Конкурсы для педагогов и детей

Индивидуальная работа классного руководителя с детьми «группы риска»

Из опыта работы классного руководителя. Работа с трудными подростками
Описание материала: Предлагаю вам статью, в которой описана моя работа, как классного руководителя, с детьми «группы риска». Данный материал будет полезен классным руководителям младшего и среднего звена.

Вот уже 39 лет работаю в школе. Так называемые «трудные дети» есть в любом из возрастных периодов. Это дети, педагогически запущенные в результате неправильного воспитания в семье или нездоровых отношений в ней. Не случайно советский педагог В.А. Сухомлинский, подчеркивая причину появления трудных детей именно в отрицательном влиянии семьи, говорил: "Причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в подавляющем большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства». Однако наиболее рельефно типичные особенности трудного ребенка проявляются в подростковом возрасте; не случайно этот возраст также часто называют трудным. Говорят, однажды женщина пришла к мудрецу и спросила, когда ей следует начать воспитывать ребёнка. Мудрец спросил, сколько лет ребёнку. Женщина ответила, что шесть месяцев. Тогда мудрец ответил: «Вы опоздали ровно на шесть месяцев». Считаю, что причиной появления таких детей – неправильное воспитание детей в семье в раннем возрасте.
В педагогической среде часто обсуждается вопрос о «трудных» учениках. Многие учителя считают, что с «трудным» учеником можно проводить учебно-воспитательную работу только тогда, когда он «исправится», станет совершенно другим. Если же исправить воспитанника не удаётся, то единственный выход – избавиться от него. Всю свою трудовую деятельность провожу с так называемыми «трудными» детьми. Какие только пути не искало наше педагогическое сообщество по работе с этими детьми, а их меньше не становится. Скажу даже, что таких детей стало больше. Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Нельзя отмахиваться от «трудных» воспитанников, избавляться от них под всякими предлогами. Искусство воспитания заключается не в том, чтобы одним махом сделать из «трудного» воспитанника тихого, послушного (это и невозможно), а в том, чтобы удержать его в сфере своего воздействия и потом поставить на правильную дорогу жизни». Поэтому надо принять каждого ученика таким – какой он есть. А всё остальное зависит только от каждого из нас. Школе достаётся очень сложная роль – роль перевоспитания. Перевоспитание – это трудный и долгий процесс и для воспитанника, и для воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути. А воспитатель должен поверить в человека, проанализировать прошлое, настоящее и представить будущее воспитанника, не упрекая его прошлым. В решении этой задачи трудовое воспитание обязательно поможет и сейчас, хотя заставить детей трудиться для себя же и делать это с удовольствием почти невозможно.
Классификация семей «группы риска»:
1. Семьи, в которой «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием.
2. Семьи, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.
4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

В 2014 – 2015 учебном году, в нашей школе, количество учащихся седьмых классов увеличилось и был создан третий седьмой класс. Класс сформирован, в основном, из учащихся, прибывших из других школ нашего района. Количество детей – 11, среди них педагогически запущенные дети и дети из неблагополучных семей. С созданием класса сразу же появились трудности: проблемы с посещением уроков, пробелы в знаниях практически по всем предметам, низкая мотивация к учёбе, социальные (семейные) проблемы. Я являлась классным руководителем этого класса три года. Основная работа с классом легла на плечи классного руководителя. Многие проблемы мне пришлось решать собственными силами.
В первую очередь я составила подробный социальный паспорт класса. Почти во всех семьях, в которых были трудности в воспитании детей; это семьи, где господствует безнадзорность. Ниже – краткие сведения о классе:
Статистика класса
Краткий социальный паспорт
Многодетные семьи – 4;
Малообеспеченные семьи – 6;
Опекаемые семьи – 1;
Неполные семьи – 4,
Родители безработные – 5,
Родители пенсионеры – 1;

За период обучения в 7 – 9 классах на учёте в КДН были стояли 3 человека; 2 семьи – на учёте в СОП (социально – опасное положение в семье).
В результате этой работы я поняла, что особой помощи от родителей в организации учебно-воспитательного процесса, не предвидится.
В плане воспитательной работы должен быть обязательный раздел работы с детьми из «группы риска», с их родителями, с учителями – предметниками, воспитателями интерната, социальным педагогом школы:
1. Акция: «1 сентября – все за парту»;
2. Осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учебных занятий. Еженедельная информация социальному педагогу по пропускам занятий детей «группы риска»;
3. Незамедлительное информирование родителей о пропусках;
4. Организация бесплатного питания. Помощь в сборе документов при необходимости;
5. Оказание материальной помощи многодетным семьям. Помощь в сборе документов при необходимости;
6. Беседа в классе о правилах поведения учащихся, о школьной форме. При необходимости отдельно с у учащимися из «группы риска»;
7. Беседа в классе о режиме дня. При необходимости отдельно с у учащимися из «группы риска»;
8. Запись учащихся в предметные кружки и в спортивные секции. Индивидуальные беседы учащимися из «группы риска». Контроль за посещаемостью кружков и секций в течение года.
9. Проведение диагностики межличностных отношений с привлечением педагога-психолога, выявление детей, имеющих проблемы;
10. Прогнозирование успеваемости учащихся, особенно у учащихся из «группы риска»;
11. Работа с учителями – предметниками по предупреждению неуспеваемости по предмету, особенно у учащихся из «группы риска»;
12. Координация совместной деятельности учителей предметников и родителей, особенно у учащихся из «группы риска»;
13.Информирование родителей об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом; в девятом классе – информирование родителей с процедурой проведения итоговой аттестации и особенностями подготовки и проведения экзаменов по предметам;
14. Проведение родительских собраний и индивидуальных бесед с родителями «группы риска»;
15. Посещение семей совместно социальным педагогом и работниками полиции при необходимости;
16. Привлечение администрации школы к профилактике возникновения межличностных проблем в классе, пропусков уроков без уважительной причины, неуспеваемости по предметам;
17. Разработка творческих дел и мероприятий в классе с обязательным привлечением детей «группы риска»;
18. Поощрение учащихся класса, особенно из «группы риска» за хорошие результаты в учёбе, в спортивной жизни школы, участие в классных и школьных мероприятиях и т.д.;
19. Координация совместной деятельности классного руководителя и воспитателей интерната.

Для каждого учащегося группы риска я завела индивидуальный лист контроля по форме:
Индивидуальный лист контроля учащегося И.Д.

Очень удобная форма, по мере надобности я его заполняю. Вся информация о подростках сохраняется. Кроме того, в нашей школе, социальным педагогом, для каждого учащегося «группы риска» заведены папки с информацией о нём: персональные данные ученика и родителей; проводимая с учеником и с родителями индивидуальная работа, вся информация о подростке, поступающая школу и исходящая из школы. Классные руководители и социальный педагог периодически вносят туда всю важную информацию об обучающемся и его родителях.
К концу девятого класса сформировался неплохой коллектив. В 2016-2017 учебном году мои воспитанники закончили девятый класс, причём два человека с хорошими и отличными результатами, 7 человек – с удовлетворительными и 2 человека, к большому сожалению, остались на осень.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание трудных подростков Возрастные особенности и трудновоспитуемость Трудный подросток и особенности работы с ним Воспитательная программа для 5-6 класса

Похожие статьи:

Воспитание трудного подростка

Воспитательная программа ОЭР в школе

Воспитательная подпрограмма для 5- 9 классов «Спорт, здоровье и я»

Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками

Формы внеклассной работы в начальной школе

Классный час «Все профессии нужны, все профессии важны», 9 класс | Классный час по экологии, 7-8 класс
Опубликовано: 12 дней назад (11 августа 2017)
Просмотров: 153
+2
Голосов: 2
Валентина Михайловна Скрипникова # 11 августа 2017 в 20:31 0
Очень интересный дидактический материал!
Ольга Станиславовна Средина # 12 августа 2017 в 08:30 0
Здравствуйте, Маргарита Васильевна! С интересом прочла Ваш материал о работе с детьми «группы риска». После окончания института я начинала работать в школе, была классным руководителем и сталкивалась с подобными проблемами. Трудные дети были есть и будут.Никуда от этого не деться. Мне в Вашем подходе понравилась системность. Ни одно нарушение не проходит незамеченным. Если родители махнули рукой на своих детей, то педагог реагирует и на опоздания и на пропуски и на плохие оценки.
В перечне видов взаимодействия с детьми особенно ценны пункты 17 и 18. Без позитивного настроя, без сотрудничества, сотворчества Вы наверняка не смогли бы "собрать" класс, создать коллектив. Хотелось бы конкретики, расшифровки этих пунктов. Молодым педагогам был бы очень полезен Ваш опыт.
ГОЛОС.
Галина Сергеевна Петрова # 12 августа 2017 в 13:56 +1
Добрый день Маргарита Васильевна! Вами ведется огромная работа с детьми "группы риска". Очень полезная информация. Особенно мне понравился индивидуальный лист контроля. Возьму себе на заметку, так как в моем классе тоже есть такой ученик.