Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Игры на развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи
Автор: Алексеева Светлана Геннадьевна, учитель-логопед, ЧДОУ «Детский сад № 170 ОАО»РЖД», г Белово, Кемеровская область.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию игры для формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Использование этих игр в коррекционной работе позволит сделать процесс обучения интересным и эффективным. Данный материал будет полезен учителям-логопедам и воспитателям групп компенсирующей направленности.

Формирование фонематических процессов имеет огромное значение для развития речи ребёнка, его успешного обучения в школе.
Наиболее эффективно необходимые умения и навыки формируются в игре. Именно игра занимает особое место в жизни ребёнка, является основным видом деятельности дошкольника. Использование игры делает процесс обучения более привлекательным, результативным.

Игра «Найди картинку»
Оборудование: предметные картинки.
Ход: На доске выставлены картинки. Дети находят картинки, в названии которых есть звук У, определяют его место в слове.

Игра «Где звук?»
Оборудование: карточки, разделённые на три части, буквы.
Ход: Логопед называет слова со звуком А в начале, середине или в конце слова, а дети ставят букву в соответствующую клетку карточки.

Игра «Расставь картинки»
Оборудование: предметные картинки, буква О, пустая карточка.
Ход: У детей на столах картинки. Логопед ставит букву О на одну сторону доски, на другую ставится пустая карточка. Дети про себя называют изображенный предмет, определяют, есть ли в этом слове звук О, и ставят картинки со звуком О к букве, нет звука О – к пустой карточке.

Игра «Подставим картинки к схемам»
Оборудование: предметные картинки, схемы.
Ход: На столе у логопеда картинки, в названиях которых есть звук П. Логопед предлагает взять картинку, произнести слово, выделяя звук П, и поставить картинку к соответствующей схеме.

Игра «Синий-зелёный»
Оборудование: кружки синего и зелёного цветов.
Ход: Логопед раздает детям кружки синего и зелёного цветов и называет слова, в которых есть звук Т или Ть. Если в слове твёрдый звук, дети показывают кружок синего цвета, если мягкий – кружок зелёного цвета.

Игра «Четвёртый лишний»
Оборудование: предметные картинки.
Ход: На доске расположены четыре картинки. В названии трёх – звук Н, в названии одной – звук Нь. Дети выделяют эту картинку и объясняют, чем она отличается от остальных: танк – батон – нитки – окно. И т. д.

Игра «Совы и синички»
Оборудование: картинки со звуками С и Сь.
Ход: На доске картинки, в названии которых есть звук С или Сь. Играют две команды: «Совы» и «Синички». Дети по очереди выходят к доске, берут нужную картинку и комментируют: «Я беру стол, потому что я сова», «Я беру письмо, потому что я синичка» и т. д.

Игра «Ромашки со звуками С и З»
Оборудование: лепестки с картинками со звуками С или З.
Ход: Детям предлагается составить из лепестков две ромашки. На лепестках изображены картинки, в названии которых есть звук С или З. Ребёнок берёт лепесток, называет картинку, определяет какой из заданных звуков есть в этом слове, его местоположение и кладёт лепесток к сердцевине соответствующей ромашки.

Игра «Измени слово»
Ход: Детям предлагается изменить предложенное слово путём замены, прибавления и т.д. какого-либо звука. Например, в слове БЫК заменить звук Ы на звук А (БАК).

Игра «Быки и бизоны»
Оборудование: предметные картинки со звуками Б, Бь.
Ход: На доске картинки, в названии которых есть звук Б или Бь. Играют команды: «Быки» и «Бизоны». Дети по очереди выходят к доске, берут картинки и комментируют: «Я беру бант, потому что я бык», «Я беру бинт, потому что я бизон».

Игра «Кто внимательнее»
Ход: Логопед называет звуки и слоги. Услышав звук Б, дети должны хлопнуть в ладоши, услышав звук П – закрыть глаза ладонями.
- б, п, п, б, д, п, б, б, п.
- па, бо, пы, по, бу, бы, ты, ка, пу.

Игра «Твёрдый-мягкий»
Оборудование: мяч.
Ход: Логопед по очереди бросает детям мяч и произносит слоги со звуком Ф или Фь. Дети возвращают мяч, заменив звук Ф на Фь или Фь – на Ф.
Слоги: фа – фя, фё – фо, афь – аф, оф – офь и т.д.

Игра «Звонкий-глухой»
Оборудование: мяч.
Ход: Логопед по очереди бросает детям мяч и произносит слоги со звуками Д и Т. Дети возвращают мяч, заменив звук парным звуком.

Игра «Слоговое лото»
Ход: На доске написаны слоги. Дети читают их, придумывают с ними слова.
ГА (гараж, газета, галстук…)
ГУ (гуси, губы, гудок, густой…)
ГО (голубь, город, голос, голод…)
ГИ (гимнаст, гиена, гиря, гитара…)

Игра «Измени слово»
Оборудование: мяч.
Ход: Логопед произносит слова со звуком К и по очереди бросает детям мяч. Они заменяют звук К на звук Г и перебрасывают мяч обратно.

Игра с фишками
Оборудование: схема, буква Ш, сюжетные картины, картинки.
Ход: Логопед выставляет на доску схему для определения позиции звука и, передвигая по карточке букву Ш, просит детей подобрать слова с данным звуком в начале, затем – в середине и в конце слова.
В качестве наглядной опоры могут быть использованы сюжетные картины, картинки из детских журналов. За каждое правильно подобранное слово ребёнок получает фишку. В конце игры определяется победитель.

Игра «Хитрые звуки»
Оборудование: мяч.
Ход: Звуки убегают из разных слов, меняя их значение. Например: миска – мишка. Логопед, бросая ребёнку мяч, называет слово. Ребёнок возвращает мяч, меняя звук С на Ш, а Ш на С.

Игра «Живые буквы»
Оборудование: буквы.
Ход: Логопед приглашает четырёх детей. Каждому из них даёт определенную букву. По сигналу логопеда «дети-буквы» объединяются в слова: стол, волк.

Игра «Что видела Мила, а что Лида?»
Оборудование: предметные картинки со звуками Л и Ль.
Ход: На доске картинки со звуками Л и Ль. Дети комментируют: «Мила видела лампу, а Лида – лимон». И т.д.

Игра «Приготовим обед»
Ход: Логопед предлагает детям «приготовить обед», состоящих из блюд, в названии которых есть звук [р]: картошка, пирог, вермишель, борщ, рыба, макароны, морс, рулет, окрошка и т.д.

Игра «Подарим картинки Роме и Рите»
Оборудование: предметные картинки.
Ход: Дети отбирают картинки со звуками Р, Рь.
- Я подарю рукавицы Роме, потому что в слове рукавицы есть звук Р.

Игра «Магазин»
Оборудование: предметные картинки.
Ход: На доске – картинки. Дети «приходят в магазин и покупают» только те продукты или вещи, в названии которых есть звук Р или Л.

Игра «Жуки и комары»
Ход: Дети делятся на две команды: «Жуки» и «Комары».
- Упражнение на внимание – попеременное произнесение ж-ж-ж – з-з-з;
- различение в слогах: за, жа, жла, азл, ужл, злу, жно;
- в словах: незабудки, гвоздики, жук, зоопарк, абажур, коза, зонт, жаворонок, стрекоза, пирожное;
- по картинкам на доске – отобрать картинку, определить, сколько слогов в слове.

Игра «Жуки и гуси»
Ход: Играют две команды: «Жуки» и «Гуси».
- упражнение в звукоподражании на внимание – попеременное произнесение ж-ш.
- различение в словах: шланг, шлагбаум, жакет, пирожное, машина, штукатурка, одежда, шелест, мышь, жираф.

Игра «Назови первый и последний звук»
Ход: Логопед называет слова со звуком Ч, дети определяют первый и последний звук.
Например: врач, обруч, часы, калач, час, чашка, ключ, кочка.

Игра «Рассыпанное слово»
Ход: Логопед произносит слоги и предлагает детям составить из них слова: ка, щу (щука), щи, кле (клещи), щик, я (ящик), вель, ща (щавель), ки, щёт (щётки), щет, и (ищет).

Игра «Сигнальщики»
Оборудование: карточки с буквами Ч и Щ.
Ход: У детей карточки, на одной из которых написана буква Щ, на другой – буква Ч. Логопед произносит слова со звуками Щ, Ч. Если в слове есть звук Щ, дети должны показать карточку с буквой Щ, если звук Ч – карточку с буквой Ч.

Игра «Кто в каком домике живёт?»
Оборудование: домики со схемами слов, картинки с изображением животных.
Ход: На доске домики со схемами слов. Дети по очереди выходят к доске, берут картинку с изображением какого-либо животного, находят ему домик и объясняют свой выбор.

Список литературы
1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб.: Каро, 1999. – 98 с.
2. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003. – 96 с.
3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами – СПб.: СОЮЗ, 2005. – 192 с.
4. Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. Г.В.Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
5. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344 с.
6. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.
7. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2002 – 144 с.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект коррекционно-развивающей деятельности по развитию зрительного восприятия в средней группе Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества Коррекционная работа с детьми с ОНР в подготовительной группе Техники направленной визуализации образов для детей. Техника «Разрисуй майку»

Похожие статьи:

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Игры на развитие внимания и речи у детей 4-6 лет

Игры с буквами для детей 4-6 лет

Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет

Конспект индивидуального занятия с ребенком 5-6 лет на тему «Автоматизация звука [р] в слогах, словах» | Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР
Опубликовано: 426 дней назад (3 марта 2023)
Просмотров: 414
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!