вам понравились больше всего? А какие здания поселка Кугеси вам больше понравились: в прошлом или в настоящем? Почему? А хотели бы вы жить в таких старинных домах поселка Кугеси? Почему?
Воспитатель. Для того, чтобы нам ещё больше узнать о своём поселке, мы создадим альбом с фотографиями родного поселка и подарим его
Арсюри. Всей душой любите свой поселок и берегите его.
Презентация на тему: Мой родной поселок

Рекомендуем посмотреть:

Беседа в детском саду с детьми подготовительной группы. История города Иркутск Беседа с детьми подготовительной группы ДОУ. Вятская ярмарка увлечений Конспект организации НОД в подготовительной группе детского сада «Первоуральск – мой родной город!» Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Чувашия - моя малая Родина»
Участник №41 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 мая по 15 августа 2017 года
Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе детского сада с использованием ИКТ: Весеннее дерево | Деловая игра для педагогов ДОУ. Чувашские обычаи, традиции и народное творчество
Опубликовано: 24 дня назад (4 июля 2017)
Просмотров: 106
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!